Организация работы психолога

В ДОШКОЛЬНЫХ И ШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ

АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Психолог — один из ведущих специалистов, организующих процесс психолого-педагогической коррекции, в том числе и средствами искусства. Конечно, все специалисты учебно-воспитательных учреждений также отвечают за коррекционный процесс и выполняют свои функции, но именно психолог, профессионально знающий особенно-

сти психического развития каждого конкретного ребенка, владеющий методами психологической диагностики и коррекции, может не только осуществлять психологическую коррекцию, но и способствовать созданию единой идеологии всего коллектива в отношении работы с ребенком. Для того чтобы психолог был именно таким специалистом, он должен соответствовать ряду требований. К сожалению', эти требования пока еще не имеют под собой нормативной базы, но все же они чрезвычайно важны и поэтому находят отражение в специальной литературе, кодексах практического психолога, арттерапев-та и т. п. Эти требования можно разделить на две группы.

Требования к квалификации

Практический психолог для работы с аномальными детьми должен иметь хорошую теоретическую подготовку в самых разных областях знаний — это медицинские, психологические, педагогические дисциплины; иметь навыки практической работы в области психодиагностики, психологической коррекции, психотерапии. Помимо базового образования (а эти знания можно получить на дефектологических факультетах педагогических вузов), желательна курсовая подготовка по различным специализациям (различные направления психотерапии и психологической коррекции).

Если психолог использует в работе с детьми арттерапевтические методики, то весьма желательно иметь специальную подготовку в этой области. В большинстве стран, где арттерапия выделяется в самостоятельные направления коррекции, специалист обязан иметь два соответствующих образования (т. е. медицинское или психологическое и по творческой специальности). Зарубежный опыт образования специалистов по терапии средствами искусства (у нас в стране он крайне мал) показывает, что на последипломные курсы целесообразно принимать людей с художественным, музыкальным и другим образованием. Это необходимо потому, что психолог, специализирующийся в данной области, должен очень хорошо знать особенности художественного, музыкального, драматического творчества, возможности соответствующих средств искусства — изобразительных материалов, музыкальных инструментов, аранжировки музыкальных произведений, уметь направленно формировать художественные и музыкальные образы. На специализированных курсах изучаются помимо психологических и педагогических дисциплин социология, психиатрия, культурология, эстетика, психология искусства и пр. В идеале подготовка психолога в области арттерапии и коррекции предполагает не только освоение суммы знаний и теоретических представлений, но и интенсивную практическую работу и самоанализ, привлечение личного творческого потенциала студентов.

Подготовка специалиста в области терапии средствами искусства подразумевает обычно овладение каким-то одним инструментом (изотерапия, драматерапия). В то же время требования практи-

ки таковы, что наиболее целесообразно иметь фундаментальную подготовку в какой-то одной области, но владеть основными знаниями и умениями в смежных областях. В последнее время в нашей стране появляется возможность такую подготовку получить.

К сожалению, даже в развитых странах на сегодняшний день психологи, использующие в качестве самостоятельного терапевтического метода средства искусства, имеют довольно низкий статус. Хотя их роль в сфере образования повышается, их профессиональная роль и нормы оплаты труда определены недостаточно четко, несоразмерны их вкладу в коррекционную работу; нередко они официально трудоустраиваются в качестве социального работника, социального педагога и пр. (А. И. Копытин, 1999).

Требования к личности психолога

Психолог, оказывающий практическую помощь детям, должен обладать рядом личностных черт, облегчающих взаимодействие с ними и усиливающими терапевтический эффект.

Прежде всего, он должен быть зрелой личностью, с осознанной иерархией мотивов и ценностей, не отягощенной хроническими негативными эмоциональными переживаниями (тревогой, депрессией), в результате которых он не может воспринимать ребенка адекватно.

Он должен быть открытым, т. е. не маскировать свои чувства и переживания — если дети почувствуют двойственность отношений, нарушится терапевтический контакт с ними. Он должен иметь мужество для того, чтобы признавать свои ошибки (а они обязательно бывают!) и исправлять их; чтобы поделиться собственным «Я», собственными переживаниями — не превращая, разумеется, ребенка в собственного психотерапевта. Кроме того, он должен быть открыт и по отношению к самому ребенку, к его миру, он должен уметь вчувствоваться в мир ребенка. Такая открытость позволит психологу максимально полно и точно воспринять вербальные и невербальные сигналы ребенка, обеспечит эмпатическое понимание, без которого работа с ребенком может осложниться.

Он должен быть доброжелательным, уметь сохранять ровный стиль общения с ребенком.

При работе с ребенком очень важно уметь принимать его таким, какой он есть, принимать безоценочно (напомним правило гуманистической психологии — осуждать не самого ребенка, а его неблаговидные поступки, ясно давать ему понять, что его все равно любят). Психолог должен уважать ребенка, ценить его уникальность, признавать его право на любые эмоциональные переживания (в том числе и социально неприемлемые — в этом случае ребенку удастся от них избавиться).

Необходимо также обладать способностью к анализу собственных ощущений, переживаний и действий, обладать достаточно гибким мышлением, чтобы уметь вовремя изменить характер взаимодей-

ствия с ребенком; постепенно, с опытом место этих свойств может занять интуиция, но процесс самосознания психолога должен идти постоянно. Осознание своих сильных и слабых сторон, своих проблем поможет в работе — человек, который ничего не знает о собственных нуждах и ценностях, не сможет разглядеть их у ребенка. Не случайно многие специалисты говорят о том, что прежде чем за4 ниматься психологической коррекцией или психотерапией, нужно самому побывать в роли клиента.

Очень важно, чтобы психолог мог подойти к работе творчески, не замыкаясь в рамках жестких правил; стремление делать все «по правилам» блокирует творчество.

Наконец, необходимо соблюдать и этические принципы — прежде всего, принцип конфиденциальности. Все, что происходит между ребенком и психологом, должно оставаться между ними; исключения из этого правила чрезвычайно редки.

Обобщенно характеризуя требования к личности психолога, можно согласиться со словами гуманистических психологов — он должен быть таким человеком, с которым ребенок будет чувствовать себя в безопасности, и это пробудит в нем активность.

Наши рекомендации