Знакомство учащихся с выразительными средствами композиции.
Ритм в узоре
В I классе проводится работа над осмыслением самого доступного детям выразительного композиционного средства — ритма — на примере построения узоров в полосе, в прямоугольнике. Эти узоры составляются из конкретных форм (листов, цветков и т. д.), причем одни из них мало отличаются от натуры, другие несколько обобщены, подвержены стилизации (например, бабочки), третьи представляют совсем абстрактные формы (геометрические формы — квадраты, ромбы, круги и т. д.).
Учитель должен довести до сознания учащихся, что ритм — это явление, которое можно наблюдать в природе (смена дня и ночи, времен года), в учебной деятельности (чередование урока и перемены), в физиологии (ритмичная работа сердца, легких) и т. д. Человек привык к ритму, поэтому он использует ритм как выразительное средство, которое может радовать глаз в искусстве, в частности в декоративном искусстве — в узоре. Далее нужно выделить, что узоры делают вещь красивой, при составлении узоров нужно учитывать форму вещи. После такого вступления к теме можно переходить к работе над понятиями «узор», «ритм в узоре».
Первый этап в работе над понятием «ритм»— беседа, сопровождающаяся демонстрацией и иллюстрацией примеров ритма в природе, жизни и деятельности человека. Учитель обращается к учащимся:
— Дети, положите руки вот сюда, на грудь. Как стучит ваше сердце? Тук-тук-тук. Удары «тук-тук-тук» повторяются равномерно. Как мы дышим? Вдох-выдох, вдох-выдох. Вдох-выдох повторяются. (Учитель демонстрирует сам, учащиеся повторяют.) Вы учитесь в школе. Сначала бывает урок, потом перемена, опять урок, перемена. Урок, перемена повторяются. Какие бывают времена года? Осень, зима, весна, лето. Времена года повторяются всегда одинаково: осень, зима, весна, лето. Такое повторение в жизни встречается очень часто. Оно называется «ритм». Ритм — это повторение и чередование.
Человек может чувствовать ритм и видеть его. Например, человек чувствует ритм сердца (тук-тук-тук), видит ритм в ромашке (учитель рисует ромашку, подчеркивая ритмичное расположение лепестков).
Человек украшает вещи узорами, чтобы они стали красивыми. Узором украшена посуда, одежда, мебель, домашняя утварь, игрушки. Узор (или орнамент) мы встречаем в оформлении книги и т. д.
Свой рассказ учитель подкрепляет демонстрацией лучших образцов декоративно-прикладного искусства, народных промыслов,
книжной графики — в натуре или в изображении на слайдах, в фотографиях, в иллюстрациях. Можно показать современную чайную посуду Ленинградского фарфорового завода или традиционные работы гжельских мастеров, национальную одежду, образцы детской Городецкой мебели, туесок из узорной прорезной бересты и каргопольскую или дымковскую игрушку, одну из иллюстраций в оформлении художника И. Билибина: «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста Ясна-Сокола, «Царевна-Лягушка», «Сестрица Аленушка и Братец Иванушка», «Белая уточка».
После довольно беглого осмотра вещей, книг, украшенных орнаментом, учитель подводит итог: вещи очень красивы, когда их форму украшает узор, в узоре обязательно есть ритм, ритм —это повторение и чередование, ритм привычен человеку.
Далее учитель предлагает детям проанализировать несложные узоры с простым мотивом (например, рис. 7, а, б, в).— Эти узоры могут украшать фартук куклы, поясок... Что еще? Что повторяется в узоре? Верно, в узоре повторяются листья. Лист — это часть узора. Форма у листьев одинаковая. (Демонстрируется повторение листьев одинаковой формы в аппликации, рис. 7, а.) В другой аппликации (рис. 7,6) части узора повторяются по-другому, в другом ритме. (Демонстрируется направление протяженности формы листьев с использованием подчеркивающих жестов.) А в этой аппликации (рис. 7, в) что повторяется? Верно, повторяются одинаковые по форме листочки, но цвет не у всех листьев одинаковый: одни листочки красного цвета, другие — оранжевого. Здесь ритм другой, называется чередованием: красный —оранжевый и т. д. Значит, в узоре повторяется и чередуется форма и цвет листьев. Листочки располагаются вот так: здесь, здесь...— одинаково. (Учитель обращает внимание учащихся на равные промежутки между частями узора.)
Второй этап — практическая работа. Учащиеся составляют аппликацию в полосе по мотиву национальной вышивки. Учитель показывает несколько образцов национальных вышивок (например, традиционные орнаменты украинского рушника, грузинской мужской рубашки, характерные для Ленинградской и Калужской областей украшения узором для подзора и конца полотенца или др.— по выбору учителя) и предлагает каждому учащемуся выполнить аппликацию в соответствии с одним из этих образцов из приготовленных заранее цветных элементов и фона (например, аппликацию русской вышивки для украшения полотенца).
Третий этап —изображение сделанной аппликации — очень важен для учащихся в деле овладения процессом работы над композицией узора как построения ритмического целого.
Поэтому для учащихся необходима демонстрация последовательности изображений с выделением ее этапов (рис. 8). Учитель обращает вним ание детей на то, что только тогда они могут почувствовать ритм и выполнить его в узоре верно, если не будут рисовать каждый элемент отдельно, а будут стремиться поэтапно изображать узор как единое целое. Чтобы облегчить условия выполнения задания, предлагается работать совместно с учителем.
Четвертый этап в работе над понятием «ритм»—это творческая деятельность. На самостоятельное составление узоров отводится целый урок.
Учитель предлагает ^детям придумать узор для деревянной коробочки, составить эскиз орнамента для коврика или сумки, который можно воспроизвести в вышивке или аппликации из старых кусочков разноцветной материи.
Поскольку зрительный опыт детей еще довольно беден, а практику осознанной работы над композицией узора они только осваивают, в их распоряжение нужно предоставить варианты растительных и геометрических мотивов. Эти мотивы учитель может срисовать с демонстрируемых ранее образцов декоративно-прикладного искусства, народных промыслов.
Варианты мотивов в виде красочно выполненных таблиц вывешиваются на доске. Рядом записан речевой материал: узор (орнамент), элемент узора, элементы узора повторяются или чередуются, повторяется (или чередуется) форма, цвет, расположение элементов в узоре, ритм формы, ритм цвета.
Варианты мотивов в виде вырезанных из плотной бумаги силуэтов учитель готовит заранее.
Для индивидуальной работы с учащимися, испытывающими повышенные трудности в овладении приемами построения ритмической композиции, учитель заранее готовит варианты мотивов в виде вырезанных из плотной бумаги силуэтов. Дети, которые не усвоили сущности явления ритма как повторения или чередования элементов на равных интервалах, должны перед изображением задуманного орнамента сложить всю аппликацию. Учащимся, у которых имеются большие трудности в пространственной ориентировке, нужно предложить обвести аппликацию. Если у детей основные трудности проявляются в выдержке равенства интервалов между элементами узора, то они могут сложить только часть аппликации, после чего учителю нужно еще раз обратить их внимание на эту особенность ритмического построения, затем учащиеся нарисуют узор.
Учитываются и возможности хорошо успевающих детей, которым не требуется индивидуальное использование аппликационных средств для усвоения явления ритма в узоре. Им учитель предоставляет больше самостоятельности в выборе мотивов, в сложности построения орнамента.
В конце урока учитель организует выставку ученических работ. Коллективно выделяются лучшие рисунки, проводится анализ самых удачных композиций.