Люксембургский сад/ Jardin du Luxembourg
Координаты : 48°50′49″ с. ш. 2°20′14″ в. д.
Месторасположение: 6 округ.
Стоимость : вход в парк свободный, вход на детскую площадку – около 7 евро.
Часы работы:
Время работы:
Ноябрь - Март : 8:15 - 16:45
Апрель - Октябрь : 7:30 - 21:45
Как добраться:
Станция RER Luxembourg Sénat
Станция метро Odéon
Автобусы 21,27,38,58,82,83,84,85 и 89
Суть достопримечательности:
Люксембургский сад (Jardin du Luxembourg) — дворцово-парковый ансамбль в центре Парижа.
Бывший королевский, а ныне государственный дворцовый парк в парижском Латинском квартале занимает площадь в 26 гектаров. В парке расположен Люксембургский дворец, в котором заседает Сенат, вторая палата французского парламента. Тем не менее вся территория открыта для прогулок парижан и гостей столицы. Парк предоставляет большие возможности для прогулок, отдыха, занятиями спорта.
Для самых маленьких посетителей в Люксембургском саду работает театр марионеток, который показывает детские спектакли несколько раз в неделю (обычно по средам, субботам и воскресеньям). Также ребёнку наверняка понравится на старинной детской карусели с животными, да и некоторые взрослые будут не прочь снова вернуться в детство.
Сад можно условно разделить на две части: вокруг дворца расположены разбитые ещё в XVII в. в строго геометрическом порядке и в классическом французском стиле клумбы и террасы, в восточной и юго-восточной части возникла более поздняя парковая зона в английском стиле.
Самым популярным развлечением в Люксембургском саду остаётся фонтан перед фасадом дворца, где посетители издавна пускают собственные или взятые напрокат кораблики.
Мраморные статуи, в том числе памятник королеве Марии Медичи, появились только в XIX в. В парке размещено большое количество статуй и произведений искусства, среди которых есть одна из четырёх парижских статуй Свободы Фредерика Огюста Бартольди высотой около 2 м.
В саду же находилась и первая вариация Статуи Свободы (в 2012 году перенесена в музей Орсе), украшающая сегодня «большое яблоко» Соединенных Штатов.
Статую Свободы в 1885 году Франция преподнесла Соединенным Штатам в качестве подарка по случаю столетней годовщины подписания Декларации Независимости США. Правда, французы почему-то опоздали с подарком на несколько лет. Как известно, США стали независимым государством в 1876 году.
Спустя всего лишь четыре года, американская диаспора Парижа преподнесла ответный подарок – уменьшенную копию статуи Свободы. По сравнению со своей «американской сестрой» парижская «Свобода» отличается более скромными размерами: всего 11.5 метров в высоту, тогда как американская – 46 метров, а вместе с основанием и пьедесталом – все 93 метра.
Теперь парижская статуя Свободы украшает восточную часть Лебединого острова. Лицо ее обращено на запад – к своей «старшей сестре», а на табличке в ее руке выбиты две знаменательные даты – даты американской и французской революций.
Но Париж не может обойтись без сюрпризов! И статуй Свободы у него не одна, а целых четыре! Одна «Свобода», как мы уже знаем, находится на Лебедином острове, вторая уменьшенная копия хранится в старейшем техническом музее Европы – в Музее искусств и ремесел. Третья двухметровая копия «Свободы», которую выполнил французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди, расположена в самом центре Парижа – в Люксембургском саду. А четвертую статую Свободы в Париже вы непременно увидите, посетив Эйфелеву башню, поскольку стоит она недалеко от нее на одной из барж, пришвартованной к причалу на правом берегу Сены.
В парке много статуй, изображающих королев и просто знаменитых женщин Франции; среди них – Святая Женевьева, покровительница Парижа.
Это реальная личность, но родилась она в невероятно далеком от нас 420 году. Одни утверждают, что она была простой крестьянской девочкой – вроде Жанны д'Арк(если Жанна д'Арк действительно была простой крестьянской девочкой). Другие с уверенностью говорят, что будущая святая родилась в богатой и знатной галло-римской семье. Опять же, одни утверждают, что у будущей святой с детства были видения и прозрения, экзальтированная девочка беспрестанно молилась, исцеляла людей и пророчествовала. Другие же, из породы скептиков, говорят, что умненькая девочка, с ранних лет мечтавшая играть видную роль в обществе и повелевать людьми, вполне сознательно изнуряла себя молитвами и постами, окружая себя мистической аурой святой, заставляя людей верить в ее богоизбранность. Достоверно известно, что горожане долго не верили пророчествам девочки по имени Женевьева – до тех пор, пока в 451 году к Парижу не приблизились гунны во главе с Аттилой. Во время всеобщей паники, царившей в городе, благочестивая Женевьева утешала и поддерживала горожан, утверждая, что ей было Божье Откровение о чудесном спасении города. Армия гуннов, действительно, обошла Париж, двинувшись к более богатым южным землям. Говорили, что Аттила не вошел в город лишь оттого, что его разведчики донесли ему – женщины такого поганого местечка, как Париж, недостойны даже изнасилования… С тех пор Женевьева заслужила звание «кормилицы и возлюбленной Парижа», на пользу которого она совершила еще много добра. Рака с мощами святой Женевьевы благоговейно сохранялась в Париже много столетий, однако во время Великой Французской революции в рамках борьбы с религиозными предрассудками мощи святой Женевьевы были сожжены на Гревской площади; случайно сохранилась лишь одна фаланга руки.
Есть статуя Жорж Санд.
Фонтан Медичи (1624 г., датируемый ещё XVII веком, приписывается Саломону де Броссу, выполнен в модном тогда итальянском стиле барокко) считается самым романтичным фонтаном Парижа и находится в одном из самых притягательных уголков Люксембургского сада в северо-восточном углу сада. Фонтан Медичи известен как очень романтичный уголок парка - идеальное место для прогулки вдвоем, разговоров для любви и, конечно, поцелуев.
Скульптуры фонтана относятся к мифу о Полифеме, который застал Галатею с пастухом Ациссом.
На фонтане изображен эпизод, когда Бронзовый кентавр (Ришелье) вот-вот набросится на Галатею (Мария Медичи), созданную из белого мрамора, ни о чем не подозревающую, лежащую в объятиях пастуха Акида (Ациса). С другой стороны фонтана можно увидеть прекрасный барельеф де Валуа, на котором изображена Леда с лебедем. Этот фонтан-грот привлекает своей красотой, контрастом и незаурядной композицией.
Ранее во дворце висели работы Рубенса, посвященные королеве, а ныне периодически проводятся выставки художников и скульпторов разных школ и направлений. Вход на них совершенно бесплатный, поскольку мастера выставляются для приобретения славы и в надежде, что город или какой-либо поклонник такого вида творчества приобретет их работы.
Стоит начать с небольшого кафе, который спрятан с тени деревьев прямо напротив известного и уже упоминавшегося выше фонтана Медичи.
В этом маленьком кафе на открытом воздухе с ажурными коваными столиками, которые осенью заполняются желтыми кленовыми листьями и буквально тонут в них, каждое утро пекутся просто потрясающие круассаны и багеты. Воздушные, мягчайшие, безупречные и буквально таящие во рту. Поверьте, что завтрак в этом местечке стоит того, чтобы утром избежать заманчивого перекуса в отеле и добраться (может быть даже и через весь город) до утонченного и лиричного кафе в глубине Люксембургского сада.
Можно также полежать на газоне, если вы найдете свободное пространство меж лежащих здесь сотен молодых тел.
На центральном круглом пруду дети пускают кораблики (их можно взять напрокат), а западная часть парка отдана активным видам отдыха: здесь расположены теннисные корты, большая детская спортивная площадка, площадка для прогулок на осликах и конечно же песочная площадка для игры в шары.
В парке действуют несколько замечательных фонтанов. Большой центральный фонтан (действительно большой) – небольшое искусственное озерцо, где можно запустить свою или взятую на прокат модель корабля.
В конце сквера установлен Фонтан Обсерватории (Fontaine de l’Observatoire) невелик по размеру, который чаще называют фонтан «Четыре части света», но примечателен своей скульптурной композицией.
В центре фонтана её автор, скульптор Давиу, расположил скульптурную группу работы Ж.-Б. Карпо. Четыре обнажённые девушки олицетворяют четыре материка – Евразию, Северную Америку, Южную Америка и Африку. Их лицам приданы черты народов, населяющих континенты, а на плечах они держат земную сферу, окруженную сферой небесной. В плоскости эклиптики небесной сферы расположено кольцо с символами зодиакальных созвездий. Автор, конечно, знал, что материков на планете пять, но Австралия рушила всю композицию, и её пришлось убрать. Из вод фонтанного бассейна рвутся к небесам бьющие копытами кони.
История:
Великолепный Люксембургский дворец, выходящий фасадом на самую длинную улицу Парижа – Вожирар, был возведен в 1611 либо 1612 гг. вдовой Генриха IV Марией Медичи в память о дворце Палаццо Питти и саде Боболи в ее родной Флоренции, в котором выросла Мария Медичи.
Название Люксембургского сада происходит от латинского Лукотитиус (так назывался пригород в верхней Лютеции в I-IV вв). Еще 400 лет назад это была окраина Парижа. Именно здесь, в Люксембургском дворце решила поселиться вдова Генриха IV, королева Мария Медичи. В прежние времена были у дворца разные хозяева. Обитала даже в его стенах обыкновенная тюрьма и будущая возлюбленная Наполеона - Жозефина Богарне провела здесь в заточении некоторое время.
История Люксембургского сада берет свое начало в 1611 году, когда у вдовствующей королевы Марии Медичи появилось желание построить дворец в итальянском стиле и разбить вокруг него сад, напоминающем о родине королевы – Флоренции. Для этого она приобрела у герцога Люксембургского земельный участок в пригороде Парижа. Архитектор дворца Саломон де Брюс использовал в качестве основы проект флорентийского дворца, в котором выросла будущая королева Франции.
Нюансы:
1. По воскресеньям можно напасть на выступление духового оркестра.
Если же выйти из сада в диаметрально противоположную сторону, то вскоре можно будет добрести по авеню Обсерватории (avenue de l`Observatoire) до любопытного фонтана, построенного в 1873 году архитектором Давидом - аллегорические фигуры четырех сторон света поддерживают земной шар
2. Место для строительства резиденции было выбрано удачно – не в историческом центре Парижа, а в его пригороде, на территорию, которую римляне, основавшие колонию Лютеция – предшественницу Парижа, называли словом «Люкотиус». Люксембургский сад парижане называют «Люко», напоминающим о самом древнем периоде в истории французской столицы.
Кондитерская Pierre Hermé
Сайт: pierreherme.com
Месторасположение:
72 Rue Bonaparte, 6ème
185 rue Vaugirard, 15ème
Суть:
Для многих это первая остановка на пути исследования парижских кондитерских, и это совсем не зря. Это заведение той самой сети, где творит волшебник Пьер Эрме. Достойный представитель четырех поколений эльзасских кондитеров и булочников, он любит экспериментировать, сочетая сладкое с острым, горьким и соленым. Получается намного вкуснее, чем звучит.
Пьер Эрме известен в первую очередь своими макаронами — это такое невесомое миндальное печенье, состоящее из двух половинок, скрепленных начинкой — ганашем. В этом Сен-Жерменском бутике разнообразие вкусов и новизна подходов превознесена на один уровень с традиционным качеством. Чего только стоят потрясшие всех макароны с фуа-гра, кетчупом или спаржей. Ежедневный выбор сладостей, конечно, более привычен: макароны со вкусом роз, зеленого чая, белого трюфеля, лайма, имбиря. Обратите внимание и на более традиционные десерты: ванильный флан, выдающиеся круассаны и пен-о-шоколя — слойки с шоколадом.
Сен Жермен де Пре / L'abbaye de Saint-Germain-des-Prés
Сайт: https://www.eglise-saintgermaindespres.fr/
Координаты: 48°51′14″ с. ш. 2°20′04″ в. д.
Адрес / Месторасположение: 6 округ
Стоимость:
Вход в на территорию самой древней церкви Парижа Сен- Жермен-де-Пре совершенно бесплатный, что не примерно радует и обязывает посетить туристов.
Часы работы:
В понедельник с 15:00 до 18:00. Со вторника по пятницу с 10:00 до 12:00 и с 15:00 до 18:00, а в выходные с 8 до 19.
Закрыта по субботам и воскресеньям.
Суть достопримечательности:
Сен-Жерме́н-де-Пре, Абба́тство Свято́го Ге́рмана — бывшее бенедиктинское аббатство, в настоящее время — приходская церковь. Самое старое аббатство Парижа, памятник романской архитектуры.
История:
История возникновения аббатства связана с именем короля из династии франкских королей Меровингов Хильдеберта I. После того, как мощи святого были перевезены в Париж, королю поступило предложения от Сена-Жермена о возведение церкви, в который будут храниться мощи святого. Хильдеберт вывез из Испании дорогую для вестготов реликвию, так называемую тунику святого Викентия, диакона сарагосской церкви, принявшего мученическую смерть во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане. Хильдеберт приказал прибить её к воротам Парижа, но по совету парижского епископа св. Германа Парижского (496—576) основал в 541 году монастырь для хранения реликвии святого Викентия из Сарагосы. Имя похороненного в этом монастыре епископа, произносящееся по-французски как «Жерме́н», и было присвоено аббатству в 576 году.
Сегодня от аббатства сохранилась лишь церковь Сен-Жермен-де-Пре.
В одной из церквей аббатства долгое время находились мощи Пьера Абеляра. В церкви Сен-Жермен-де-Пре похоронен французский философ Рене Декарт.
В аббатстве также захоронено сердце короля польского и великого князя литовского Яна II Казимира, 76-м аббатом которого он был после отречения от трона Речи Посполитой и вплоть до своей смерти в 1668 году.
Музей Средневековья (Государственный музей Средневековья — термы и особняк Клюни) / Musée national du Moyen Âge - Thermes et hôtel de Cluny
Сайт: http://www.musee-moyenage.fr/
Координаты: 48°51′02″ с. ш. 2°20′36″ в. д.
Адрес / Месторасположение: 5 округ, 6, place Paul Painlevé — 75005 Paris
Стоимость:
Цена: ? 9 / ? 7с аудиогидом, автоматический уменьшенный взнос , если одновременно посетите конференцию или семинар.
Бесплатный вход в первое воскресенье месяца.
Бесплатно: до 18 лет, от 18 до 25 (члены Европейского сообщества), преподаватели службы (Pass требуется обучение), студенты Louvre школы, профессиональные художники, безработные, журналисты.
Аудиогиды ? 1 за бесплатные билеты.
Часы работы:
Музей открыт каждый день ,кроме вторника, с 9.15 до 17.45.
Каждую первую среду месяца, Музей исключительно открывается в 10 часов втечение всего срока работы Клюни 4.
Закрытие кассы в 17:15.
Музей закрыт 1 -го января, 1 -гомая и 25 декабря.
Исключительные закрытие в 16ч 24 и 31 декабря.
Суть достопримечательности:
Те́рмы Клюни́ (фр. Thermes de Cluny) — руины галло-римских терм, находящиеся в сердце Латинского квартала в Париже.
В музее представлены:
деревянные и каменные скульптуры (XII—XIII века)
гобелены
витражи
миниатюры
изделия из слоновой кости
предметы обихода (замки, ключи, монеты, инструменты)
Гобелены «Дама с единорогом»
История:
Давным-давно, когда Париж еще звался Лютецией и был частью гигантской Римской империи, на этом месте располагались термы (Термы — античные бани в классической Греции — при больших домах и гимнасиях; ), остатки которых сохранились до сих пор и составляют часть музея. Это самое крупное из уцелевших античных сооружений на территории Парижа. Сохранились до наших дней Фригидариум (зал с холодными бассейнами), Кальдариум и Тепидариум с ваннами в нишах. Точное название этого сооружение, разрушенного варварами в конце III века н.э., неизвестно.
Термы были построены в конце второго века, вероятнее всего при участии богатейшей тогда корпорации паризийских Речников. Об этом говорит одна необычная деталь. Колонны Фригидариума, на которых держатся своды, вместо капителей имеют скульптуры кораблей, широких и глубоких, напоминающих тот кораблик, который много позднее стал гербом Парижа. Видно, что корабли полны панцирями, шлемами, щитами и всяким прочим оружием. А на бортах кораблей – барельефные изображения тритонов. Ни в одной античной постройке ни до того, ни после, таких капителей не бывало.
Результат раскопок, в основном завершённых в 1989 году, не вызывает сомнений, что постройка относится или ко времени царствования императора Септимия Севера (193-211), или его преемника Каракаллы (212-217).
Около 1300 года орден Бенедиктинцев, главной резиденцией которого во Франции был знаменитый монастырь Клюни в Бургундии, купил в Париже участок, на котором находились руины терм и два особняка. Построенный между 1495 годом и 1500 годом по заказу аббата богатого клюнийского монастыря Жака д’Амбуаза, отель Клюни.
Остатки терм позднее оказались включенными в архитектурный комплекс Подворья Клюни – одного из самых интересных сооружений Ренессанса. Поэтому сюда поместил свою коллекцию страстный любитель искусства Александр Дю Соммерар.
В 1842 году была приобретена государством и с тех пор пополнявшаяся на протяжении многих лет, она свидетельствуют о разнообразии и утонченности средневекового искусства. Самым известным произведением коллекции является гобелен «Дама с единорогом». Он входит в серию из шести гобеленов, пять из которых иллюстрируют каждое из пяти чувств. Настоящее название и автор гобеленов не известны. Специалисты еще не до конца расшифровали символику гобеленов, но изящество дамы, которая играет на органе (Слух) или выбирает в бонбоньерке сладости (Вкус), тонкость рисунка единорога, зайцев, птиц, обезьян и цветов превращают эти гобелены в мир грез.
Именно здесь находятся утраченные в 1792 году и найденные в 1974 году головы статуй царей иудейских с фасада Нотр-Дам. А в 1843 году был открыт как музей Средневековья объединив под своей крышей руины галло-римских терм и резиденцию аббатов Клюни. Дата основания: 17 марта 1844
Во время Французской революции собор Парижской Богоматери прекратил выполнять функции религиозного сооружения; якобинский Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стёрты с лица земли». Отдельный приказ Робеспьера предписывал обезглавить каменных царей из Ветхого Завета с фасада собора.
В 1977 году при проведении работ под одним из парижских домов была обнаружена часть тел статуй. Оказалось, что во время Революции один парижанин их выкупил, якобы для фундамента, а на самом деле захоронил их со всеми почестями и возвёл на этом месте свой дом. Найденные оригиналы представлены в музее Клюни.
Головы иудейских царей нашлись только в 1978 году во время ремонта в подвале Французского банка внешней торговли. К тому времени вновь освящённый и реставрированный в XIX веке собор уже украшали копии осквернённых статуй, поэтому найденные оригиналы представлены в музее Клюни.
Нюансы:
Хорошо замаскирован вход и в Музей Средних Веков. Но его всё же можно найти, он находится с торца здания.
Сорбонна / La Sorbonne
Сайт: http://www.sorbonne.fr/ и http://www.paris-sorbonne.fr/
Координаты: 48°50′55″ с. ш. 2°20′36″ в. д.
Адрес / Месторасположение: 50 Rue Saint-Jacques 75005
Стоимость : Стоимость посещения и экскурсии по Сорбонне — 9 евро с человека. Продолжительность полтора часа
Групповые туры (от 10 до 30 людей) регулярно организуется для того, чтобы открыть для себя богатое наследие Сорбонны. По предварительной записи, с понедельника по пятницу и одна суббота в месяц: [email protected].
Цены:
9 ? за человека
4 ? для многих студентов и их семей
Часы работы:
Побывать в здании Сорбонны можно в любой будний день с 9 до 17.
Как добраться:
Автобус: 21, 27, 38, 47, 63, 85, 86, 87.
Метро: Ligne 4: остановка Saint-Michel ou Odéon, Ligne 10: остановка Cluny La Sorbonne,
RER B: остановка Luxembourg, RER C: остановка Saint-Michel.
Суть достопримечательности:
Сорбо́нна — архитектурно-исторический памятник, центр Парижского университета в столице Франции.
Это самое старое и знаменитое государственное высшее учебное заведение Франции, в котором предоставляется высшее образование на бесплатной основе.Сорбонна представляет собой центр Парижского университета, архитектурно-исторический памятник в самом сердце Франции. История сооружения берёт начало в 13 веке, когда был сформирован первый парижский университет. Сегодня Сорбонна привлекает и туристов со всего мира своей историей, и студентов, которые хотят учиться в одном из лучших мировых институтов.
Сегодня среди здешних студентов особенно популярны искусство и общественные науки.
В разные годы существования вуза тут работали и преподавали такие выдающиеся ученые, как Жозеф Гей-Люссак, Луи Пастер, Антуан Лавуазье, Пьер и Мария Кюри и многие другие. Не обошлось и без исторических парадоксов. Основанная как школа богословия, к середине XIX столетия Сорбонна превратилась в центр не только светского образования, но и антиклерикальной мысли (социальное движение, направленное против религиозных организаций и духовенства, религиозной власти в политической, экономической и культурной областях общества, а также в сфере науки и образования).
В отличие от других престижных университетов, входящих в топ мировых образовательных рейтингов, учёба в Сорбонне доступна многим - в год студенты платят от 250 до 1000 евро. К тому же иностранцы могут рассчитывать на стипендию, при условии отличных учебных показателей.
История:
История университета Сорбонна начинается с 1215 года, когда церковные колледжи, находившиеся на левом берегу Сены, что неподалёку от Собора Парижской Богоматери, были объединены в Парижский университет. Первоначально он имел 4 факультета: вольных искусств, канонического права, медицины и теологии.
Примерно 40 лет спустя по инициативе духовного настоятеля монарха Людовика IX Робера де Сорбонна при вузе был создан колледж, предназначенный для обучения богословию бедных студентов. Впоследствии колледж преобразовался в богословский факультет университета, который стал именоваться Сорбонной.
Фамилию де Сорбон духовник короля взял потому, что родился в городке Сорбон, названном, в свою очередь, в честь рябины.
Среди известных выпускников и профессоров Парижского университета – Александр Алехин, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева.
Тогда все жилые помещения этого района были заполнены студентами, университет имел собственный суд, остальным судам государства неподконтрольный. Это было настоящее государство в государстве, у него был даже собственный язык, которым стала древняя латынь. Ее знание было обязательным и давало возможность учиться здесь всем, независимо от места рождения.
Когда-то Сорбонна была одним из главных средневековых учебных заведений, теснившихся на вершине холма Сент-Женевьев, она привлекала лучших ученых мужей со всей Европы для дискуссий на темы теологии, а также по политическим вопросам, таким, например, как взаимоотношения короля и Папы Римского.
На мосту Турнель, соединяющем левый берег и остров Сен-Луи, высится белокаменная статуя Святой Женевьевы.
В 1470 году в Сорбонне открылась первая парижская типография. К этой же эпохе относится и создание богатейшей библиотеки, для которой было специально построено отдельное здание. Начиная с XVII столетия именем факультета, который быстро получил признание не только богословской, но и философской европейской мысли, стали называть и весь Парижский университет.
В 1554 году коллеж получил название Сорбонна и постепенно объединился с теологическим факультетом Парижского университета.
В 1790 году коллеж Сорбонна, как богословская школа, перестал существовать.
В XVII веке кардинал Ришелье обновил и расширил Сорбонну, однако в 1791 году, после Французской революции, она была закрыта и лишь в 1821 Парижский университет Сорбонна (Universite de Paris) возобновил свою работу.
На отрезке ХIХ–ХХ веков здания высшего учебного заведения были расширены и перестроены, и теперь учебная инфраструктура университета обладает многочисленными аудиториями-амфитеатрами, конференц-залами, лабораториями, библиотекой, двумя музеями и т.д.
В ходе знаменитой «майской революции» 1968 года именно в Парижском университете Сорбонна начались беспорядки, переросшие затем во всеобщую студенческую забастовку, которая привела к перестройке всей системы высшего образования Франции.
В результате этих неоднозначных событий гигантский университет был разделён на части, которые получили статус автономных высших учебных заведений. Прямыми наследниками Сорбонны стали Париж I – Университет Пантеон Сорбонна (техническая математическая направленность), Париж III – Университет Новая Сорбонна (Литература), Париж IV – Университет Париж Сорбонна (Лингвистическая направленность) и Париж V – Университет имени Рене Декарта (Медицинский университет).
Главное отличие всех университетов Сорбонна от других высших учебных заведений заключается в том, что учебный процесс максимально приближен к средневековым образцам.
Большую часть своего учебного времени студенты должны посвящать работе с текстами первоисточников либо проводить в лабораториях. Даже лекционные занятия, как правило представляют собой чтение нескольких источников с последующим обсуждением их под чётким контролем преподавателя.
В 1970 году Сорбонна, или Парижский университет, была реорганизована в 13 университетов. Четыре из этих университетов находятся в основном в исторических зданиях Сорбонны, остальные — в других кварталах Парижа и его пригородах. Университеты Сорбонны заслужили авторитет во всём мире.
Нюансы:
Часовня Сорбонны является национальным историческим памятником и находится под защитой государства с февраля 1887 года. Большой амфитеатр (вместе с другими залами) — исторический памятник с сентября 1975 года.
Университет состоит из 16 факультетов, а также включает Институт прикладных гуманитарных наук, Институт исследований современных западных цивилизаций, Высшую школу журналистики и коммуникаций и Педагогический институт при Университете Париж IV. Обучение осуществляют около 1300 квалифицированных преподавателей.
Факультеты:
· Факультет французской литературы
· Факультет французского языка
· Факультет латинского языка
· Факультет греческого языка
· Факультет философии и социологии
· Факультет истории
· Факультет истории искусств и археологии
· Факультет географии
· Факультет английского языка
· Факультет германских языков и цивилизаций
· Факультет иберийской и латино-американской цивилизаций
· Факультет итальянского и румынского языков
· Факультет славянских языков и цивилизаций
· Факультет арабских и еврейских цивилизаций
· Факультет музыки
Пантеон / Panthéon
Сайт: http://pantheon.monuments-nationaux.fr/
Координаты : 48°50′46″ с. ш. 2°20′45″ в. д.
Адрес / Месторасположение: Place du Panthéon, 75005 Paris, Франция
Стоимость :
9 евро, со скидкой 6,5 евро,
Бесплатно для молодежи, детей до 18 лет, студенты, инвалиды.
Часы работы:
с 1 апреля по 30 сентября с 10 утра до 18:30,
с 1 октября по 31 марта с 10:00 до 18:00.
Закрыт для посещений: 1 января, 1 мая и 25 декабря.
Второй этаж открыт с апреля.
Как добраться:
ст. м. Maubert-Mutualité и Cardinal-Lemoine (линия 10), Luxembourg (RER В), автобусы 21, 27, 38, 82, 84, 85, 89
Суть достопримечательности:
Еще одна знаменитая достопримечательность квартала – это Пантеон. Кстати, именно это архитектурное произведение вдохновило Огюста Рикара де Монферрана на создание Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Само это греческое слово означает «храм всех богов» и отсылает нас к Риму, где такой храм был построен в начале нашей эры.
Вначале это была церковь покровительницы Парижа святой Женевьевы. Пантеоном ее сделали революционеры.
Одно из самых величественных сооружений Парижа сегодня служит мавзолеем, где покоится прах великих граждан Франции. Но его драматическая история делает Пантеон еще и памятником человеческим страстям и амбициям.
Купол вашингтонского Капитолия откровенно «цитирует» парижский Пантеон. Да и в Санкт-Петербурге без его следов не обошлось: посмотрите на план и купол Исаакиевского собора.
В 1830 году Пантеон вновь потерял функцию храма и с тех пор уже радикально не менялся.
На фронтоне надпись «AUX GRANDS HOMMES LA PATRIE RECONNAISSANTE» —
«Великим людям — благодарное Отечество» и пафосный барельеф, изваянный в 1837 г. Пьером Жаном Давидом.
Благодарность Родины выражается в распределении лавровых венков среди самых достойных. В этом ей споспешествуют Свобода, вооруженная кинжалом и расположившаяся под простертой правой дланью, и История, немедленно фиксирующая судьбоносные решения на каменных скрижалях. Из-под ног Родины выглядывает странный мутант, помесь имперского орла и галльского петуха, долженствующий, по-видимому, означать величие Франции.
Среди великих людей, вставших в очередь на раздачу, справа легко узнается моложавый Наполеон с развевающимися волосами. В стройных рядах слева можно увидеть реабилитированного к тому времени Мирабо (второй в первой шеренге) и сидящих Руссо с Вольтером (последний полуобернулся).
Многочисленные скульптуры и росписи на стенах посвящены истории св. Женевьевы – память о временах, когда здание носило ее имя.
В 1851 г. физик Леон Фуко продемонстрировал окружающим, что земля вращается, установив для своего эксперимента под куполом Пантеона 67-ми метровый маятник. Оригинальная металлическая сфера находится в Пантеоне и сегодня. Когда-то подобная демонстрация проводилась и в Исаакиевском соборе.
На выходе из Пантеона открывается вид на полукруглую площадь с двумя симметричными зданиями справа и слева и уходящую вдаль улицу Суфло между ними с виднеющейся вдалеке Эйфелевой башней. Такое торжество симметрии возникло здесь по воле того же Суфло, который беспокоился не только о постройке церкви, но и об эффектной организации пространства вокруг нее.
В римском Пантеоне погребены некоторые известные итальянцы, например Рафаэль, потому это слово, оторвавшись от конкретного храма, стало означать место захоронения великих людей.
Первыми здесь были захоронены деятели эпохи просвещения – Вольтер и Руссо.
Первым революционером, похороненным в Пантеоне Парижа, был граф Мирабо. Его останки пролежали в Пантеоне чуть менее двух лет: оказывается его соратники доказали связь героя с королем. Останки были вынесены из Пантеона и похоронены на кладбище, революционеры не установили даже надгробную плиту. Кстати, один из соратников Мирабо Марат, обвинивший в предательстве своего бывшего друга, был вскоре убит и похоронен в Пантеоне. Но и его останки “выдворили” из Пантеона, как только сменилась политическая ситуация.
Дабы минимизировать количество ошибок, выдерживается длительное время между уходом из жизни и захоронением в Пантеоне.
Здесь был похоронен Дюма, и случилось это в 2002 году, через 132 года после его смерти.
Последним захороненным здесь (в 2011) стал Эме Сезар, французский поэт и общественный деятель, борец за права чернокожих.
Останки Святой Женевьевы, а также двух литературных гениев XVII века Паскаля и Расина, покоятся неподалеку в церкви Сент-Этьен-дю-Мон, расположенной на углу улицы Кловис. Церковь Сент-Этьен-дю-Мон (французское название Saint-etienne-du-Mont, «Святой-Стефан-на-Горе») – это католический собор, расположенный на холме святой Женевьевы в Париже.
Захоронения:
Жан-Жак Руссо | ||
Жак-Жермен Суффло | ||
Виктор Гюго | ||
Эмиль Золя | ||
Пьер Кюри | ||
Мария Склодовская-Кюри (Вторая по счёту женщина, погребённая в Пантеоне) | ||
Александр Дюма (отец) (Перезахоронен в Пантеон спустя 132 года после смерти) |
Задержитесь немного у его восточной стороны: заглянув через стены Лицея Генриха IV, вы увидите одинокую готическую башню - это все, что осталось здесь от древней базилики Святой Женевьевы.
История:
Все началось в далеком 1744 г., когда король Людовик XV прибыл в Мец, чтобы возглавить военные действия против австрийцев, однако ж внезапно схватил сильную лихорадку и слег. Тогдашняя медицина не умела толком бороться с такими заболеваниями (до открытия аспирина оставалось почти сто лет) и даже не очень их различала: все болезни с повышенной температурой шли по разряду горячки, или лихорадки. Лечили молитвами, прикладыванием к реликвиям и обетами.
Король, будучи почти при смерти, прибегнул к последнему средству, причем с истинно королевским размахом. Простолюдин в подобных случая сулит поставить свечку, а венценосный правитель обратился к св. Женевьеве, покровительнице Парижа, с обещанием воздвигнуть в ее честь самую большую и самую лучшую церковь в Париже – конечно, в случае его излечения.
То было предложение, от которого Женевьева не смогла отказаться, ибо король таки выздоровел.
Только в 1764 г. Людовик XV торжественно заложил первый камень в основание храма – к этому времени св. Женевьева уже двадцать лет терпеливо ждала обещанного.
Церковь возражала против равноконечного греческого креста, на котором был основан план здания. Пришлось в угоду западной традиции удлинить два крыла, приблизив пропорции к католической базилике с трансептом.
Суфло решил соединить в своем творении ни много ни мало лучшие достижения мировой архитектуры, накопленные к тому времени. Он создал великолепный шестиколонный греческий портик (раз), увенчал здание куполом, которого древние греки вовсе не знали (два), сделал интерьер легким и светлым, как в готике (три), но использовал при этом сводчатые романские потолки (четыре). С самого начала конструкция не отличалась большой прочностью.
В 1774 г. умер король, за тридцать лет так и не исполнивший обета, данного св. Женевьеве. Еще через шесть лет скончался Суфло, не дождавшийся завершения своего великого проекта. Только в 1790 г. его помощники Ронделе и Бребион довели дело до конца.
Но более неудачного времени для ее постройки не было, пожалуй, во всей истории Франции. В стране бушевала революция, разорявшая христианские храмы с яростью, сравниться с которой может лишь большевистский разгул в России XX века. Досталось и новой церкви Св. Женевьевы, которая после всех перипетий превратилась в Пантеон.
Во времена, когда была открыта церковь Святой Женевьевы, ее внешний вид вызвал у парижан возмущение, наверное, не меньшее, чем будущее творение Эйфеля. Величественный купол не подходил к греческому портику, нарушая при этом гармоничность всего архитектурного ансамбля. Зачастую многие достопримечательности не признаются жителями городов, в которых они построены.