Различение звуков к-г-х, кь-гь-хь

При произнесении слов, словосочетаний и предложений, насыщенных звуками, х, к, г,будьте внимательны. Не забывайте четко проговаривать каждый из этих звуков.

ка-га-ха ко-го-хо ку-гу-ху га-ха-ка го-хо-ко гу-ку-гу ки-ги-хи ке-ге-хе кю-гю-хю
органическая химия хвостовой вагон хореографическое искусство пароходный гудок   хриплый голос холодная погода хлопья снега  
шагистика технология ихтиология трагикомедия

Каждое «слово-чистоговорку» повторяйте по три раза подряд без остановки.

Огюст Ренуар - прекрасный французский художник.

Жизнь - это долг, хотя бы она была мгновеньем.

На жердях под потолком висели пучки пересохшей полыни.

Жили в хате старуха Христина, промышлявшая знахарством и гаданием, и ее муж, сельский скрипач Захар Тарасович.

Он играл на крестинах и свадьбах. Скрипочка у него была детская, высохшая от старости, как пучки полыни под потолком.

(К. Паустовский.)

Медленно и четко прочтите вслух пословицы, поговорки. По нескольку раз повторите их, проверяя правильную артикуляцию звуков к-г-хперед зеркалом. Запомните наиболее понравившиеся вам афоризмы.

Хорош бригадир - хороша и бригада. На всех не угодишь.

Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.

Хороша хозяйка: веник под лавкой, грязь по углам.

Где страх, там и крах. От плохого начала и конец плохой.

На пороге вытри ноги, вытри ноги на пороге.

Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке.

По дороге едут дроги, могут ноги отдавить.

Всяк по-своему с ума сходит.

Выше головы не прыгнешь.

Где мех, там и мухи.

Говорят, что кур доят. Голод не тетка, пирожка не подсунет.

Хоть видит око, да зуб неймет.

Голь на выдумки хитра.

Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдется.

Дурная голова ногам покоя не дает. Молоко у коровы на языке.

Ложкой кормит, стеблом глаза колет. Не хлебом единым жив человек.

Нет дыму без огня. Хвост голове не указка.

Легкомыслие заведет куда угодно.

Человек, который легко приходит в гнев, правым не бывает.

Гордость навлекает беду. Добрый человек говорит мало.

С деньгами всяк молодец. Написанное на бумаге и боги не сотрут.

Невысказанное слово порой гремит, как гром.

Без воды никто никогда не купался. Голова тигра, а хвост змеи.

Призывая огонь на соседа, сгоришь сам.

Далекой водой не зальешь близкого огня.

Иногда за груду золота не купишь улыбки.

Скупой никогда не будет богат. Бедный помнит долги.

Здоровому бедняку и богачи завидуют.

В бумагу огонь не завернешь. Даже боги ошибаются.

Чем лить слезы и горевать, лучше кулаки сжать.

Без огня хворост не загорится. Когда много кормчих, корабль разбивается.

Бить собаку, ругая курицу. Чует волк, где добыча.

В остывшем котле - вдруг горячий пар.

Стая шакалов может искусать и тигра.

Для тренировки, введения в речь поставленных звуков к-кь, г-гь, х-хьпрочтите образцы и подберите сами имена, фамилии известных людей, названия городов, населенных пунктов, государств, содержащие эти звуки.

К Г Х Михаил, Пахом, Ханна, Зухра, Ахмет, Хулио, Харитон, Тихон, Рахиль, Вахтанг, Георгий, Геракл, Хесус, Архип, Хеврония, Пульхерия.   Охлопков, Бахрушин, Хлебников, Хрущев, Чухрай, Хомич, Махарадзе, Сахаров, Бухарин, Хемингуэй, Хенкин, Ахеджакова, Брехт, Вахтангов, Кандинский, Голубкина, Коненков, Коперник, Гоген, Гоголь, Григорович, Богословский. Херсон, Херсонес, Нахичевань, Цюрих, Цхакая, Гусь-Хрустальный, Магнитогорск, Стокгольм, Курган, Горловка, Хоста, Пахра, Бахчисарай, Коста-Рика, Чикаго, Геленджик, Гонконг, Караганда, Копенгаген.   Никарагуа.

Последующая работа над стихами и развернутыми текстами проводится для окончательного закрепления поставленных звуков в подготовленной речи. Рекомендуется стихотворные тексты заучивать наизусть, а прозаические пересказывать своими словами. По аналогии полезно подбирать и отрабатывать самостоятельно стихи и прозу, контролируя себя в правильном произношении поставленных звуков.

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.

Коль подлинно не плох пастух, так он плохих собак держать не станет.

«Вот, - Муха говорит, - гоняют, что ж такое?

Коль выгонят в окно, так я влечу в другое».

(И. Крылов.)

Широка река,

Хороша река.

На реке - костер,

На костре - котел,

В нем уха - не щи,

А в ухе - лещи.

(Н. Кончаловская.)

Коль рубить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубить, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

(А.К. Толстой.)

Ценою грустных мыслей и печали ты хлеб насущный обретешь едва ли.

Усердье, что некстати, достойно лишь проклятий.

Лишь редкий человек находит клад, кто трудится весь век, тот и богат.

Молочник, молоко разбавивший водой, шумней других товар нахваливает свой.

Коль птица вырвалась из клетки, ей рай везде - на каждой ветке.

Как ни была вершина высока, тропинка есть и к ней наверняка.

Излишняя хвала опасней, чем хула.

* * * Хоть ты свершил давно Добро или зло, Глядишь - назад оно К тебе пришло.   * * * Торгуя мускусом, мой друг, Ты прихвастнул опять, - Не мускус у тебя, а лук, - По запаху слыхать.

Хоть платили много - грош цена жизни, что за деньги спасена.

Не тот храбрец, кто гневен, словно лев, а тот, кто сдерживать умеет гнев.

* * * Хоть у воров ночных И палки, и кинжалы, Но крикни ты на них И задрожат шакалы. * * * Нам гость, которого дарует Бог, Нужнее вдоха. Но если выдохом не станет вдох, То дело плохо.

* * *

Сегодня не будет поверки, Горнист не играет поход. Курсанты танцуют венгерку, Идет девятнадцатый год. ………………………….. На хорах просторно и пусто, Лишь тени качают крылом, Столетние царские люстры Холодным звенят хрусталем. Комроты спускается сверху, Белесые гладит виски,   Гремит курсовая венгерка, Роскошно стучат каблуки. Летают и кружатся пары - Ребята в скрипучих ремнях И девушки в кофточках старых, В чиненых тупых башмаках. ……………………………….. Пока не качнулась манерка, Пока не сыграли поход, Гремит курсовая венгерка... Идет - девятнадцатый год. (В. Луговской.)

ЭХО

Знаешь, в сущности, - это неплохо!

Расстояние - не помеха

Ни для смеха и ни для вздоха.

Удивительно мощное эхо.

Очевидно, такая эпоха.

(Л. Мартынов.)

* * *

...Росс с улыбкой примиренья

Грядет с оливою златой.

Еще военный гром грохочет в отдаленьи,

Москва в унынии, как степь в полнощной мгле,

А он несет врагу не гибель, но спасенье

И благотворный мир земле.

(А. Пушкин.)

* * *

Поселись на высоком шесте,

Полыхая по небу восторгами,

Прилепись паутинкой к звезде

Вместе с птичьими скороговорками.

(Н. Заболоцкий.)

* * *

Дела не так уж плохи... -

Но я читателю знаком.

Шагал я долго по эпохе

и в обуви, и босиком.

(М. Светлов.)

* * *

Справа - курган,

да слева курган;

справа - наган,

да слева шашка,

цейс посередке.

Сверху - фуражка...

А в походной сумке -

спички и табак.

Тихонов,

Сельвинский,

Пастернак.

(Э. Багрицкий.)

ГДЕ ЗАРЫТА СОБАКА

По дороге из гастронома я зашел к приятелю на товарную базу, но его не застал.

В кабинете на подоконнике дремала трехцветная кошка.

- Кис-кис! - сказал я, присаживаясь к столу. Кошка лениво повернула голову, оглядела меня. Потом быстро спрыгнула на пол, встала на задние лапы и тявкнула:

- Гав, гав!

- Ты что? Ненормальная? - спросил я. - Или гибрид? Кошка смотрела на меня подозрительно.

- Надо говорить «мяу», - назидательно сказал я.

- Брр, гав! - продолжала кошка настаивать на своем. И по-собачьи лизнула мне руку.

- Сейчас я проверю, что ты такое, - сказал я и достал из авоськи кусок сырой трески. Кошка облизнулась. Ноздри у нее раздулись.

- Ага! - обрадовался я. - Тявкаешь по-собачьи, а реагируешь на рыбу.

Кошка взяла себя в лапы и отвернулась от рыбы.

- А как насчет сладкого? - спросил я и бросил ей кусочек сахара. Кошка брезгливо сморщилась.

- Не пойму, - сказал я. - Если ты кошка, то должна есть рыбу, если ты собака, ты должна есть сахар.

Еле скрывая отвращение, кошка стала грызть сахар.

- Значит, ты собака, - констатировал я. Но в этот миг за дверью послышалось мужественное «мяу».

- Замечательно! - воскликнул я. - Сейчас я устрою тебе экзамен.

Я открыл дверь. В кабинет проскользнул огромный сибирский кот. Кошка нежно замурлыкала и посмотрела на меня с отчаянием. Я злорадно потирал руки. И кошка не сдалась. Она оскалила зубы, залаяла хриплым басом, кинулась на кота... Два лохматых клубка выкатились за дверь. Сквозь окно я увидел, как, спасая свою жизнь, кот взлетел на вершину дерева, а кошка ...кошка, которой сама природа велела лазать по деревьям, беспомощно прыгала вокруг ствола, заливаясь злобным лаем. Тут я почувствовал, что лопну от любопытства. На мое счастье в кабинет вошел приятель.

- Не можешь ли ты мне объяснить, - бросился я к нему, -что за странная у вас здесь кошка?

- А! Мурка! Мы ее увольняем. Неблагодарная скотина. Ее провели по штатному расписанию как сторожевую собаку, а она перестала ловить мышей.

- Заелась, что ли?

- Слишком дорожит своим местом. На базу все время заглядывают ревизоры. Вот кошка и стала приспособляться: научилась лаять, загонять котов на деревья... но перестала ловить мышей.

Так вот где зарыта собака! Бедная Мурка, видимо, и меня приняла за ревизора... Я выглянул в окно. Кот забрался на самую высокую ветку и дрожал там всем телом, не понимая, что случилось с кошкой.

Откуда ему было понять! Молодой, неопытный, кот еще никогда не занимал чужой штатной должности.

(Н. Лабковский.)

* * *

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих подросточков, выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами подросточки и подростки, танцевавшие до упаду; это говорили взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслью снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделали два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцевать и веселиться, как хотят этого тринадцати- и четырнадцатилетние девочки, первый раз надевающие длинные платья. Все, за редким исключением, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки... ...лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцевали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в доме Безухова, и бал очень удался, как говорили все.

(Л. Толстой.)

* * *

Редакция помещалась в моей комнате, а комната - в общежитии батумских моряков.

Общежитие было веселое. С восхода солнца до глубокой ночи пел, выл и издевался над жильцами граммофон начальника порта. Это был старательный, срывающийся на верхах граммофон со скудным репертуаром. Бойчее всего он высвистывал «Пупсика». Когда же бывал в ударе, то казалось, что на пристань мчится опоздавший пассажир, испуская вопли отчаяния и предсмертно скрипя. Слышался рев гудков, треск лопающихся сходней и свист пара, перегретого в пароходных котлах. Словом, это была целая симфония морских звуков. Очевидно, поэтому граммофон терпели и временами даже ценили. Он вовремя всех будил, а в январские вечера создавал столь нужный в одиночестве шум.

Иногда по ночам он испускал трагический хохот, и спавший в коридоре боцман Миша вскакивал и кричал спросонок водочным голосом:

- Нет на тебя хорошей холеры!.. Нет никакого спокою морскому человеку!

А злой, пользовавшийся печальный известностью пес Моряк переставал гонять по коридору крыс и выл. Выл осторожно, не понятый никем, вспоминая своего первого хозяина - английского капитана и нестерпимо яркую луну над бамбуковым лесом в Малабаре, где он родился.

(К. Паустовский.)

САМОКРИТИКА

* * *

В городе Фрибурге, Швейцария, находится памятник изобретателю пороха Бертольду Шварцу. Скульптор изобразил его сидящим в глубокой задумчивости, подперев голову обеими руками.

Перед памятником остановились двое студентов, и один из них спросил у другого: «Интересно, о чем Шварц думает?» - «О тех, которые пороха не выдумают», - ответил его спутник.

* * *

Брат революционного поэта Руже де Лиля, долгое время служивший бригадным генералом, неожиданно вышел в отставку. На вопросы любопытных о причине отставки он неизменно отвечал, что его подвела племянница. «Разве у вас есть племянница?» - «Конечно. Ведь мой брат - отец "Марсельезы"».

* * *

Однажды в кабинет известного русского физика Бекетова вбежал взволнованный слуга: «Николай Николаевич! В вашей библиотеке воры!» Ученый с трудом оторвался от расчетов: «И что же они читают?»

* * *

Чем замечательна «Пиковая дама»? Пожалуй, наиболее оригинальный ответ на этот вопрос дал в 1911 г. рецензент газеты «Волжское слово»: «Опера замечательна тем, что два великих художника, А.С. Пушкин и П.И. Чайковский, пришли к одной мысли - пригвоздить навек к позорному столбу нашу позорную приверженность к картам».

* * *

Композитор Франц Шуберт, устав от преследований кредиторов, однажды повесил на балконе свой сюртук, карманы которого были вывернуты наружу. Это должно было означать: «Не беспокойте, голубчики, ни меня, ни себя». Говорят, что зрелище это оказалось настолько убедительным, что на некоторое время кредиторы оставили в покое своего должника.

* * *

Как-то, сидя в театре, Россини шепнул на ухо своему соседу:

- Певец плох невероятно. Первый раз в жизни слышу такое ужасающее пение.

- Может быть, вам лучше пойти домой? - предложил сосед.

- Никоим образом, - живо отозвался Россини, - у меня есть сведения, что в третьем действии героиня должна убить его. Я хотел бы дождаться этого.

* * *

Смешного бояться - правды не любить.

(И.С. Тургенев.)

Мы желаем счастья вам,

Счастья в этом мире большом.

Как солнце по утрам,

Пусть оно приходит в дом.

Мы желаем счастья вам,

И оно должно быть таким,

Когда ты счастлив сам,

Счастьем поделись с другим.

(И. Шаферан.)

[1] В конце слов и перед глухими согласными звук з читается как с.

[2] В словах, которые начинаются со звука с, перед звонкими согласными (сбор, сдоба, сговор)этот звук читается как з [збор] [здоба] [зговор].

[3] На конце слова звук зчитается как с, а звук зь - как сь.

[4] Сочетания ться - тся в глаголах читаются какца.

[5] На конце слов дьчитается как ть.

[6] Звук жв конце слов читается как ш.

[7] Звонкие согласные перед глухими согласными оглушаются. Звук жчитается как ш.

[8] Сочетание сшчитается как долгий согласный ш.

[9] Звукосочетание чнчитается как шн.

[10] От глаголов перемешать и перемежать.

[11] Звукосочетание зжчитается как долгий звук ж.

[12] Сочетания тся и тьсячитаются как ца.

[13] Сочетание сччитается как щ.

[14] Сочетания щч, сч читаются как щ.

[15] На конце слов гчитается как к.

[16] Сочетания вк, дк, бкчитайте соответственно как фк, тк, пк.

Наши рекомендации