Основы павловского учения о высшей нервной деятельности

Пение — одна из функций организма, подчиненная общим законам его деятельности

тельностью нервной системы, ее законами, которые определяют работу организма вообще и певческую деятельность в част­ности.

Прежде чем перейти к интерпретации явлений, связанных с певческим голосом, мы вкратце напомним некоторые основ­ные Сведения, связанные со строением нервной системы и прин­ципами ее работы.



У певцов существует взгляд, что певческий голос является особым даром природы, раз навсегда данным или, наоборот, не данным человеку; даром непостижимым, для которого нет законов. Действительно, на первый взгляд это может показать­ся так потому, что у одних имеется «от природы поставленный» певческий голос, иногда обладающий огромной силой и исклю­чительной красотой, которые позволяют почти минуя обучение сразу нести профессиональную нагрузку, между тем как у 'дру­гих певческого голоса нет вовсе. С голосом иногда случаются странные явления: мальчик-певец, вундеркинд с исключитель­ным детским голосом, как Робертино Лоретти или Женя Тала­нов (запевала детского хора мальчиков А. В. Свешникова) после -мутации теряет свой замечательный голос. Наоборот, че­ловек, не имевший выраженного певческого голоса в детстве, оказывается наделенным исключительным голосом. Бывает, что голос вдруг «прорезывается» во взрослом состоянии, как это было, например, у М. И. Глинки. Бывает и наоборот, что опер­ный певец-профессионал в расцвете карьеры — теряет свой профессиональный голос. Такие явления, не наблюдающиеся у музыкантов других специальностей, и являются причиной указанного отношения к певческому голосу как к совершенно особому дару природы. Не случайно на наш вопрос о пении со­лист театра Ла Скала Иво Винко ответил словами: «Я думаю, что голос — это чудо...»

Между тем пение является одной из функций организма, одним из видов его деятельности, и поэтому оно подчинено тем же основным закономерностям, которые характерны для всех других его функций, т. е. для организма в целом. Указан­ные особенности певческого голоса действительно являются необычными, «о и они имеют свои 1уже достаточно хорошо изученные в настоящее время причины.

Управление всей жизнедеятельностью человеческого орга­низма, всеми его функциями лежит на нервной системе. По­этому знание ее строения и принципов деятельности является необходимым для понимания всех явлений, происходящих в организме.

Кто хочет понять, что такое пение и певческий голос, как его можно развивать, совершенствовать и как следует с ним вообще обращаться, 'должен прежде всего ознакомиться с дея-




Строение нервной системы

По строению в нервной системе различают центральный и периферический ютделы. К центральному отделу относится головной и спинной мозг, где сосредоточены огромные скопле­ния нервных клеток. К периферическому — нервы, идущие ко всем органам и тканям организма. Единицей строения нервной системы является нейрон, т. е. нервная клетка со множеством коротких отростков и одним длинным. Из длинных отростков нервных клеток построены периферические нервы. Нейроны по функции строго специализированы. Чувствительные нейроны проводят импульсы к центру, [двигательные нейроны — к пери­ферии. На концах этих длинных отростков имеются специаль­ные концевые аппараты для передачи или восприятия раздра­жений. Рецепторы — концевые аппараты чувствительных нейронов — служат для восприятия различных явлений внеш­ней среды с последующей передачей их по чувствительным во­локнам в центральную нервную систему. На концах двигатель­ных нейронов также имеются концевые аппараты — бляшки, при помощи которых импульс с нерва передается на мышечное волокно.

Короткими отростками нервные клетки контактируют друг с другом, передавая раздражение с одной клетки на другие: получается необозримо гигантская сеть нервных элементов, свя­занных в своеобразно организованную стройную систему. Пери­ферические нервы разветвляются по всему организму и связы­вают его в единое функциональное целое, сообщая в централь­ную нервную систему о явлениях, происходящих во внешней среде и внутри организма. По (периферическим же нервам цент­ральная нервная система посылает ответные приказы к мыш­цам — произвести тот или иной целесообразный ответ на эти сигналы.

По роду деятельности в нервной системе различают вегета­тивный отдел и соматический. Вегетативный отдел регулирует всю сложную систему процессов, участвующих в под­держании нормальной жизни организма: пищеварение, крово­обращение, обмен веществ, теплорегуляцию и т. п. Высшие вегетативные центры располагаются в подкорковой области го­ловного мозга. Центры этой системы находятся также в про-




долговатом, спинном мозгу и на периферии в виде узлов и тений.

Зона кожной и мышечуо-Сустабной чуостбитель-Ь ноши*

основы павловского учения о высшей нервной деятельности - student2.ru Наша психическая деятельность, все, чго произвольно ^ властно волевому контролю, выполняется соматическим отделом нервной системы.

основы павловского учения о высшей нервной деятельности - student2.ru

И сочя а

б

Рис. 36. Карта областей и полей коры головного мозга человека. Зоны, связанные с пеннем, нахо­дятся в височной, заднелобной и нижнетеменной . долях (слухречевая, слуховая, речедвнгательная, двигательная зоны).

В ;коре головного.мозг а, представляющей собою четырнадцатимиллиардное скопление клеток, сосредоточено выс­шее управление всеми функциями организма. Сюда поступают все сигналы :из внешней и внутренней среды. Здесь они подвер­гаются анализу, сравнению с предыдущим опытом, обрабаты­ваются по- особой системе, и в зависимости от их значимости для организма на лих дается соответствующий ответ.

'204

Принципы деятельности нервной системы.
; Условные и безусловные рефлексы

| Жизнь любого организма протекает мо принципу рефлекса, т. е. ответа на воздействие окружающей 'среды. Как мы пом­ним, основным в йавловском учении является рефлекторная теория. Отцом рефлекторной теории является И. М. Сеченов, который в 11863 году в книге «Рефлексы головного мозга» впер­вые высказал мысль о том, что «все психические акты по спо­собу 1своего происхождения суть рефлексы».

Однако это заключение Сеченова получило эксперименталь­ное подтверждение значительно позднее в трудах И. П. Пав­лова. В результате была стерта грань между «физиологиче­ским» и «психическим», грань, существовавшая испокон веков. Психические, явления получили свое физиологическое обосно­вание, и появилась возможность говорить об организме в един­стве психического и физического, т. е. так, как в действитель­ности функционирует живой организм.

Павлов считал основной своей заслугой, так же как и зас­лугой Сеченова, то, что вместо организма, разделенного на две половины — психическую и физическую,— люди получили воз­можность рассматривать организм в единстве.

Под рефлексом понимается ответное действие организма на раздражение рецепторов чувствительных нервов, в котором участвует центральная нервная система. Когда говорят о реф­лексе, часто употребляют термин рефлекторная дуга. Под ней понимается весь путь, но которому осуществляется рефлекторная реакция, т. е. рецептор — чувствительный ней­рон — участок центральной нервной системы, в котором замы­кается эта дуга,— двигательный нейрон и его концевой аппарат на мышце.

Рефлекторные дуги могут замыкаться на разных уровнях центральной нервной системы. Ответы ((рефлексы), с которыми человек рождается, так называемые безусловные реф­лексы, замыкаются на более низких уровнях — в спинном, среднем мозге или лодкорковых узлах. Человек рождается с ограниченным количеством рефлексов, необходимых ему для начала жизни, таких, как сосательный, мигательный, чихатель­ный и др. Однако одних безусловных рефлексов организму до­статочно, чтобы приспособиться к окружающей среде только в в 1первые моменты жизни. К этому же классу относятся и ин­стинкты. Это более сложные рефлексы, передаваемые по нас­ледству и необходимые для жизни (например инстинкт само­сохранения, родительский, половой и т. п.).

Для существования организму необходимо приспосабли­ваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Органы чувств должны давать ему верную информацию об из­менениях среды, вызывая целесообразные реакции. Повторение

этих реакций, которые закрепляются как индивидуальный опь;т
организма, лосят название условных рефлексов. Уело
ные рефлексы образуются в коре головного мозга. Именно
ней и сосредоточен весь индивидуальный опыт того или ино
человека. 1

Условные рефлексы непостоянны — они возникают при Оп­ределенных условиях, по мере надобности (отсюда и их назва­ние), а при отсутствии таковых — угасают. Безусловные реф­лексы— это стандартные, постоянные связи. Условные — вре­менные связи обеспечивают гибкую реакцию организма на ме­няющуюся среду.

Об условных рефлексах И. П. Павлов пишет: «Факт услов­ного рефлекса есть Повседневнейший и распространеннейший факт. Это есть, очевидно, то, что мы знаем в себе и в живот­ных под разными названиями: дрессировки, дисциплины, вос­питания, привычки. Ведь все это есть связи, которые образова­лись в течение индивидуальной жизни, связи между определен­ными внешними агентами и определенной ответной деятельностью. Таким образом, с фактом условного рефлекса отдается в руки физиолога огромная часть высшей нервной деятельности, а может быть и вся» '.

И. М. Сеченов пишет: «Всегда и везде жизнь слагается из кооперации двух факторов — определенной, но изменяющейся организации и воздействий извне»2. И. П. Павлов считал, что «животный организм как система существует среди окружаю­щей (природы только благодаря .непрерывному уравновешива­нию этой системы с внешней средой» 3. Под уравновешиванием Павлов понимал свойство организма приспособляться.

Как показали исследования И. П. Павлова, любой 'раздра­житель, всякий агент внешней среды мбжет вызвать при опре­деленных условиях любую, в том числе и нецелесообразную реакцию организма. Например, такой условный раздражитель, как боль, обычно вызывающий оборонительную реакцию, в ответ может вызвать слюноотделение, т. е. пищевую реакцию.

Условия образования рефлекса

Условием для образования рефлекса является многократное сочетание действия какого-либо условного раздражителя (на­пример, болевое раздражение в примере, взятом выше) с бе­зусловным (выделение слюны при кормлении) или прочно

основы павловского учения о высшей нервной деятельности - student2.ru 1 И. П. Павлов. Полное собрание сочинений, изд. 2-е АН СССР М— 1
Л., 1951—1954, т. IV, стр. 39—40. Все цитаты И. П. Павлова далее даются '
по этому изданию с указанием тома и страницы.

2 И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский. Физио­
логия нервной системы. Сборник трудов, т. I. Медгиз. 1952, стр. 301.

3 И. П. Павлов, т. III,кн. 2-я, стр. 324..

сработанным ранее условным рефлексом, например если, тгод-1ося пищу собаке, причинять ей одновременно боль, то через несколько таких сеансов одно лишь болевое раздражение будет вызывать слюноотделение, т. е. пищевой рефлекс. Таким обра-<]>м, боль, которая обычно вызвала бы оборонительную реак­цию, окажется связанной с деятельностью, имеющей отношение к Пищеварению.

Это подтверждает, что любое явление внешнего мира при условиях одномоментного действия раздражителей и повторно-сти их может вызвать ответ, свойственный другому .рефлексу.

Такие сочетания различных раздражителей с самыми разно­образными реакциями организма происходят беспрерывно в процессе жизни. Одним из важных условий выработки рефлек­сов является необходимость полной свободы мозга от других деятельностей в момент выработки рефлекса.

Анализаторы

И. П. Павлов считал, что для высшей нервной деятельности, как он называл работу мозга, характерны два явления: обра­зование условных рефлексов и механизм анализаторов. Он пи­шет об этом так: «Вся вновь открывавшаяся нам с нашей точки зрения деятельность высшего отдела нервной системы пред­ставлялась нам в виде двух основных нервных механизмов: во-первых, в виде механизма временной связи, как бы времен­ного замыкания проводниковых цепей между явлениями внеш­него 'мира и реакциями на них животного организма, и, во-вторых—• механизма анализаторов» '.

Следовательно, механизм анализа он считал таким же важ­ным !в работе мозга, как и развитие условных связей.

Под анализатором И. П. Павлов понимал всю сложную систему нервных образований, по которым происходит анализ явлений 'внешней среды, т. е. ту часть 'рефлекторной дуги, по которой раздражение достигает мозга. «...Для меня вся рефлек­торная дуга представляется распадающейся на следующие три главные части: первая часть начинается со всяческого нату­рального конца центростремительного нерва и кончается в моз­гу воспринимающей клеткой; эту часть рефлекторной дуги я предлагаю называть и представлять себе в качестве анализа­тора, потому что задача этой части и заключается в том, чтобы весь мир влияний, падающих извне 1на организм и его раздра­жающих, разлагать, и чем выше животное, тем разлагать дроб­нее и тоньше» 2.

В состав анализатора входят рецепторы: воспринимающие концевые аппараты нерва, периферический нерв, ряд промежу-

основы павловского учения о высшей нервной деятельности - student2.ru 1 И. П. П а в л о в, т. III,кн. 2-я, стр. 325.

2 И. П. П а в л о в, т. III,кн. 1-я, стр. 110.

точных образований и, наконец, клетки коры, которые получи, название ядра анализатора. Как известно, разные виды чувст­вительности связаны с деятельностью отдельных областей ikoj ы (центров). Центр слуха, например, расположен в височной до; а зрение в затылочной и т. и.

Наряду с системой анализаторов, связывающих организм с внешней средой, существует сложная система внутрен­них анализаторов, постоянно сигнализирующих к^ре о состоянии и деятельности внутренних органов.

Наиболее значительным в этой системе надо считать д в и-гательный анализатор. И. П. Павлов по поводу внут­ренних анализаторов писал так: «...кроме 'перечисленных внеш­них анализаторов, должны существовать анализаторы внутрен­ние. Важнейшим из внутренних анализаторов является двига­тельный анализатор, анализатор движения. Все мы знаем, что от всех частей двигательного аппарата — суставных сумок, сус­тавных (поверхностей, сухожилий и т. д.— идут центростреми­тельные нервы, которые сигнализируют (каждый момент, каж­дую малейшую подробность акта движения. Все эти нервы как в высшей инстанции собираются в клетках больших полуша­рий» '. Каждый человек, например, отдает себе отчет в том — какие 1мышцы его тела напряжены, какие расслаблены, и не глядя может сказать, в каком положении находится та или иная конечность, часть тела. Следовательно, в специальную область коры поступают сигналы от суставов, связок и мышц, сообщаю­щие о состоянии и работе двигательного аппарата. Точность и ловкость движения достигается совершенством деятельности двигательного анализатора.

Первая и вторая сигнальные системы

Как 'мы уже писали, через различного рода анализаторы (органы чувств) головной мозг человека получает сигналы как о явлениях внешней среды, так и о состоянии организма. На основании сигналов этой системы он управляет деятельностью организма, реагирует на эти сигналы и вызванные ими пред­ставления. Такой системой сигналов обладает как человек, так и животное. Эту непосредственную сигнальную систему дейст­вительности И. П. Павлов назвал первой системой сиг­налов.

Слова, живая речь составили для человека вторую си­стему сигналов. Произошла, как говорил И. П. Павлов, чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. Слова, обозначающие понятия, слова, позволяющие мыслить в отвлеченных образах, сигнализируют о явлениях внешнего ми-

\ ра, позволяют его познавать неизмеримо более полно. Возникли \же эти понятия на основе непосредственных сигналов действи­тельности, на основе первой сигнальной системы. Поэтому вто­рую систему .называют сигналом сигналов.

1 У животного сигнальная деятельность ограничивается непо­средственными сигналами действительности, и в процессе индивидуального опыта по этим сигналам животное знает, что такое, например, вода, огонь, снег, хозяин. Но оно не может ни отвлечься от этих конкретных явлений, ни понять их смысл, ни передать свой индивидуальный опыт другому. Животные не имеют слов, понятий. Человеку же слова «вода или «огонь» сиг­нализируют значительно больше, чем реальные ощущения воды и огня. «Конечно, слово для 'человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое коли­чественное и качественное сравнение с условными раздражи­телями животных» '.

В приведенной ниже цитате ясно изложены взгляды И. П. Павлова на роль первой и второй сигнальных систем, а также на связь этих систем с развитием тех или иных отде­лов центральной нервной системы.

«У высших животных, до человека включительно, первая ин­станция для сложных соотношений организма с окружающей средой есть ближайшая к полушариям 'подкорка с ее сложней­шими безусловными рефлексами' (наша терминология), ин­стинктами, влечениями, аффектами, эмоциями (разнообразная обычная терминология). Вызываются эти рефлексы относи­тельно немногими безусловными, т. е. с рождения действую­щими, внешними агентами. Отсюда ограниченная ориентировка в окружающей среде и вместе с тем слабое приспособление. Вторая инстанция ■— большие полушария, но без лобных долей. Тут возникают при помощи условной связи 'ассоциации, новый принцип деятельности: сигнализация немногих безусловных внешних агентов бесчисленной массой других агентов, постоян­но вместе с тем анализируемых и синтезируемых, дающих возможность очень большой ориентировки в той же среде и тем уже гораздо большего приспособления.

Это составляет единственную сигнализационную систему в животном организме и первую в человеке.

В человеке прибавляется, можно думать, специально в его лобных долях, которых нет у животных в таком размере, дру­гая система сигнализации, сигнализация первой системы — речью, ее базисом или базальным компонентом — кинэстезиче-скими2 раздражениями речевых органов. Этим вводится новый



основы павловского учения о высшей нервной деятельности - student2.ru 1 И. П. Павлов, т. III, кн. 1-я стр. 211—212.

1 И. П. П а в л о в, т. IV, стр. 428—429.

2 Кинэстезические — ощущения собственных движений.





принцип нервной деятельности — отвлечение и вместе обобще- / ние бесчисленных сигналов предшествующей системы в свою/ очередь, опять же с анализированием и синтезированием этих/ новых обобщенных сигналов,— принцип, обусловливающий без| граничную ориентировку в окружающем мире и создающий выс| шее приспособление человека — науку как в виде общечелове*-ческого эмпиризма, так и в ее специализированной форме. Это вторая система сигнализации...»1.

Книга, которую вы читаете,— относится ко второй системе
сигнализации. В ней в форме слов излагается опыт множества
людей по вопросам певческого голоса и его воспитания. Этот
обобщенный опыт намного шире того опыта, который каждый
певец может получить в результате непосредственного слуша­
ния пения, т. е. через первую сигнальную систему. L

Как видно из приведенной выше цитаты, И. П. Павлов, гово­ря о добавлении второй сигнальной системы к первой, одновре­менно указывает и на развитие лобных долей 'мозга, т. е. свя­зывает эту функцию с определенным отделом центральной нервной системы (принцип'структурности).

Структура и функция тесно связаны между собой. Речевая функция, ее совершенствование и развитие, являясь, с одной стороны, результатом образования особых от­делов мозга, с другой — следствием приспособления дыхатель­ных органов и органов ротоглотки (части пищеварительного тракта) к речеобразованию, в свою очередь вела к развитию и совершенствованию этих' органов. Подобно тому как рука явилась, по выражению Ф. Энгельса, не только органом труда, но так же и продуктом его, голосовые органы получили свое развитие и высокое совершенство благодаря речевой функции.

«Морфологические и физиологические явления, форма и функция обусловливают взаимно друг от друга»2 — говорил

Ф. Энгельс.

Если 'посмотреть, >как мышцы нашего тела представлены в двигательной области коры головного 'мозга, то видно, что наи­большее представительство в мозгу имеют более сложные в смысле управления органы: кисти и пальцы рук и органы рече-образования — язык, зев и мимическая мускулатура около ро­тового отверстия. Развитие речевой функции прежде всего связано с совершенствованием системы управления. Сюда входят и области, ведающие движением мышц, участву­ющих в речеобразовании, и слуховые области коры, служащие для восприятия речевых сигналов, и внутренние обратные связи от работающих органов речеобразования, и области, связан­ные с накоплением памяти на Ьвуки речи, на мышечные движе­ния и т. п. Совершенством работы системы управления голо-

основы павловского учения о высшей нервной деятельности - student2.ru 1 И. П. П а в л о в, т. III, кн. 2-я, стр. 214—215.

2Ф. Энгельс. Диалектика природы. Госполитиздат, 1948, стр. 249. |

совыми органами объясняется мастерство владения голосом, к которому способен человек. Системы обратных связей, осу­ществляющих контроль над речевыми движениями, И. П. Пав­лов назвал речедвигательным анализатором.

основы павловского учения о высшей нервной деятельности - student2.ru

Организм человека, таков, каков он сейчас есть, является результатом длительной эволюции живых человекообразных существ под влиянием внешней среды. Как указывал Ф. Эн­гельс— труд и затем членораз­дельная речь превратили мозг предка человека в человеческий мозг. Труд, явившийся необхо­димым приспособлением челове­ка в борьбе за существование, как реакция на внешнюю среду, и опыт, который был накоплен в процессе труда, наконец коллек­тивный характер этого труда — вызвали к жизни желание об­щаться, передавать этот опыт при помощи речи. Таким обра­зом членораздельная речь и вы­званные ею изменения как в мозге, так и в структуре и функ­ции голосовых органов являются в конечном итоге, также ответом организма на воздействие внеш­ней среды.

Закономерности деятельности Рис 37 Представительство раз-
нервной системы. Возбуждение личных частей тела в двигатель-
и торможение ной области коры (по Пенфилду).

Видно, что рука и голосовой ап-

И. П. Павловым были откры- пат занимают в двигательной.
ты закономерности, кото- S™-Ге^склТГЛныеTot
рые лежат в основе дея- можности движений, которые они»
тельности нервной си- имеют,

с те мы. Прежде всего следует

отметить, что нервные клетки коры полушарий большого^ мозга способны находиться в двух состояниях: в возбуж­денном или в тормозном. Под возбуждением пони­мается деятельное состояние нервных клеток. Оно вызывает активную деятельность соответствующих мышц, желез и т. п. на периферии. В этом активном состоянии нервная клетка производит свою работу, тратит ту энергию, которая в ней заключена. Это деятельное, активное состояние нервных кле­ток необходимо для того, чтобы в мозгу совершалась та или иная работа, образовывались те или иные рефлекторные связи. Когда певец думает, представляет себе звучание, которое

21К

ему надлежит воспроизвести, в соответствующих областях ко­ры возбуждаются группы нервных клеток, связанные с музы-( кальным слухом, с музыкальной памятью. При задании вое-/ произвести это слуховое представление приходят в возбужден-, ное состояние те группы нервных клеток двигательной области* коры, которые заведуют деятельностью мышц, участвующих в фонационной функции. Сокращение мышц есть результат дей­ствия тех нервных импульсов, которые идут по нервным путям от двигательных нервных клеток. Когда человек смотрит или слушает — в возбужденном состоянии находятся соответственно клетки зрительной или слуховой зоны коры. Любая деятель­ность коры, будь она связана с процессами 'памяти, слуха, зре­ния, движения, требует активного, деятельного состояния соот­ветствующих областей нервных клеток, или, как их иногда называют,— центров.

Возбудительный процесс, протекающий в различных участ­ках коры одновременно или непосредственно один за другим, ведет к возникновению между этими труппами клеток функ­циональной связи и оставляет в нервной системе след. Многократное повторение укрепляет эту связь, ведет к об­разованию рефлекса. Сила возбуждения играет в этом процессе основную роль. При хорошем возбуждении связи об­разуются скорее и прочнее. Поэтому для быстрой и прочной выработки рефлексов необходимо создавать условия, в кото­рых возбуждение нужных групп клеток было бы 'наилучшим.

У разных людей сила возбудительного процесса не одинакова от природы, что лежит в основе разделения лю­дей по типам высшей нервной деятельности (о чем мы будем говорить специально ниже). 'Но и у каждого человека, каким бы он ни был по силе возбудительного процесса, возбуждение может быть лучше или хуже, в зависимости от состояния коры. Хорошо отдохнувшие за ночь нервные клетки дают лучшее воз­буждение, утомление связано с плохим процессом возбуждения. Когда нет отвлекающих факторов, человек внимателен — его возбуждение сконцентрировано на предмете внимания, и связи возникают быстрее и Прочнее.

Поэтому для лучшего образования рефлексов мозг не дол­жен быть утомленным, кора должна быть свободна от посто­ронних очагов возбуждения, внимание максимально сконцен­трировано. В этих условиях для образования прочной связи требуется меньшее количество повторений. Естественно, что пе­дагогический процесс должен всегда строиться с учетом этих особенностей образования нервных связей.

Однако возбуждение нервных «леток, их активное состояние не может продолжаться долго. Их энергия растрачивается, на­капливаются продукты обмена, и нужно определенное время, чтобы они «отдохнули», вновь накопили энергию для последу­ющей 'активной работы. Это (происходит в тормозном со-

стоянии нервных клеток. Торможение — это особый процесс понижения и изменения деятельности нервных клеток, во время которого происходит восстановление их работоспособности. На периферии тормозной процесс приводит к прекращению дея­тельности мышц, желез.

Как показали наблюдения, нервная клетка не может нахо­диться в возбужденном состоянии непрерывно более 15 минут. После этого она обязательно переходит в тормозное состояние, чтобы сохранить себя для последующей работы. Она как бы охраняет себя от переутомления. Этот вид торможения так и назван охранительным. Следовательно, возбуждение и торможение тесно связаны и закономерно сменяют друг друга. Обычно нервная клетка непрерывно работает значительно мень­ше, чем 15 минут, и ее возбуждение прерывается краткими мо­ментами торможения, во время которых она частично успевает восстановить свою энергию. Так, сменяя возбуждение крат­кими секундами торможения, нервная клетка может работать много часов. Однако в конце -концов для полного восстанов­ления ей нужно длительное торможение. Разлитым и длитель­ным внутренним торможением нервных клеток мозга являет­ся с о н.

Во время сна весь мозг, за исключением некоторых «сторо­жевых» пунктов, погружается в тормозное состояние. Если сон нормальный, то вся кора успевает хорошо восстановиться для последующей активной работы в течение дня. Именно поэтому утром все деятельности осуществляются особенно хорошо, пол­ноценно— «на свежую голову».

Но и в течение дня, когда мозг бодрствует, важно не пере­гружать непрерывно и долго одни и те же группы клеток. Всегда нужна хотя бы временная разгрузка, переключение на другой вид работы. На этом принципе основаны все рациональные гигиенические режимы, установленные для уче­бы, работы, жизни вообще.

Каждый из нас знает, как трудно быть внимательным дол­гое время. Не случайно опытный лектор или педагог умеет, из­лагая сложный материал, вызвать в зале смех, движение, т. е. все то, что позволяет отвлечься и на какое-то время рассредо­точиться. Не случайно уроки в школе или вузе имеют неболь­шую длительность, после чего 'дается перемена, во время кото­рой рекомендуется подвигаться, погулять. Даже в театре, где человек получает все время положительные эмоции и с захва­тывающим интересом следит за развитием действия, трудно высидеть длинный акт.

Замена одного типа работы на другой, перемещение участ­ков оптимального возбуждения из одной области мозга в дру­гую создает возможность эффективно выполнять в течение дня многочисленные задания без ущерба для нервных клеток. Од­нако, несмотря на смену оптимальных участков возбуждения,

на периодический «отдых» нервных клеток, к концу дня сила ■возбудительного процесса ■ падает. Нарастает общее утомление работы нервных клеток, и требуется сон, чтобы на утро вся сложная работа, которую производит кора в течение дня, могла выполняться полноценно. Работоспособность к концу дня зако­номерно падает, знания усваиваются плохо и любая [деятель­ность осуществляется хуже если в течение дня человек не имел возможности отдохнуть. Конечно, режим дня может быть 'пост­роен так, что к вечеру нервная система будет находиться в наилучших условиях для своей деятельности. Так должны строить свой режим дня, например, люди артистических про­фессий, которые должны отдавать максимум своей нервной энергии в течение спектакля, вечером. Если же, как у боль­шинства людей, основная нервная энергия тратится в течение дня, то вечером требуется сон для восстановления работоспо­собности клеток мозга. Однако иногда в силу необходимости таковой не наступает и жизнь требует активности в течение двух, а иногда и трех суток. Тогда охранительное торможение, дабы избежать гибели клеток от переутомления, властно накла­дывает свою руку и человек урывками засыпает в любом поло­жении — за работой, сидя, стоя и т. п.

Полноценная работоспособность человека возможна только при верном режиме :жизни, три правильной смене деятельного и тормозного состояния нервных клеток. Только хорошее глу­бокое и длительное торможение позволяет затем получить пол­ноценную активность .коры мозга.

Так смена активного и тормозного состояния коры позво­ляет успешно осуществлять сложнейшую работу по управле­нию деятельностью организма в течение всей жизни.

Однако возбудительный и тормозной процессы сменяют друг друга не только в процессе перемены деятельности, т. е. пере­хода от работы одних областей коры к другим или в процессе смены 'состояния бодрствования и сна. Они одновременно при­сутствуют в коре в процессе осуществления какой-либо дея­тельности. И. П. Павлов говорил, что если бы мы могли пос­мотреть на кору головного мозга во время выполнения какой-либо деятельности, то мы увидели бы мозаику очагов возбуж­дения и торможения, которые беспрерывно сменяют друг друга.

Когда, например, человек |поет или говорит, в этом прини­мает участие почти весь мозг, его многочисленные отделы. Память отбирает последовательность слов или звуков; двига­тельные приказы из клеток, управляющих нашими мышцами, последовательно приводят в действие разные группы дыхатель­ных, артикуляционных и гортанных мышц; слух, вибрационное, мышечное и другие чувства контролируют звуковое выполнение задания. Все это и дает сменяющуюся мозаику очагов возбуж­дения и торможения соответствующих областей коры. Каждое мгновение в работу включены одни мышцы, а другие затормо-

жены — поступают одни сигналы, в следующее мгновение — другие.

Таким образом, оба процесса возбуждения и торможения необходимы для выполнения какой-либо деятельности. Именно их слаженная работа и определяет тонкое и точное выполнение какой-либо деятельности. Торможение в такой же мере необ­ходимо для работы коры, как и возбуждение.

Иррадиация и концентрация возбуждения и торможения. Их взаимная индукция

Возбудительный и тормозной процессы свя­заны между собой некоторыми закономерно­стями. Раз возникнув в каком-либо пункте, возбуждение (как и торможение) растекается, иррадиирует по коре, захватывая соседние области, приводя в возбуждение большие поля коры. С другой стороны, наблюдается и обратный процесс. Широкое поле возбуждения может быть уменьшено, сконцентриро­вано в узком участке. Тормозной процесс сужает разлитое поле возбуждения, концентрируя его в небольшой области. Сле­довательно, возбуждение и торможение не стабильны, а ирра-диируют по коре и могут концентрироваться в отдельных ее участках.

Кроме того, было установлено, что если в каком-либо уча­стке возникает сильный возбудительный процесс, он вызывает торможение в других областях коры. Это индуцированное сильным возбудительным очагом торможение подавляет дея­тельность функций, локализованных в других полях коры мозга. Указанные особенности протекания возбудительного и тормоз­ного процессов носят название законов иррадиации и концентрации и. взаимной индукции. Эти свойства возбудительного и тормозного процессов лежат в основе мно­гих известных в повседневной жизни фактов. Они же 'опреде­ляют особенности развития функций и влияют на выполнение различных видов деятельности.

Примером иррадиации процесса возбуждения, перехода на другие участки коры может служить суетливость человека (другими словами, его двигательная возбужденность) при не­терпеливом ожидании, несдержанность яри раздражении и т. п. Раздраженный человек «растормаживается» и в запальчивости Бысказывает то, что в другое время сдержал бы. При нетерпе­ливом ожидании человеку «не сидится на месте» — процесс возбуждения распространяется на двигательные области коры.

Явление внимания связано с концентрацией возбудительного процесса на объекте внимания. Быть по-настоящему внима­тельным — это значит целиком сконцентрироваться на объекте внимания и не видеть, не замечать остального. Человек, погру-

женный в чтение захватывающей книги, неподвижен, ничего не слышит и не видит вокруг, и нужно достаточно сильное раздра­жение, чтобы вывести его из этого состояния. Его возбуждение целиком сконцентрировано на содержании читаемого, обложено кругом тормозным процессом. Заторможены и двигательные, и слуховые, и другие области коры. Отсюда неподвижность и не­чувствительность к звуковым и другим раздражениям.

По закону индукции при сильном 'возбудительном очаге — в остальной части коры развивается тормозной процесс. Чело-иек, получивший потрясшее его известие, например о смерти близкого человека,— «убит горем» — он заторможен двигатель-но, (погружен 'в- свое переживание и плохо реагирует на окру­жающее. Он не может нормально действовать, все «валится из рук», он не 'Способен ничего запомнить, усвоить, часто плохо по­нимает, что (происходит вокруг, все у него как «во сне». Все это результат тормозного состояния, развившегося по закону индукции.

Внешнее и внутреннее торможение. Виды внутреннего торможения

По механизму возникновения тормозного процесса И. П. Пав­лов различал внешнее и внутреннее торможение. Внешнее торможение возникает в результате какого-либо внеш­него явления, которое быстро затормаживает всю деятельность коры. Ребенок, склонный смущаться, впервые вызванный в школе к доске — весь заторможен: не может сказать ни слова. Общая заторможенность —результат развившегося под влия­нием непривычной обстановки тормозного процесса в коре моз­га, не дающего возможности нормального протекания необхо­димой деятельности, тормозящего осуществление рефлексов. При этом в первую очередь оказываются заторможенными бо­лее молодые, недостаточно укрепившиеся связи.

Естественно, что внешнее торможение, тормозя деятельнос

Наши рекомендации