Умение учащихся распознавать формы предметов, пропорции и конструкцию
В работе по изучению внешних признаков и конструкции объектов, которые нужно изобразить, учитываются особенности познания предметов детьми с недостатками слуха. Дети с недостатками слуха, особенно глухие первоклассники, хуже, чем формально развивающиеся дети, познают предметы окружающего мира. Чем это объясняется?
Слух играет важную роль в познании окружающего мира. Слуховые восприятия в комплексе с другими вызывают в человеке повышенный интерес к предметам, потребность полнее и разностороннее их обследовать. Слова, обозначающие предмет, его признаки, помогают отличать этот предмет от других.
У детей с недостатками слуха первого года обучения в школе гораздо хуже, по сравнению со слышащими сверстниками, протекает аналитико-синтетическая деятельность. Это связано с тем, что предметы окружающей действительности не привлекают их внимание в такой мере, как слышащих. Дети с недостатками слуха познают признаки и свойства предметов менее полно, чем слышащие дети, что приводит к накоплению дефицита в познании, к задержке и своеобразию развития ребенка.
Глухие и слабослышащие первоклассники выделяют в предметах значительно меньше деталей, чем слышащие одногодки. Их внимание в первую очередь привлекают те части предмета, которые выступают в его форме или конструкции, резко отличаются от других частей по фактуре или окраске. Вследствие этого в рисунках детей с недостатками слуха гораздо чаще, чем у слышащих, выделены не характерные, а малосущественные детали. В связи с этим можно сказать, что глухие дети видят предметы как бы менее расчлененными, чем слышащие. Но наряду с этим и синтез в восприятии глухих затруднен. Глухим младшим школьникам в значительной мере труднее, чем слышащим, увидеть предмет как единое целое (целостно), поэтому они испытывают больше трудностей при выделении общей формы предмета, при передаче пропорциональных отношений и т. д., вследствие чего передача сходства предмета и рисунка у них более затруднена по сравнению со слышащими сверстниками. Возможно, этим объясняется приверженность глухих к стереотипам изображения, их большая стойкость, чем у нормально развивающихся детей.
Методы и приемы обучения изображению плоских и объемных
Предметов
Несмотря на то что при изображении плоских предметов не требуется передавать объем, детям не всегда удается нарисовать их сходно. Трудности изображения зависят от расчлененности формы натуры, сложности конструкций. Так, передать сходство, изображая лист дуба, клена, несомненно, сложнее, чем успешно нарисовать яблоко, грушу. Поэтому на начальном этапе обучения детей приемам наблюдения особенностей формы, строения и пропорций предметов нужно использовать плоские объекты с предельно простой формой и конструкцией (например, флажки, листья сирени, тополя, березы, осины), после чего приступать к изображению более сложных (листья дуба, боярышника, веточка акации, рябины).
При обучении рисованию плоских объектов используются методы и приемы работы, направленные на развитие аналитического и целостного видения и усвоения способов изображения.
Осуществлять познание предмета нужно в связи с развитием эстетического восприятия учащихся. Так, прежде чем обследовать предмет, нужно взглянуть на него с позиции «радости встречи с прекрасным»: полюбоваться красотой его формы, окраски, фактуры, декоративного оформления (декора), выявить его место в окружающей среде или определить назначение в быту. Положительный эффект оказывает знакомство с произведениями сходной темы известных художников, скульпторов, мастеров народного творчества.
Особенно ценно наблюдение предмета в движении. Движение привлекает детей. Интерес активизирует аналитико-синтетическую деятельность, способствует лучшему запоминанию воспринятого. Например, падающие листья (листопад) вызывают положительные эмоции, желание лучше рассмотреть каждый лист, зарисовать его, качающиеся от ветра деревья вызывают различные ассоциации, потребность в сравнении и т. д. Движение, помимо того, что вызывает интерес и потребность познать объект лучше, способствует выразительному изображению этого предмета (например, бегущий человек, зайчик и др.).
Эффективно наблюдение предмета в сравнении. В сравнении относительно более легко проходит выделение нужных, важных для сходного изображения признаков предметов — общей формы, частей, пропорций, конструкции.
Для успешного изображения предмета его необходимо обследовать в определенном порядке, в процессе чего выделить важнейшие, характерные признаки предмета, точное воспроизведение которых обеспечит в изображении сходство с натурой. Обследование объекта проводится при наличии схемы (рис. 10).
Наблюдение объекта завершается показом способа его изображения. Он осуществляется расчлененно, соотносится с натурой и схемой изображения, после чего графически воспроизводится на доске.
Важную роль в обследовании играет слово. Словом обозначается каждый выделенный признак (например, при обследовании листа сирени: размер листа, главная жилка, ширина, форма, боковые жилки). Слово направляет и организует процесс наблюдения и изображения.
При сравнении предметов использование словесных обозначений помогает обнаружению у них важных признаков. Например, увидеть общую форму листьев помогают слова «расширяется внизу, наверху»: У листа сирени форма расширяется внизу, а у листа дуба —наверху (рис.11). Сравнение позволяет совершенствовать представления учащихся, уточнять их, делать их более полными и отчетливыми. Полные и точные представления о предмете и о новом способе его изображения препятствуют влиянию старого опыта изображения, в котором общая форма предмета, как правило, стереотипна (рис. 12).
Весь речевой материал проговаривается и записывается учащимися в альбом или специальную тетрадь. На каждом последующем занятии, целью которого будет изучение способов обследования и изображения предметов плоской и объемной формы, записанный речевой материал закрепляется фронтально или индивидуально.
В обучении изобразительной деятельности детей с недостатками слуха нужно использовать прием совместной поэтапной работы учителя и учеников. Такой прием считается целесообразным на нескольких первых занятиях, пока учащиеся не усвоили приемы обследования и способы изображения предметов, имеющих как сходные, так и различные признаки, и пока эти способы не получили у них некоторое обобщение. Потом учитель отказывается от совместного с учащимися изображения. Здесь возможны два варианта: схема последовательности изображения рисуется учителем на доске или, если она заранее заготовлена в виде «раскладушки» (рис. 10), учитель ограничивается показом последовательности изображения предмета на схеме.
Самостоятельная работа учащихся с натуры эффективна тогда, когда усвоены и обобщены способы обследования и изображения.
Работа с объемными предметами несложной, мало расчлененной округлой формы (фрукты, овощи, народные игрушки) строится по такой же методике. Однако программой предусматривается после обследования натуры предварительно слепить объемное изображение из глины или пластилина, а потом приступать к показу графического способа изображения. Лепка позволяет лучше познать предмет, его конструктивные особенности, своеобразие формы, пропорциональные отношения.
Лепную работу дети зарисовывают, используя графический способ изображения, предложенный учителем.
Человек, животные, деревья по сравнению с такими предметами, как яблоко, кринка, являются более трудными для изображения объемными объектами, потому что они обладают сильно расчлененной формой. Чтобы научиться рисовать такие сложные объекты, нужно прежде всего разобраться в их строении: в фигуре человека нужно выделить главные части (голову, туловище, конечности), понять, как эти части соединяются, образуя целое, выявить их пространственные соотношения с учетом того, в состоянии покоя или в движении находится наблюдаемый объект. Таким образом, важно прежде всего получить представление о схеме строения тела человека и животного, после чего следует приступать к анализу формы объекта в целом и ее частей, их окраски.
В такой же последовательности должно формироваться представление о дереве.
Вследствие сложности образования графического образа, задания, включающие изображения человека, животного и дерева, вызывают у учащихся I класса определенные трудности. Между тем эти объекты привычны для детей, их изображения оживляют, делают выразительными детские рисунки, поэтому обучение рисованию человека, животных, деревьев в I классе нужно проводить с учетом выделенных обстоятельств.
Эту работу целесообразно начинать не с обследования с целью изображения живой натуры (такая задача непосильна для учащихся I класса), а с рассматривания натуры в плане знакомства с ней как объекта изображения и как эстетической ценности: выделить красоту формы, ее выразительность в движении, обратить внимание на обогащение рисунка, когда в нем присутствуют эти объекты. Вслед за этим нужно рассмотреть упрощенное изображение человека, животного, дерева в объеме и на плоскости. Для этой цели рекомендуется использовать объемные игрушки и иллюстрации в детских книжках.
Изображенный в форме игрушки объект стилизован. Это означает, что его характерные признаки сохранены, но в то же время упрощены. Так, в игрушке, изображающей человека или животное, несколько изменены пропорции частей, упрощена их форма, что делает ее выразительной, привлекательной. Измененные пропорции в игрушке обращают на себя внимание рисующего. Например, дети отмечают у куклы, собачки, львенка, крокодила Гены слишком большие головы и короткие конечности. Эти особенности игрушки учитель может умело использовать при обучении изображению сложных по форме и строению объектов.
Так, формирование графического образа человек а рекомендуется начинать с рассматривания игрушки. Учитель обращает внимание детей на части тела и их пространственное соотношение, места, по которым части соединяются в целое, образуя фигуру человека (т. е. помогает понять строение), форму частей, пропорции. Он предлагает сравнить форму и пропорции частей тела у куклы и вылепленного им заранее человечка из пластилина: «Это кукла Маша. У куклы голова очень большая, а руки и ноги слишком короткие. А мы слепим из пластилина такого человека, чтобы он был похож на настоящего. У этого человека голова должна быть меньше, ноги и руки длиннее— вот такие» (рис. 13).
Учитель показывает детям человечка из пластилина и, перед тем как начать его лепить, предлагает вспомнить приемы лепки (V). Он раздает учащимся по комочку пластилина или глины и затем начинает свой комочек по-pазному преобразовывать: раскатывает, сплющивает, прищипывает, вытягивает, сглаживает, сгибает. Дети повторяют за ним приемы лепки, словесно обозначая их.
Следующий этап работы — установление последовательности лепки (планирование, см. рис. 14). Учитель сообщает детям: «Посмотрите, что будем лепить сначала, а что — потом. Мы будем лепить по плану». Он показывает готовые детали фигуры человека и приемы их лепки: скатывает шарики, раскатывает «колбаски», сплющивает их. Последовательность объяснения следующая:
«Сначала слепим голову. Чтобы правильно слепить туловище (такое туловище, какое нужно для этого человечка), смотрим, какая получилась голова (большая или маленькая). Слепим вот такое туловище.
Чтобы правильно слепить ноги, смотрим, какого размера голова и туловище. Слепим вот такие ноги.
Чтобы правильно слепить руки, смотрим, какого размера получились остальные части тела человека (голова, туловище, ноги). Слепим вот такие руки.
Осталась шея. Шея должна быть небольшая. Посмотрим, какой размер у головы, туловища, и слепим шею».
Дети должны получить целостное представление о процессе лепки. Поэтому на следующем этапе работы должно быть показано соединение отдельных вылепленных частей фигуры в целое — объемное изображение человека. Это и демонстрирует учитель, сочленяя готовые детали частей тела человечка, показывая прием соединения частей в лепке —примазывание (рис. 14).
Учащимся дается задание вылепить такого же человечка, но меньших размеров. Учитель предлагает учащимся представить, что вылепленная фигурка —это папа, а нужно слепить мальчика, его сына. При этом педагог обращает внимание учащихся на то, что у мальчика все части тела пропорционально уменьшены. Полезно еще раз обратиться к игрушке — кукле Маше, у которой соответственно уменьшены все части тела, кроме головы. Дети смогут слепить фигурку мальчика самостоятельно, если хорошо знают приемы лепки и если учитель подготовит в виде «раскладушки» схему последовательности лепки человека (рис. 15). В том случае, если схема отсутствует, нужна совместная работа учителя и учащихся: учитель лепит деталь, а учащиеся повторяют, затем так же организуется соединение всех деталей в единое целое.
Следующий этап работы — зарисовка с натуры вылепленных человеческих фигурок, которые находятся в определенных позах покоя или движения (стоящих с опущенными руками, с поднятыми разведенными руками и расставленными ногами, идущих — рис. 16). Для успешного усвоения приемов обследования и изображения фигурки человека в состоянии покоя и в движении целесообразно использовать подвижную модель (рис. 17). В отличие от подвижной аппликации детали (части тела) подвижной модели человека и животного соединяются в определенных точках с помощью проволочки, что позволяет изменять их положение при демонстрации движения фигуры. Подвижная модель присоединяется к темному фону проволочкой.
Следует заметить, что демонстрацию движения объекта лучше осуществлять в сравнении с таким же объектом в позе, отражающей состояние покоя. Поэтому полезно ставить рядом фигурку «папы» в позиции «смирно» и «мальчика», у которого подняты руки. Как третий компонент сравнения нужно использовать подвижную модель, у которой можно изменять пространственное расположение рук и ног (расставить ноги, развести и поднять руки и т. п. — рис. 18).
Анализ объемных фигурок и подвижной модели завершается демонстрацией последовательности изображения данного объекта на доске. Таким образом дети нарисуют фигурку в разных положениях. Каждый раз самостоятельной работе учащихся предшествует показ приема изображения человека в определенной последовательности в заданной позе.
При анализе фигуры человека в движении не следует обращать внимание учащихся на членение конечностей, —это трудная задача для первоклассников. Нужно ставить перед ними задачу увидеть и передать в рисунке небольшой изгиб рук, ног, достаточный для того, чтобы понять, что фигура движется.
Обучение учащихся изображению животных проходит аналогично, по тем же этапам. Практика показывает, что большинству детей, особенно детей-горожан, нарисовать лошадь, корову, собаку или другое животное сложнее, чем изобразить человека. (Здесь, конечно, имеется в виду определенный уровень изображения, которого достигли учащиеся Г класса.) Это можно объяснить прежде всего тем, что человек более привычен для них и как объект наблюдения, и как объект изображения. Человек — это чаще всего одно из первых изображений, которыми пытается овладеть малыш.
Кроме этого, наиболее информативная позиция, в которой выявляется конструкция человека,— фронтальная. В этом положении отчетливо выступает симметрия, понимание которой облегчает воспроизведение. Дети, овладевшие принципом симметричного построения, довольно быстро усваивают способ изображения человека в фас, профильное изображение человека, как более сложное, осваивается ими позднее.
Строение животного отчетливее просматривается в профильной позиции, которая лишена симметрии. Если рассматривать животное в профильном положении, когда оно стоит, нельзя наблюдать все четыре ноги, оба уха и два глаза. В движении форма животного, как и человека, преобразуется. Каждый миг движения сильно расчлененной формы воспринимается как совершенно новое пространственное соотношение частей в отношения целого. В этом заключается сложность восприятия и воспроизведения движущегося живого объекта.
Дети, осуществляя в рисунке свои впечатления, чаще воспроизводят профильную позицию животного. Если наблюдение животного проводилось недостаточно правильно, ребенок изображает голову, коровы, лошади или др. в профильном положений, но с двумя глазами, ушами, рисует у животного четыре ноги. Т. е. он изображает предмет не таким, каким видит его в данный момент, а то в предмете, о чем он знает. Это свидетельствует о несформированности у рисовальщика единой точки зрения на натуру, так как он совмещает фронтальное и профильное изображение. Рисунок быстро бегущей лошади со множеством ног свидетельствует, наоборот, о том, что ребенок наблюдательный и стремится точно воспроизвести увиденное.
Иногда детям удается, хотя и наивными способами, но достаточно информативно, отразить свои наблюдения животного во фронтальной позиции (рис. 19).
Трудности изображения животного некоторые исследователи объясняют переходом от одной системы отсчета к другой, а именно: при изображении человека дети учитывают вертикальное положение собственного тела в пространстве и крестообразное строение (голова вверху, ноги внизу; руки сбоку, справа и слева и т. п.). У животных отмечаются те же части тела, то же крестообразное строение, но расположенное по горизонтали.
Понимание сложности объектов изображения, какими являются животные, и анализ рисунков детей, выполненных по самостоятельным наблюдениям, позволяет найти рациональный путь обучения. Обучение должно быть направлено на развитие приемов наблюдения и усвоение способов изображения животного.
Объектом наблюдения и изображения может быть лошадь, ослик или другое животное. Для анализа строения животного на уроке желательно иметь муляж, а также иллюстрацию или фотографию с его изображением. Для того чтобы учащиеся получили достаточно полное и точное для изображения представление, нужно с помощью вопросов помочь детям выделить основные признаки строения и формы животного. Например, можно использовать такие вопросы: «Как называются части тела лошади? Как расположено туловище (голова, шея и т. д.): горизонтально, вертикально или наклонно? Посмотрите, какая форма головы (какая по форме голова), на что похожа; какое туловище и т.д.»
Учитель просит показать, где соединяются части тела: где голова присоединяется к шее; как голова присоединяется к шее; где и как шея соединяется с туловищем; где и как ноги соединяются с туловищем; где и как хвост соединяется с туловищем.
Для более глубокого осознания особенностей строения животного в работе с учащимися можно использовать две игры, позволяющие из частей составлять целое (объемное или плоскостное) изображение лошадки-игрушки.
1. Игра с объемной разборной игрушкой. Учитель выкладывает на стол детали — части тела лошадки или любой другой разборной игрушки, предлагает назвать эти части и узнать по ним, кто это. Затем учитель предлагает одному ученику собрать игрушку. Остальные дети следят за правильностью выполнения задания. В собранной игрушке учащиеся еще раз выделяют все важные признаки строения лошадки.
2. Игра с расчлененным плоскостным изображением животного.
Для проведения на уроке игры учитель должен изготовить три разрезные, пропорционально уменьшенные фигурки лошадок: большую лошадку, среднюю и маленькую (рис. 20). Для облегчения условий выполнения задания шею и туловище можно не разъединять. При назывании частей тела эту деталь обозначить как «туловище и шея».
Части тела в произвольном порядке располагаются на магнитной доске или на листе бумаги так, чтобы видели все учащиеся (рис. 21). Дети называют части тела и узнают, какому животному они принадлежат. Затем они приступают к составлению трех изображений лошадок по заданию: «Сложи лошадку большую, поменьше и маленькую лошадку». Для выполнения задания к доске вызываются по очереди три ученика. Если ученик ошибается, учитель вызывает желающего помочь.
При складывании изображений дети испытывают определенные трудности. Анализ ошибок, сделанных детьми, свидетельствует о том, что одни из них не могут определить, каким образом соединяется голова с шеей и туловищем (рис. 22); другие учащиеся недостаточно отчетливо представляют пространственное расположение частей тела и линии, по которым происходит соединение этих частей при составлении фигуры животного. Для того чтобы помочь детям преодолеть эти ошибки, учитель использует поэтапные виды помощи: контурное изображение лошадки первый этап), вычленение в контуре двух частей тела—головы и задней ноги (второй этап) или полностью расчлененное изображение
(третий этап) (рис. 23). Некоторые дети правильно складывают изображение лошадки уже после первого этапа помощи, другим требуется три вида помощи, чтобы решить эту задачу. В процессе такой работы дети учатся анализировать форму частей, представлять, как их нужно соединить, чтобы получилось целое, т. е. учатся выявлять конструкцию объекта. Наряду с этим у них совершенствуется видение пропорций.
После такой предварительной работы лепка животного проходит, как правило, успешно. Этому способствует использование на уроке схемы последовательности лепки (рис. 24, а) и этапов изображения (рис. 24,6). Дети зарисовывают свои лепные работы с натуры в профильном положении в двух видах: «лошадка стоит» и «лошадка идет» (рис. 24,в).
Вариантом работы может быть рисование с натуры дымковских и Городецких расписных лошадок-игрушек. При отсутствии натурного материала можно построить работу с зрительными опорами: повесить на доску книжные иллюстрации, заранее подготовленную таблицу с изображением народных игрушек (рис. 25), показать слайды.
После того как дети рассмотрят игрушки, нужно кратко рассказать об их происхождении и выразительных средствах (VII), после чего предложить тему рисунка — «Табун сказочных лошадок». Слово табун объясняется при сопровождении показа иллюстрации из книги, слайда, при этом обращается внимание учащихся на то, что одни лошадки стоят, другие — идут, щиплют травку или весело бегают, резвятся.
До того, как дети приступят к выполнению задания, нужно проанализировать форму расписных лошадок, обратить внимание учащихся на способы украшения ее узором; рассмотреть на таблице мотивы дымковской и городецкой росписи, на примерах показать, как форма изделия определяет дизайн, органично с ним сочетается. Слабоуспевающим школьникам учитель предлагает предварительно порисовать элементы узора (рис. 25).
Обучение учащихся изображению деревьев осуществляется в I классе без подробного обследования натуры. Не следует ставить перед детьми сложную задачу запомнить характерные признаки определенных пород деревьев (форму кроны, характерное размещение сучьев и ветвей на стволе) . Детям нужно предложить во время прогулки полюбоваться красотой деревьев (их формой, окраской) и обратить внимание на строение дерева, выделив в нем все части: ствол, сучья, ветки и листья, составляющие крону.
Просмотр на уроке слайдов, репродукций с картин известных художников поможет детям оживить впечатления прогулки (например, картин И. Шишкина, К. Коро, И. Левитана или др. по выбору учителя). Преследуя эту цель, учитель также прочитает на уроке стихотворение, в котором запечатлен красочный облик деревьев осенней или зимней поры, например строчки из стихотворения А. Фета:
Печальная береза У моего окна,
И прихотью мороза Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,—
И радостен для взгляда Весь траурный наряд.
или строчки из стихотворения В. Мировича «Осенью»:
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели.
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот.
Далее учитель показывает на доске последовательность изображения деревьев (рис. 26). Изученные способы изображения березы, сосны, ели, дуба будут основой, на которую наслоятся дальнейшие самостоятельные наблюдения. Это будет препятствовать образованию стереотипов, графических штампов.
В качестве практического задания учащимся можно предложить проиллюстрировать текст небольшого рассказа из книги для чтения или из букваря.
Закрепление приемов изображения человека, животного й деревьев проводится на уроках тематического рисования, на которых учитель напоминает учащимся о полученных знаниях и умениях, проведенных наблюдениях и предлагает использовать их при создании своих композиций.