Если мы сконцентрируем свое внимание на языке тела, то сможем понять, какое настроение у другого члена группы

-10 минут -

1. Члены группы ходят по комнате в произвольном ритме. По Вашему сигналу «Стоп» они должны остановиться и встать перед тем участни­ком, который оказался ближе всего. Пусть, не говоря ни слова, игроки попытаются почувствовать, как внешний облик другого человека — положение тела, мимика лица, частота дыхания, выражение глаз — воздействует на них. Они должны ощутить эмоциональное состояние другого участника и мгновенно оценить свое собственное.

2. Через полминуты партнеры делятся впечатлениями, которые получи­ли друг о друге. На выполнение задания отводится 2 минуты.

3. Члены группы продолжают прогулку по комнате. Дайте им возмож­ность попробовать себя еще в двух или трех встречах.

4. Обсудите итоги игры, дав участникам возможность ответить на следу­ющие вопросы:

• Почему людям важно учиться понимать язык тела?

• Насколько хорошо удалось понять того или иного игрока?

• В какой мере каждый сумел без слов почувствовать внутренний мир своих партнеров?

Премьера

Игроки, любящие экспериментировать, получат от этой игры настоящее удовольствие. Они познакомятся с партнером необычным способом — не говоря ни слова - 1 5 минут -

Материалы-----------------------------------------------------------------

Вам понадобятся карандаши и бумага.

1. Шутливо скажите участникам, что, по Вашему мнению, в данной груп­пе собрались любознательные люди, экспериментаторы, и поэтому Вы предлагаете им игру, совершенно отличную от других упражнений на знакомство. Возможно, сначала тот или иной участник будет не­сколько растерян или даже ошарашен, но впоследствии у него в памя­ти останется незабываемый и даже принесший удовольствие опыт.

2. Каждый ищет себе партнера, который ему интересен. Игрокам дается от 5 до 10 минут на знакомство друг с другом, при этом они не должны говорить или объясняться письменно, даже когда получат карандаш и бумагу. Эти принадлежности можно использовать только для рисова­ния. С помощью рисунков каждый игрок должен суметь сообщить дру­гому несколько фактов о себе.

3. В заключение каждый участник представляет группе своего партнера и сообщает то, что узнал о нем. Затем партнер может сам дополнить или откорректировать рассказ.

Замечания

Это упражнение не претендует на то, чтобы быть особенно глубоким. Скорее, оно предоставляет возможность придать совсем иной вид час­то повторяющимся ситуациям и попробовать «прожить» их в игровой форме.

Дружеские трио

Игроки показывают себя с лучшей стороны — любезными и великодушными

- 25 минут -

1. Участники делятся на подгруппы по три человека. Партнерами по воз­можности должны стать люди, которые еще не знают друг друга либо знакомы совсем немного.

2. Скажите приблизительно следующее: «Сейчас вам предоставится слу­чай познакомиться друг с другом. Вероятно, вы захотите использо­вать это время для того, чтобы рассказатьчто-тоосебе и о своей жизни. Попробуйте рассказать друг другу то, что обычно не говорят, когда видят человека в первый раз. Одним словом, попытайтесь действитель­но хорошо узнать друг друга за каких-то 10 минут». (Поскольку на выполнение этого задания отводится всего 10 минут, у каждого игро­ка есть чуть больше 3 минут на рассказ о себе.)

3. После этого начинается следующий этап игры. Скажите игрокам при­мерно следующее: «А теперь представьте, будто вы встретили своего лучшего друга или подругу и рассказываете ему (ей) о тех двух лю­дях, с которыми только что познакомились. Постарайтесь охаракте­ризовать этих людей и свое впечатление о них с положительной стороны. Например, ваша речь могла бы звучать так: «Я только что встретил двух интересных людей. Петя — энергичный молодой чело­век, открытый и искренний. Я думаю, мне будет легко ладить с ним. Маша — девушка с прекрасным чувством юмора. Она умеет внима­тельно выслушать другого человека. Еще мне нравится ее мягкая улыб­ка. По-моему, с ней легко вести разговор». На выполнение этого задания отводится б минут, следовательно, у каждого игрока в трио есть 2 минуты на характеристику своих партнеров.

4. В конце игры вся группа собирается вместе. Каждого участника пред­ставляют его партнеры, с которыми он недавно был вместе. Это пред­ставление может быть весьма лаконичным. Данный участник коротко благодарит партнеров и добавляет к сказанному то, что кажется ему особенно важным.

Замечания |

В большинстве случаев члены группы получают удовольствие, ког­да слышат положительные отзывы о себе, даже если испытывают при этом легкое смущение. Это упражнение способствует налаживанию доверительных отношений в группе и повышает самооценку участ­ников.

Правда и вымысел

Участники игры услышат много интересных историй - 60 минут -

1. Вы можете сами начать игру и рассказать группе три короткие исто­рии из своей жизни. При этом две из них должны быть настоящими, а одна вымышленной. Группа пытается выяснить, какая история выду­мана.

2. Если Вы выбрали короткий вариант данной игры, то исследование ис­торий должно быть недолгим. Участники все вместе решают, какие истории были истинными, а затем рассказчик сообщает, какая из ис­торий в действительности была вымышленной. После этого настает очередь нового участника.

3. Если же Вы остановились на полном варианте игры, то группе хватит времени на то, чтобы расспросить рассказчика более подробно. Каж­дый игрок может задавать вопросы, которые помогут ему понять, ка­кая из историй была придуманной, и обосновать свое мнение. Часто членам группы нравится подобная возможность выяснить суть дела. Время, отводимое на вопросы и комментарии, составляет от 5 до 10 ми­нут.

Замечания |

Имейте в виду, что, если среди рассказываемых историй есть действи­тельно интересные, необычные, из ряда вон выходящие, это может вызвать в группе довольно сильный резонанс. Иногда игроки бывают настолько ошеломлены услышанным, что весьма бурно выражают свои эмоции. Очень трудно и в конечном счете бесполезно пытаться пре­рвать этот процесс. Дайте волю естественному интересу участников — и игра пройдет очень оживленно, хотя график работы будет сорван.

Игру рекомендуется проводить в небольших группах {желательно, чтобы количество участников не превышало десяти-двенадцати че­ловек).

Комментарии

Каждый участник сможет услышать мнение других о себе. Это «социальное эхо» помогает сориентироваться во вновь созданной группе - 45 минут -

Материалы---------------------------------------------------------- _-----

Вам понадобятся бумага и карандаши по числу участников.

1. Каждый участник пишет свое имя сверху на листе бумаги. Затем лис­ты складываются вместе в стопку, перемешиваются и раздаются чле­нам группы.

2. Все пишут короткие комментарии под именем на том листе, который им достался. Это может быть комплимент, вопрос или же личное мне­ние о данном человеке.

3. Все листы снова складываются в стопку, перемешиваются и заново раз­даются участникам, которые опять пишут свои комментарии.

4. Те же действия повторяют еще раз.

5. Теперь на каждом листе написано по три комментария. Ведущий соби­рает все листы и по одному зачитывает их вслух. После каждого про­чтения упомянутый участник может высказать свое мнение по следующим вопросам:

• Удивил ли меня чей-либо отзыв?

• Считаю ли я данные высказывания в мой адрес корректными?

• Хочу ли я ответить на заданный вопрос?

• Как я обычно чувствую себя, попадая в новый коллектив?

• Как я хочу выглядеть в группе?

• Моя восприимчивость — это, скорее, достоинство или недостаток? Варианты )

Вы можете прочитать комментарии, написанные на всех листах, а за­тем пригласить участников к обсуждению игры.

Если мы сконцентрируем свое внимание на языке тела, то сможем понять, какое настроение у другого члена группы - student2.ru
Мой вклад

Члены группы могут поговорить о том, какой вклад они вносят в совместную работу - 30 минут -

Материалы-----------------------------------------------------------------

Вам понадобятся разноцветные нитки. Например, если в Вашей груп­пе шестнадцать человек, то можно обойтись четырьмя цветами. От­режьте от ниток каждого цвета по четыре куска длиной 50 см. Таким образом, каждая группа из четырех человек получит нитки собствен­ного цвета.

4. В заключение Вы обходите круг и отрезаете для каждого игрока нить таким образом, чтобы в каждом отрезанном куске был узел. Следова­тельно, каждый участник получает еще и отрезок «чужой» пряжи. Это символизирует зависимость работы группы от каждого ее участника. Эффект возможен только тогда, когда различные ресурсы объединя­ются друг с другом.

Привлекательная группа

На всем протяжении игры участники говорят друг другу комплименты - 45 минут -

Материалы ---------------------------------------------------------- ■---

Вам понадобятся бумага и карандаши.

1. Участники делятся на подгруппы по шесть человек. Каждый игрок ста­рается выбрать в партнеры тех членов группы, которых он не знает или может оценить с трудом, тех, у кого другой темперамент, другой возраст и т. п.

2. Наконец все группы сформированы. В качестве небольшого введения в игру вы можете сказать следующее: «Часто мы видим самих себя совсем иначе, чем другие. Иногда мы особенно критичны по отноше­нию к тому, как выглядим. Порой мы недовольны собой. Обычно мы свои самые строгие критики. Во многом это связано с тем, что другие люди не говорят о том, насколько они любят нас или расположены к нам. Увы, почему-то в нашем обществе не принято говорить друг дру­гу комплименты».

3. Проведите небольшой тест на тему: «Кто из вас регулярно говорит другим людям о том, что ему особенно нравится в их внешности? Под­нимите руки». (Обычно поднятых рук очень мало.)

4. Скажите участникам: «Сегодня мы поговорим о вещах, которые чаще всего обходим молчанием. Нам всем что-то нравится в нашей внешно­сти, а что-то хотелось бы изменить. Я хотел бы, чтобы каждый из вас на какое-то мгновение задумался над тем, какие черты собственной внешности нравятся вам больше всего. Что вы находите в себе при­влекательным и симпатичным?» Дайте игрокам 30 секунд на обдумы­вание вопроса.

5. Следующее задание: «Теперь я хотел бы, чтобы вы огляделись вокруг себя и отметили в каждом члене группы какую-то особо привлека­тельную деталь внешности. Затем запишите на листе бумаги имена членов группы и те черты, которые вам понравились. У одного это будут волосы, у другого — глаза, у третьего — выразительные руки и т. д. Когда вы будете составлять список, не забудьте включить в него себя и записать, что именно вам нравится в собственной внешности. Поскольку мы не привыкли обсуждать с другими людьми подобные вещи, возможно, сначала вы будете испытывать некоторые затрудне­ния при выполнении задания, но вскоре это чувство пройдет, и тогда вы сможете получить удовольствие от игры». На выполнение этой части задания отводится 3-5 минут.

6. Теперь члены каждой небольшой группы могут сконцентрировать свое внимание на ком-то одном из них, чтобы рассказать, что им нравится в его внешности. В конце каждого круга получивший «подпитку» уча­стник говорит окружающими о том, что ему самому нравится в его внешнем виде.

7. Когда все участники получили «положительный заряд», группа снова собирается вместе, чтобы подвести итоги. Пусть игроки ответят на следующие вопросы:

• Что удивило вас в этой игре?

• Как вы чувствуете себя теперь?

• Легко ли было говорить или выслушивать комплименты?

• Испытывали ли вы смешанные чувства?

Если мы сконцентрируем свое внимание на языке тела, то сможем понять, какое настроение у другого члена группы - student2.ru
Пишем гимн

Предоставьте участникам игры занятную возможность посмотреть на себя с новой точки зрения - 30 минут -

Материалы ---------------------------- —---------------------------------

Вам потребуется бумага и карандаши.

Если мы сконцентрируем свое внимание на языке тела, то сможем понять, какое настроение у другого члена группы - student2.ru

Замечания J

Игру следует проводить в не очень больших (от двенадцати до четыр­надцати человек) группах. Во время игры участники должны помнить о важнейших предпосылках успеха — юморе, жизнерадостности и то­лике самоиронии.

Подарки

Вручать подарки — старая традиция, но в этой игре она выглядит совершенно по-новому - 20 минут -

1. Группа садится в круг.

2. Коротко и с юмором скажите несколько слов о том, как важно дарить подарки, чтобы завоевать благосклонность других людей, что это един­ственная в своем роде возможность расположить их к себе и завое­вать доверие.

3. Попросите одного из участников начать игру. Игрок встает, подходит к любому другому участнику и вручает ему вымышленный подарок. Передача подарка состоит из вербальной и невербальной частей. Пер­вый игрок может сказать несколько комплиментов и объяснить, поче­му он дарит подарок. Но он не должен прямо называть то, что он дарит. С другой стороны, ему надо как можно более правдоподобно с помо­щью мимики и жестов показать, какой формы подарок, большой он или маленький, насколько тяжелый и т. д.

4. Затем, также используя только мимику и жесты, человек, получивший подарок, должен показать, как он его принимает и при необходимости распаковывает. Он должен решить, что это такое, поблагодарить за подарок, четко и выразительно рассказать, что ему подарили. После короткого диалога первый игрок возвращается на место.

5. Игрок, получивший подарок, встает и направляется к какому-либо дру­гому члену группы, чтобы в свою очередь сделать подарок ему.

6. Важно подчеркнуть, что дарители должны в любом случае соглашать­ся со всем, что назовет принимающий подарок игрок, и во время диа­лога ориентироваться именно на это.

7. Игрок, принимающий подарок, абсолютно свободен в том, как опреде­лить этот подарок. Это может быть какой-то предмет, но может быть и некое абстрактное качество.

8. Участники должны позаботиться о том, чтобы не был забыт никто. При этом каждый может получить только один подарок. Ведущему также стоит принять участие в этой игре.

Варианты J

Вы устраиваете вымышленный день рождения. Именинник — веду­щий. Он получает подарки от всех членов группы, при этом они назы­вают то, что дарят. В заключение ведущий говорит о том, что больше всего хотел бы получить на самом деле. (Разрешается назвать что-то одно.) Игрок, чей подарок назван, становится следующим именинни­ком.

Десять вопросов

Наши рекомендации