Классификация причесок и их особенности
Прической принято считать фигурную укладку, завивку или стрижку волос, часто в сочетании с ювелирными изделиями или украшениями из лент, кружев, цветов, перьев. Искусственное удаление волос на голове, если это вызвано стремлением выразить определенную идею, также принято считать прической. Например, бритая голова служителей мусульманского культа, выбритая макушка (тонзура) католических священников —символы отречения от мирских интересов. Прическа создается из естественных и искусственных волос (накладки, букли, шиньоны, косы, парики). Она воспринимается в неразрывной связи не только с костюмом но и с косметикой, у мужчин к тому же в сочетании с усами и бородой.
В зависимости от назначения прически условно подразделяются на два вида: бытовые и зрелищные.
Бытовые прически в свою очередь подразделяются на повседневные и нарядные. Их можно подразделить на подгруппы в зависимости от использования в разное время дня и от окружающей обстановки: днем, вечером, в помещении (дома, в театре, на работе), на улице и др. Прически для работы также весьма разнообразны. Их формы зависят от специфики труда и условий производства.
На формы бытовых причесок также оказывают влияние сезонные изменения погоды, необходимость применения головных уборов и т.д. Разделение бытовых причесок на группы и подгруппы носит условный характер. Например, одна и та же прическа женщиной среднего возраста может использоваться как нарядная, а девушкой — как повседневная (цв. вкл., рис. 1, 2).
Зрелищные прически в зависимости от вида и жанра зрелищного искусства могут быть предназначены для выступлений в театре, цирке, на эстраде, а также могут являться частью карнавально праздничного костюма. Во всех случаях они имеют ярко выраженную целевую направленность, подчеркнуто характерны, так как должны давать наиболее полное представление о художественном образе и очень часто прочно связаны с той или иной «сценической маской». Особенно это касается исторических причесок артистов в театральных спектаклях.
Зрелищными являются и конкурсные прически, которые строго разграничиваются на повседневные, вечерние и художественные (фантазийные). Каждый из этих видов определяется условиями конкретного соревнования (ив. вкл., рис. 3—5).
В зависимости от пола и возраста прически делятся на мужские, женские и детские. Деление причесок в зависимости от возраста основано на существенных отличиях в телосложении, пропорциях фигуры, психологии людей разного возраста. В современной моде существуют также такие понятия, как унисекс (вне возраста) и онесекс (вне пола).
По способу изготовления прически подразделяются: на горячие завивки (щипцами), холодные укладки (пальцами, с помощью клипс, бигуди), воздушные (феном), комбинированные (сочетание различных способов обработки волос), а также на прически, созданные посредством перманентной завивки и формообразующей стрижки ножницами. На возможность создания тех или иных форм причесок очень большое влияние оказывает длина волос, поэтому парикмахеры различают прически из коротких (до 10 см), средних (10—25 см) и длинных (более 25 см) волос.
Прически на париках (бытовых, театральных, декоративных) представляют отдельный вид. К этому же виду относятся и художественные украшения, изготовленные из волос (например, цветы). В своей работе модельер прежде всего учитывает целевое назначение прически, которое определяет выбор формы и способа обработки волос.
В зависимости от направления волос прически можно разделить на следующие типы (рис. 2.1).
Обратные — характеризуются зачесанными назад волосами. Длина волос в таких прическах может быть различна. Подходят и мужчинам, и женщинам (рис. 2.1, а).
Ацентральные, или ниспадающие, — все волосы распределяются по их естественному росту, от макушки к краевой линии роста волос. Они могут быть любой длины, за исключением челки. Подходят и мужчинам, и женщинам (рис. 2.1, б).
Концентрированные — все волосы зачесываются вверх к наивысшей точке головы, включая волосы нижней затылочной части.
Подходят только женщинам (рис. 2.1, в).
Передние — все волосы зачесываются на лицо. Подходят только женщинам (рис. 2.1, г).
Рис. 2.1. Типы причесок: а - обратные; б - ацентральные, или ниспадающие; в - концентрированные; г — передние
Основные стили причесок
Стиль — это общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленных единством идейного содержания. Другими словами, стиль — это сам человек, его мировоззрение, его способность выразить свою индивидуальность. Быть стильным модно всегда. Стильный человек — это тот, в котором все сочетается гармонично: прическа, макияж, одежда, манера поведения, образ жизни.
Принято выделять следующие стили причесок.
Классический (от лат. классикус — образцовый) — прически со строгими, четкими формами и линиями, уравновешенные и пластически завершенные (цв. вкл., рис. 6).
Романтический возник в период утверждения в европейской и американской культуре идейно-художественного направления романтизма, провозгласившего самоценность духовно-творческой жизни личности, одухотворенность и возвышенность. Как правило, прически этого стиля выполняются из полудлинных волос с мягкими волнистыми линиями, кудрями, локонами (цв. вкл., рис. 7).
Авангардный (от фр. авант-карде — впереди и стража) — прически, отражающие тенденции моды завтрашнего дня. Представители этого стиля пользуются оригинальными выразительными средствами для создания нетрадиционного, индивидуального образа (цв. вкл., рис. 8).
Экстравагантный (от фр. экстравагант — необычный, не соответствующий общепринятым обычаям, нормам) — как правило, прически этого стиля причудливой, не соответствующей моде формы (цв. вкл., рис. 9).
Спортивный (от англ. спорт — игра, развлечение) — прически из коротких или полудлинных волос без использования дополнительных средств (лака, начеса), удобны при движении (цв. вкл., рис. Ю).
Элегантный (от фр. елегант — изящный, изысканный) — прически утонченные, изящные, демонстрируют отличный художественный вкус и чувство меры (цв. вкл., рис. 11).
Исторический — прически отражают характерные черты какойлибо исторической эпохи (цв. вкл., рис. 12). «Эклектика» (от гр. еклектикос — выбирающий) — прически механически соединяют разнородные элементы различных стилей (цв. вкл., рис. 13).
Моделирование причесок
Творческий процесс создания причесок находится в близком родстве с любым другим видом творческой деятельности человека. При моделировании прически парикмахер-модельер прежде всего выясняет ее функциональность и эстетическое назначение, т.е. условия ее использования, от чего зависят особенности творческого процесса.
Моделирование бытовых причесок имеет двоякий характер: массовый и индивидуальный.
Модели, предназначенные для массового внедрения, должны удовлетворять вкусам большого количества людей. Процесс этот трудный и ответственный, имеет свои сложности и особенности.
Непременными требованиями, предъявляемыми к моделям для массового внедрения, являются: • соответствие их форм основным направлениям современной моды;
• отточенность, несложность, безукоризненная проработка форм с небольшим количеством деталей;
• многовариантность прически без изменения ее конструкции.
При создании модели массового характера модельер исходит не из индивидуальных, а из обобщенных, типичных черт наших современников. Исходными данными при разработке художественного замысла являются облик современного человека и конкретное назначение прически (повседневная, вечерняя и т.д.).
Четко представив себе типичный мужской или женский образ (возможно, конкретного возраста) с определенным цветом волос (ориентируясь на волосы средней густоты, толщины и т.д.), учитывая современный костюм, популярный у представителей данной группы, модельер пытается создать некий образ, отвечающий вкусам наиболее широкого круга людей.
Для достижения большого художественного разнообразия необходимо предусматривать варианты модели для волос, разных по фактуре и цвету, дополнения из волос или украшения, возможность переделки вечерней прически в повседневную или использования ее для людей других возрастных групп. При моделировании прически массового внедрения модельер обязан знать и непременно принимать во внимание все особенности производственного процесса, чтобы дать полную его разработку с максимальным разделением на отдельные простые операции, учитывая, что прическу будут делать разные по классу парикмахеры.
Индивидуальное моделирование — это создание конкретной прически для определенного человека. Популярная модель перерабатывается с учетом исходных данных клиента, т. е. длины, фактуры, цвета его волос, особенностей формы головы, лица,* шеи, фигуры в целом, осанки («постановки» головы). Таким образом, модель привязывается к конкретному человеку. При этом может возникнуть много трудностей, так как проявление ярко выраженной индивидуальности, естественно, придает прическе оригинальность, но и требует учета различных отклонений от нормы (в ту или другую сторону) у отдельных людей. Главная особенность индивидуального моделирования состоит в том, чтобы замысел и исполнение не вступили в противоречие. Это достаточно сложно сделать, так как, внося в модель иногда довольно значительные изменения, необходимо сохранить ее общий стиль.
Моделирование зрелищных причесок (фантазийных, театральных, исторических, цирковых) носит совсем иной характер. Образы, выражаемые такими прическами, должны способствовать перевоплощению человека, которое может подчеркиваться характерным гримом или даже маской, закрывающей часть лица.
Любая работа со зрелищными прическами немыслима без четкого осознания понятия ансамбля. Ансамбль в данном случае — это гармоничное сочетание одежды и дополняющих ее деталей (включая прическу) как единого художественного целого.
Свои особенности и свой подход имеет и моделирование причесок для конкурсов, демонстраций моделей одежды и эстрады.
Любая прическа, представленная на конкурс, должна быть моделью по преимуществу, т.е. являть собой новый по виду, форме, силуэту, деталям отделки или другим качествам образец. Поэтому одежда в какой-то степени подгоняется под прическу, ведь необходимо выгодно подать именно модель прически. Манекенщицы, демонстрирующие модели причесок, должны таким образом приспосабливаться к ней, чтобы лучше выявить ее художественный смысл. С этой целью используется, например, грим. Очень часто для какой-то конкретной модели специально подбирается и манекенщица (или манекенщик).
Совсем иной подход к моделированию причесок звезд эстрады.
Модели этих причесок (как и костюмы в целом) часто отличаются подчеркнутой характерностью, экстравагантностью — для мо ментальной узнаваемости той или иной звезды. Некоторые черты художественного образа даже нарочито подчеркиваются. Все это уместно именно на сцене, в кинотеатре или на экране телевизора в сочетании со сверхмощным звучанием современной музыки и с особенностями сценического освещения, в обстановке феерического эстрадного «действа».
В бытовом обслуживании населения парикмахер-модельер, получив заказ на прическу из журналов конкурсных причесок или по фотографиям звезд эстрады и кино, должен постараться объяснить клиентам, чем руководствуются модельеры при создании зрелищных причесок и почему нельзя механически переносить их в быт.
Выражая конкретный художественный образ прическа может либо иметь главенствующее значение - при необходимости перевоплощения человека (например, театральная или конкурсная), либо подчеркивать индивидуальность конкретного человека.
Индивидуальность различных людей для парикмахера видится не только в их антропометрических данных, но и в различии характеров, эстетических запросов, т.е., делая прическу, парикмахер должен учитывать также личность человека. Образное представление о человеке складывается из оценки его внешних данных (антропометрических и одежды) и личности с точки зрения темперамента и характера (определение типажа).
Условно существует пять типов женских образов: молодежный, спортивный, женственный, элегантный, флегматичный. Возможны и смешанные типы.
На внешний облик человека большое влияние оказывают его возраст, национальная принадлежность, культурный уровень и др. Разница в возрасте у разных людей проявляется и в отношении к прическам: девушка, например, чаще хочет иметь яркую индивидуальную прическу, зрелой женщине приятнее выглядеть просто красиво причесанной. И в том и в другом случае прическа должна составлять единый ансамбль с одеждой.
В зависимости от поставленной задачи моделирования (разработка бытовой, конкурсной, театральной и т.д. прически) и с учетом художественного образа объекта моделирования у парикмахера-модельера возникает та или иная идея, замысел, т. е. приблизительное представление о характере будущей прически — уточняющей, дополняющей образ или, напротив, способствующей перевоплощению человека.
Например, в индивидуальном моделировании каждая используемая популярная модель прически сама по себе посредством своей формы служит выражению каких-либо характерных черт, присущих престижному социально-психологическому образу. В то же время образ клиента далеко не всегда имеет ярко выраженную черту характера. Как правило, у человека их несколько (например, в разных сочетаниях романтичность, мечтательность, скромность, деловитость и т.д.). Если причесывая человека, парикмахер использует модель, основная черта которой совпадает с одной из присущих ему черт (например, романтичностью), то эта черта (которая была не очень заметна раньше) начинает доминировать в образе человека — возникает эффект некоторого перевоплощения (именно этот смысл содержат часто употребляемые модельерами слова «выявляется и подчеркивается»).
Если наряду с романтичностью в исходном образе присутствует еще одна достаточно ощутимая черта характера (например скромность), то следует более сдержанно отнестись к выявлению романтичности, иначе человек будет чувствовать себя скованно, стесняться своей излишне яркой прически. Определение художественной задачи (характера будущей прически) при индивидуальном моделировании с учетом степени перевоплощения называется интерпретацией моды. Она чаще всего происходит в рамках стилевых направлений.
Важное эмоционально-психологическое воздействие на клиента имеет и техника создания тех или иных линий, деталей и объемов. Технические приемы работы по созданию характерных форм прически, призванные выражать образное содержание, и являются тем специфическим художественным языком, которым пользуется модельер.
Качество художественного языка определяется его выразительными возможностями. Основной язык искусства парикмахера составляют первичные элементы формы: геометрический вид формы, величина, масса, фактура, цвет, характер поверхности, отделка. Используя первичные элементы формы в их различных состояниях с помощью ряда композиционных связей, соотношений (пропорций, масштаба, ритма, симметрии) и пользуясь различного рода ассоциациями, парикмахер может строить тот или иной образ прически. Следовательно, можно сказать, что замысел на тему — это вероятностное представление о содержании и форме будущей прически.
Учитывая, что в начальной стадии формирования замысла возможны элементы интуитивного и случайного, творческий процесс моделирования можно представить в виде такой последовательности:
• всестороннее восприятие и осознание эпохи, стиля, моды, идеи прически, самое общее представление о форме будущей прически (объеме), полный размах фантазии на тему, поиск мотива (или мотивов);
• средства воплощения, т. е. нахождение композиционного приема;
• технологическая программа;
• реализация замысла.
Процесс возникновения в сознании модельера художественного образа очень сложен, чаще всего он связан с появлением не одного, а сразу нескольких образов, близких или различньис. Только один из них впоследствии приобретает достаточную четкость и завершенность. В начальный момент работы очень важную роль в создании модели играет рисунок. Образ, возникающий в сознании, лучше фиксировать на бумаге — это дозволит дополнять, уточнять и проверять мыслительный процесс. Первоначальную идею образа модельеры отражают в наброске, развивают в эскизах, отрабатывают в рабочем эскизе (проекте).
Еще одним техническим средством моделирования, особенно в поисках наиболее выразительных объемных форм, является лепка-моделировка с применением пластилина. Рисунки, даже отображающие множество ракурсов прически, все-таки не могут дать полного представления о скульптурной форме - со всеми особенностями взаимосвязей, пропорций и архитектоники в трехмерном пространстве. Лепка-моделировка как техническое средство, по-видимому, наиболее эффективна при моделировании причесок статичных форм: исторических, театральных и вообще тех зрелищных видов, где форма модели имеет особенно важное значение.
В процессе разработки проекта можно использовать как первое, так и второе средство, но лучше применять оба — сначала эскиз, а затем лепку — как уточнение и объемное воспроизведение формы. Постоянно видя перед собой конкретную форму, модельеру легче компоновать или видоизменять детали и, что особенно важно, видеть конструкцию прически, ее особенности, следовательно, с большей степенью уверенности предусмотреть технические способы получения деталей, их соединения и объединения, технологическую последовательность операций по созданию прически. Но, как ни важна подготовительная работа с использованием всех технических средств моделирования, творческий процесс создания модели получает свое завершение только при создании самой прически.
Главнейшей особенностью моделирования причесок и стрижек является то, что парикмахер-модельер в отличие от модельеров других профессий весь комплекс работ по созданию модели осуществляет самостоятельно и собственноручно, вплоть до создания самой прически. Парикмахер-модельер должен сам уметь хорошо причесывать, так как в процессе причесывания, окончательной отделки прически он может получить несколько иное выражение своего замысла, способствующее повышению художественного уровня модели.
Широкое распространение в практической работе парикмахеров имеют модели, либо получившие признание на конкурсах, либо разработанные ведущими стилистами парикмахерского искусства. В первом случае модель распространяется посредством рекламных публикаций в периодической печати, во втором — в специальных изданиях с полной конструкторско-технологической разработкой.
Конструкцией в парикмахерском деле принято считать систему построения прически, т. е. совокупность технологических приемов получения отдельных деталей посредством использования различных инструментов и принадлежностей, а также технологических способов соединения их в модели (компоновку). В повседневной работе конструкцией часто называют конструктивно-технологическую схему модели (последовательность выполнения стрижки и технологию укладки данной модели).
Полная конструкторско-технологическая документация модели представляет собой технологические инструкции, эскизы и схемы, предопределяющие построение деталей и прически в целом. В них указываются соотношение длины волос на отдельных участках головы и методы их обработки (филировка, градуировка и т.п.); объясняются особенности композиции в свете художественных и модных требований и, как следствие, уточняются особенности использования инструментов и принадлежностей, особенности причесывания с учетом фактуры, цвета, декоративной отделки различных фасонов данной модели; приводятся рекомендации по использованию данной модели и варианты ее перечесывания применительно к разным условиям. Входящие в документацию эскизы прически даются в наиболее характеризующих эту модель ракурсах (например, анфас, профиль, вид сзади).