Теоретические и практические сведения (I, VII). Посещение художественных выставок и музеев изобразительного искусства.
Посещение художественных выставок и музеев с учащимися или членами кружка изобразительного искусства учитель проводит во внеклассное время. Продумывая план экскурсии, учителю нужно отчетливо представлять себе познавательные возможности глухих и слабослышащих детей данной возрастной группы, их знания о средствах выразительности в изобразительном искусстве, жизненный опыт и опыт в изобразительной деятельности.
Ему нужно учесть также то обстоятельство, что восприятие картин вызывает у детей наибольшие трудности. Это связано с тем, что в отличие от скульптуры в картине изображение объектов действительности представлено на двухмерной плоскости.
Научно установлены различия в восприятии объемного предмета и его изображения на двухмерной плоскости. Так, при восприятии объемной натуры человек, рассматривающий предмет в трехмерном пространстве, осуществляет выделение формы, поиск соотношения частей в целом, положения предмета в пространстве и т. д. При восприятии же изображения предмета (рисунок, картина) вычленение тех же признаков происходит в двухмерном пространстве изобразительной плоскости, что требует определенной подготовленности, опыта человека при восприятии формы, глубины пространства, освещенности, различных состояний объектов изображения ит. д.
Кроме того, при анализе картин немаловажное значение имеет сложность объектов изображения.
Полноценное восприятие живописи и графики определяется также рядом умений, касающихся понимания содержания изображенного. Так, нужно уметь рассмотреть картину в определенной последовательности, установить все связи и отношения, понять на основе этого содержание произведения в целом. Понимание использованных для этого средств художественной выразительности позволяет зрителю глубже осознать содержание и смысл рассматриваемого произведения.
Только при сочетании всех умений можно более глубоко понять картину и оценить ее художественные достоинства.
У детей с недостатками слуха, особенно младшего школьного возраста, отмечаются значительные, по сравнению со слышащими сверстниками, трудности в интерпретации сюжетных изображений. Дети, рассматривая картину, часто не могут самостоятельно выделить в ней главных действующих лиц, установить связи (особенно сложно выделяются причинно-следственные, временные связи). Часто упускаются второстепенные, но значимые для понимания содержания сюжета и идеи произведения детали. А если они и выделяются, то трактуются изолированно, вне связи с главными действующими лицами.
Для того чтобы глухим или слабослышащим учащимся младших классов помочь на экскурсии глубоко, эмоционально воспринимать произведения, учителю нужно принять во внимание следующее:
1. Разъяснение изображенного на картине, подведение к раскрытию замысла и идеи художника проводятся через анализ изображенного (композиции, ^разительных средств). Учащийся должен увидеть то, о чем говорит учитель.
2. Восприятие произведения искусства должно быть живым, эмоциональным. Учитель должен уметь заинтересовать детей предстоящей встречей с прекрасным произведением, вместе с ними увлеченно рассматривать его.
Особенно важно первое впечатление от картины: оно должно быть целостным, ярким. Лишь после этого начинается анализ, проникновение в ее сущность.
Принимая во внимание то обстоятельство, что дети при восприятии информации не только прослушивают ее через слуховой аппарат, но и считывают с губ, учитель чередует рассказ с рассматриванием картины, помогает в анализе изображенного, выделяя ту или иную задачу наблюдения, предлагая рассматривать в той или иной последовательности.
3. Рассказ учителя должен быть ярким, красочным, богатым по выразительным средствам языка и одновременно доступным для понимания учащихся. Подбирая слова для рассказа, нужно учитывать, что сам предмет наблюдения богаче, многообразнее, чем имеющиеся для него словесные обозначения. Поэтому, говоря, например, о цвете, нужно привлечь к нему внимание учащихся, охарактеризовать его с помощью разных сравнений, добиваясь разных ассоциаций (красный цвет—сочный, радостный или тяжелый, трагический; голубой, зеленый цвет — воздушный, легкий, цвет нежности, свежести или глубокий и т. д.).
4. Длительное непрерывное рассматривание картины учащимися притупляет их восприятие, новое впечатление делает неотчетливым предыдущее, лучше запоминается материал в начале и в конце восприятия. С учетом этих обстоятельств анализ картин осуществляется в продуманной последовательности и с определенными паузами между непосредственным восприятием и их разбором. Эти интервалы заполняются рассказом учителя о художнике, его работе ит. д.
5. Разным картинам требуется свое время для полноценного восприятия. Одни картины раскрываются зрителю быстрее (например, пейзажи), другие — дольше (например, картины бытового, исторического жанра, портреты). Так, пейзаж «Березовая роща» И. Левитана сразу охватывается взором, зритель как будто входит в эту рощу, погружается в переливающиеся в светотени оттенки зеленого. Картину же «Взятие снежного городка» В. Сурикова нужно рассматривать долго, а картина «Бурлаки» И. Репина требует раздумий, исторических знаний.
Хотелось бы подробнее остановиться на анализе. Продумывая последовательность анализа картины, нужно учитывать, что содержание картины не исчерпывается сюжетом. Такое «литературное» представление о картине обедняет ее содержание. Ведь впейзаже, портрете, натюрморте нет сюжета.
Содержание картины многогранно. В нем может быть представлено действие, но оно может быть внешне и не выражено, а только подразумеваться, например, рассматривая натюрморт, можно представить рядом с изображенными предметами недавнее присутствие человека, который прикасался к ним, использовал их в своей деятельности.
В процессе анализа нужно постепенно раскрывать эстетические ценности картины. Рассказ о сюжете рекомендуется строить на основе раскрытия композиции (разъяснение сюжета осуществляется одновременно с анализом композиции), выявления приемов, которые реализуются при этом художником. При анализе композиции внимание зрителей обращается на размещение фигур, особо выделяется точность расположения и изображения главных, а также второстепенных объектов, которые помогают понять содержание изображенного (их нельзя сдвинуть вправо-влево, изменить их цвет, яркость, насыщенность и т. д.).
При анализе с учащимися живописного строя картины бессмысленно просто перечислять цвета красок, использованных художником, нельзя рассматривать изолированно одно цветовое пятно. Целесообразно сопоставление конкретных цветовых пятен на конкретных изображенных предметах (рассмотрение цветового ряда в данной картине), выделение отдельных цветов, осмысление выразительности в строе образов. А в рассказе о художнике— перечисление излюбленных красок, которыми он работал (палитра художника). Например, художник И. Репин предпочитал теплые, золотисто-желтые цветовые тона, В. Суриков — холодные, голубовато-синие, В. Серов, К. Коровин, М. Врубель — серые, а колорит произведений Ф. Малявина — огненно-красный.
На ближайшем уроке изобразительного искусства или занятии кружка нужно обязательно вернуться к экскурсии, назвать запомнившиеся картины, фамилии художников и поинтересоваться, какие картины произвели самое большое впечатление, предложить детям описать их.
Построенная таким образом работа постепенно формирует у учащихся с недостатками слуха способность к полноценному восприятию произведений искусства, стремление к обостренному наблюдению окружающей действительности и желание постигнуть тайны изобразительного мастерства и самих себя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Психология изобразительного искусства
Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности.— М„ 1961.
Киреенко В. Я. Психология способностей к изобразительной деятельности.— М., 1959.
Кузин В. С. Психология: Учеб, для художест. уч.— М., 1982.
Сакулина Н. П. Развитие активности и творчества в процессе обучения изобразительной деятельности//Дошк. воспитание — 1969.—№ 5.
Якобсон П. М. Психология художественного восприятия.— М., 1964.
2. Общие вопросы обучения изобразительному искусству
Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись, Композиция.—М., 1981.
Орловский Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работа: Некоторые размышления о профессии.— М., 1972.
Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.—М., 1980.
Щербаков В. С. Изобразительное искусство: Обучение и творчество,—М., 1969.
Юный художник.
Художник.
3. Основные вопросы сурдопедагогики и сурдопсихологии
Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети.— М., 1963.
Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся: I—VI классы. (II отд.).— М., 1976.
Использование предметно-практической деятельности в обучении глухих школьников/Под ред. С. А. Зыкова.— М., 1976.
Кузьмичева Е. П. Развитие речевого слуха у глухих/Под ред. Т. А. Власовой.— М., 1983.
Морозов Н. Г. Формирование познавательных процессов у аномальных детей,— 1969.
Петашек В. Понимание глухими школьниками эмоций Других Людей//Дефектология.— 1981.— № 4.
Рау М. Ю. Значение способов познания объектов для их изображения, глухими детьми/'/Дефектология.— 1977.— № 3.