Обучение композиционной деятельности
Теоретические сведения (I, II, IV)1 об изобразительной плоскости и композиции.
Лист бумаги, на который рисующий наносит изображение, называют изобразительной (картинной) плоскостью. Изобразительная плоскость является фоном и находится в определенных
отношениях с предметом изображения. Так, если предмет изображения сдвинуть в сторону, к краю изобразительной плоскости, преувеличивается значение фона, рисунок как бы вытесняется с изобразительной плоскости. Если предмет изображения слишком мал или слишком велик, возникающий величинный контраст между изобразительной плоскостью и рисунком преувеличивает сложившиеся отношения: в первом случае маленький рисунок кажется еще меньше, а во втором — зрительно увеличившееся изображение как бы вытесняется фоном.
[1]Здесь и далее при освещении теоретических сведений римскими цифрами обозначена литература, указанная в конце книги.
Установлению правильных отношений между картинной плоскостью и предметом изображения, его размерами помогает рациональное расположение этой плоскости в зависимости от формы изображаемого предмета. Так, лист бумаги располагается горизонтально или вертикально в зависимости от того, преобладает ли в форме предмета ширина или высота. Правильно расположенная картинная плоскость помогает лучше разместить на ней изображение (скомпоновать), правильно выбрать размер изображения, избежать нарушения пропорций.
Решение изобразительных задач, связанных с построением изображения группы предметов или фигур, с выделением главного и характерного возможно при учете композиционных выразительных средств: ритма, симметрии, асимметрии, равновесия, контраста, нюанса.
В изобразительном искусстве ритмом называют повтор и чередование фигур, цветовых пятен, пластических форм. Будут ли повторяющиеся или чередующиеся в ряду фигуры и др. выражать покой или движение, зависит от количества этих фигур (акцентов) и промежутков (интервалов) между ними. Причем нечетное число акцентов и небольшая протяженность интервалов усиливают ощущение движения (и, наоборот, четное число акцентов и большая протяженность интервалов замедляют его).
* * *
Выработка правильного понимания детьми отношения между картинной плоскостью и изображением составляет первую группу задач в обучении композиционной деятельности. В I классе школы для детей с недостатками слуха ведется работа над пониманием самых простых отношений с опорой на наглядную демонстрацию, а именно:
1. Проводится работа над понятиями «край листа» и «середина листа».
2. Перед учащимися ставится задача учитывать зависимость протяженности листа бумаги (горизонтальное или вертикальное ее расположение) от особенностей формы предмета или содержания рисунка.
3. Наряду с этим детей учат располагать изображение на листе бумаги (помещать рисунок в центре изобразительной плоскости, не сдвигая к краю), учитывать отношения между размерами рисунка и картинной плоскостью.
Вторая группа задач связана с собственно композиционной деятельностью на изобразительной плоскости и включает в себя передачу пространственных и смысловых отношений предметов, изображаемых в аппликации и рисунке.
Дети должны усвоить, что предметы, которые расположены ближе к наблюдателю, рисуют ближе к нижнему краю листа, а те, которые сравнительно удалены от него,— ближе к верхнему краю листа.
Первоклассники получают сведения о загораживании одних предметов другими в жизни и о способах передачи этого явления в рисунке.
Они узнают, в какой последовательности заполнять изобразительную плоскость: снизу вверх и слева направо. Учитель должен научить их такой рациональной последовательности в работе.
Третья группа задач включает в себя работу над понятием «ритм». В I классе дети получают представление о ритме как о средстве, позволяющем построить выразительную декоративную композицию в полосе, прямоугольнике, которую они могут оценить словом «красивая». Ритм связывается с наблюдаемым в жизни движением, передвижением тела в пространстве, временными изменениями; отмечается чувство покоя, удовлетворения или эстетического переживания у человека, ощущающего или наблюдающего ритм.