Старший школьный возраст «Художественная культура во мне и вокруг меня»

Четвертый этапформирования основ художественной культуры ребенка с проблемами связан с отрочеством, с периодом завершения школьного образования, приобщения юноши и девушки к разряду взрослых и самостоятельной предметно-созидательной деятельности. Перемены в психическом созревании старшего школьника влекут за собой и потребность в мировоззренческой рефлексии, обдумывании системы ценностей. Этот период связан с выработкой мировоззрения и самосознания на основе полученных прежде знаний. Однако знания о ценностных позициях юный человек стремится почерпнуть не только из учебников или уроков, но и в собственном живом опыте в общении со сверстниками, а затем и с героями книг, фильмов, пьес, а через них — с поэтами, романистами, актерами. В это время возрастает роль искусства и художественной деятельности в воспитании и самовоспитании молодого человека. Оно способствует расширению его собственного опыта. Юноши и девушки ищут ответы на основные жизненные вопросы в мирах, созданных Л. Н. Толстым, А. С. Пушкиным, Э. Хемингуэем и другими писателями.

В этом возрасте происходит дальнейшее развитие сознания юношей и девушек: формирование духовных, нравственных, эстетических чувств, потребности активного участия в Искусство и лич-общественной жизни, которые могут удовле-ность подросткатворяться и с помощью искусства. Художест-с проблемами ввенная культура выступает мощным средством развитииразвития, социализации как нормально развивающегося старшего школьника, так и его сверстника с различной недостаточностью.

Отрочество при всей сложности психологических взаимодействий с другими людьми (взрослыми, сверстниками), по мнению В. С. Мухиной, привлекательно своей направленностью на созидание. Через собственные душевные муки подросток обогащает свой внутренний мир, проходя путь идентификации с собой и другими. Он отстаивает свое право быть личностью. В этот период меняется социальная ситуация, «она трансформируется в его сознании в новые ценностные ориентации — подросток начинает интенсивно реагировать на себя, на других, на общество... Семья, школа, сверстники обретают новое значение и смысл»1. Знания приобретают большую значимость для развития личности подростка. Они становятся той ценностью, которая обеспечивает их собственное сознание и место среди сверстников.

1 Мухина B.C. Возрастная психология. — М., 1997. — С. 397.

В это время у старших школьников с проблемами наблюдается более выраженный интерес к знаниям в области искусства. Вместе со сверстниками они посещают художественные, научно-просветительские музеи, театры, лекции. А в общественной деятельности — осваивают сферу труда, ищут способы получения независимости от родителей. Ощущение энергии своего тела, развития себя телесного — особое ощущение, оно привлекает внимание и запоминается на долгие годы.

Развивающееся самосознание в этот период определяет духовную работу самопознания, определения «внутренней позиции». Старшего школьника начинает волновать он сам в своем физическом и духовном воплощении («Кто я?» и «Какой я перед другими?»).

В подростковом возрасте в процессе физического, психического и социального развития вместе с позитивными достижениями возникают и специфические психологические трудности, и негативные образования.

У учащихся старших классов специальной школы наблюдаются определенные реактивные состояния так называемого «дидакто-генного характера», вызванные тем, что они начинают осознавать, что учатся в специальной школе, и переживают свою социальную неадекватность, понимаемую ими как личностную неполноценность. Такие состояния отрицательно влияют на учебу, отношения к семье, к школе, к самому себе. Особое значение в этот период имеют для подростка его лицо, одежда. Углубленная рефлексия на свою внешность обусловлена желанием быть взрослым. Обращение к своему «Я», стремление утверждать себя часто дает выраженную психическую напряженность, проявляющуюся в позах, жестах, суждениях.

В развитии культуры личности огромная роль принадлежит искусству, поскольку оно формирует духовность подростка с проблемами и обеспечивает тем самым вхождение в художественную культуру на более осознанном уровне.

К сожалению, именно в старшем школьном возрасте, когда художественное образование способствует самосознанию и самопознанию личности, служит средством творческих проявлений, когда контакты с искусством усиливают общий интерес школьников к учебе, уроки по искусству в учебных планах специальной школы ограничены.

В силу специфики своего содержания школьные художественные циклы способны формировать внутренний мир юноши, девушки. Однако, по мнению ведущего специалиста в области художественного воспитания школьников А. А. Мелик-Пашаева, этот «канал перекрыт» сегодня в школе. И в лучшем случае художественный цикл бесплоден, ибо неадекватны способы преподавания предметов, непонятно их значение и возможности. Наблюдается недооцен-

ка способности детей к творческому освоению искусства; статус художественных дисциплин снижен до третьестепенных (кроме литературы — она является основной дисциплиной); это обусловливает соответствующее «снисходительно-десертное» отношение и подростков, а также родителей, учителей и руководителей школьного дела к урокам искусства.

Трудности в формировании личности подростка с проблемами определяются природой и характером имеющегося у него нарушения развития. Однако они усугубляются в специальной школе за счет сокращения в период отрочества предметов искусства, которые, безусловно, давали бы возможность не только включить старших школьников в сотворчество с педагогом и сверстниками, почувствовать присутствие «искусства в себе», свою социальную значимость, но и помочь скоррегировать отклонения в личностном развитии подростков с проблемами. Именно поэтому возникает так называемая «бездуховность»: отсутствие эмпатии, экологического сознания, исторической памяти, творческой инициативы, утилитарное отношение к жизни. Исправить это положение, наполнить учебный процесс старших школьников художественно-эстетическим содержанием можно, только изменив отношение к предметам, дисциплинам, связанным с искусством. Только в этом случае можно говорить о формировании субкультуры личности подростка с проблемами в развитии.

Главная цель формирования основ художественно-эстетической культуры школьников, особенно подростков в специальной школе, состоит в том, что, приобщая детей к специальной области искусства, мы обеспечиваем развитие у них эстетического отношения к жиз -ни. Искусство должно так преподаваться в школе, чтобы в процессе творческой практики и восприятия произведений искусства учащийся с проблемами мог открывать в себе самом способность эстетического, художественного отношения к миру, ощущать, что художественная культура формируется и в нем, и вокруг него.

Известно, что особенно в подростковом возрасте ребенок с проблемами должен и хочет взрослеть. Не получая средств посильного приобщения к художественной деятельности, он будет испытывать неудовлетворенность и неуверенность, потеряет интерес к искусству. В этом состоит, в частности, главная психологическая причина так называемого «подросткового кризиса» в художественном развитии детей. Основной период целенаправленного формирования художественной культуры учащихся в специальной школе осуществляется только до 7 класса, после чего общение с искусством старшеклассников связано только с уроками литературы и с внеклассной художественно-эстетической деятельностью. Возможность комплексного общения с разными видами искусства упускается, что затрудняет гармоническое развитие личности старшеклас-ников, формирование их художественной культуры и их социальной адаптации с помощью искусства.

Упрощенность отношения к искусству современной специальной школьной педагогической практики связывается с наличием в ней тенденции, обозначаемой как вербальный крен. Суть ее заключается в преобладании в цикле учебных дисциплин в старших классах искусства слова — литературы,которая изучается преимущественно как один из источников сведений об истории и современной жизни. Литература теряет собственную специфику как вид искусства. Предметная ориентированность сводится к усвоению адаптированных теоретических знаний. К сожалению, музыка и изобразительное искусствоне вводятся в перечень основных предметов в старших классах, хотя экспериментально доказано (и в массовой школе, и в специальной), что предметы художественно-эстетического цикла помогают усвоению математики, русского языка и других дисциплин общеобразовательного блока, а также обеспечивают коррекцию личностных нарушений детей с проблемами.

Не удовлетворяя свои потребности в художественной деятельности, подросток с проблемами выходит за пределы школы и свои художественно-эстетические потребности и интересы удовлетворяет вне образовательного учреждения. Современный подросток накапливает художественные впечатления через средства массовой информации (телевидение), в лучшем случае — художественные выставки, театр. Телевидение как источник художественных впечатлений и знаний об искусстве сегодня имеет значение как в маленьких поселках, так и в больших городских центрах. Однако, что касается телепередач по искусству, то они не способны заменить непосредственное знакомство с произведениями живописи, скульптуры, музыки, театра. Чрезмерное увлечение подростков (особенно мальчиков) фильмами приводит к тому, что зачастую их просмотр перестает быть средством художественного развития, а порой даже снижает художественный вкус.

С возрастом у подростков с проблемами повышается интерес к эстетически-развлекательным передачам,особенно музыкальным: к современной музыке больших частот и классической. «Музыка больших частот привлекает подростков благодаря экспрессивности, призывающей своим ритмом к движению. Она позволяет включиться в заданный ритм и через телесные движения выразить свои переживания»1.

Многие исследователи отмечают, что музыка, особенно ее ритмическая основа, приводит к изменениям физиологических реакций в организме человека (в сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и других системах). При этом происходящие изменения в организме подобны реакциям при сильном аффекте. Подростковая аудитория, увлеченная поп- и рок-музыкой, стремится к восприятию ее на пределе возможного. Ритм и частота нередко ведут к зависимости от них, а психофизиологическое воздействие приводит

1 Мухина B.C. Возрастная психология. — М., 1997. — С. 385.

к состоянию «кайфа», отрешения от себя. Восприятие музыки сопровождается непосредственными танцевальными движениями, что усиливает процесс погружения в нее.

Но наряду с массовыми увлечениями высокочастотной музыкой подростки с проблемами могут быть склонны и к восприятию классической музыки, и к вокальной деятельности, что, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на формирование духовности юношей и девушек.

Итак, раскрывая этапы приобщения ребенка с проблемами к миру искусства и художественной культуре общества, общечеловеческой культуре, к ее ценностям, можно отметить, что специальная школа не использует в полной мере искусство как средство развития личности на этапе отрочества, не создает условия для формирования самосознания подростка с проблемами. Культура, художественная деятельность — это шанс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. И именно от педагогов, всех, кто работает в сфере специального образования, родителей зависит, помогут ли школьнику с проблемами стать гармонической личностью в современном обществе.

Указывая на огромную роль художественной культуры в формировании человека, Б. М. Неменский отмечает, что приобщение к ней ребенка (в том числе и с нарушениями в развитии) с детства может решить проблему гуманизации общества. «Если мы хотим действительно серьезно изменить — очеловечить общество, то начинать необходимо именно с человека, с гармонизации его мышления, его духовного мира, его отношения к жизни. Мы должны глубоко осознать, что достичь этого не на словах, а на деле невозможно помимо школы, невозможно и без опоры на всю мощь многовековой художественной культуры. Будущее сегодня строится именно на перекрестке "искусство и школа", "искусство и детство", "искусство и педагогика". При всех попытках обойти этот перекресток <...> мы потерпим крушение»1.

ГЛАВА 4

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Теория и практика художественной педагогики определяют различные формы организации художественной деятельности детей с отклонениями в развитии в образовательном учреждении. Они раз-

'Неменский Б.М. Пути очачовечивания школы //11овое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1989. — С. 132.

личны в специальном детском саду и школе, поскольку отвечают требованиям возраста и специфике ведущей деятельности.

Основной формой обучения дошкольников каждому конкретному виду искусства (музыкальному, изобразительному, художественному слову, театральному) является занятие. ХудожественныеОтличительной чертой художественных заня-занятия стий с детьми с проблемами является то, что они дошкольникамирешают как образовательные и воспитательные, так и коррекционно-развивающие задачи. Содержание, организация, методика проведения занятий определяются природой и характером нарушений в развитии ребенка.

Занятия, приобщающие ребенка с проблемами к искусству, начинаются с первого года жизни. Эта форма обучения обеспечивает целенаправленное развитие ребенка с проблемами в соответствии с программой, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей. Занятия, организованные педагогом, направлены на приобретение тех знаний и умений, которые имеют наибольшее значение для общего и художественного развития детей и которые не могут своевременно сформироваться без специального обучения.

В младенческом возрастепервыми занятиями по художественному развитию с малышами с проблемами являются музыкальные занятия, которые проводятся индивидуально по 5-7 мин 3 раза в неделю. Музыкальный руководитель (или мать дома) побуждает ребенка находить источник звучания: погремушку, колокольчик, поющего взрослого; вызывает «комплекс оживления», двигательную реакцию на звучащую музыку, голос. Во второй половине года занятия проводятся с подгруппой детей. В занятии выделяются отдельные виды музыкальной деятельности: слушание коротеньких музыкальных произведений в манеже — 1,5-2 мин, с перерывами; пение взрослого и гуление ребенка, музыкально-ритмические движения (пляска под пение взрослого) — с каждым ребенком индивидуально по 5 - 7 мин.

В это время музыкальный руководитель побуждает детей подражать отдельным певческим интонациям взрослого («а-а-а...»), откликаться на игровые действия взрослого с игрушкой под музыку (кукла идет — топ-топ-топ, пляшет, уходит — «до свидания»; звукоподражания животным: кошка мяукает, собака лает).

В раннем возрастес ребенком с проблемами формирование художественной деятельности осуществляется на занятиях по изобразительному искусству, музыкальному развитию, знакомству с художественной литературой. В этом возрасте малышам трудно заниматься тем, что не вызывает интерес, поэтому все занятия проводятся в игровой форме. Интерес к занятию поддерживается эмоциональным отношением педагога к тому, что он показывает детям, о чем рассказывает. Важным моментом в формировании художественной деятельности в этом возрасте является речь педагога, кото-

рая должна быть интонационно выразительной, четкой, грамотной, с короткими фразами, понятной детям, при этом большое значение имеет использование художественного слова педагогом. Не менее значимым в развитии ребенка с проблемами в этот период является предметно-игровое звучащее поле (музыкальные образные игрушки, погремушки), используемое в занятии. Полисенсорный ансамбль воздействия (звук, цвет, форма, тактильное прикосновение к звучащей игрушке, мягкой, двигающейся) обеспечивает комплексное развитие малыша с проблемами на занятии.

В раннем возрасте ведущим методом обучения художественной деятельности ребенка с проблемами в развитии является наглядно-действенный. Детям должна предоставляться возможность не только смотреть, слушать, но и действовать с предметом, включаться в речевое общение с педагогом, проявлять эмоциональное отношение к предмету.

Организуя музыкальное занятие или занятие по знакомству с художественной литературой, по изобразительной деятельности с малышами с проблемами, педагог должен помнить, что чем больше анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, тактильный) участвуют в восприятии, тем глубже впечатление ребенка, прочнее запоминание, а значит выше обучающий эффект занятия.

Нервная система малыша с проблемами характеризуется слабой выносливостью, быстрой утомляемостью, поэтому занятия по художественному развитию должны быть не более 7-10 мин на втором году жизни и 10-15 мин на третьем году жизни. Нельзя насильно заставлять малыша заниматься искусством, так как это может надолго вызвать отрицательное отношение к занятиям. Такие занятия всегда должны сопровождаться состоянием радости и успеха для малыша с проблемами.

В дошкольном возрастезанятия, связанные с искусством, являются основной формой обучения художественной деятельности (художественно-речевой, изобразительной, музыкальной, театрализованно-игровой).

По организации они подразделяются на индивидуальные занятия, подгрупповые и фронтальные занятия.

Индивидуальные занятия по разным видам искусства являются обязательными для специального дошкольного учреждения. Если ребенок не усваивает программный материал, если он болел и пропустил занятия, тогда ему нужна не только направляющая помощь, а обучающая каким-либо навыкам в художественной деятельности. Такие занятия разными видами искусства может проводить и де-фектолог (художественно-речевая деятельность), и музыкальный руководитель (музыкальная, театрализованная деятельность), и воспитатель (изобразительная деятельность).

Подгрупповые и фронтальные занятия проводятся в соответствии с программой обучения и воспитания как обязательные. Объе-

диненные общими переживаниями, стремлением выполнить общее задание, дети лучше проявляют свои способности. Педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каждого. При этом он использует положительный пример сверстников, помогающий отстающему преодолеть трудности.

По структуре и содержанию занятия по художественным видам деятельности могут быть традиционными, тематическими, доминантными и комплексными. Характерной особенностью занятий в дошкольном возрасте является наличие пропедевтического и основного этапов, обязательное присутствие игровых моментов, создание атмосферы радости, поддержка даже незначительных положительных проявлений в художественной деятельности, смены разных видов деятельности на одном занятии (рисуют мячик — поют песенку, слушают колыбельную — качают кукол, рассказывают знакомую сказку — смотрят или совместно с педагогом показывают ее на фланелеграфе или в настольном театре).

Занятия по художественному развития дошкольников с проблемами должны отвечать определенным требованиям:

— учитывать специфику нарушения в развитии ребенка;

— иметь коррекционно-развивающую направленность;

— осуществлять дифференцированный подход к детям, учебный материал должен быть различной степени трудности;

— соблюдать преемственность в усвоении материала и формировании умений и навыков по художественным видам деятельности;

— активизировать самостоятельные проявления детей в художественной деятельности и творчестве;

— обеспечивать гибкость и вариативность в структуре занятий;

— использовать в художественных занятиях с детьми разные виды помощи взрослого;

— использовать на занятиях разные виды опор (наглядную, звуковую, словесную, тактильную и т. д.), обеспечивающие успешное овладение навыками в художественной деятельности.

Занятия по художественным видам деятельности проводятся в соответствии с программой обучения и воспитания по каждому виду искусства. Они направлены как на художественное развитие ребенка, так и на коррекцию психических функций, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств ребенка с проблемами.

Музыкальные занятия в специальном детском саду проводятся 2 раза в неделю по 20-25 мин в младшей и средней группах, по 30-35 мин в старшей и подготовительной группах. Один раз в неделю проводится коррекционное занятие по ритмике. Кроме этого, обязательными являются индивидуальные занятия по 10 -15 мин с детьми, требующими дополнительного внимания.

Занятия по изобразительной деятельности и конструированию, а также по знакомству с художественной литературой проводятся

не менее двух раз в неделю на каждое направление в соответствии с программой воспитания и обучения для конкретного вида нарушения развития ребенка. Ведущая роль на занятии принадлежит педагогу. От его профессионализма, понимания особенностей развития ребенка, от умения чувствовать внутреннее состояние, способности увлечь его творческой работой, умения создать доброжелательную атмосферу в процессе художественной деятельности детей с проблемами зависит успех коррекционно-развивающего обучения средствами искусства.

Другой формой использования искусства в специальном детском саду является организация воспитателем художественной деятельности детей вне занятий. Она имеет важное Художественная значение для дошкольников с проблемами, по-деятельность до- скольку воспитатель имеет возможность в ин-школышков с дивидуальной форме средствами искусства проблемами вне осуществлять художественное развитие ребен-занятий ка с проблемами. Художественная деятельность детей вне занятий организуется:

— в музыкальной деятельности: музыкально-игровая (музыкально-дидактические игры, игры с пением, включение песни в сюжетную игру или различные бытовые моменты жизни в группе); музыкально-театрализованная деятельность (инсценирование взрослым песен на фланелеграфе, в настольном театре, на ширме, разыгрывание песен по ролям с детьми, пантомимические игры руками под музыку); мини-концерты по слушанию музыки в сюжетной форме;

— в художественно-речевой (чтение сказок, рассказов, разучивание стихотворений, потешек, разыгрывание их содержания с педагогом в настольных режиссерских играх, в играх со словом и движением);

— в изобразительной деятельности (в групповой и индивидуальной формах; индивидуальная работа педагога с ребенком по рисованию, лепке, аппликации используется, когда ребенок не усвоил программный материал на фронтальных занятиях и ему требуется помощь в овладении навыками в изобразительной деятельности);

— в художественно-ручном труде (совместное изготовление с педагогом поделок, ремонт книжек, изготовление игрушек, обучение ребенка вышиванию, разным видам плетения шнура, изготовление украшений к празднику и т. д.).

Третьей формой использования искусства в Культурно-досу- специальном дошкольном образовательном уч-говая деятель- реждении является культурно-досуговая дея-ность дошколь- тельность. Это праздники и развлечения, кото-ников рые запоминаются детям надолго. Красочное

оформление помещения, где проводится праздник, особо торжественная музыка, яркие детские костюмы, родители, зрители — все это обеспечивает сильные, незабываемые впе-

чатления ребенка с проблемами в развитии. Но праздник и развлечение — важное средство художественного воспитания, которое формирует эстетический вкус ребенка.

Праздники— это торжество, объединяющее детей и взрослых общностью переживаний, эмоциональным настроем. Тематика и форма их проведения может быть различной. Народные праздники Масленица, Рождество с колядками по своей природе педагогичны, поскольку включают в единое действие и взрослых, и детей. Такие праздники, сохранившие традиции прошлого, уходящие корнями вглубь веков, создают духовную атмосферу, оказывающую положительное влияние на духовно-нравственное развитие детей. К. Д. Ушинский отмечал, что воспитание, лишенное народных корней, — бессильно.

В практике специальных дошкольных учреждений отмечаются традиционные праздники «Нового года», «Выпуска детей в школу», «Мамин день — 8 Марта». Форма их организации может варьироваться. Это может быть концерт, музыкально-театрализованное представление или детский спектакль, открытое занятие и т. д. Однако нужно помнить, что содержание, объем материала должны соответствовать особенностям и возможностям детей с проблемами. Праздники не должны быть длительными, так как ребенок с проблемами быстро утомляется, возбуждается. В ткань праздника может вводиться как выученный материал, так и свободная игровая импровизация. Важно только, чтобы педагоги проявляли творчество в выборе форм проведения. Музыкальное оформление праздника предполагает как «живую музыку» на фортепиано, баяне, аккордеоне, так и использование звукозаписей, фонограмм. Желательно, чтобы звуковой фон не утомлял ребенка с проблемами, а создавал радостное, приподнятое настроение, соответствовал тематике праздника, возрасту детей. На детском празднике всегда звучит художественное слово и взрослого и детей, придающее торжеству цельность и гармоничность. Однако, используя этот вид искусства, нужно помнить, что обилие стихов, многословие ведущего делают праздник скучным, утомляют детей. Если словесного материала будет меньше, но он понятен детям по содержанию и выразителен по исполнению, он будет для них интересным.

На детском празднике должны сочетаться разные виды музыкальной, художественно-речевой деятельности: пение, движения, стихи и др. Главное для ребенка с проблемами — активное участие в общем торжестве. К сожалению, в практике дошкольных специализированных учреждений часто можно встретиться с неверной организацией и проведением праздников, где основной целью ставится воздействие на взрослого зрителя, погоня за показной стороной, использование сложного материала, обилие номеров, натаскивание детей, активное участие только способных. Недопустима на празднике для детей с проблемами заорганизованность, чтение стихов,

пение, пляски до изнеможения, в результате чего дети уходят с праздника или утомленными, или чрезмерно возбужденными. Такое построение праздника не может положительно влиять на художественно-эстетическое развитие ребенка и, конечно, не является кор-рекционно-направленным.

Интересной и достаточно приемлемой для специализированного детского сада формой культурно-досуговой деятельности может быть детский спектакль, где совместно со взрослыми дети с проблемами могут продемонстрировать свои возможности в разных видах художественной деятельности. Театральное искусство синтетично по своей природе, в нем сочетаются разные виды художественной деятельности: речевая, музыкальная, вокальная, двигательно-плас-тическая, танцевальная, изобразительно-оформительская. Атмосфера, создаваемая театрализованно-игровой деятельностью, ее размеренность, выстроенная литературной основой, благоприятна для детей с проблемами. Украшенные афиши, декорации, костюмы, музыкальное оформление, игра на «сцене» — все это создает приподнятость настроения ребенка. Драматизация позволяет детям проявить свои способности в разных видах художественной деятельности, занять в спектакле всех детей, распределив роли по их возможностям. Такая форма праздника может предполагать и активную художественную деятельность детей, не занятых в спектакле, а демонстрирующих свои возможности в художественной деятельности в импровизированном «фойе» театра. Это может быть чтение стихов отдельными детьми, индивидуальное пение, общая пляска для гостей, выступление детского ансамбля инструментов и т. д.

Досуговая деятельность не ограничивается только праздниками, она может быть организована и в форме развлеченийсамой различной тематики и направленности (зрелища с участием самих детей). Это могут быть тематические досуги, в том числе связанные с временем года, фольклорные, дни рождения, концерты самодеятельности, вечера по творчеству композиторов, писателей, КВН, конкурсы и др. Развлечения имеют большую педагогическую ценность. Они обогащают ребенка с проблемами новыми впечатлениями, закрепляют их умения в художественной деятельности, развивают их инициативу, учат использовать речь в свободном общении, формируют художественный вкус.

В организации и проведении развлечений детей с проблемами в дошкольном образовательном учреждении активно задействован весь педагогический коллектив (музыкальный руководитель, де-фектолог, воспитатель, руководитель физического воспитания, изобразительной деятельности). Также привлекается медицинский и даже технический персонал, они могут принять участие в исполнении отдельных номеров, быть жюри или зрителями. Планировать развлечения следует заранее, примерно за месяц, при этом исходить из общего плана всей коррекционно-направленной работы с детьми,

Уроки искусства в специальной школе

учитывать их возможности, степень подготовленности, интересы, условия, наличие оформления развлечения, досуга. Виды досугов для дошкольников с проблемами следует чередовать (зрелища и с участием детей), начиная с более легких, не требующих большой подготовки и сложного оформления. Необходимо, чтобы в каждом специализированном дошкольном учреждении развлечения занимали должное место в системе коррекционно-развивающей работы и проводились систематически.

В связи с тем, что ведущей деятельностью в школе является учебная, основной формой обучения видам искусства является урок. Его продолжительность в первом классе — 35 мин, в других классах — 45 мин. Структура урока по художественным видам деятельности (литературе, рисованию, музыке, ритмике) в специальной школе или классах определяется дидактическими, образовательными, воспитательными, коррекционно-раз-вивающими целями и задачами, его местом в системе уроков по теме. Каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущим материалом, а также со всей предшествующей работой учащихся и готовит школьников к изучению последующего материала. На уроках по разным видам искусства решение поставленных задач достигается как общедидактическими, так и специальными приемами, обеспечивающими усвоение материала школьниками с проблемами. Наиболее распространенной формой обучения школьников является комбинированный урок, где присутствуют различные компоненты деятельности учителя и ученика: информационно-познавательная часть урока, практическая деятельность детей, а также обобщающая и систематизирующая знания школьников. На уроках по искусству в младших классах широко применяются игровые моменты, разные виды опор (наглядная, слуховая, звуковая, словесная). В зависимости от вида искусства определяются и компоненты, и структура урока.

Так, урок музыки и пения включает знакомство с элементами музыкальной грамоты, слушание музыки и формирование вокально-хоровых навыков через пение детей.

Курок по изобразительному искусству предполагает как восприятие художественных произведений, объектов для изображения, беседу об изобразительном искусстве или о его жанре, анализ увиденного, так и практическую изобразительную деятельность детей: рисование (предметное, сюжетное, по замыслу, декоративное) или лепка, аппликация.

Своеобразием отличаются и уроки чтения в младших классах (и литературы в старших), где младшие школьники, например с нарушением слуха, не только учатся читать сказки, но и пишут слуховой диктант, действуют, разыгрывают ее содержание по ролям с фигурками персонажей.

Урок по художественно-ручному труду предполагает как знакомство с образцами, готовыми изделиями, так и изготовление самими детьми различных художественных поделок. Сенсорное развитие школьников с проблемами обеспечивается использованием комплексных, синтетических уроков, в которых сочетаются разные виды искусства (рисование и музыка, литература и музыка и т. д.). Особенности организации и содержания уроков по искусству определяются в специальной школе спецификой нарушений, имеющихся у детей, возрастными особенностями, необходимостью формирования умений и навыков, обеспечивающих дальнейшее обучение, художественное развитие и адаптацию в социальной среде.

Внеклассная работа является неотъемлемой частью коррекци-онно-развивающего процесса в специальной школе. Среди направлений внеклассной работы художественно-эс-Внеклассная тетический блок выделяется как самостоятель-художественная ный. Он призван углублять, обобщать художе-деятельность ственно-эстетические знания учащихся. Вмес-в коррекционной те с тем он образует с процессом обучения еди-школе ный непрерывный коррекционно-развиваю-щий и воспитательный комплекс.

В практике работы со школьниками с проблемами выделяются несколько форм организации внеклассной художественно-эстетической работы:

— культурно-досуговая общешкольная деятельность;

— художественно-факультативная, кружковая работа;

— индивидуально-художественная работа с отдельными учащимися в разных видах искусства.

Выбор тех или иных форм работы, а также их сочетание зависит главным образом от целей и содержания работы по художественно-эстетическому воспитанию в специальной школе, от характера нарушений в развитии детей, их возможностей и интересов. Практика существования специальной школы для детей с проблемами убеждает в возможности и целесообразности организации для школьников с разными отклонениями в развитии хоровых, вокальных, танцевальных кружков, театральных и изостудий.

Исключительно большое образовательное, воспитательное и кор-рекционно-развивающее значение имеют для школьников с проблемами все формы внеклассной художественно-эстетической работы в школе. Система внеклассного художественно-эстетического воспитания включает два направления взаимосвязанных задач:

— всемерное использование специфических возможностей каждого вида искусства с целью многостороннего художественно-творческого развития личности школьников, расширения форм его духовных потребностей;

— обогащение на этой основе общеэстетических представлений и знаний учащихся, необходимых для формирования у них художе-

ственно-эстетических вкусов, мировоззрения, художественной культуры.

Во внеклассной работе в специальной школе театральное искусство получило распространение в виде драматических и кукольных кружков. Театр обладает большими возможно-Театр в специаль- стями многогранного воздействия на школьни-ной школе ка в силу своей синтетической природы. Театр — это и литературный текст, и звучащее слово; это пластика и действия актера, его костюм, грим; это музыка, цвет и свет; это изобразительное пространственное искусство художника. Причем каждое из искусств, выступая в театре в союзе с другими видами искусств, обретает новые, дополнительные возможности воздействия на школьника с проблемами. Однако воспитание у школьников потребности в театре как источнике духовного обогащения, развития зрительской и исполнительской культуры не происходит само собой. Для этого требуется систематическая целенаправленная работа, накопление опыта, театральных впечатлений.

Во внеклассной работе театрализованная деятельность организуется в двух вариантах: посещение спектаклей в театре и практи<

Наши рекомендации