Сравнительный анализ со стихотворениями М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», «Родина».
Уже первая строка “Осенней воли” отсылает читателя к русской поэтической традиции размышлений о месте человека в природе, о его чувствах к ней: это парафраз строки Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”.
Переклички с этим лермонтовским стихотворением мы встречаем и дальше: появляется тема одиночества, пустыни (герой оказывается один в безлюдном пустынном пространстве), дороги (у Лермонтова герой выходит “на дорогу”, у Блока — “на путь знакомый”), песни (герой Лермонтова хочет “день и ночь” слушать “сладкий голос”, поющий про любовь, герой Блока — “голос Руси пьяной”, он слышит “нищего, распевающего псалмы”, поёт “про свою удачу”). Есть желание слиться навек с природой, противопоставленное смерти: у Лермонтова герой хочет “забыться и заснуть! // Но не тем холодным сном могилы…”, а так, чтобы рядом …вечно зеленея,
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Однако у этих двух стихотворений есть очень важное различие: у Лермонтова описывается какая-то абстрактная земля, “пустыня”, которая “внемлет Богу”, и “искать свободы и покоя” в ней. У Блока желанная земля — это его родина, его родная земля — Русь — и родная природа, которую можно просто любить. Однако родина в “Осенней воле” — это не только простор. В стихотворении есть детали, показывающие “страны родимой нищету”: пустынный путь, “жёлтой глины скудные пласты”, нищий, “мокрые долы”. На этом тусклом фоне есть яркие пятна, выделенные цветом, интонацией: красный цвет “густых рябин в проезжих селах” во втором четверостишии, в третьем герою “призывно машет” узорный, “цветной рукав”, а рядом “пляшет // И звенит, звенит, в кустах пропав”, его веселье. Это напоминает нам строки из стихотворения Лермонтова “Родина”:
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужиков.
Эти два стихотворения объединяет тема странности любви героя к родине. Но любовь эта разная. Лермонтовский герой говорит о своей любви как о не поддающейся никакому разумному истолкованию (“Не победит её рассудок мой”). Он отказывается от любви и уважения к России как к стране, славной своими воинскими победами, к Руси с её “тёмной старины заветными преданьями” и испытывает нелогичную, непонятную привязанность к простой, незаметной жизни в русских деревнях. Герою Блока, наоборот, именно родина может дать покой и ясность. Он не в силах противиться желанию уйти в эти “дали необъятные” и не знает, как жить без них (“Как и жить и плакать без тебя!”).
В желании героя соединиться с родиной есть некоторое противоречие: он ищет покоя, приюта, любви, а устремляется в “дали необъятные”, которые как раз “приютить” не могут. Однако герой осознаёт всё это и своё обращение к родине воспринимает как сознательный выбор (не случайно в названии стихотворения присутствует слово “воля”):
Нет, иду я в путь никем не званый...
Всё стихотворение написано пятистопным хореем — размером, традиционно использующимся в русской поэзии для размышлений на философские темы. Выделяется одна строка в последнем четверостишии, написанная трехстопным хореем, — “Умирает, не любя”. Так дополнительно подчёркивается эта “странная любовь” к родине, соединяющая жизнь и смерть, радость и плач.
Тема России для Блока глубоко личная, поэтому образ родины переплетается с образом женщины.
«КОРШУН»
Чертя за кругом плавный круг
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг.
- В избушке мать, над сыном тужит:
"На хлеба, на, на грудь, соси,
Расти, покорствуй, крест неси".
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.-
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
22 марта 1916
Завершает цикл «Родина» небольшое стихотворение «Коршун». Глубинный его смысл сводится к мысли о необходимости общенациональных перемен, об освобождении России. В этом стихотворении сливаются воедино мотивы всего цикла. Здесь и неброский российский пейзаж, и напоминание о подневольной судьбе народа, и черты истории, и обобщённый образ родины. Всё это связано с фольклорной стихией. Образ коршуна символичен, это символ зловещих сил, которые тяготеют над Россией.
Стихотворение заканчивается вопросами, которые звучат как призыв к действию: Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
«Стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», - писал Блок Станиславскому.
Александр Блок испытывал к Родине не только нежность, любовь. Он относился к ней с должным уважением и в то же самое время с трепетом. Он преклонялся перед ней….
Россия Блока – вечная любовь, вечная Боль, вечная Тайна. Она талантлива, но беспечна. Она нищая, но при этом сильная и гордая. Блоковская Русь – вечная незнакомка, одинокая в густо населенном мире. Она то Прекрасная Дама, то нищенка. Образ Родины у Блока чрезвычайно сложен, многогранен и противоречив. Сам поэт говорил, что этой теме посвящает всю свою жизнь. Пьяная, богомольная, озорно смотрящая из-под женского платка, нищая — такова Россия Блока.