Ознакомление учащихся с выразительными средствами композиции: симметрией, контрастом, движением
Прежде чем выделять симметрию как выразительное средство композиции, учащихся нужно познакомить с явлениями симметрии в природе: показать образцы растительного и животного мира, в строении которых можно выделить этот признак (бабочек, жуков, стрекоз, птиц и т. п.), обратить внимание детей на конструкцию человеческого тела. Для выделения признака симметрии следует объект условно разделить вертикальной линией пополам и сравнить правую и левую части (рис. 52).
Можно предложить учащимся выделить признаки симметрии в предметах быта (у кастрюли, кувшина, лампы и др.), в транспорте (у легковой машины и др.), в постройках (у дома, ограды, моста и др.).
В своих ответах учащиеся должны использовать следующий речевой материал: Предмет симметричен (симметричный); справа и слева части предмета одинаковые, линия посередине; осевая линия.
Лишь после обсуждения наблюдений, которые имели место в жизненном опыте детей, следует переходить к ознакомлению с примерами использования явления симметрии как выразительного средства композиции в изобразительном искусстве. Доступнее всего для демонстрации картина «Богатыри» В. Васнецова. В ней четко выделен композиционный центр, ясно выражено большое сходство левой и правой частей картины, их уравновешенность. На все это следует обратить внимание учащихся, используя доступную словесную форму.
Вариант объяснения может быть таким:
— Эта картина называется «Богатыри». Ее написал художник В. Васнецов. Он изобразил трех сильных и смелых людей (их называли богатырями). Художник поместил самого сильного богатыря— Илью Муромца в центре картины, чтобы показать, что он самый сильный. Слева и справа от него он изобразил двух других одинаковых по силе богатырей: Добрыню Никитича и Алешу Поповича.
Художник рассказал в картине про сильных богатырей, которые всегда могут защитить свою Родину.
На картинах «Спящие дети» В. Перова, «Жнецы» А. Венецианова или др. нужно помочь детям определить линию симметрии и показать ясно выраженный композиционный центр, достигнутое равновесие композиции, подчеркивающее покой, отсутствие движения.
Движение — другое средство выразительности композиции. Учителю нужно объяснить детям, что изображение объектов движущимися делает композицию жизненной, динамичной, выразительной. Для этого используется прием сопоставления. Учитель подбирает рисунки учащихся, среди которых выделяет наиболее и менее удачные. Учитель положительно оценивает те работы, в которых изображение объектов в движении помогло выделить композиционный центр, достичь целостности изображения. Затем обращает внимание на те рисунки, где дети не сумели передать движение, выделить центр композиции — в этих рисунках отсутствует динамика, в них все изображения смотрятся отдельно.
После сравнения детских работ нужно показать репродукции или слайды с картин известных художников. Так, могут быть использованы картины «Оборона Петрограда» А. Дейнеки, «Тачанка» М. Грекова, «Дети, бегущие от грозы» В. Маковского, «Танец» А. Матисса. Учитель сначала кратко останавливается на содержании картины, затем обращает внимание детей на выразительные средства композиции.
Вариант работы 1. В практическом задании «Дождь. Я с мамой и братом иду под зонтиком», которое учитель предлагает детям выполнить вслед за объяснением, решается проблема достижения целостности композиции благодаря использованию симметричного построения рисунка и изображения действующих лиц в движении. Учитель на доске рисует варианты и показывает способы изображения людей в спокойных позах и в движении (рис. 53). Эти изображения-схемы учитель оставляет на доске как зрительные опоры для разработки сюжета учащимися. Дети выполняют композицию карандашом. Эта работа может быть использована при прохождении темы «Сочетание Цветов».
Среди выразительных средств композиции контраст величины, цвета, состояния в меньшей мере выделяется детьми. Поэтому использование новых сведений — противопоставления в построении рисунка, особенно в величинах и цвете — вызывает у них большой интерес. Используя метод сравнения, учитель выделяет приемы построения композиций в контрастах. Он подбирает такие работы учащихся, в которых контраст необходим по их содержанию, но отсутствует или недостаточно выражен.
Для изучения учебного материала по композиции используются практические занятия по разным видам работ: лепке, декоративной композиции, рисунку на тему.
Вариант работы 2. Лепка на тему «Маша и Медведь» (глина или пластилин). В самом начале урока, после объяснения его темы, нужно помочь учащимся вспомнить приемы преобразования комка глины (пластилина), которые они усвоили в I и II классах (скатывание, раскатывание, сплющивание, надавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание и др.). Дети должны продемонстрировать каждый прием, словесно обозначив выполняемое действие.
После повторения приемов лепки можно перейти к теме урока. Для раскрытия заданного сюжета в лепной композиции детям нужно предварительно вспомнить содержание сказки, описать подробно выбранный для изображения эпизод. Это осуществляется при использовании различного наглядного материала, который поможет детям представить главных персонажей сказки (например, при использовании иллюстраций Ю. Васнецова, Е. Рачева и др. к детским книгам, где изображены медведи (и сказочные, и реалистические); репродукций кистевой росписи в народном искусстве Полх-Майдана, фотографий скульптуры «Медведь» В. Ватагина, игрушки медведя мягкой и из пластмассы, куклы).
Детям нужно задать такие вопросы, которые бы вызвали у них конкретные зрительные представления о внешнем виде медведя, девочки, их характере, о контрасте размеров их фигур, о пространственном их расположении.
Примерное содержание вопросов к беседе: «Расскажи, какого ты будешь рисовать медведя. Ты нарисуешь медведя большого или маленького? Какие у него голова, туловище, лапы, уши, морда? Чем покрыто тело медведя? Какого ты нарисуешь медведя — доброго или злого? А какая Маша — большая или маленькая? Какие у нее голова, туловище, ноги, руки? Какая Маша—веселая или грустная?»
Перед выполнением работы учитель показывает способы лепки. В процессе демонстрации он учит детей не только правильно соотносить части, учитывать пропорции, но и стремится выделить Сказочные признаки, выразить добродушие медведя, согласившегося отнести Машу домой, и т. д. Поскольку в теле медведя легко выделить части, учитель предлагает использовать «конструктивный» способ лепки, т. е. изображать детали фигуры, а затем их составлять. Для этого большой кусок фигуры делится на части, величина которых соответствует членениям модели, затем лепится каждая часть фигуры отдельно, начиная с самой большой (туловища), и с ней соразмеряются все другие.
Заключить урок следует выставкой всех работ и их анализом. Подчеркивается наибольшая выразительность тех работ, в композиции которых использован прием контраста, где достигнута цельность изображения.
Вариант работы 3. Декоративная композиция «Узор в круге для блюда» (акварель, гуашь) или «Узор в квадрате для платка — подарок маме к 8 Марта» (аппликация).
Прежде чем объяснить задание, последовательность его выполнения, нужно познакомить детей с образцами народного декоративно-прикладного искусства, в которых красота узора достигается не только ритмичным чередованием элементов, но и яркими, контрастными или нежными сочетаниями цветов (гжельской и ферганской керамикой, деревянными изделиями Хохломы, Го- родца). В образцах Гжели легко выделить имеющееся контрастное и спокойное сочетания (белый фон и синий цвет; синий цвет и блеклый голубой). Вслед за этим детям предлагается составить узор для блюда из элементов, которые нарисованы на таблице или на доске (например, элементы растительных узоров в гжель-- ской росписи). Целесообразно раздать учащимся заранее приготовленные круги из белой бумаги, чтобы они не тратили времени на их изображение (рис. 54).
На доске учитель должен показать принцип построения узора в круге на примере использования несложных элементов (рис. 55). Усвоив последовательность изображения, учащиеся приступают к самостоятельной работе.
Урок завершается обсуждением выполненных работ, их анализом и оценкой.
Вариант работы 4. Декоративное оформление посуды в традициях гжельской росписи. При выполнении этого задания можно использовать штамп. Изготовить его несложно. В качестве материала рекомендуется использовать старые толстые куски резины, поролона; можно также взять для этого пенопласт или картон.
Для того чтобы изготовленный штамп при работе было удобно держать в руке, из выбранного материала (например, резины) вырезаются два куска в форме куба или параллелепипеда. Одна из сторон каждого куска (предположим, куба) избирается за рабочую площадку, на которой будет вырезаться штамп. На нее нужно нанести изображение, являющееся элементом узора (рис. 56,6).
Ножом или скальпелем делается прорезь в глубину по линии
изображения и затем срезается горизонтальный слой квадратной площадки около 5 мм толщиной, для того чтобы изображение элемента узора «поднялось вверх».
Поскольку элемент растительного узора гжельской росписи, который используется в данном задании, состоит из двух окрашенных частей, делается два штампа (рис. 56, г). В процессе выполнения узора на бумаге нужно совмещать отпечатки этих штампов.
При изготовлении штампа из куска картона поступают следующим образом. Вырезаются несколько квадратов или прямоугольников (их количество зависит от толщины картона), которые затем наклеиваются один на другой до образования формы куба или параллелепипеда (рис. 56, д). На два отдельных квадрата (прямоугольника) наносятся изображения частей элемента узора, как это было описано выше (рис. 56, е). Обе вырезанные части элемента узора (рис. 56, я/е) наклеиваются затем на подготовленные площадки, в результате чего получается аналогичный изготовленному из резины штамп с «высокой» печатью. Эти штампы дети используют при декоративном оформлении посуды с учетом разной формы и изделия (рис. 55).
Вариант работы 5. Сюжетное рисование. Эпизод из сказки «Маша и Медведь».
К работе над сюжетной композицией учащихся нужно предварительно подготовить. Они должны прочитать или вспомнить, проговорить под руководством учителя сюжет, выделить для себя эпизод, который будет изображать.
Вылепленные на предыдущем уроке фигурки девочки и медведя нужно использовать при разработке замысла: дать детям возможность подвигать их, поиграть и представить ситуацию из сказки, которую они потом нарисуют. Прежде чем учащиеся приступят к графическому исполнению, нужно предложить им подумать, что и где будет нарисовано, затем составить план рисунка (т. е. подготовить эскиз).
Поскольку учащиеся III класса еще не знакомы с графическим способом изображения медведя, им нужно показать медведя-игрушку, иллюстрации в книгах к рассказам, сказкам (например, «Три медведя» или др.); проанализировать форму фигуры, ее частей, затем продемонстрировать поэтапное изображение медведя в движении (медведь сказочный идет на задних лапах, идет на четырех лапах). Следует также обратить внимание детей на сказочные изображения деревьев в иллюстрациях Ю. Васнецова, В. Васнецова, И. Билибина и др. и напомнить способы изображения реальных деревьев (сосны, ели, березы).
В конце урока нужно обсудить выполненные композиции. Отметить самые удачные работы, выделить приемы, которые помогли учащимся сделать рисунок выразительным.
РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ВОСПРИНИМАТЬ
И ИЗОБРАЖАТЬ ФОРМУ ПРЕДМЕТОВ, ПРОПОРЦИИ И КОНСТРУКЦИЮ