Это забавная игра, благодаря которой участники получают богатую информацию друг о друге
- 20 минут -
1. Группа рассаживается по кругу.
2. Объясните участникам, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга.
3. Ход игры. Вы называете личностное качество или описываете ситуацию и просите участников, по отношению к которым справедливо Ваше высказывание, выполнить определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами!»
4. Темп игры должен возрастать. Подбирайте утверждения таким образом, чтобы они относились ко многим участникам. Предлагая вопросы и называя действия, учитывайте возраст и темперамент членов группы. Ниже представлены возможные варианты Ваших высказываний:
• у кого голубые глаза — трижды подмигните;
• чей рост превышает 1 м 80 см, пусть изо всех сил крикнет «Кинг Конг!»;
• тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;
• кто родился в мае, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;
• кто любит собак, должен трижды пролаять;
• любящие кошек скажут «Мяу!»;
• те, у кого есть красные детали одежды, получают особое задание: они должны сказать соседу справа, что никогда в жизни не пожелали бы себе такой прически, как у него;
• у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это никого не касается;
• кто пьет кофе с сахаром и молоком, заглянет под свой стул;
• кто хоть раз в жизни курил, должен громко крикнуть: «Я это оспариваю!»;
• у кого есть веснушки, пусть пробежит по кругу;
• замужние (женатые) опишут рукой в воздухе большую восьмерку;
• пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;
• тот, кого принуждали пойти в эту группу, должен затопать по полу ногами и громко крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»;
• у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);
• кто рад, что попал в эту группу, громко скажет «А!»;
• кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;
• кто изредка мечтал стать невидимым, спрячется за одного из участников;
• тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;
• регулярно занимающиеся йогой продемонстрируют свое мастерство прямо сейчас;
■ кто не переносит табачного дыма, громко крикнет: «Курить — здоровью вредить! Курение опасно для вашего здоровья!»;
• те, у кого с собой есть шоколадка, жвачка или конфета, трижды громко причмокнут;
• кто порой злоупотребляет алкоголем, должен обойти, пошатываясь, вокруг своего стула;
• кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: «Хватит!»
Четыре угла — четыре выбора
Дискуссия на разные темы в четырех малых группах - 30 минут -
Подготовка-----------------------------------------------------------------
Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. На время игры для каждого раунда Вам понадобятся по четыре больших листа бумаги (формат A3) и скотч. Прикрепите в четырех углах комнаты листы бумаги и напишите на них названия цветов {красный, синий, зеленый, желтый). Листы крепятся на видных местах.
1. Члены группы становятся на середину комнаты.
2. Объявите участникам, что в ходе игры они смогут лучше узнать друг друга. Сначала все ходят по комнате, затем каждый останавливается у того листа бумаги, который кажется ему самым подходящим.
3. Все участники, собравшиеся в одном углу, рассказывают друг другу, почему они выбрали именно этот цвет. Каждый должен запомнить всех, кто находится в том же углу (3 минуты).
4. Во втором раунде можно написать на новых листах четыре времени года.
5. В третьем раунде Вы можете использовать названия четырех музыкальных инструментов, например: скрипка, саксофон, арфа, барабан.
6. В четвертом нарисуйте на бумаге геометрические фигуры {по одной на каждом листе), например, треугольник, квадрат, круг и фигуру неправильной формы.
7. После каждого раунда игроки собираются в середине комнаты. Порядок игры соблюдается четко: участники должны останавливаться возле того листа бумаги, надпись на котором нравится им больше всего. При этом они запоминают всех остановившихся рядом.
8. В конце игры подведите итоги, задав участникам следующие вопросы:
■ Какие участники чаще всего оказывались в одной и той же группе?
• Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще ни разу?
• Что интересного каждый из вас узнал о других членах группы?
Замечания |
Возможные варианты записей:
■ инструменты: молоток, пила, клещи, игла;
• города: Париж, Рим, Москва, Шанхай;
• напитки: кофе, чай, кока-кола, молоко;
• животные: лев, антилопа, змея, орел;
■ здания: вилла, бунгало, замок, храм;
• знаменитые люди: А. Эйнштейн, Дж. Пуччини, В. Шекспир, Билл Гейтс.
Сменяющиеся команды
Участники разбиваются на команды (каждый раз новые) и выполняют задания ведущего - 20 минут -
Подготовка-------- —-----------------------------------------------------
Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. Вам понадобится свисток (или колокольчик).
1. Дайте сигнал (свистните или позвоните в колокольчик) и крикните, например, «Четверки!». Это означает, что игроки должны как можно быстрее образовать группы по четыре человека в каждой.
2. Как только команды появились, назовите действие, которое должны выполнить игроки, например, «пожмите каждому руку и представьтесь друг другу», затем подайте следующий сигнал.
3. Следите затем, чтобы каждый раз по Вашему сигналу образовывались новые команды. Предлагайте новые действия, интересные темы. Основная идея игры заключается в том, чтобы участники все время находились в движении, общались и разговаривали с как можно большим количеством людей.
4. Возможные варианты раундов представлены ниже:
• «Тройки!» —участники берутся за руки и рассказывают друг другу, какие запахи им особенно нравятся;
• «Шестерки!» — игроки выставляют вперед правое плечо, каждый говорит о том, что умеет хорошо делать;
• «Четверки!» — все члены команды поднимают руки над головой и сообщают о месте своего рождения;
• «Пятерки!» — игроки поднимают брови, каждый говорит о том, кого считает лучшим из мужчин или прекраснейшей из женщин;
• «Семерки!» — попытавшись пошевелить ушами, члены группы рассказывают друг другу о звуках, которые им приятно слышать;
• «Двойки!» — игроки хлопают себя по плечу и вслух вспоминают свои достижения за прошлый год;
• «Восьмерки!» — каждый участник, почесав подбородок, задает какой-нибудь волнующий его вопрос.
5. В конце занятия игроки собираются в середине комнаты, выстраиваются в круг и обхватывают за талию стоящих рядом. Ведущий предлагает всем сделать шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикнуть: «А-а-а!»
Q Варианты ^
Можно не предлагать сменяющим друг друга командам выполнять действия, а просить их лишь высказываться на различные темы, например: «Четверки! Скажите друг другу, чему вы здесь хотите научиться», «Шестерки! Скажите друг другу, кто, кроме вас, заинтересован в том, чтобы вы занимались в этой группе».
Еще одна возможность: члены команды совместными усилиями должны изобразить какой-либо предмет (явление, животное и пр.), например: «Шестерки! Все вместе создайте загадочную машину (счастливого зверя, космический корабль)».
Правда или ложь?
Игра усиливает групповую сплоченность и создает атмосферу открытости - 45 минут -
Подготовка —-------------------------------------------------------
Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш.
1. Предложите участникам написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна — нет.
2. Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что — нет. При этом все мнения должны обосновываться.
3. Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.
Каким я тебя вижу
Игра способствует возникновению интереса к другим людям - 45 минут -
Подготовка---- —------------------------------------------- ——----------
Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно передвигаться по помещению.
1. Объясните участникам, что благодаря этой игре каждый получит возможность лучше узнать кого-нибудь из членов группы и позже должен будет представить его всем остальным.
2. Игроки объединяются по двое и разговаривают друг с другом в течение 3 минут. Цель беседы — произвести некоторое впечатление на партнера.
3. После этого участники снова собираются вместе. Ведущий говорит: «Когда мы встречаем нового человека и обмениваемся с ним хотя бы парой слов, то получаем первое впечатление о его личности. Я предлагаю вам представить группе своего партнера. Но это должно быть сделано необычным образом. Еще раз подумайте о человеке, с которым вы сейчас беседовали. Теперь припомните какой-нибудь образ, который передавал бы ваше впечатление от этого человека. Представьте своего партнера группе, назвав его имя и тот образ, который, на ваш взгляд, ассоциируется с ним. Можно, например, сказать: «Карл напоминает мне плюшевого медведя, поскольку излучает дружелюбие. Во время беседы с Карлом я получил большое удовольствие!»
ЗамечанияJ
Эта игра способствует созданию веселой и благодушной атмосферы. Обязательно отметьте, какие разные образы находят участники и как оригинально они обосновывают свои ассоциации.
Автопортрет
Основная цель этой игры — обратить внимание участников на уникальность каждой личности - 60 минут -
Материалы------------------------------------------------------------ —
Бумага, мелки (фломастеры,ручки,карандаши).
1. Каждый игрок рисует автопортрет. При этом самые яркие черты лица {длинные ресницы, курносый нос, пухлые губы) намеренно преувеличиваются. При выполнении задания многие участники будут испытывать затруднения. Объясните им, что рисунок не должен обладать фотографической точностью. Создавать живописный шедевр также не требуется. Ведущий может сам принять участие в игре. На выполнение задания отводится Ъ минут.
2. Игроки не должны подсматривать друг за другом. Картины не подписываются. В конце работы листы бумаги складываются вдвое.
3. Соберите все рисунки в большую коробку. Предложите игрокам не глядя вынуть один лист.
4. Каждый игрок должен угадать, чей автопортрет он достал.
5. Все по очереди показывают рисунки и высказывают предположения о том, кто является их автором, делятся личными впечатлениями.
Замечания
Обсуждение почти всегда проходит оживленно. Большую симпатию обычно вызывают те «художники», кто изображал себя, не приукрашивая. Картины можно развесить по стенам. Это будет означать, что здесь каждого члена группы принимают во всей его самобытности.
С ГОЛОВЫ до пят
Игра пробуждает художественные способности членов группы - 45 минут -
Материалы----------------------------------------------------------- .----
Большие листы бумаги по числу участников, мелки, фломастеры.
1. Каждому игроку предстоит работать самостоятельно и нарисовать автопортрет в полный рост. Картина не должна содержать указаний на авторство. Игрокам не разрешается подсматривать друг за другом. На выполнение задания отводится 10 минут.
2. Соберите готовые рисунки и развесьте их на стенах.
3. Теперь участникам предстоит угадать, кто изображен на каждой картине. Начните с первого портрета и предложите своему соседу слева догадаться, кто художник. Участник подходит к предполагаемому живописцу и подводит его к картине. Если догадка оказалась верной, автор подписывает картину своим именем и возвращается на место.
4. Если игрок ошибся, то и он, и художник садятся на свои места, а Вы предлагаете следующему участнику попытать счастья.
Замечания
Пусть картины висят на стенах в течение нескольких занятий. Они создают благожелательную атмосферу и усиливают сплоченность группы.
Эпитеты
Каждый участник описывает себя с помощью трех прилагательных. Остальные члены группы угадывают, кто скрывается за этим описанием - 30 минут -
Подготовка-----------------------------------------------------------------
Проследите, чтобы все члены группы хорошо видели друг друга.
1. Объясните, что предлагаемая игра способствует развитию интуиции.
2. Каждый участник подбирает и записывает три эпитета, характеризующих его личность.
3. Соберите листы бумаги и поочередно читайте записи. Игроки пытаются угадать, кто охарактеризовал себя подобным образом. При этом высназывающий соображения участник должен обосновать свою позицию, а также выслушать мнения других членов группы, которые могут соглашаться с его доводами либо опровергать их и выдвигать собственные.
4. Порекомендуйте участникам не стремиться сразу быть узнанными, поскольку тогда они смогут получить больше информации о том впечатлении, которое сложилось о них в группе. Каждый сам волен решить, открыться ему в конце игры или остаться неузнанным.
( Варианты J
Эту игру можно упростить и предложить группе в самом начале работы, когда участники еще плохо знают друг друга. Для этого просто попросите членов группы описать себя, свое настроение, пользуясь только тремя прилагательными. Кроме того, можно предложить участникам выбрать цвет, наиболее подходящий к их настроению.
Три вопроса
Каждый участник сможет проверить свою интуицию и знание людей - 20 минут -
1. Предложите участникам объединиться в небольшие команды по шесть-семь человек.
2. Один игрок от каждой команды выходит из комнаты. В это время его команда придумывает три вопроса, на которые игрок будет отвечать, когда его позовут обратно. Вопросы должны помочь лучше понять этого человека и могут касаться его личности, биографии, жизненных принципов, целей и т. п.
3. Когда игрок возвращается, ему объясняют, что сейчас надо будет ответить на три вопроса, при этом один ответ должен быть неискренним, неправдивым.
4. Игроки определяют, какой ответ не содержит правды. Высказываемые мнения должны обосновываться.
5. Отвечающий выслушивает обсуждение до тех пор, пока оно ему интересно, а потом сообщает членам команды, удалось ли им установить истину.
Уникальность каждого