Организация урока и специфика его проведения
В специальной школе урок изобразительного искусства проходит в очень напряженном ритме вследствие того, что учителю, помимо решения изобразительных задач, приходится уделять внимание работе над развитием речи учащихся и их слуховой функции. Поэтому необходима четкая его организация.
Формирование художественных знаний и умений — сложный процесс, постоянно сочетающий в себе усвоение нового материала, его закрепление и обобщение. Структурно урок изобразительного искусства представлен следующими этапами: 1) организация занятия, 2) основная часть урока (постановка задачи урока, объяснение нового или повторение пройденного учебного материала, самостоятельная работа учащихся), 3) подведение итогов работы и завершение занятия.
Урок начинается с проверки готовности к работе слуховой аппаратуры индивидуального пользования, рабочего места и посадки учащихся.
Готовность рабочего места учащихся предполагает не только наличие всех необходимых художественных материалов и принадлежностей, но и целесообразное размещение их на парте (рис. 1). Определенная роль в подготовке рабочего места отводится дежурным по классу: им можно поручить раздать нужные художественные материалы и принадлежности, принести кувшин чистой воды и разлить в баночки индивидуального пользования, очинить карандаши и т. д. В процессе выполнения этого задания у детей можно проверить, знают ли они названия предметов, действий («Петя, что ты делаешь? Что ты раздаешь?» и т. д.).
В I классе на первых занятиях нужно в течение урока опрашивать всех учащихся индивидуально: «Что у тебя лежит на парте?», «Как называется?», «Дай Вере красный карандаш», «Сядь прямо» и т. д. Таким образом, проверять знание словесного материала нужно по схеме:
предмет — его словесное обозначение (слово - предмет).
Такая форма работы над речью поможет образовать двусторонние связи между представлением о предмете, действии и т. д. и их словесным обозначением.
Другим моментом в организации занятий является подведение учащихся к основной части урока. Для этого учитель каждый раз возвращается к изученному на предыдущем уроке учебному материалу (например: «Ребята, что вы рисовали на прошлом уроке? Что вы делали на прошлом уроке? О чем вы узнали на прошлом уроке?» и т. п.). ’
На вводную часть урока отводится не более пяти минут.
Основная часть урока строится в соответствии с его целями и задачами. Урок может быть посвящен изучению нового учебного материала или работе на закрепление и обобщение полученных знаний и умений (например, отработке умений работать карандашом и кистью, изучению приемов изображения с учетом размера и формата изобразительной плоскости и т. д.).
В I—II классах при объяснении нового материала возможна (и даже желательна) совместная работа учителя и учащихся в связи с расчлененной, поэтапной формой обучения, в III классе, если дети уже готовы к самостоятельной работе, учитель сначала объясняет, демонстрирует весь процесс восприятия и изображения, затем дети работают самостоятельно.
При объяснении нового материала учащиеся получают те или иные новые сведения: о приемах наблюдения и изображения
предметов с натуры, по памяти или по воображению, о приемах работы кистью, карандашом, о средствах выразительности в работе над композицией и т. д. В беседе об изобразительном искусстве учащиеся впервые знакомятся с приемами рассматривания картины, с видами и жанрами изобразительного искусства и т. д.
К такому уроку учитель готовится особенно тщательно: продумывает последовательность объяснения нового материала, определяет степень его доступности учащимся, форму подачи материала, подбирает необходимые наглядные пособия, новый речевой материал пишет на табличках, изготовляет схемы этапности изображения и т. д.
При объяснении приемов наблюдения (обследования натуры) и изображения учитель соотносит каждый выделенный признак натуры и его изображение на схеме, словесно его обозначает, затем воспроизводит на доске, после чего предлагает детям повторить этот прием изображения в альбоме и записать его словесное обозначение.
Следует отметить, что обследование предмета и показ изображения на схеме предшествуют демонстрации этого приема в действии (рисовании) на доске. Это является одной из особенностей объяснения в школе для детей с нарушениями слуха, так как учитель, стоя спиной к учащимся, не имеет возможности сопровождать речью изображение на доске, а дети, не видя его лица, не имеют возможности считывать речь с губ.
На уроке, где учитель ставит задачу закрепить полученные знания, обычно повторяется изученный материал на сходных заданиях. Например, после изучения приемов наблюдения и изображения листа сирени учитель предлагает детям нарисовать лист березы, но перед самостоятельной работой он по наглядной схеме изображения листа сирени прослеживает последовательность наблюдения и изображения, словесное обозначение каждого этапа. В другом случае, когда дети знакомятся с приемами изображения листа дуба, закрепляются умения рассматривать натуру, выделять ее существенные признаки для передачи сходства (общую форму и ее положение в пространстве, конструктивные особенности и характерные признаки, например, такие, как закругления).
После изучения и закрепления того или иного учебного материала его нужно обобщить. Учитель подбирает для этого определенной меры сложности задания, которые учащиеся выполняют самостоятельно. На таких уроках широко используется метод сравнения. Примером может быть урок, на котором учитель поставит перед учащимися вопрос: как же вообще рисуются листья? Он предложит детям сравнить листья, их наглядные схемы изображения, названия этапов изображения и задаст ряд вопросов (например: «В каком порядке нужно рассматривать и изображать лист?», «Как выделяется его общая форма, главные признаки?» и т. д.). После обсуждения выделенных задач учащиеся самостоятельно выполнят рисунки листьев, не изображавшихся прежде. На таких уроках учащиеся должны найти творческое применение усвоенных знаний и умений. Чтобы помочь им найти средства выразительности, учитель готовит много наглядного материала. Если это урок декоративного рисования, для демонстрации необходимы образцы народного прикладного искусства, успешно выполненные детские работы. К уроку сюжетного рисования готовятся репродукции или слайды с картин художников, соответствующие теме книжные иллюстрации,. открытки, детские рисунки, резиновые и мягкие игрушки и т. д. Во всем этом наглядном материале дети находят для себя зрительные опоры для новых композиционных решений.
Целесообразно, чтобы основная часть урока по времени занимала до 35 минут. Причем на объяснение, если оно не включает совместную с учащимися практическую работу, отводилось бы не более 10 минут.
Урок изобразительного искусства, как и любой другой урок в школе, имеет завершающую часть. Учащимся предлагается прекратить практическую работу и участвовать в беседе, в которой учитель задает вопросы по теме урока, например, такого содержания: «Ребята, что мы сегодня рисовали на уроке? Что рисовали сначала, что — потом? Как это называется? Покажи, где у листа сирени «общая форма», где «широко» в общей форме» и т. д.
Лучшие работы (завершенные или на определенном этапе завершения) выставляются для обсуждения у доски. Учитель выделяет не только достоинства работы, но и останавливается на неудачных ее сторонах. Плохие рисунки с большим количеством ошибок обсуждать не стоит, чтобы не расстраивать детей, не подрывать у них уверенность в себе, в своих возможностях. В то же время нужно обратить внимание этих учащихся на сделанные ошибки (например: «А у тебя, Женя, есть ошибка: ты нарисовал лист очень узким, общая форма получилась другая, не похожая на общую форму листа сирени» и т. п.).
В конце занятия учитель сообщает, какие художественные материалы и принадлежности будут нужны на следующем уроке. После этого он говорит, что урок закончен, и предлагает детям убрать свое рабочее место, а дежурным помочь убрать класс и подготовить его к следующему уроку (проветрить помещение, вытереть доску, вылить грязную воду из ведра и т. д.),