Как метод ознакомления с искусством
Цель: создать условия для формирования у студентов умения анализировать средства выразительности изобразительного искусства (на примере книжной иллюстрации) и составлять искусствоведческий рассказ по конкретному произведению.
Задание:
1. Определите роль книжной графики в развитии личности ребенка.
2. Перечислите: средства выразительности изобразительного искусства, их функции.
3. Рассмотрите иллюстрации Е.М. Рачева. Ответьте на вопросы, данные занесите в таблицу 1.
А) Как художник использует такие функции рисунка, как:
передача формы предмета; величины; движения; пропорции; масса; объем; фактура; мимика, жесты; характерные детали, их выписанность; обстановка; фон, на котором сделано изображение; очеловечивание сказочных героев. Докажите это на примере конкретных иллюстраций. Какими материалами пользуется иллюстратор для создания своих работ?
Сделать выводы:
1. Все ли функции рисунка использует художник?
2. Какие функции представлены лучше?
3. Что лежит в основе рисунка: линия или пятно?
4. Почему иллюстрации Е.М. Рачева можно назвать сказочными?
Б) Какие цвета характерны для иллюстраций Е.М. Рачева?
Особенности использования изобразительной функции цвета; выразительной; декоративной, композиционной.
Выводы: Какая функция цвета наиболее ярко используется (не используются) Е.М.Рачевым?
В) Рассмотреть иллюстрации Е.М.Рачева с целью применения законов композиции:
Какими приемами художник выделяет СКЦ? Как передается пространство в иллюстрациях Е.М.Рачева? Сколько планов в его иллюстрациях? Какими способами передается перспектива? Как используется линия горизонта? От чего зависит выбор формата? Сколько героев обычно в 1 иллюстрации художника и какие способы их расстановки использует Е.М.Рачев?
Г) какие особенности композиции характерны только для книжной графики?
Как осуществляется связь иллюстраций: по расположению в рисунках Е.М.Рачева? Как иллюстрация, созданная Е.М.Рачевым, связана с текстом? Что богаче текст автора или созданная к нему иллюстрация? Докажите примером: Найдите слова из текста, к которым создана конкретная иллюстрация. Как Е.М. Рачев раскрывает мысль автора? Чем иллюстрация богаче (беднее) текста, в чем она точно ему соответствует?
(Упражнение: чтение вслух отрывка из текста, подбор иллюстраций к нему; выбор иллюстраций и нахождение отрывка, к которому создан рисунок).
Выводы: Какие законы композиции использует художник?
Какие законы композиции не применяются Е.М.Рачевым?
Как связаны иллюстрации этого художника-графика с текстом, к
которому они созданы?
5. Понятие «искусствоведческий рассказ». Его цель, структура.
Таблица 1
Особенности применения средств выразительности изобразительного искусства
в иллюстрациях Е.М. Рачева
Рисунок | Цвет | Композиция | Связь с текстом |
К зачету:
1. проанализировать особенности творчества любого художника-живописца. Составить таблицу «Особенности применения средств выразительности».
2. Составить искусствоведческий рассказ по одному произведению выбранного художника, проанализировать образ, созданный автором.
Оформить рассказ на листе А-4, приложить к нему проанализированную иллюстрацию и отрывок из текста, к которому создана иллюстрация.
Направление Педагогическое образование
Профиль Дошкольное образование
2017 – 2018 уч.год
Курс ЗФО, 6 семестр
Лабораторное занятие № 1
ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ
ПРЕКРАСНОГО И БЕЗОБРАЗНОГО
Вопросы для обсуждения:
1.Теоретическая часть.
1. «Прекрасное» и «безобразное» – основные категории эстетики.
2. Проявление прекрасного и безобразного в разных сторонах действительности.
· Возможности понимания дошкольниками прекрасного и безобразного на уровне: восприятия; представления; оценки; деятельности.
3. Пути формирования понимания прекрасного и безобразного у детей старшего дошкольного возраста.
2. Практическая часть. Цель: знакомство с диагностиками.
Литература:
Основная:
1. Вершинина Н.А. Особенности понимания детьми дошкольного возраста категорий прекрасного и безобразного. // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Герценовские чтения. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. – С.95-96.
2. Вершинина Н.А. Характер представлений детей о прекрасном и безобразном (вербальный уровень). // Народная культура Русского Севера. Живая традиция.: Сб.науч.тр. / Отв. Ред. Н.В. Дранникова, С.В. Козлов. – Архангельск: ПГУ, 1998. – С.116-121.
3. Вопросы теории эстетического воспитания. // Система эстетического воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: АПН РСФСР, 1962. – С.17-45.
4. Дронова О., Левищева И. Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 6. – С.98-101.
5. Кононова В.О. Особенности суждений дошкольников о прекрасном и безобразном сказочном герое // Стратегия развития дошкольника и младшего школьника в XXI веке: Герценовские чтения. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – С.55-57.
6. Лепихина Т. Уроки красоты (конспекты занятий) //Дошкольное воспитание. - 1996. - № 9. – С.20-27; № 12. – С.22-26.
7. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1984. – С.183-202.
Дополнительная:
1. Ковалева И.Ю. Формирование представлений о прекрасном и безобразном в образе человека у детей 6-7 лет средствами художественной литературы и графики // Дипломная работа / Науч.рук. Н.А. Вершинина. – Северодвинск, 2000. – 73 с.
2. Кононова В.О. Особенности восприятия прекрасного и безобразного детьми 6-7 лет // Дипломная работа / Науч.рук. Н.А. Вершинина. – Северодвинск, 1994. – 60 с.
3. Марксистско-ленинская эстетика: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. М.Ф. Овсянникова. – М.: Высшая школа, 1983. – С.116-126.
4. Эстетика: Словарь / Под ред. А.А. Беляева. – М.: Политиздат, 1989. – С.447.
Задание:
1.Подготовить сообщение по темам:
а) «Прекрасное» – категория эстетики (1чел.) – 5 мин;
б) «Безобразное» – как категория эстетики (1чел.) – 5 мин;
в) Пути формирования понимания прекрасного и безобразного у детей старшего дошкольного возраста (по результатам изучения источника 2 из дополнительной литературы) – 10 мин.
2. На основе анализа предложенной литературы доказать, что дети дошкольного возраста способны понимать «прекрасное» и «безобразное» на уровне восприятия.
3. Сравнить особенности понимания «прекрасного» и «безобразного» детьми младшего дошкольного и старшего дошкольного возраста на уровне представлений.
4. Доказать тезис: «Дети дошкольного возраста способны давать оценку прекрасному и безобразному».
5. Доказать, что дети дошкольного возраста могут рисовать на тему «Самое красивое (некрасивое)».
Занятие № 2