Связь уроков изобразительного искусства с другими предметами
Межпредметные связи в школе способствуют более глубокому и многостороннему освоению наук: тесно взаимосвязаны русский язык и литература, география и история, биология и химия, физика и математика.
В школе для глухих и слабослышащих детей закономерна тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с уроками ручного труда и предметно-практического обучения, а также с уроками чтения и развития речи. Эту связь обусловливает то, что в основе этих видов деятельности лежит познание предметов, явлений, различных отношений и закономерностей объективного мира, а также воспроизведение или создание нечто нового в процессе воображения в результате деятельности: рассказа, словесного отчета, рисунка, живописной работы, составления аппликации, лепки и др. Общие задачи совершенствования устной и произносительной стороны речи, развития наглядно-образного и словеснологического мышления учащихся с недостатками слуха также предполагают их взаимопроникновение.
Тесный контакт учителя изобразительного искусства с преподавателями начальной школы позволяет ему учитывать в своей работе объем словаря и знания детей о предметах и явлениях, их опыт общения, умения излагать свои мысли в словесной форме, качественную сторону произношения (например, индивидуальный уровень овладения учащимся произношением тех или иных звуков и т. п.) и совершенствовать этот опыт в соответствии с задачами своего предмета.
Особо тесная связь должна быть установлена между уроками изобразительной деятельности, уроками труда в школе слабослышащих и уроками предметно-практического обучения в школе глухих, потому что в успешности развития этих видов деятельности важную роль играют одни и те же факторы, являющиеся основными компонентами способностей к этим видам деятельности:
сформированность познавательных процессов (восприятия, зрительной и двигательной памяти, наглядно-образного и пространственного мышления, воображения);
уровень развития взаимодействия зрительно-двигательных процессов (взаимодействие руки и глаза);
зрительный и двигательный опыт, который выражается в накопившихся представлениях о реальных предметах и действиях с ними, в способах их изображения или приемах изготовления (создания);
уровень технических навыков изображения или изготовления объектов.
Успешность развития изобразительной и трудовой деятельности определяется также уровнем речевого развития, поскольку любая практическая деятельность осмысленна, требует рассуждений. Словесное сопровождение в развернутой или чаще в свернутой форме, в виде устной или внутренней речи направляет и организует восприятие, присутствует при всех операциях мышления в процессе познания объекта; планирование деятельности и собственно практическая деятельность осуществляется также в сопровождении разного рода словесных высказываний. Поэтому необходимость совершенствования речи, словесного общения на уроках изобразительного искусства, труда и предметно-практического обучения объединяет их с уроками чтения и развития речи не только задачами компенсаторного развития глухих и слабослышащих учащихся, но и отмеченными выше специфическими условиями совершенствования изобразительной и трудовой деятельности.
Направления работы, по которым будет осуществляться связь между уроками, найти не трудно. Такими общими моментами являются: 1) осуществление знакомства с разными материалами я их свойствами, принадлежностями и инструментами (с бумагой, карандашом, красками, клеем, глиной, пластилином и др.); 2) использование одинаковых видов работ (лепка, конструирование, моделирование, рисование, живопись, составление аппликации); 3) обучение приемам познания при обследовании объектов с целью их воспроизведения (выделению общего и частей в объекте, главного при анализе картины и т. д.); 4) овладение приемами планирования (планирования как процесса выполнения практического задания, включающего подготовку материалов, инструментов, а также планирования в виде осознания, уточнения последовательности изображения объекта в лепке, рисунке, при составлении аппликации).
Однако следует заметить имеющиеся на уроках различия целей использования тех или иных видов работ, обучения тем или иным приемам работы и др. Например, на уроках изобразительного искусства познание объектов осуществляется более глубоко и подробно, поскольку передача сходства и достижение выразительности ставится как задача. На уроках изобразительного искусства создаются специальные условия для того, чтобы при обследовании объекта, который будет изображаться, учащиеся получали полное и точное представление о его форме, величине, пространственном расположении частей и целого (конструкции). Изобразительная деятельность требует более тонкого анализа, синтеза, сравнения и других мыслительных операций — особого видения, особого умения выделять существенные стороны объектов, более тонких дифференцировок — нюансов в форме, величине, цветовых отношениях, высокоразвитого взаимодействия зрительнодвигательных процессов.
На занятиях ручного труда в осуществляемых операциях требуется отработка главным образом зрительно-двигательных взаимодействий, — например, дети учатся вырезать контур объекта ножницами, обводить его контур карандашом; лепить объект в объеме и т. д. Вместе с тем продолжение работы над тем же объектом в рисунке закрепляет, уточняет полученное представление, делает его более точным. Осуществляется переход от «житейского» видения объекта к особому, «целостному» видению, необходимому для рисующих, создаются оптимальные условия овладения приемами обследования и изображения.
В школе слабослышащих при составлении аппликации на уроке ручного труда преследуются в первую очередь цели отработки навыков вырезания по шаблону, пользования кисточкой и клеем (аккуратного наклеивания) и композиционного оформления в точном соответствии с образцом.
В школе глухих на уроках предметно-практического обучения, чтения и развития речи в заданиях на составление аппликации или иллюстрирования рассказа, помимо этих целей, на первый план выдвигается работа над речью: обогащение учащихся словесной речью, формирование общения в этой деятельности, совершенствование произношения.
Вопросы координации решаются на методическом объединении учителей следующим образом:
1. Учителя изобразительного искусства и начальной школы внимательно изучают смежные программы обучения. При этом учитель рисования обращает внимание на объем активного словаря, а также на практические знания и умения, которые получают дети на уроках чтения, развития речи, предметно-практического обучения. Эти знания и умения при необходимости могут быть уточнены йли расширены на уроках изобразительного искусства, а также закреплены (при анализе картины, составлении аппликации, рисования с натуры и т. д.).
2. Совместно разрабатываются общие, единые требования к организации рабочего места, гигиены труда на уроках ручного труда, ППО и изобразительного искусства (не только к а кие должны быть принадлежности на уроке лепки, работы красками и др., но и где они должны лежать на парте, когда и как можно ими пользоваться на уроке, и т. д.).
3. Учитель изобразительного искусства разрабатывает и доводит до сведения учителей начальной школы и труда правильные приема работы теми или иными художественными материалами (карандашами, красками, с глиной, пластилином), с тем чтобы выработать единый принцип подхода.
4. Обсуждается вопрос о том, как правильно проводить обследование объекта с целью его изображения (в какой последовательности следует выделять, при его анализе общую форму, пространственное расположение этой формы, детали и т. д.).
С той целью, чтобы у детей не формировались неправильные приемы изображения, учителям начальной школы, предлагающим делать детям зарисовки на уроках предметно-практического обучения, а также на уроках чтения или развития речи в связи с прочитанным, не рекомендуется демонстрировать способы изображения тех или иных объектов.
5. Определяются требования к композиции, которые можно предъявлять учащимся I—III классов, выделяются признаки композиции, которую можно считать «красиво выполненной», и оговаривается словесная форма Выражения этих признаков.
6. Оговариваются возможности образования таких двусторонних связей, когда на уроках трудового обучения и изобразительной деятельности детьми выполняется один объект (например, карнавальная шапочка, кухонная доска и т. п.): на уроке рисования составляется эскиз предмета и его дизайн, на уроке труда по данному эскизу изготовляется сам предмет из соответствующего материала (из бумаги, фанеры и др.), на полученной заготовке воспроизводится задуманный в эскизе узор.
Двусторонняя связь между уроками чтения и изобразительного искусства проявляется в использовании на уроках рисования сюжетов для иллюстрирования, найденных в рассказах и стихотворениях из учебников для чтения, которые помогут актуализировать представления учащихся о состояниях и явлениях природы, животного мира и деятельности человека.
Такой подход не только обеспечивает художественное по содержанию и форме исполнение каждой работы, но и способствует активному совершенствованию умений и навыков у учащихся в определенных областях знаний.
ПЕРВЫЙ КЛАСС