Работа профессиональных учебных заведений
Послевоенное время ознаменовалось большими достижениями в системе подготовки вокальных кадров. Был проведен ряд вокальных совещаний, смотров учащихся, семинаров повышения квалификации педагогов и всесоюзных вокальных конференций.
Первое послевоенное мероприятие такого рода — смотр выпускников консерваторий в 1948 году, который показал наличие среди студентов многих одаренных молодых певцов, хорошо владеющих вокально-техническим мастерством. В обсуждении выступлений приняли участие ведущие педагоги и артисты страны.
Знаменательной вехой в развитии советской вокальной методики явилось Всесоюзное вокальное совещание 1954 года в Ленинграде, где были сформулированы основные принципы воспитания певцов. На совещании были заслушаны доклады и показы ведущих педагогов, научные сообщения. Там были обсуждены общие вопросы воспитания певцов, выявлены насущные нужды вокальных педагогов и певцов и отмечены недостатки, имеющиеся в системе вокального образования. В решениях совещания нашло свое отражение как то положительное, что имелось в системе воспитания певцов, так и основные
недостатки. В соответствии с решениями конференции, были внесены изменения в программы и учебные планы, направленные на то, чтобы устранить параллелизм между предметами музыкальных училищ и консерваторий, перегрузку студентов, многопредметность, увеличить число часов, отводимых на специальность, открыть двухгодичные подготовительные отделения, с целью дать возможность молодым певцам с хорошими голосами, но без специальной подготовки, иметь семилетний срок обучения у одного и того же педагога, ввести недостающие дисциплины и т. п.
Особенно важным было принятие основных принципов воспитания певцов, которым должен следовать каждый педагог вне зависимости от метода и приемов, которыми он пользуется в работе с учеником. Эти (принципы: единство художественного и технического развития, необходимость индивидуального подхода к ученику и принцип постепенности и последовательности.
Выдвинуты эти принципы были на основе обобщения педагогического опыта, накопленного вокальной педагогикой за долгое время ее существования, а также в результате анализа хода развития дарований современных молодых певцов.
Принцип единства художественного и технического развития говорит о том, что развитие иатсиь нительского мастерства должно идти параллельно и взаимосвязанно с развитием вокально-технических данных. Педагоги не могут откладывать развитие музыкально-исполнительских качеств на более поздние этапы обучения, занимаясь первые годы только техникой вокала — «постановкой голоса», Во-первых, при ограниченных сроках обучения и таком подходе нельзя успеть воспитать артистические данные молодого певца; а во-вторых — и это главное, такая техника будет иметь формальный, оторванный от музыки характер. Не приводит к полноценному развитию ученика и такой подход, когда педагог, специально не занимаясь техникой пения, уповает на то, что при развитии исполнительского мастерства, в процессе работы над художественным вокально-педагогическим , материалом голос сам разовьется, приспособится, «выпоется». Практика показывает, что при отсутствии специального внимания к выработке техники голос обычно деградирует, а не выпевается. Только | взаимосвязанное развитие исполнительского и технического ма- ■» стерства дает в итоге технически совершенного артиста-певца. Этот принцип взаимосвязанного развития исполнительства и техники имеет твердое физиологическое обоснование.
Если «единый метод» ГИМНа не хотел считаться с особенностями учеников, рекомендуя единые для всех установки, то современным принципом является индивидуальный подход к каждому ученику и признание возможности идти в воспитании певца разнообразными методами.
Именно догматизм педагогов, навязывание своих принципов и игнорирование индивидуальности ученика чаще всего являлись причиной неудачного развития певцов. Каждый ученик — неповторимая индивидуальность как по свойствам своей нервной системы, так и по строению и физиологическим возможностям своего голосового аппарата. Поэтому не может быть единых приемов, которые подходили бы всем ученикам. Педагог, каким бы путем он ни шел в формировании голоса, обязан каждый раз преломлять свой метод, сталкиваясь с индивидуальностью ученика. Советская вокальная педагогика требует творческого, а не догматического подхода к каждому ученику.
Принцип постепенности и последовательности говорит о том, что каждый педагог, используя свой метод работы, должен чрезвычайно постепенно и планомерно идти по пути усложнения как вокально-технических заданий, так и исполнительских требований. Принцип «от простого к более сложному» является общепедагогическим принципом. Как показывает анализ случаев неудачного развития певцов, весьма часто причиной неудач являлось несоблюдение принципа постепенности и последовательности. Этот принцип также имеет физиологическое обоснование. К сожалению, весьма интересные и ценные доклады, показы и выступления, как и решения совещания, не были опубликованы, как было сделано после конференции 1940 года, и существуют только в форме стенограмм1.