Связь уроков изобразительного искусства с другими предметами

Межпредметные связи в школе способствуют более глубокому и многостороннему освоению наук: тесно взаимосвязаны русский язык и литература, география и история, биология и химия, фи­зика и математика.

В школе для глухих и слабослышащих детей закономерна тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с уроками руч­ного труда и предметно-практического обучения, а также с уро­ками чтения и развития речи. Эту связь обусловливает то, что в основе этих видов деятельности лежит познание предметов, яв­лений, различных отношений и закономерностей объективного ми­ра, а также воспроизведение или создание нечто нового в процес­се воображения в результате деятельности: рассказа, словесного отчета, рисунка, живописной работы, составления аппликации, леп­ки и др. Общие задачи совершенствования устной и произноси­тельной стороны речи, развития наглядно-образного и словесно­логического мышления учащихся с недостатками слуха также предполагают их взаимопроникновение.

Тесный контакт учителя изобразительного искусства с препо­давателями начальной школы позволяет ему учитывать в своей работе объем словаря и знания детей о предметах и явлениях, их опыт общения, умения излагать свои мысли в словесной форме, качественную сторону произношения (например, индивидуальный уровень овладения учащимся произношением тех или иных звуков и т. п.) и совершенствовать этот опыт в соответствии с задачами своего предмета.

Особо тесная связь должна быть установлена между уроками изобразительной деятельности, уроками труда в школе слабослы­шащих и уроками предметно-практического обучения в школе глу­хих, потому что в успешности развития этих видов деятельности важную роль играют одни и те же факторы, являющиеся основны­ми компонентами способностей к этим видам деятельности:

сформированность познавательных процессов (восприятия, зрительной и двигательной памяти, наглядно-образного и прост­ранственного мышления, воображения);

уровень развития взаимодействия зрительно-двигательных про­цессов (взаимодействие руки и глаза);

зрительный и двигательный опыт, который выражается в на­копившихся представлениях о реальных предметах и действиях с ними, в способах их изображения или приемах изготовления (создания);

уровень технических навыков изображения или изготовления объектов.

Успешность развития изобразительной и трудовой деятельности определяется также уровнем речевого развития, поскольку любая практическая деятельность осмысленна, требует рассуждений. Сло­весное сопровождение в развернутой или чаще в свернутой форме, в виде устной или внутренней речи направляет и организует вос­приятие, присутствует при всех операциях мышления в процессе познания объекта; планирование деятельности и собственно прак­тическая деятельность осуществляется также в сопровождении разного рода словесных высказываний. Поэтому необходимость совершенствования речи, словесного общения на уроках изобрази­тельного искусства, труда и предметно-практического обучения объединяет их с уроками чтения и развития речи не только за­дачами компенсаторного развития глухих и слабослышащих уча­щихся, но и отмеченными выше специфическими условиями совер­шенствования изобразительной и трудовой деятельности.

Направления работы, по которым будет осуществляться связь между уроками, найти не трудно. Такими общими моментами яв­ляются: 1) осуществление знакомства с разными материалами я их свойствами, принадлежностями и инструментами (с бумагой, карандашом, красками, клеем, глиной, пластилином и др.); 2) ис­пользование одинаковых видов работ (лепка, конструирование, моделирование, рисование, живопись, составление аппликации); 3) обучение приемам познания при обследовании объектов с целью их воспроизведения (выделению общего и частей в объекте, главного при анализе картины и т. д.); 4) овладение приемами планирования (планирования как процесса выполнения практи­ческого задания, включающего подготовку материалов, инстру­ментов, а также планирования в виде осознания, уточнения после­довательности изображения объекта в лепке, рисунке, при состав­лении аппликации).

Однако следует заметить имеющиеся на уроках различия це­лей использования тех или иных видов работ, обучения тем или иным приемам работы и др. Например, на уроках изобразитель­ного искусства познание объектов осуществляется более глубоко и подробно, поскольку передача сходства и достижение вырази­тельности ставится как задача. На уроках изобразительного ис­кусства создаются специальные условия для того, чтобы при об­следовании объекта, который будет изображаться, учащиеся по­лучали полное и точное представление о его форме, величине, пространственном расположении частей и целого (конструкции). Изобразительная деятельность требует более тонкого анализа, синтеза, сравнения и других мыслительных операций — особого видения, особого умения выделять существенные стороны объек­тов, более тонких дифференцировок — нюансов в форме, величине, цветовых отношениях, высокоразвитого взаимодействия зрительно­двигательных процессов.

На занятиях ручного труда в осуществляемых операциях тре­буется отработка главным образом зрительно-двигательных взаи­модействий, — например, дети учатся вырезать контур объекта ножницами, обводить его контур карандашом; лепить объект в объеме и т. д. Вместе с тем продолжение работы над тем же объ­ектом в рисунке закрепляет, уточняет полученное представление, делает его более точным. Осуществляется переход от «житейского» видения объекта к особому, «целостному» видению, необходимому для рисующих, создаются оптимальные условия овладения прие­мами обследования и изображения.

В школе слабослышащих при составлении аппликации на уро­ке ручного труда преследуются в первую очередь цели отработки навыков вырезания по шаблону, пользования кисточкой и клеем (аккуратного наклеивания) и композиционного оформления в точном соответствии с образцом.

В школе глухих на уроках предметно-практического обучения, чтения и развития речи в заданиях на составление аппликации или иллюстрирования рассказа, помимо этих целей, на первый план выдвигается работа над речью: обогащение учащихся словесной речью, формирование общения в этой деятельности, совершенст­вование произношения.

Вопросы координации решаются на методическом объединении учителей следующим образом:

1. Учителя изобразительного искусства и начальной школы вни­мательно изучают смежные программы обучения. При этом учи­тель рисования обращает внимание на объем активного словаря, а также на практические знания и умения, которые получают де­ти на уроках чтения, развития речи, предметно-практического обучения. Эти знания и умения при необходимости могут быть уточнены йли расширены на уроках изобразительного искусства, а также закреплены (при анализе картины, составлении апплика­ции, рисования с натуры и т. д.).

2. Совместно разрабатываются общие, единые требования к организации рабочего места, гигиены труда на уроках ручного труда, ППО и изобразительного искусства (не только к а кие долж­ны быть принадлежности на уроке лепки, работы красками и др., но и где они должны лежать на парте, когда и как можно ими пользоваться на уроке, и т. д.).

3. Учитель изобразительного искусства разрабатывает и дово­дит до сведения учителей начальной школы и труда правильные приема работы теми или иными художественными материалами (карандашами, красками, с глиной, пластилином), с тем чтобы выработать единый принцип подхода.

4. Обсуждается вопрос о том, как правильно проводить обсле­дование объекта с целью его изображения (в какой последова­тельности следует выделять, при его анализе общую форму, про­странственное расположение этой формы, детали и т. д.).

С той целью, чтобы у детей не формировались неправильные приемы изображения, учителям начальной школы, предлагающим делать детям зарисовки на уроках предметно-практического обучения, а также на уроках чтения или развития речи в связи с прочитанным, не рекомендуется демонстрировать способы изо­бражения тех или иных объектов.

5. Определяются требования к композиции, которые можно предъявлять учащимся I—III классов, выделяются признаки ком­позиции, которую можно считать «красиво выполненной», и ого­варивается словесная форма Выражения этих признаков.

6. Оговариваются возможности образования таких двусторон­них связей, когда на уроках трудового обучения и изобразитель­ной деятельности детьми выполняется один объект (например, карнавальная шапочка, кухонная доска и т. п.): на уроке рисова­ния составляется эскиз предмета и его дизайн, на уроке труда по данному эскизу изготовляется сам предмет из соответствующего материала (из бумаги, фанеры и др.), на полученной заготовке воспроизводится задуманный в эскизе узор.

Двусторонняя связь между уроками чтения и изобразительно­го искусства проявляется в использовании на уроках рисования сюжетов для иллюстрирования, найденных в рассказах и стихотво­рениях из учебников для чтения, которые помогут актуализиро­вать представления учащихся о состояниях и явлениях природы, животного мира и деятельности человека.

Такой подход не только обеспечивает художественное по со­держанию и форме исполнение каждой работы, но и способствует активному совершенствованию умений и навыков у учащихся в определенных областях знаний.

ПЕРВЫЙ КЛАСС

Наши рекомендации