Это забавная игра, благодаря которой участники получают богатую информацию друг о друге

- 20 минут -

1. Группа рассаживается по кругу.

2. Объясните участникам, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга.

3. Ход игры. Вы называете личностное качество или описываете ситуа­цию и просите участников, по отношению к которым справедливо Ваше высказывание, выполнить определенное действие. Они встают со сту­ла, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами!»

4. Темп игры должен возрастать. Подбирайте утверждения таким обра­зом, чтобы они относились ко многим участникам. Предлагая вопро­сы и называя действия, учитывайте возраст и темперамент членов группы. Ниже представлены возможные варианты Ваших высказыва­ний:

• у кого голубые глаза — трижды подмигните;

• чей рост превышает 1 м 80 см, пусть изо всех сил крикнет «Кинг Конг!»;

• тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;

• кто родился в мае, пусть возьмет за руку одного члена группы и стан­цует с ним;

• кто любит собак, должен трижды пролаять;

• любящие кошек скажут «Мяу!»;

• те, у кого есть красные детали одежды, получают особое задание: они должны сказать соседу справа, что никогда в жизни не пожелали бы себе такой прически, как у него;

• у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это ни­кого не касается;

• кто пьет кофе с сахаром и молоком, заглянет под свой стул;

• кто хоть раз в жизни курил, должен громко крикнуть: «Я это оспа­риваю!»;

• у кого есть веснушки, пусть пробежит по кругу;

• замужние (женатые) опишут рукой в воздухе большую восьмерку;

• пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;

• тот, кого принуждали пойти в эту группу, должен затопать по полу ногами и громко крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»;

• у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждо­го ребенка);

• кто рад, что попал в эту группу, громко скажет «А!»;

• кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется ме­стами с тем, кто думает так же;

• кто изредка мечтал стать невидимым, спрячется за одного из участ­ников;

• тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;

• регулярно занимающиеся йогой продемонстрируют свое мастерство прямо сейчас;

■ кто не переносит табачного дыма, громко крикнет: «Курить — здо­ровью вредить! Курение опасно для вашего здоровья!»;

• те, у кого с собой есть шоколадка, жвачка или конфета, трижды гром­ко причмокнут;

• кто порой злоупотребляет алкоголем, должен обойти, пошатываясь, вокруг своего стула;

• кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлоп­нуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крик­нуть: «Хватит!»

Четыре угла — четыре выбора

Дискуссия на разные темы в четырех малых группах - 30 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. На время игры для каждого раунда Вам пона­добятся по четыре больших листа бумаги (формат A3) и скотч. При­крепите в четырех углах комнаты листы бумаги и напишите на них названия цветов {красный, синий, зеленый, желтый). Листы крепятся на видных местах.

1. Члены группы становятся на середину комнаты.

2. Объявите участникам, что в ходе игры они смогут лучше узнать друг друга. Сначала все ходят по комнате, затем каждый останавливается у того листа бумаги, который кажется ему самым подходящим.

3. Все участники, собравшиеся в одном углу, рассказывают друг другу, почему они выбрали именно этот цвет. Каждый должен запомнить всех, кто находится в том же углу (3 минуты).

4. Во втором раунде можно написать на новых листах четыре времени года.

5. В третьем раунде Вы можете использовать названия четырех музы­кальных инструментов, например: скрипка, саксофон, арфа, барабан.

6. В четвертом нарисуйте на бумаге геометрические фигуры {по одной на каждом листе), например, треугольник, квадрат, круг и фигуру не­правильной формы.

7. После каждого раунда игроки собираются в середине комнаты. Поря­док игры соблюдается четко: участники должны останавливаться воз­ле того листа бумаги, надпись на котором нравится им больше всего. При этом они запоминают всех остановившихся рядом.

8. В конце игры подведите итоги, задав участникам следующие вопро­сы:

■ Какие участники чаще всего оказывались в одной и той же группе?

• Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще ни разу?

• Что интересного каждый из вас узнал о других членах группы?

Замечания |

Возможные варианты записей:

■ инструменты: молоток, пила, клещи, игла;

• города: Париж, Рим, Москва, Шанхай;

• напитки: кофе, чай, кока-кола, молоко;

• животные: лев, антилопа, змея, орел;

■ здания: вилла, бунгало, замок, храм;

• знаменитые люди: А. Эйнштейн, Дж. Пуччини, В. Шекспир, Билл Гейтс.

Сменяющиеся команды

Участники разбиваются на команды (каждый раз новые) и выполняют задания ведущего - 20 минут -

Подготовка-------- —-----------------------------------------------------

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. Вам понадобится свисток (или колокольчик).

1. Дайте сигнал (свистните или позвоните в колокольчик) и крикните, например, «Четверки!». Это означает, что игроки должны как можно быстрее образовать группы по четыре человека в каждой.

2. Как только команды появились, назовите действие, которое должны выполнить игроки, например, «пожмите каждому руку и представь­тесь друг другу», затем подайте следующий сигнал.

3. Следите затем, чтобы каждый раз по Вашему сигналу образовывались новые команды. Предлагайте новые действия, интересные темы. Ос­новная идея игры заключается в том, чтобы участники все время на­ходились в движении, общались и разговаривали с как можно большим количеством людей.

4. Возможные варианты раундов представлены ниже:

• «Тройки!» —участники берутся за руки и рассказывают друг другу, какие запахи им особенно нравятся;

• «Шестерки!» — игроки выставляют вперед правое плечо, каждый говорит о том, что умеет хорошо делать;

• «Четверки!» — все члены команды поднимают руки над головой и сообщают о месте своего рождения;

• «Пятерки!» — игроки поднимают брови, каждый говорит о том, кого считает лучшим из мужчин или прекраснейшей из женщин;

• «Семерки!» — попытавшись пошевелить ушами, члены группы рас­сказывают друг другу о звуках, которые им приятно слышать;

• «Двойки!» — игроки хлопают себя по плечу и вслух вспоминают свои достижения за прошлый год;

• «Восьмерки!» — каждый участник, почесав подбородок, задает ка­кой-нибудь волнующий его вопрос.

5. В конце занятия игроки собираются в середине комнаты, выстраива­ются в круг и обхватывают за талию стоящих рядом. Ведущий предла­гает всем сделать шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикнуть: «А-а-а!»

Q Варианты ^

Можно не предлагать сменяющим друг друга командам выполнять дей­ствия, а просить их лишь высказываться на различные темы, напри­мер: «Четверки! Скажите друг другу, чему вы здесь хотите научиться», «Шестерки! Скажите друг другу, кто, кроме вас, заинтересован в том, чтобы вы занимались в этой группе».

Еще одна возможность: члены команды совместными усилиями долж­ны изобразить какой-либо предмет (явление, животное и пр.), напри­мер: «Шестерки! Все вместе создайте загадочную машину (счастливого зверя, космический корабль)».

Правда или ложь?

Игра усиливает групповую сплоченность и создает атмосферу открытости - 45 минут -

Подготовка —-------------------------------------------------------

Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бу­мага и карандаш.

1. Предложите участникам написать три предложения, относящиеся лич­но к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна — нет.

2. Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все осталь­ные пытаются понять, что из сказанного соответствует действитель­ности, а что — нет. При этом все мнения должны обосновываться.

3. Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрас­ная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.

Каким я тебя вижу

Игра способствует возникновению интереса к другим людям - 45 минут -

Подготовка---- —------------------------------------------- ——----------

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно передвигаться по помещению.

1. Объясните участникам, что благодаря этой игре каждый получит воз­можность лучше узнать кого-нибудь из членов группы и позже дол­жен будет представить его всем остальным.

2. Игроки объединяются по двое и разговаривают друг с другом в тече­ние 3 минут. Цель беседы — произвести некоторое впечатление на партнера.

3. После этого участники снова собираются вместе. Ведущий говорит: «Когда мы встречаем нового человека и обмениваемся с ним хотя бы парой слов, то получаем первое впечатление о его личности. Я пред­лагаю вам представить группе своего партнера. Но это должно быть сделано необычным образом. Еще раз подумайте о человеке, с кото­рым вы сейчас беседовали. Теперь припомните какой-нибудь образ, который передавал бы ваше впечатление от этого человека. Представь­те своего партнера группе, назвав его имя и тот образ, который, на ваш взгляд, ассоциируется с ним. Можно, например, сказать: «Карл напоминает мне плюшевого медведя, поскольку излучает дружелю­бие. Во время беседы с Карлом я получил большое удовольствие!»

ЗамечанияJ

Эта игра способствует созданию веселой и благодушной атмосферы. Обязательно отметьте, какие разные образы находят участники и как оригинально они обосновывают свои ассоциации.

Автопортрет

Основная цель этой игры — обратить внимание участников на уникальность каждой личности - 60 минут -

Материалы------------------------------------------------------------ —

Бумага, мелки (фломастеры,ручки,карандаши).

1. Каждый игрок рисует автопортрет. При этом самые яркие черты лица {длинные ресницы, курносый нос, пухлые губы) намеренно преуве­личиваются. При выполнении задания многие участники будут испы­тывать затруднения. Объясните им, что рисунок не должен обладать фотографической точностью. Создавать живописный шедевр также не требуется. Ведущий может сам принять участие в игре. На выполне­ние задания отводится Ъ минут.

2. Игроки не должны подсматривать друг за другом. Картины не подпи­сываются. В конце работы листы бумаги складываются вдвое.

3. Соберите все рисунки в большую коробку. Предложите игрокам не глядя вынуть один лист.

4. Каждый игрок должен угадать, чей автопортрет он достал.

5. Все по очереди показывают рисунки и высказывают предположения о том, кто является их автором, делятся личными впечатлениями.

Замечания

Обсуждение почти всегда проходит оживленно. Большую симпатию обычно вызывают те «художники», кто изображал себя, не приукра­шивая. Картины можно развесить по стенам. Это будет означать, что здесь каждого члена группы принимают во всей его самобытности.

С ГОЛОВЫ до пят

Игра пробуждает художественные способности членов группы - 45 минут -

Материалы----------------------------------------------------------- .----

Большие листы бумаги по числу участников, мелки, фломастеры.

1. Каждому игроку предстоит работать самостоятельно и нарисовать ав­топортрет в полный рост. Картина не должна содержать указаний на авторство. Игрокам не разрешается подсматривать друг за другом. На выполнение задания отводится 10 минут.

2. Соберите готовые рисунки и развесьте их на стенах.

3. Теперь участникам предстоит угадать, кто изображен на каждой кар­тине. Начните с первого портрета и предложите своему соседу слева догадаться, кто художник. Участник подходит к предполагаемому жи­вописцу и подводит его к картине. Если догадка оказалась верной, ав­тор подписывает картину своим именем и возвращается на место.

4. Если игрок ошибся, то и он, и художник садятся на свои места, а Вы предлагаете следующему участнику попытать счастья.

Замечания

Пусть картины висят на стенах в течение нескольких занятий. Они создают благожелательную атмосферу и усиливают сплоченность группы.

Эпитеты

Каждый участник описывает себя с помощью трех прилагательных. Остальные члены группы угадывают, кто скрывается за этим описанием - 30 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Проследите, чтобы все члены группы хорошо видели друг друга.

1. Объясните, что предлагаемая игра способствует развитию интуиции.

2. Каждый участник подбирает и записывает три эпитета, характеризу­ющих его личность.

3. Соберите листы бумаги и поочередно читайте записи. Игроки пыта­ются угадать, кто охарактеризовал себя подобным образом. При этом высназывающий соображения участник должен обосновать свою по­зицию, а также выслушать мнения других членов группы, которые могут соглашаться с его доводами либо опровергать их и выдвигать собственные.

4. Порекомендуйте участникам не стремиться сразу быть узнанными, по­скольку тогда они смогут получить больше информации о том впечат­лении, которое сложилось о них в группе. Каждый сам волен решить, открыться ему в конце игры или остаться неузнанным.

( Варианты J

Эту игру можно упростить и предложить группе в самом начале рабо­ты, когда участники еще плохо знают друг друга. Для этого просто попросите членов группы описать себя, свое настроение, пользуясь только тремя прилагательными. Кроме того, можно предложить участ­никам выбрать цвет, наиболее подходящий к их настроению.

Три вопроса

Каждый участник сможет проверить свою интуицию и знание людей - 20 минут -

1. Предложите участникам объединиться в небольшие команды по шесть-семь человек.

2. Один игрок от каждой команды выходит из комнаты. В это время его команда придумывает три вопроса, на которые игрок будет отвечать, когда его позовут обратно. Вопросы должны помочь лучше понять этого человека и могут касаться его личности, биографии, жизненных принципов, целей и т. п.

3. Когда игрок возвращается, ему объясняют, что сейчас надо будет от­ветить на три вопроса, при этом один ответ должен быть неискрен­ним, неправдивым.

4. Игроки определяют, какой ответ не содержит правды. Высказываемые мнения должны обосновываться.

5. Отвечающий выслушивает обсуждение до тех пор, пока оно ему инте­ресно, а потом сообщает членам команды, удалось ли им установить истину.

Уникальность каждого

Наши рекомендации