В этой игре участники учатся внимательно прислушиваться к своим ощущениям

- 10 минут -

1. Игрокиделятсянапары. Партнеры самостоятельно решают, кто из них будет А, а кто — Б. В первом раунде Б становится за А и пальцем «ри­сует» на его спине отдельные буквы. Игрок А должен угадывать их. При этом глаза А закрыты. Желательно также, чтобы на игроках не было толстых жакетов или пуловеров.

2. Если А с легкостью отгадывает буквы, игрок Б может писать простые слова и даже короткие фразы. Игроку А необходимо сконцентриро­ваться. Он может попросить партнера, чтобы тот, когда слово закан­чивается, нажимал на спину чуть сильнее. На выполнение задания отводится 5 минут.

3. В следующем раунде игроки меняются ролями.

4. В конце игры партнеры обсуждают следующие вопросы:

• Насколько каждый был доволен «художником»?

• Удалось ли настроиться на совместную работу?

• Какая роль была проще или доставила больше удовольствия?

Замечания

Это упражнение способствует формированию готовности к обучению: игрок, на спине которого рисуют, почти всегда стремится угадать бук­вы, слова, предложения.

Варианты )

Вы можете дать «художникам» маленькие карточки с заранее подго­товленными фразами. В таком случае между парами возникнет сорев­нование: кто быстрее угадает фразу и громко произнесет ее. На карточках могут быть и простые рисунки, и геометрические фигуры. В качестве «рабочей поверхности» могут выступать ладони, лбы иг­роков. Игру можно провести, разделив группу на равные команды. Каждая получает задание восстановить и озвучить краткую фразу, ко­торая по одному слову «записывается» на спинах игроков.

Телефакс

Это упражнение похоже на игру «Испорченный телефон», но в ней есть своя изюминка

- 1 5 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Нарисуйте на листах бумаги несколько нетрудных для изображения объектов: дерево, дом, рыбу, цветок. Кроме того, каждой команде по­надобятся бумага и карандаш.

1. Группа делится на команды по шесть-восемь игроков в каждой. Все садятся один позади другого на стулья (спинки стульев надо повер­нуть в сторону) или на пол. Первый в ряду игрок получает чистый лист бумаги и карандаш, последний — карточку с рисунком (больше ее не должен видеть никто).

2. Каждая команда сейчас будет работать, как телефакс. Члены команды пытаются как можно быстрее и точнее переправить сообщение. Это сообщение — простое изображение предмета, который рисуется ука­зательным пальцем на спине впереди сидящего. Игроки не должны переговариваться между собой.

3. Когда «сообщение» дойдет до первого члена команды, он изображает на листе бумаги предмет, который, как ему кажется, рисовали на его спине, и кричит «Готово!». После этого можно сравнить обе карточки.

4. Перед началом следующего раунда выясните, будут ли команды ме­нять последовательность игроков.

5. В конце игры обсудите несколько вопросов:

• Слаженно ли работала команда?

• Как можно было повысить эффективность работы?

• Почему скорость, с которой команды выполняли задания, была раз­личной?

(_ Варианты j

Игроки могут посылать и текстовые сообщения, например, простые слова: «да», «нет», «алло», «ура» и т. д.

Эхо

Участники этой игры учатся использовать возможности своего голоса, а заодно —работать в команде

-10 МИНУТ -

1. Группа делится на две команды. Члены команд встают, как при пере­тягивании каната. Расстояние между первыми игроками команд долж­но составлять приблизительно 1,5-2 м.

2. Задание состоит в том, чтобы передавать звук от игрока к игроку так, чтобы он становился все тише и тише и в конце концов смолкал (пос­ледний игрок произносит его почти беззвучно). Приведите сравне­ние с эхо, которое летает между склонами ущелья, пока не отзвучит.

3. «Толчок» эху поочередно дает каждая команда. Первый игрок коман­ды № 1 кричит отдельное слово или короткое предложение. Первый игрок команды № 2 повторяет слово или предложение уже несколько тише, а затем звук идет от одного ее игрока к другому, постепенно затухая.

4. Кода эхо в команде № 2 отзвучало, ее первый игрок предлагает зада­ние команде № 1 (тоже кричит слово или короткое предложение). Та­ким образом, команды меняются ролями.

5. В каждом новом раунде предложение должно исходить от следующе­го игрока.

6. Подведите итоги игры:

• Насколько хорошо команды справились с заданием?

• Было ли легко настроиться на столь необычное задание?

• Удавалось ли верно рассчитать силу своего голоса?

• Когда умение владеть голосом и спонтанно реагировать может быть особенно полезным?

А теперь я...

Наши рекомендации