По кругу пускается «короб с чепуховиной», из которого каждый достает какую-либо приглянувшуюся ему вещицу

- 30 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Вам понадобится коробка, куда нужно предварительно сложить как можно больше разных вещей («всякой всячины»). Чем более разнооб­разными будут предметы, тем лучше. Подойдет все: катушка ниток, старый игрушечный автомобиль, засушенные листья, сухие цветы, ма­ленький камешек, еловая шишка, куколка, монеты разных стран, ко­робка для медикаментов, аудиокассета, билет на самолет, вышитая салфетка, дискета, пасхальное яичко, конфеты, пружинка, связка ста­рых карт, цепочка, браслет, кольцо и т. д.

1. Пустите короб по кругу. Каждый участник должен вытащить любой привлекший его внимание предмет.

2. Участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе партнера, с ко­торым ему хотелось бы познакомиться поближе. В течение 10 минут они рассуждают о том, почему они выбрали тот или иной предмет. Игрокам можно предложить список наводящих вопросов:

• Какие ассоциации вызывает этот предмет?

• Эта вещь мне нравится или нет?

• Насколько этот предмет напоминает мне мое прошлое?

• «Похож» ли я на этот предмет?

• Символизирует ли данная вещь мое теперешнее состояние, задачу, которую мне предстоит решить, и т. п.?

• Если бы этот предмет мог говорить, что бы он сообщил о себе?

• Если бы я разговаривал с этим предметом, что бы я ему сказал?

3. После обсуждения каждый игрок представляет партнера всей группе. (Какой предмет выбрал партнер? Что из сказанного характеризует его лучше всего?)

Панно

Каждый участник приносит три личных вещи. В течение трехраундов из этих предметов составляется необычное панно - 45 минут -

1. Объясните группе, что игра состоит из трех раундов и каждый из уча­стников должен внести в игру свой вклад: какие-нибудь три вещи, которые ему необходимы и которые он обычно носит с собой.

2. Игроки сидят на стульях по кругу. Один за другим они встают, выхо­дят в середину круга, молча показывают один из трех принесенных предметов и кладут его на пол в середину круга. Порядок выхода иг­роков произвольный: каждый сам решает, в какой момент и какой пред­мет он выложит перед группой.

3. По окончании первого раунда все поднимаются со своих мест и рас­сматривают составленное панно с разных позиций. Затем каждый са­дится на новое место.

4. Второй и третий раунды проходят так же, как и первый. Игроки до­полняют панно с помощью других принесенных ими предметов. Пос­ле каждого раунда в течение нескольких минут игроки рассматривают коллективный «шедевр».

5. В конце игры подводятся итоги. Предложите членам группы ответить на вопросы:

• Какие связи возникают между предметами?

• Как характеризует панно нашу группу?

• Какие чувства я испытывал во время этой игры?

• Как можно назвать панно?

• Что я хотел сказать группе с помощью предложенных мной предме­тов?

• Как бы интерпретировал наш «шедевр» внешний наблюдатель?

Категории

Эта игра требует высокого уровня взаимодействия между участниками и усиливает чувство принадлежности к группе - 30 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению. Вам понадобится колокольчик или свисток.

1. Предложите участникам походить по помещению, сделать два-три не­сложных упражнения. Объясните, что физическая активность способ­ствует умственной деятельности.

2. Первый раунд: «Найдите всех участников, которые родились в той же части страны или света, что и вы. Это нужно сделать как можно ско­рее...» {Если в вашей группе занимаются люди из одного города, ис­кать друг друга могут жители одного района, округа и т. п.) Следите за тем, чтобы участники выполняли задание действительно быстро! Как только образуются соответствующие команды, предложите каж­дому ее участнику вкратце рассказать о месте своего проживания. В та­ком случае Вы будете уверены, что задание выполнено верно.

3. Второй раунд: «Быстро найдите игроков, которые родились под тем же созвездием, что и вы...» Образовавшиеся команды можно попро­сить показать свое созвездие.

4. Третий раунд: «Найдите как можно быстрее всех участников, у кото­рых столько же братьев и сестер, сколько и у вас. Единственные дети собираются в свою команду...»

Варианты )

Другие признаки, по которым могут составляться команды:

• сходная жизненная ситуация или похожий род занятий (для облег­чения задачи Вы можете сами предложить несколько вариантов);

• одинаковый цвет глаз;

• одинаковое настроение;

• общий любимый цвет.

Сходства и различия

Благодаря этой игре каждый сможет понять, насколько развита его интуиция - 30 минут -

Материалы —--------------------------------------------------------------

Бумага и карандаши для каждого участника.

1. Данную игру особенно полезно проводить в группах, состоящих из людей разной национальности, с разным профессиональным и жиз­ненным опытом и т. п.

2. Участники расходятся по парам. Они могут выбрать партнера по раз­ным критериям:

• я выбираю партнера, предполагая, что мы с ним очень разные;

• этого партнера мне трудно оценить;

• партнер мне несколько антипатичен;

• я выбираю партнера, который мне с первого взгляда кажется заслу­живающим доверия;

• этот партнер напоминает значимого для меня человека.

3. Пары усаживаются вместе. Каждый игрок отмечает и записывает три сходства и три различия, которые, как ему кажется, есть между ним и партнером. Записи друг другу не показывают. На выполнение зада­ния отводится 5-10 минут.

4. Затем партнеры вступают в беседу. Во-первых, обсуждаются найден­ные гипотетические сходства, во-вторых — различия. На выполне­ние задания отводится 10 минут.

5. Вся группа собирается вместе, и каждый участник представляет свое­го партнера. При этом можно кратко рассказать о результатах совмест­ной работы.

Найди сходство

Наши рекомендации