Формирование основ художественной культуры

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.. 7

1.1. Понятие и особенности формирования художественной культуры.. 7

1.2. Роль и место изобразительного искусства во внеклассной и внешкольной работе 10

1.3. Эффективность и целесообразность проведения внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству. 17

Выводы по первой главе. 23

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 26

2.1 Цель и задачи внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе. 26

2.2 Особенности изобразительной деятельности младших школьников во внешкольной работе. 35

Выводы по второй главе. 42

ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.. 44

3.1 Методика работы с детьми в условиях внешкольной и внеклассной деятельности по методике Т.А. Копцевой. 44

3.2 Работа кружка по изобразительному искусству в школе на материале художественной культуры родного края. 55

3.3 Результаты опытно-экспериментальной работы.. 60

Выводы по третьей главе. 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 73

Приложения. 77

ВВЕДЕНИЕ

В условиях развития, демократизации и коренной трансформации общества осознание угрозы, которая кроется в бездуховности, эмоциональной недоразвитости людей и юношества, низкого уровня креативности, возникает насущная необходимость поиска новых и нетрадиционных форм работы в процессе внеклассной и внешкольной деятельности и поиска особых средств воздействия на духовность личности. Среди последних в общем движении за гуманизацию системы образования постепенно возрастает роль искусства.

Воспитательный потенциал искусства содержится в самой его сути и объясняется тем, что эмоциональная сторона сознания, эстетические идеалы личности первичны по отношению к интеллекту в формировании духовных интересов, отношения к миру вообще и родного края в частности (в рамках патриотического воспитания).

В аспекте указанного проблема радикального улучшения эмоционально-эстетического и духовно-нравственного воспитания диктует такое распределение акцентов задач в преподавании изобразительного искусства, среди которых воспитательное и художественное развитие были бы ведущими не только в учебные время, но и вне его. Ведь именно решение художественно-развивающих задач прежде всего формирует уровень художественно-творческого сознания индивида, и определяет степень включения учащихся в глобальные культурогенные процессы.

В педагогической науке есть немало исследований, посвященных внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству.
В частности эта проблема освещена в трудах П. Белецкого, Н. Виноградовой, Н. Кириченко, В. Сухомлинского, Я. Чернецкого, Д. Эльконина и др.

Особенно актуальной и значимой эта проблема является сегодня, когда перед школой стоят важные задачи: творчески развить ребенка, сформировать эстетический вкус, как выразитель духовного развития личности, сохранить в душе ребенка прекрасное и искреннее отношение ко всему окружающему, в рамках патриотического воспитания и прививания любви к родному краю. Реализацию вышеназванных задач следует начинать с раннего возраста. Мало времени, отведенного для изучения изобразительного искусства во время основных занятий, ограниченность непосредственного приближения ребенка к объектам изобразительной деятельности обусловливают необходимость систематической внеклассной и внешкольной работы во всех классах начальной школы.

Учитывая актуальность данной проблемы была определена тема данного исследования: «Формирование основ художественной культуры во внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству в начальной школе на материале художественной культуры родного края».

Цель исследования- рассмотреть возможности формирования у детей младшего школьного возраста художественной культуры во внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству на материале художественной культуры родного края.

Объект исследования- внеклассная и внешкольная работа по изобразительному искусству в начальной школе.

Предмет исследования- формирование основ художественной культуры во внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству в начальной школе на материале художественной культуры родного края.

Гипотеза исследования: художественная культура родного края будет способствовать эффективному формированию основ художественной культуры младших школьников по изобразительному искусству во внеклассной и внешкольной работе, если:

- будет своевременно выявлен уровень сформированности знаний о художественной культуре у детей младшего школьного возраста;

- использованные формы внеклассной и внешкольной работы с учащимися будут способствовать повышению уровня их знаний о художественной культуре;

- проведенная система работы будет стимулировать детей к дальнейшему изучению и познанию художественной культуры.

В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи:

- определить роль и место во внеклассной и внешкольной работе изобразительного искусства;

- выяснить эффективность и целесообразность проведения внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству;

- определить особенности внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству школе на материале художественной культуры родного края;

- описать разновидности внешкольной и внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе.

Методологической основой исследования: явились труды таких исследователей, как Л.Г. Васильева, Т.Г. Казакова, О.С. Ушакова (специфика становления творчества в разных видах продуктивной деятельности)

Методы исследования.Для решения поставленных задач были использованы следующие методы научного исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, абстрагирование, анализ, синтез, конкретизация и другие.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов и учителями предметниками во внеклассной и внешкольной работе при разрешении проблем формирования художественной культуры у младших школьников.

Опытно-экспериментальной базой исследования является Филиал МБОУ Дивеев - Усадской СШ - Маресевская ОШ.

Структура исследования.Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Выводы по первой главе

На основании изучения психолого-педагогических основ формирования художественной культуры во внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству можно сделать вывод, что в целом художественная культура, как часть духовной культуры, представляет собой средство подготовки и привлечения потенциальных зрителей, слушателей, читателей к искусству, которое приводит (немедленно или косвенно) к изменению их внутреннего мира. Именно поэтому процесс репродуцирования художественных ценностей является процессом, что позволяет привлекать к общению через произведения искусства все большее количество людей, позволяет поддерживать, воспроизводить шедевры мирового искусства.

В воспитании учащихся, расширении и углублении их знаний, развитию творческих способностей важная роль принадлежит специально организованной воспитательной работе во внеурочное время, которое называют внеклассной и внешкольной. Исходя из целей и задач внеклассной и внешкольной работы, воспитания формирование эстетического мировоззрения - это не только обучение видеть красивое, но и попытки вызвать желание действовать, брать посильное участие в создании прекрасного, то есть творить самостоятельно. Творчество - важная составляющая не только учебно-изобразительной деятельности, но и необходимое условие адаптации к взрослой жизни, предпосылка духовного развития. Творческая деятельность требует формирования определенных способностей ребенка. Очень важно развить эмоционально-чувственную сферу ребенка, поскольку именно она является выразителем отношения человека к окружающему миру, искусству, под влиянием эмоций у детей развиваются фантазия, воображение.

Психолого-педагогические исследования показывают, что творческие способности человека особенно интенсивно развиваются в дошкольном и в младшем школьном возрасте в процессе обучения, если оно организовано должным образом. Весьма значительную роль играет в формировании творческих способностей правильно организованная внеклассная и внешкольная изобразительная работа. Это подтверждают и исследования Л.Выготского, П. Гальперина, В. Давыдова, Д. Эльконина, А. Леонтьева и др. Изучая труды Г. Ермаша, Ж. Лейтеса, Я. Пономарева, В. Сухомлинского можно проанализировать этапы творческого развития и качеств личности, которые являются его структурными компонентами.

Непосредственность детского восприятия мира и его воспроизведения в искусстве (музыка, танец, живопись) обусловлена синкретизмом художественных образов. Поэтому ребенку нужно дать материалы: глину для лепки, карандаши и бумагу для рисования и научить работать с ними. В рисунках, лепке, аппликации ученики не только отражают мир, но и собственное отношение к действительности, является основой художественного творчества.

В творческом развитии школьников средствами изобразительного искусства выделяются творческие качества личности: эмоциональность; смелость воображения и фантазии; творческое мышление; творческая свобода личности.

Выводы по второй главе

Внеклассная работа по изобразительному искусству является значимой частью всей учебно-воспитательной работы Маресевской школы. Она должна направлять самостоятельность и активность младших школьников на повышение личного культурного уровня, углубление знаний об изобразительном искусстве и получения полноценных навыков и умений по предмету.

Внеклассная работа по изобразительному искусству имеет различные формы. Она может быть связана с общественно-полезным трудом детей (оформление помещений к детским праздникам, выставки т.д.), способствует углублению знаний детей о видовой и жанровый разделение искусства, художественные техники и материалы, способствует осознанию искусства как личностной ценности, расширяет знания по отдельным разделам программы. Выполнение отдельных задач (конструирование игрушек, коллективное изготовление панно), чтение литературы об искусстве и о художниках, рассмотрение отдельных картин, просмотр кино- и диафильмов по изобразительному искусству - все это положительно влияет на развитие личности школьника в Маресевской ОШ.

Изобразительное искусство предлагает широкие возможности для выполнения ряда задач, как на уроках, так и во внеклассное время. Коллективная изобразительная деятельность приносит ребенку творческое удовлетворение, позволяет ей поверить в свои силы, почувствовать полезность своей работы. Дети учатся быть творцами прекрасного. Все это реализуется в форме кружковых занятий в Маресевской ОШ.

Внешкольная работа по изобразительному искусству в Маресевской ОШ предусматривает посещение учащимися художественных школ, домов детского творчества, экскурсии, прогулки. Цель и задачи этих занятий совпадает с целью внеклассной работы в школе. Особенность экскурсий и прогулок в том, что благодаря им дети получают более глубокие знания об окружающей и искусство, о красоте природы родного края, более глубоко осознают художественные ценности, приобретают некоторых графических навыков.

Не смотря на разнообразие видов и форм внеклассной и внешкольной работы в сфере изобразительного искусства, в Маресевской ОШ работа построена без учета такого важного компонента, как художественная культура родного края. В связи с этим, следует расширить спектр проводимых занятий, ведь воспитание любви к родному краю – это важнейшая задача современного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белецкий П.А. Язык изобразительного искусства. К.: Просвещение, 1975. – 240 с.

2. Багова Л.Л. Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «окружающий мир» // Концепт . - 2015. - №S25. - С.6-10.

3. Булатова Л.А. Эстетическая направленность обучения в начальной школе // Вестник ВУиТ . - 2010. - №6. - С.106-112.

4. Ванслов В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Сов. художник, 1966. - 230 с.

5. Волкова Д.В. История мировой культуры. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 256 с.

6. Воробей Н. Формирование эстетических чувств у молодых школьников средствами искусств. Народная вышивка в семейном воспитании детей. // Начальная школа, 1999. № 11.- С.-46-49.

7. Головко О.В. Реализация успешности дошкольников средствами художественно эстетического воспитания // Вестник ЧГПУ . - 2010. - №07. - С.77-83.

8. Демченко А.И. Мировая художественная культура как системное целое. – М.: Высшая школа, 2010. – 528 с.

9. Донцов А.О. Особенности реализации полихудожественного подхода в процессе художественного образования в отечественной педагогике // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика . - 2013. - №2. - С.6-8.

10. Дорогова Л.Н. История западноевропейской культуры Нового времени (XVI-XIX вв.). – М.: КноРус, 2013. – 216 с.

11. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.: Академия, 2012. – 576 с.

12. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства.- М .: Искусство, 1997.- 320 с.

13. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический Проект, Культура, 2005. – 304 с.

14. Иванюшина В.А., Александров Д.А. Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников // Вопросы образования . - 2014. - №3. - С.174-197.

15. Каган Л.Н. Художественный вкус. Опыт конкретно -социологического исследования. -М .: Мысль, 1966. -213 с.

16. Копцева Т. А. Изобразительное искусство: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных организаций / Т. А. Копцева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. – 152 с.

17. Кочарян Л. Б. Роль и функции внеклассной работы в формировании экологической культуры младших школьников // МНКО . - 2013. - №5 (42). - С.121-123.

18. Костюк Т.С. Способности и их развитие у детей. - М .: Тов-во «3нання», 1963.

19. Кошаев В.Б. Онтология художественной культуры // Вестник УдмГУ . - 2007. - №12. - С.123-128.

20. Красников В.В., Пирожков Г.П., Пирожкова И.Г. Культурологизация образования: традиционные родино(крае)ведческие средства и новые технологии // Современное образование. - 2014. - № 3. - С. 19-48.

21. Кущетерова Ф.Т. Традиции как фактор воспитания в народной педагогике карачаевцев // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . - 2009. - №113.

22. История Нижнего Новгорода [Электронный ресурс]. Режим доступа: нижнийновгород.рф

23. Лабунская В. Изобразительное творчество детей. - М .; Просвещение, 1965. -207 с.

24. ​​Мейлах В. С. Психология художественного творчества: Предметы пути исследования // Психология процесов художественного творчества / Под ред .. В.С.Мейлаха. - М .: Наука, 1980. - С. 5-23.

25. Мкртычева Н.М., Икоева И.Т. Формирование системы поликультурного образования в общеобразовательной школе // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика . - 2012. - №3. - С.4-7.

26. Мойсеюк М.Е. Педагогика. - М .: Просвещение, 2001. - 446 с.

27. Назарова Н.М., Моргачева Е.Н., Фуряева Т.В. Сравнительная специальная педагогика. – М.: Академия, 2012. – 336 с.

28. Новиков С. Н., Сурнова С. Н. Социально-педагогические условия формирования основ художественноэстетической культуры сельских школьников // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки . - 2011. - №1. - С. 297-301.

29. Павелко Н.Н., Павлов С.О. Психология и педагогика. – М.: КноРус, 2012. – 496 с.

30. Пазников О.И. ДЕятельностные основы процесса художественного воспитания: сущность и значение // Вестник БГУ . - 2013. - №1. - С.194-199.

31. Погодаев С. М. Развитие художественнотворческих способностей учащихся в системе учреждений образования и досуга // МНКО . - 2009. - №3. С.278-282.

32. Подласый И.П. Педагогика. Теоретическая педагогика и практическая педагогика (комплект из 2 книг). – М.: Юрайт, 2013. – 1576 с.

33. Пономарев Я.А. Психология системно-комплексных исследований творчества // Психология процессов художественного творчества / Под ред. В.С.Мейлаха. - М: Наука, 1980. - С. 24-32.

34. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. – М.: Владос, 2012. – 640 с.

35. Руденко К. А. Образовательные учреждения и трансляция художественного культурного наследия // Вестник КазГУКИ . - 2012. - №1. - С.61-63.

36. Савченко О.Я. Дидактика начальной школы: Учебник для студентов педагогических факультетов. - М .: Генезис, 1999. - 368 с.

37. Садохин А.П. Мировая художественная культура. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 496 с.

38. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. – М.: КноРус, 2012. – 480 с.

39. Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 448 с.

40. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям: В 3-х томах. - М .: Педагогика, 1979. - Т.1 - С.558.

41. Тимошенко Л.Г. Этнокультурное образование детей в условиях современного общества // Вестник ТГПУ . - 2013. - №4 (132). - С.95-98.

42. Хмель В. Внеклассная воспитательная работа на основе жизнедеятельности объединения-игры // Нач. школа. - 2004. - №12. - С. 39-40.

43. Художественно-эстетическое цикл. Программы для ОУЗ 5-11 классы.

44. Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продленном дня. -М .: Просвещение, 1991. - 158 с.

45. Шматко Т.В. Формирование творческого воображения обучающихся в процессе изобразительной деятельности // МНИЖ . - 2015. - №8-5 (39). - С.35-36.

46. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М .: МС-во, 1964. - 86 с.

Приложение 1. Урок по изобразительному искусству «Красота родного края» (2 класс)

Задачи урока:

  • расширение представлений о красоте родной земли, о ее людях;
  • знакомство учащихся с творчеством художника И.И.Жукова,
  • развитие фантазии, творческого воображения;
  • формирование умения составлять композиции;
  • воспитание чувства гордости за свою Родину.

Оборудование:

для учителя:

1. Портрет художника И.И.Жукова, фотографии его живописных работ, стихи.

2. Методические рисунки учащихся.

3. Методическая таблица поэтапного выполнения эскиза пейзажа.

4. Табличка «барельеф» (фигуры, выступающие над плоскостью меньше чем на половину своей толщины).

для учащихся:художественные материалы, лист бумаги, кисти, баночка для воды.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока, цели урока.

3. Беседа о творчестве художника И.И.Жукова, о красоте родной природы.

4. Постановка учебной задачи.

Работа по методической таблице.

5. Самостоятельная работа учащихся над выполнением эскиза по

теме урока.

Фронтально-индивидуальная работа учителя.

6. Закрепление нового материала.

Выставка работ учащихся.

Итоги урока.

Литература к уроку:

1. Н.Родин. Касимов — Городец Мещерский. Узорочье. 1997.

2. Народный учебник Касимов: город и человек. МИРОС. Касимов.1999.

Ход урока:

Учитель:Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мне хочется посвятить памяти замечательного человека.

Это Иван Иванович Жуков (1921 — 1997гг.)

Детские годы, до 5 лет, Ваня Белов (так звали в детстве художника) провел в детском приюте, который располагался в бывшем доме купца Кастрова. Из приюта его забрали будущие родители — Жуковы. Мальчику посчастливилось - у него был замечательный учитель рисования, который и привил ему любовь к рисованию. В то время достать краски и кисти для занятий живописью было очень трудно, а тяга к рисованию у Вани была большая. Тогда он брал у отца зубило и из известкового камня высекал барильефы (обращаю внимание на слово «барильеф) Пушкина, Горького.

После 7 классов Ваня поехал поступать в Рязанское художественное училище на скульптурное отделение. Экзамены по специальности сдал прекрасно, а вот по математике не прошел.

Пришлось ему вернуться домой в Касимов, но искусство он не бросил.

Очень часто с томиком стихов Пушкина, шел Ваня в лес, любоваться природой и без устали писал акварели. А природа удивительно красива.

В 1939 году Иван Жуков вновь сдает экзамены в Рязанское художественное училище и поступает. Проучившись 2 курса, летом 1941 года приезжает в Касимов на каникулы, где его застает война. Иван Иванович уходит служит в Армию. Был разведчиком. Демобилизовался Иван Иванович 3 сентября 1945 года и сразу же, не заезжая домой, приехал в Рязань, чтобы продолжить учебу, но директор училища ему отказал, сославшись на то, что Жуков отсутствовал 4 года. К счастью, за него вступились старые учителя, и директору пришлось его принять, но только без стипендии и места в общежитии. После окончания Иван Иванович работал в Касимове учителем рисования сначала 6 лет во 2-ой школе, а затем в школе №1. В этой школе ему отвели отдельный класс рисования и черчения. В кабинете на стенах висели работы учителя. К Ивану Ивановичу ходили на практику студенты Касимовского педагогического училища. Кроме уроков рисования, он вел еще кружок. В школе №1 И.И.Жуков проработал 20 лет и еще 3 года в вечерней школе.

Сейчас в школе №1 — музей имени И.И.Жукова — педагога и художника.

Что же писал Иван Иванович? Все его работы были посвящены красоте родной природы. Пейзажи Жукова то грустные,то радостные, то тревожные, говорят не только о красоте природы, но и о чувствах самого художника. Посмотрите на работы Ивана Ивановича(показ работ).

Названия картин И.И.Жукова самые простые: «На Оке», «Весна», Лесные дали», «Паром», «Весна на Оке».

А какие замечательные стихи писал Иван Иванович. Послушайте, ребята.

Царица Поляна.

Царица Поляна, царица Поляна,

Царица Поляна — зеленый ковер.

Здесь пестрое стадо пастух прогоняет,

А детям играть здесь простор.

И звонкое эхо, как песня кружиться,

И в лес улетает стремглав,

Солнце с улыбкой и долго лучится,

И запах сбегает с трав.

Теперь, когда славная осень приходит,

Туманом покрыт горизонт,

Художник здесь кистью мотив свой набросит,

Поэт свою песнь пропоет.

Думаю, что вам, ребята, понравились и картины и стихи Ивана Ивановича Жукова.

Предлагаю вам выполнить творческое задание. Нарисуйте, обращаясь к своим эстетическим впечатлениям, красоту нашего края. Расскажите в своих работах о самом хорошем, самом запомнившемся дне. Только не словами, а красками расскажите. А красок у нас много. Основной задачей при выполнении вашей работы должна стать передача различных состояний природы.

Учитель:кто из вас уже представил свою композицию?

Сюжетами ваших работ могут быть поляна с цветами и дорожка, убегающая вдаль, наша река, березка около вашего дома.

Обсуждение композиций рисунков.

В зависимости от замысла рисунка лист бумаги расположите вертикально или горизонтально. Определите размеры изображений, их расположение в плоскости листа.

Я надеюсь, что под воздействием рассказанного у вас возникнут зрительные образы по теме «Красота родной природы».

Работа учителя по методической таблице (объяснение поэтапного выполнения композиции).

Самостоятельная работа учащихся.

Задание.Сначала определите всю композицию, не задерживайтесьна деталях. Надеюсь, что у вас получатся интересные композиции.

Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

2. Обобщение изученного материала.

Учитель: Природа нашего края на ваших рисунках удивительно прекрасна и очень разнообразна. Многоцветные наполненные разными чувствами рисунки получились у ... (фамилия, имя ученика). А вот у ... (фамилия, имя ученика) творческое воображение очень развито, посмотрите на его интересный рисунок. Я довольна вашим творчеством.

  • А вам самим понравилось рисовать состояние природы, в которое вы вложили и состояние вашей души, вашего чувства и настроения.
  • Чьи работы вам наиболее хотелось бы отметить, поблагодарить их создателей?
  • Думаю, что вы запомнили имя, отчество и фамилию художника и название его работ. Спасибо за урок.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Наши рекомендации