Умение учащихся II класса создавать композицию и воспроизводить пространственные отношения
К началу учебного года учащиеся знают некоторые требования к композиции изображения на листе бумаги. Ими усвоено Правило, что изображаемый предмет нужно располагать в центре листа бумаги с учетом протяженности изобразительной плоскости и самого изображения. Одного напоминания учащимся об этих композиционных требованиях к изображению достаточно для успешного выполнения задания. Второклассники оперируют в процессе работы словесным материалом, используя такие фразы: «Я нарисовал (расположил) ... в середине (центре) листа бумаги», «Саша нарисовал у края листа (у верхнего правого края листа), он нарисовал неправильно».
В композиции узора в полосе учащиеся используют ритмическое построение. Им легче удается повторять элементы узора, чем чередовать. Это связано с тем, что детям легче осуществлять контроль за одинаковыми формами, чем за разными. В ритмичном чередовании цвета они не испытывают трудностей.
В многопредметной композиции (тематической, сюжетной) остаются трудности установления смысловых связей между объектами. Даже при использовании аппликации, которая позволяет выбирать, а не рисовать нужные объекты и не мысленно оперировать образами, а реально перемещать изображения на листе бумаги, второклассники допускают искажение задуманных ими или заданных в сюжете связей и отношений. В результате часто резко меняется задуманная композиция, преобразуется или даже заменяется сюжет.
Глухие и слабослышащие дети младшего школьного возраста не знают средств изображения пространства. Однако под руководством взрослых они могут использовать отдельные приемы линейной перспективы: проводить линию горизонта, уменьшать удаленные объекты и т. д. Нужно отметить, что, зная некоторые приемы изображения глубины пространства, учащиеся начальной школы их не используют. Например, им не нравится рисунок, в котором одни предметы загораживают другие. Вследствие этого дети часто делают фризовое построение изображения: все предметы в своем рисунке располагают на одной линии, «чтобы все было хорошо видно». Загораживание может отсутствовать и в довольно успешно выполненных рисунках, где отдельные элементы пространства учтены (например, нарисована линия горизонта, пространство изобразительной плоскости расчленено на дальние и ближние планы, предметы на ближних планах отличаются от удаленных по размерам — вблизи они сравнительно больше).
В одном и том же рисунке один и тот же прием может быть использован верно, неточно и ошибочно. Например, некоторые учащиеся неполно используют правило, в соответствии с которым объекты на дальних планах изображаются сравнительно меньшими по размерам, чем на ближних. Изобразив несколько объектов в правильном соотношении величин, учащийся может увлечься и в дальнейшей работе не использовать имеющиеся у него знания.
В I классе при составлении аппликации сюжетного содержания детей знакомят с некоторыми приемами передачи глубины пространства. Во II классе осуществляется работа по закреплению полученных знаний и их расширению. Так, формируются представления об основных направлениях (вертикально, горизонтально, наклонно) и о размещении изображений предметов в рисунке в разных положениях. Детей учат при изображении открытого пространства (пейзажа) использовать линию горизонта, загораживать дальше расположенные предметы ближними, строить изображение планами. Таким образом, в I и II классах закладывается основа для работы по теме «Явления наглядной перспективы».
Вариант работы. Композиция «Ваза для цветов».
Урок начинается с краткой беседы о назначении отдельных предметов быта, о красивых образцах народного декоративноприкладного искусства. Учащимся предлагается рассмотреть в натуре или в изображении сосуды для воды, кваса, молока, цветов, созданные мастерами разных времен и народов (например, майоликовый квасник работы мастеров Гжельского района Московской области, гуцульский куманец; образцы гончарного искусства Латвии —Летгалии: кувшины, вазы, горшки; образцы чешского стекла, ферганской керамики или др.— по выбору учителя).
Форма сосудов, которые учитель предлагает детям рассмотреть, должна различаться пространственной протяженностью: быть вытянутой по вертикали или по горизонтали либо быть уравновешенной. Приготовленные для беседы сосуды должны отвечать высоким эстетическим требованиям. Учащиеся выявляют форму этих предметов, ее пространственная протяженность связывается с функциональным назначением этих предметов.
После беседы учитель обращает внимание детей на прикрепленные к доске листы бумаги приблизительно одного размера, на разных форматов (рис. 30,а). Рядом выкладываются варианты изображений, для которых учащимся нужно найти соответствующие форматы изобразительных плоскостей. Вариантами изображений служат вырезанные из плотной бумаги силуэты только что рассмотренных сосудов (рис. 30, б).
В помощь учащимся, которые испытывают трудности в выполнении этого задания, учитель может заготовить под каждый силуэт окаймленный красной рамкой соответствующий прямоугольник или квадрат, в который вписывается силуэт того или инога сосуда (рис. 30, в), Сопоставление вписанного в рамку силуэта с форматом изобразительной плоскости облегчает сравнение. Эта соответствие можно подчеркнуть, убрав силуэт сосуда и сопоставив изобразительную плоскость с рамкой (рис. 30, г).
В качестве практического задания учащимся предлагается придумать и нарисовать вазу для цветов в подарок маме к Международному женскому дню. При этом можно прочитать стихотворение:
Принесу я вербу в дом
И на стол поставлю —
Завтра утром с женским днем
Маму я поздравлю.
Для самостоятельной работы учитель раздает учащимся бумагу разных форматов и определяет задание: рисовать вазу, форма которой по своей протяженности соответствует формату изобразительной плоскости. Он советует учащимся разместить изображение посередине листа и немного ближе к нижнему его краю.
Перед началом самостоятельной работы весь наглядный материал убирается. Дефицит наглядной информации на последнем, практическом этапе работы способствует развитию творческого воображения учащихся.