Ознакомление учащихся с выразительными средствами композиции: симметрией, контрастом, движением

Прежде чем выделять симметрию как выразительное сред­ство композиции, учащихся нужно познакомить с явлениями сим­метрии в природе: показать образцы растительного и животного мира, в строении которых можно выделить этот признак (бабочек, жуков, стрекоз, птиц и т. п.), обратить внимание детей на конст­рукцию человеческого тела. Для выделения признака симметрии следует объект условно разделить вертикальной линией пополам и сравнить правую и левую части (рис. 52).

Ознакомление учащихся с выразительными средствами композиции: симметрией, контрастом, движением - student2.ru

Можно предложить учащимся выделить признаки симметрии в предметах быта (у кастрюли, кувшина, лампы и др.), в транс­порте (у легковой машины и др.), в постройках (у дома, ограды, моста и др.).

В своих ответах учащиеся должны использовать следующий речевой материал: Предмет симметричен (симметричный); справа и слева части предмета одинаковые, линия посередине; осевая линия.

Лишь после обсуждения наблюдений, которые имели место в жизненном опыте детей, следует переходить к ознакомлению с примерами использования явления симметрии как выразительного средства композиции в изобразительном искусстве. Доступнее всего для демонстрации картина «Богатыри» В. Васнецова. В ней четко выделен композиционный центр, ясно выражено большое сходство левой и правой частей картины, их уравновешенность. На все это следует обратить внимание учащихся, используя до­ступную словесную форму.

Вариант объяснения может быть таким:

— Эта картина называется «Богатыри». Ее написал художник В. Васнецов. Он изобразил трех сильных и смелых людей (их называли богатырями). Художник поместил самого сильного бога­тыря— Илью Муромца в центре картины, чтобы показать, что он самый сильный. Слева и справа от него он изобразил двух других одинаковых по силе богатырей: Добрыню Никитича и Алешу Поповича.

Художник рассказал в картине про сильных богатырей, кото­рые всегда могут защитить свою Родину.

На картинах «Спящие дети» В. Перова, «Жнецы» А. Венециа­нова или др. нужно помочь детям определить линию симметрии и показать ясно выраженный композиционный центр, достигнутое равновесие композиции, подчеркивающее покой, отсутствие дви­жения.

Движение — другое средство выразительности композиции. Учителю нужно объяснить детям, что изображение объектов дви­жущимися делает композицию жизненной, динамичной, вырази­тельной. Для этого используется прием сопоставления. Учитель подбирает рисунки учащихся, среди которых выделяет наиболее и менее удачные. Учитель положительно оценивает те работы, в ко­торых изображение объектов в движении помогло выделить ком­позиционный центр, достичь целостности изображения. Затем об­ращает внимание на те рисунки, где дети не сумели передать дви­жение, выделить центр композиции — в этих рисунках отсутствует динамика, в них все изображения смотрятся отдельно.

После сравнения детских работ нужно показать репродукции или слайды с картин известных художников. Так, могут быть ис­пользованы картины «Оборона Петрограда» А. Дейнеки, «Тачан­ка» М. Грекова, «Дети, бегущие от грозы» В. Маковского, «Та­нец» А. Матисса. Учитель сначала кратко останавливается на со­держании картины, затем обращает внимание детей на вырази­тельные средства композиции.

Вариант работы 1. В практическом задании «Дождь. Я с мамой и братом иду под зонтиком», которое учитель предлагает детям выполнить вслед за объяснением, решается проблема до­стижения целостности композиции благодаря использованию сим­метричного построения рисунка и изображения действующих лиц в движении. Учитель на доске рисует варианты и показывает спо­собы изображения людей в спокойных позах и в движении (рис. 53). Эти изображения-схемы учитель оставляет на доске как зрительные опоры для разработки сюжета учащимися. Дети выполняют композицию карандашом. Эта работа может быть ис­пользована при прохождении темы «Сочетание Цветов».

Среди выразительных средств композиции контраст вели­чины, цвета, состояния в меньшей мере выделяется деть­ми. Поэтому использование новых сведений — противопоставления в построении рисунка, особенно в величинах и цвете — вызывает у них большой интерес. Используя метод сравнения, учитель вы­деляет приемы построения композиций в контрастах. Он подби­рает такие работы учащихся, в которых контраст необходим по их содержанию, но отсутствует или недостаточно выражен.

Ознакомление учащихся с выразительными средствами композиции: симметрией, контрастом, движением - student2.ru

Для изучения учебного материала по композиции используются практические занятия по разным видам работ: лепке, декоратив­ной композиции, рисунку на тему.

Вариант работы 2. Лепка на тему «Маша и Медведь» (глина или пластилин). В самом начале урока, после объяснения его темы, нужно помочь учащимся вспомнить приемы преобразова­ния комка глины (пластилина), которые они усвоили в I и II клас­сах (скатывание, раскатывание, сплющивание, надавливание, при­щипывание, оттягивание, сглаживание и др.). Дети должны про­демонстрировать каждый прием, словесно обозначив выполняемое действие.

После повторения приемов лепки можно перейти к теме урока. Для раскрытия заданного сюжета в лепной композиции детям нужно предварительно вспомнить содержание сказки, описать под­робно выбранный для изображения эпизод. Это осуществляется при использовании различного наглядного материала, который поможет детям представить главных персонажей сказки (напри­мер, при использовании иллюстраций Ю. Васнецова, Е. Рачева и др. к детским книгам, где изображены медведи (и сказочные, и реалистические); репродукций кистевой росписи в народном ис­кусстве Полх-Майдана, фотографий скульптуры «Медведь» В. Ва­тагина, игрушки медведя мягкой и из пластмассы, куклы).

Детям нужно задать такие вопросы, которые бы вызвали у них конкретные зрительные представления о внешнем виде мед­ведя, девочки, их характере, о контрасте размеров их фигур, о пространственном их расположении.

Примерное содержание вопросов к беседе: «Расскажи, какого ты будешь рисовать медведя. Ты нарисуешь медведя большого или маленького? Какие у него голова, туловище, лапы, уши, мор­да? Чем покрыто тело медведя? Какого ты нарисуешь медведя — доброго или злого? А какая Маша — большая или маленькая? Какие у нее голова, туловище, ноги, руки? Какая Маша—веселая или грустная?»

Перед выполнением работы учитель показывает способы лепки. В процессе демонстрации он учит детей не только правильно со­относить части, учитывать пропорции, но и стремится выделить Сказочные признаки, выразить добродушие медведя, согласившего­ся отнести Машу домой, и т. д. Поскольку в теле медведя легко выделить части, учитель предлагает использовать «конструктив­ный» способ лепки, т. е. изображать детали фигуры, а затем их составлять. Для этого большой кусок фигуры делится на части, величина которых соответствует членениям модели, затем лепится каждая часть фигуры отдельно, начиная с самой большой (туло­вища), и с ней соразмеряются все другие.

Заключить урок следует выставкой всех работ и их анализом. Подчеркивается наибольшая выразительность тех работ, в компо­зиции которых использован прием контраста, где достигнута цель­ность изображения.

Вариант работы 3. Декоративная композиция «Узор в круге для блюда» (акварель, гуашь) или «Узор в квадрате для платка — подарок маме к 8 Марта» (аппликация).

Прежде чем объяснить задание, последовательность его вы­полнения, нужно познакомить детей с образцами народного де­коративно-прикладного искусства, в которых красота узора дости­гается не только ритмичным чередованием элементов, но и яр­кими, контрастными или нежными сочетаниями цветов (гжельской и ферганской керамикой, деревянными изделиями Хохломы, Го- родца). В образцах Гжели легко выделить имеющееся контраст­ное и спокойное сочетания (белый фон и синий цвет; синий цвет и блеклый голубой). Вслед за этим детям предлагается составить узор для блюда из элементов, которые нарисованы на таблице или на доске (например, элементы растительных узоров в гжель-- ской росписи). Целесообразно раздать учащимся заранее приго­товленные круги из белой бумаги, чтобы они не тратили времени на их изображение (рис. 54).

На доске учитель должен показать принцип построения узора в круге на примере использования несложных элементов (рис. 55). Усвоив последовательность изображения, учащиеся приступают к самостоятельной работе.

Ознакомление учащихся с выразительными средствами композиции: симметрией, контрастом, движением - student2.ru

Урок завершается обсуждением выполненных работ, их анали­зом и оценкой.

Вариант работы 4. Декоративное оформление посуды в традициях гжельской росписи. При выполнении этого задания можно использовать штамп. Изготовить его несложно. В качестве материала рекомендуется использовать старые толстые куски ре­зины, поролона; можно также взять для этого пенопласт или картон.

Для того чтобы изготовленный штамп при работе было удобно держать в руке, из выбранного материала (например, резины) вы­резаются два куска в форме куба или параллелепипеда. Одна из сторон каждого куска (предположим, куба) избирается за рабо­чую площадку, на которой будет вырезаться штамп. На нее нужно нанести изображение, являющееся элементом узора (рис. 56,6).

Ножом или скальпелем делается прорезь в глубину по линии

изображения и затем срезается горизонтальный слой квадратной площадки около 5 мм толщиной, для того чтобы изображение эле­мента узора «поднялось вверх».

Ознакомление учащихся с выразительными средствами композиции: симметрией, контрастом, движением - student2.ru

Поскольку элемент растительного узора гжельской росписи, который используется в данном задании, состоит из двух окрашен­ных частей, делается два штампа (рис. 56, г). В процессе выпол­нения узора на бумаге нужно совмещать отпечатки этих штампов.

При изготовлении штампа из куска картона поступают сле­дующим образом. Вырезаются несколько квадратов или прямо­угольников (их количество зависит от толщины картона), которые затем наклеиваются один на другой до образования формы куба или параллелепипеда (рис. 56, д). На два отдельных квадрата (прямоугольника) наносятся изображения частей элемента узо­ра, как это было описано выше (рис. 56, е). Обе вырезанные части элемента узора (рис. 56, я/е) наклеиваются затем на подготовлен­ные площадки, в результате чего получается аналогичный изготов­ленному из резины штамп с «высокой» печатью. Эти штампы дети используют при декоративном оформлении посуды с учетом раз­ной формы и изделия (рис. 55).

Вариант работы 5. Сюжетное рисование. Эпизод из сказ­ки «Маша и Медведь».

К работе над сюжетной композицией учащихся нужно предва­рительно подготовить. Они должны прочитать или вспомнить, про­говорить под руководством учителя сюжет, выделить для себя эпизод, который будет изображать.

Вылепленные на предыдущем уроке фигурки девочки и мед­ведя нужно использовать при разработке замысла: дать детям возможность подвигать их, поиграть и представить ситуацию из сказки, которую они потом нарисуют. Прежде чем учащиеся при­ступят к графическому исполнению, нужно предложить им поду­мать, что и где будет нарисовано, затем составить план рисунка (т. е. подготовить эскиз).

Поскольку учащиеся III класса еще не знакомы с графическим способом изображения медведя, им нужно показать медведя-игрушку, иллюстрации в книгах к рассказам, сказкам (например, «Три медведя» или др.); проанализировать форму фигуры, ее частей, затем продемонстрировать поэтапное изображение мед­ведя в движении (медведь сказочный идет на задних лапах, идет на четырех лапах). Следует также обратить внимание детей на сказочные изображения деревьев в иллюстрациях Ю. Васнецова, В. Васнецова, И. Билибина и др. и напомнить способы изображе­ния реальных деревьев (сосны, ели, березы).

В конце урока нужно обсудить выполненные композиции. От­метить самые удачные работы, выделить приемы, которые помог­ли учащимся сделать рисунок выразительным.

РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ВОСПРИНИМАТЬ

И ИЗОБРАЖАТЬ ФОРМУ ПРЕДМЕТОВ, ПРОПОРЦИИ И КОНСТРУКЦИЮ

Наши рекомендации