Художественное объединение «Мир искусства»: истоки, создание объединения и журнала, участники
Изучая материалы, посвященные истории любого объединения, исследователь всегда для начала ставит перед собой ряд вопросов: кто, когда, с какой целью и, пожалуй, ключевой – в чем суть этого объединение. На них он и пытается ответить в самую первую очередь. Исключением не является и «Мир искусства».
Первый вопрос – когда появилась идея – не имеет точного, сведенного к конкретному году ответа в отличие от общеизвестной даты учреждения редакции журнала и самого объединения – 1898 год.
«Мир искусства» не представлял собой объединение, появившееся в очень короткий период времени лишь по желанию его организаторов. В принципе, подобное художественное объединение, оказавшее столь огромное влияние на культуру России рубежа веков, не могло не иметь какой-нибудь серьезной основы, идеологической базы, от которой впоследствии будет строиться вся работа, коллектива, представляющего собой рабочее ядро. Таким зачатком «Мира искусства» стал гимназический кружок, организованный Александром Бенуа, в который вошли его друзья – будущие мирискусники, его теоретическое и организационное ядро.
Дружеский кружок Александра Бенуа не является чем-то неизведанным, «белым пятном» в истории, поэтому эта часть работы будет скорее представлять собой анализ имеющейся литературы, посвященной «Миру искусства».
Александр Бенуа, Вальтер, или Валечка Нувель, как его именует Александр Николаевич в мемуарах, Дима Философов, Левушка Розенберг, он же будущий Лев Бакст, Гриша Калин и Николай Скалон – именно эти семь друзей, обучающиеся в гимназии Карла Мая, преисполненные любознательностью к искусству, в один момент начали собираться в доме Бенуа, еще не подозревая, чем в итоге закончится эта юношеская забава.
Почему же забава? Это слово использовано здесь не просто так: анализ мемуаров участников кружка, исследовательских работ, посвященных «Миру искусства» показал, что гимназический кружок, собиравшийся в квартире Бенуа, не рассматривался даже самими участниками никогда как нечто серьезное, что совершенно не удивительно. В последствие в воспоминаниях А. Н. Бенуа даже выскажет мысль, что до конца не уверен, на что более походили эти собрания[15] – добровольный, не связанный регламентом кружок или более строгий клуб? Безусловно, здесь сказывался возраст участников: на тот момент, когда дружеские беседы и споры двух гимназистов - Александра Бенуа и Валечки Нувеля – начали привлекать и других гимназистов, им было по 15-16 лет, что равнозначно шестому году обучения в гимназии Карла Мая[16]. Таким образом, первый год существования кружка выпадает на 1886-1887 г.г.
Год спустя, уже обучаясь в седьмом классе, Александр Бенуа и его товарищи переименовали свои собрания в «Общество самообразования». Хотя, по признанию самого Александра Николаевича, они поначалу и собирались исключительно для «беспорядочных разговоров, споров и шалостей»[17], никто не сомневался, ради какой истинной цели все это происходило. Юноши были чрезмерно увлечены беседами и спорами об искусстве, литературе, музыке. Каждый из них в той или иной степени разбирался в области, близкой ему: Нувель – в музыке, Калин – в литературе, Бакст и Бенуа – в живописи. Совокупность этих двух факторов привела к тому, что гимназисты начали собираться в доме Бенуа, где, к слову, было огромное множество различных книг, журналов по искусству и разных редкостей, чтобы просвещаться самим и просвещать других: юноши читали лекции друг другу, устраивали музыкальные вечера и тому подобное. Так, участниками были прочитаны такие лекции как "Характеристика великих мастеров живописи" (А. Бенуа), "Верования в загробную жизнь у разных народов" (Н. Скалон), «Тургенев и его время (Г. Калин), «Русская живопись» (Л. Бакст), «История оперы» (В. Нувель), «Александр I и его время» (Д. Философов)[18].
Таким образом, стремление к самообразованию, освоению знаниями из определенной области и характеризует объединение юных гимназистов как кружок – объединение, организованное с целью изучения либо обучения чему-то конкретному.
Гораздо более серьезным объединением является клуб. Так же, как и кружок, клуб организуется с определенной образовательной целью, однако, его отличительной чертой является более высокий уровень самоорганизации[19]: наличие руководителя (например, президента), устава, членство. Все вышеперечисленное присутствовало и у объединения Александра Бенуа, хотя и в необычном проявлении, характерным, правда, для своего времени.
Шутовской характер был отличительной особенностью кружка юношей. Даже после переименования в гордое «Общество самообразования» он не утратил этой черты – наоборот, лишь подчеркнул намеренной официальностью. «Президентом» был избран Бенуа, действительными членами являлись все остальные: Бакст, Философов, Калин, Скалон, Нувель – они же «члены-учредители». Кроме того, Бакст одновременно являлся «спикером», следившим за порядком, а Калин – «секретарем»[20]. Другие посетители «заседаний» бывали нечасто в гостях у Бенуа, но все же удостоились гордого звания «почетных, вольных общников»[21]: К. А. Сомов, Ю. А. Мамонтов, Е. Н. Фену и другие, среди которых был и С. П. Дягилев – будущий «отец-основатель» «Мира искусства».
Но эта подчеркнутая официальность: название, президентство, членство, устав – лишь шутка, насмешка: они даже называли себя, тоже в шутку, «невскими пиквикианцами». Разговаривали юноши о чем угодно, прерывали друг друга, не слушали «лектора», беспричинно прогуливали «заседания». С каждым годом подобная разнузданность, касающаяся даже самого ядра, росла все больше и больше, что было своеобразным ответом на те рамки, которые они сами себе попытались поставить. В конце концов, осенью 1891 года было принято решение распустить клуб.
Может показаться, что подобное объединение, существовавшее не слишком долгое время, не заслуживает должного внимания, однако, именно тогда была заложена основа будущего объединения, определившего художественную жизнь России рубежа веков. Входившие изначально в «Общество самообразования» А. Бенуа, Д. Философов, Л. Бакст, В. Нувель, и примкнувшие к нему позже Е. Лансере, К. Сомов и С. Дягилев через несколько лет составили уже новое ядро – ядро художественного объединения «Мир искусства». Вышедшие из кружка «невских пиквикианцев» они, по своему собственному замечанию и последующему замечанию исследователей, стали носителями тех идей, которые витали в объединении, и привнесли их в «Мир искусства»: космополитизм, выражавшийся в идее объединения человечества под эгидой искусства, определенной степени консерватизм, неприятие модного, навязанного извне[22].
К моменту распада в составе кружка произошли некоторые изменения – ушли Скалон и Калин, а взамен влились Дягилев, Сомов, Лансере, Нурок – изменился и сам формат проводимых заседаний, но, самое главное, что благодаря такому обновлению стал возможным выход на новый, более высокий уровень. Подтверждение этому не составит труда найти в «Возникновении «Мира искусства»» Александра Николаевича Бенуа: так, он указывает на Альфреда Павловича Нурока как на человека, одним из первых высказавших идею о создании журнала, что произошло приблизительно за 5 лет до организации объединения[23], около 1892-1893 г.г., то есть уже при обновленном кружке.
Сама идея по организации журнала посещала не только Альфреда Нурока: подобная мысль приходила и к А. Бенуа, и к В. Нувелю, и, возможно, что редакция начала бы свою работу на пару лет раньше 1898 года, если бы не признание своей неготовности к этому ответственному делу. Однако, по факту, взять на себя организационное бремя не мог ни Бенуа, ни Философов, ни Нувель, никто либо еще из художников и литераторов кружка – мешал творческий склад личности каждого из них: Философов был нетерпеливым, Бенуа то «вспыхивал» идеей, то также быстро «потухал», Нурок и Нувель «от всякой ответственности, от всякого систематического труда бежали, как от чумы», а Бакст и Сомов были заняты творчеством[24]. Первоначальная кандидатура на эту должность Евгения Кавоса, двоюродного брата А. Н. Бенуа, вскоре тоже перестала рассматриваться.
В результате этих двух факторов – отсутствие энергичного лидера-организатора и незрелость в художественном плане – создание журнала пришлось отложить на непродолжительное время. Но все изменилось очень скоро, и связано это с именем Сергея Павловича Дягилева.
Энергия и энтузиазм, с которыми Дягилев взялся за дело организации журнала и объединения, поразили всех участников кружка: Сергей Павлович позже всех вступил в кружок, и очень долго, вплоть до 1895 года никто не видел в этом провинциальном юноше, особо не стремившемся к искусству, даже достойного члена кружка, не говоря уже о его роли в качестве лидера художественного объединения. Однако он чрезвычайно быстро доказал обратное, и не только членам кружка, но и будущей меценатке объединения Марии Клавдиевне Тенишевой, на службе у которой в то время состоял А. Н. Бенуа в качестве хранителя ее коллекции. Именно Дягилев склонил ее к мысли о спонсировании художественного объединения в России[25]. Затем он виртуозно, путем самостоятельной организации трех выставок: «Выставки немецких и английских акварелистов», так называемой «скандинавской» и открывшей путь учреждению объединения «Выставки русских и финляндских художников» - смог доказать свою деятельную натуру, так что вопрос о будущем редакторе оказался решенным.
В дальнейшем все существование объединения определялось негласным противоборством двух диаметрально противоположных личностей – А. Н. Бенуа и С. П. Дягилева. Существование иных противоречий между некоторыми группировками относительно более-менее общей стилевой направленности творчества, превалирования тех или иных разделов в журнале и так далее нивелировалось противостоянием Бенуа и Дягилева, являющегося основополагающим первого периода существования объединения с 1898 по 1904 г.г.
Несмотря на негласное разделение обязанностей по организации объединения и журнала, между ними, особенно на первых порах, достаточно часто возникали ссоры и недопонимания, но, тем не менее, это было именно то прекрасное разделение сфер деятельности, которое, согласно искусствоведу А. Якимовичу[26], можно сравнить со сферами деятельности двух древнегреческих богов – Аполлона и Диониса: Бенуа-«Аполлон» обеспечивал журнал и объединение теоретической базой, а Дягилев-«Дионис», авантюрист и деятель по натуре, был неумолимым двигателем всего объединения, выведшим его на арену искусства, представившим общественности.
Искусствовед А. П. Гусарова видит главную причину организации кружка в том, что под влиянием ряда исторических, социальных и культурных факторов, среди определенного круга художников появилась потребность в подобной организации[27].
В наступающей эре капитализма народнические идеалы передвижников начали испытывать острейший кризис, новая эпоха создала новые условия, неподвластные анализу художественными средствами, отчего идейно-критический реализм передвижников перестал быть актуальным[28]. Само же Товарищество передвижных художественных выставок постепенно слилось с Академией, что сделало его закрытой организацией, чуждой всяким новым веяниям.
В результате радикальных изменений, происходящих во всех сферах жизни общества, часть молодых художников оказывается на периферии художественного мира: находящиеся в поиске новых идеалов, склонные к символизму и признающие в качестве идеи лишь субъективный взгляд самого художника, они оказались отвергнутыми и ненужными своей альма-матер – Академии. Осознавая этот факт, они стремились найти тех, кто разделял бы их взгляды, был преисполнен неповторимого духа fin de siècle, и нашли в лице бывших «невских пиквикианцев» и будущего ядра мирискусников, предоставивших молодым художникам не только огромное поле для деятельности, охватывающее все виды искусства, но и питательную почву для совершенствования своего мастерства.
Из вышесказанного вполне справедливо можно сделать вывод, что в первую очередь «Мир искусства» - это объединение художников со схожими принципами и взглядами на искусство, находящими выражение на выставках и в журнале. Подобная позиция совпадает и с взглядом мирискусников на самих себя: Александр Николаевич Бенуа подчеркивает, что «Мир искусства» для начала все же «некий коллектив который жил своеобразной жизнью, особыми интересами и задачами, старался разными средствами воздействовать на общество»[29], а этими средствами и выступали журнал и выставки.