Годы молодости. - дублин. - ирландия
Джеймс Августин Алоизий Джойс — таково полное имя писа- теля — родился в столице Ирландии Дублине 2 февраля 1882 года. Он происходил из старинной ирландской фамилии, утратившей свое благосостояние, но сохранившей фамильный герб, который всегда оставался семейной гордостью Джойсов. Отец писателя был человеком среднего достатка, занимал должность сборщика нало- гов и, хотя личность его была весьма колоритна, о чем можно су- дить на основании множества деталей и сцен автобиографического характера в произведениях Джеймса Джойса, он не преуспел ни в своей карьере, ни в жизни.
Детские и юношеские годы Джеймса Джойса прошли в Дубли- не. Он учился в иезуитском колледже, окончил университет, где изучал языки, философию, историю. Джойс учился прекрасно, завоевывая первые места и награды на экзаменах, что вызывало уважение близких и содействовало утверждению веры самого Джей- мса Джойса в свои возможности. Весьма часто получаемые награды представляли собой внушительные денежные суммы, что было столь необходимо для пополнения семейного бюджета. Особые успехи были проявлены Джойсом в изучении литературы и иностранных языков. В ранней юности, будучи пятнадцатилетним подростком, Джойс переживает кризис веры, навсегда порывает с церковью и догматами католицизма.
Годы студенчества в Дублинском университете пришлись на ру- беж XIX—XX веков (1899—1902). Здесь он с увлечением занимает- ся английской и итальянской литературой; в эти же годы Джойс начинает писать. Его ранние опыты во всей своей полноте не со- хранились, но целый ряд статей, посвященных вопросам искусст- ва, главным образом драматургии и театру, столь увлекавшему мо- лодого Джойса, вошли в его литературное наследие.
Годы юности Джойса совпали с бурным периодом в истории его родины. «Зеленый остров», как называли Ирландию, бурлил. В стране происходила, нарастая к концу века быстрыми темпами, борьба за независимость от Англии. Освободительное движение, получившее название Ирландского Возрождения, не было единым:
в нем противоборствовали силы разной ориентации. Лидером ра- дикальных сторонников самоуправления Ирландии был Чарлз Стю- арт Парнелл. В лице этого убежденного защитника национальных прав ирландского народа английские власти видели своего главно- го противника. Как глава повстанцев Парнелл внушал страх и мно- гим демократически настроенным либералам. Было сделано все, чтобы опорочить Парнелла в глазах народа и убрать его с полити- ческой арены. Английским властям содействовала официальная ка- толическая церковь, предавшая Парнелла анафеме за его связь с замужней женщиной. От Парнелла отвернулись многие из его преж- них союзников. Парнелл был затравлен. С его смертью (1891) на- дежды на освобождение Ирландии отодвинулись в неопределен- ное будущее.
На ирландской почве политические конфликты тесно перепле- тались с религиозными, не утихала борьба протестантов с католи-
Модернизм. Английская и ирландская литература
ками. Противостояние политических пристрастий проявлялось не- редко и в семенных отношениях. Именно так обстояло дело и в семье Джойсов. Глава семьи Джон Джойс был сторонником Пар- нелла, всецело разделял его взгляды, открыто восхищался смело- стью его действий. Дядюшка будущего писателя — Чарлз Джойс — тоже был связан с революционными повстанцами и ему не раз приходилось искать убежище в доме Джона Джойса. Рассказы Чар- лза, бывшего непосредственным участником происходящих собы- тий, держали всех членов семьи в курсе борьбы. Что касается мате- ри Джеймса Джойса, то она не разделяла взглядов своего мужа, была ревностной католичкой и мечтала о том, что и ее сын Джеймс станет правоверным католиком. Однако Джеймс Джойс отказался принять духовный сан и порвал с религией. В студенческие годы им было многое передумано и переоценено, нс прошли бесследно и его беседы с отцом.
С общественно-политической ситуацией в стране было связано движение Ирландского литературного возрождения. Его участники стремились к возрождению и развитию национальной культуры, в распространении гэльского языка, вытесняемого английским, в изу- чении фольклора, в создании национального театра. Джойс не был равнодушен к происходящим в стране событиям, но он изолиро- вал себя от участия в движении Ирландского Возрождения, не при- нимал непосредственного участия в политической борьбе. Тем не менее, именно с обновлением жизни и литературы были связаны его мысли и начало литературной деятельности.
Джойс подготовил доклад на заседании студенческого лите- ратурного и исторического общества. С текстом доклада, как это было принято, он ознакомил университетское начальство. До- клад, называвшийся «Драма и жизнь», не был одобрен, и Джойсу пришлось убеждать наставников в необоснованности запрета. Ему это удалось, и доклад был сделан. В нем Джойс высказал свои суждения о соотношении искусства и жизни, которые принци- пиально важны для его эстетики. Еще более смело повел он себя во время состоявшейся в мае 1889 года премьеры пьесы ирланд- ского поэта Йетса «Графиня Кэтлин». Премьера проходила на сцене только что открывшегося в Дублине Ирландского литера- турного театра. Еще задолго до спектакля она была объявлена кардиналом Логом еретической, так как содержала критику по- ложения дел в Ирландии. Молодежь из католической организа- ции университета Дублина во время премьеры освистала пьесу Йетса, а Джойс оказался в числе немногих рукоплескавших по- сле закрытия занавеса, и он был единственным студентом, от- казавшимся поставить свою подпись под письмом, выражающим протест против этой пьесы.
Джеймс Джойс
Увлечение театром побудило Джойса испробовать свои силы в драматургии. Летом 1900 года он пишет пьесу «Блестящая карьера». Ее рукопись не сохранилась, но известно, что написана она под влиянием драмы Ибсена «Враг народа». В следующем году Джойс переводит на английский язык драмы Гауптмана «Перед восходом солнца» и «Михаэль Крамер». Ибсен и Гауптман составили целую эпоху в жизни Джойса. Он ценил смелость и прямоту Ибсена в высказывании своих суждений, его нежелание мириться с уста- новленными канонами, его удивительное умение концентрировать всю жизнь человека в отдельных мгновениях бытия, передать мно- гое в малом. Впоследствии Джойс и сам будет стремиться к этому, преломляя широкие обобщения в «моментах прозрения» (в «епи- фаниях», как он будет это называть). Девятнадцатилетний Джойс пишет письмо норвежскому драматургу, он говорит в нем о боль- шом общественном резонансе пьес Ибсена, о их художественных достоинствах, так много значивших для него. «Ваша борьба вдох- новляет меня, — писал Джеймс Джойс, — не видимая материаль- ная борьба, но та, которую вы вели и выиграли в своем сознании»'. Близки Джойсу и выражаемые героями Гауптмана взгляды на ис- кусство и жизненную позицию художника. «Искусство рождается только в уединении! — утверждает Михаэль Крамер. — Все глубо- кое, настоящее, сильное, самобытное рождается только в одино- честве. Настоящий художник всегда отшельник»2.
Театру и драматургии посвящены статьи молодого Джойса: «Дра- ма и жизнь» (1900), «Новая драма Ибсена» (1901), «День толпы» (1901), «Катилина» (1903), а позднее— «Оскар Уайльд: певец Са- ломеи» (1909), «Борьба Бернарда Шоу с цензором» (1909).
Джойс принимает решение посвятить себя искусству уже в го- ды студенчества. Судьбу ирландской культуры он связывает не только с ее прошлым, но и с необходимостью приобщения к европей- ской культуре. Он считал пагубной замкнутость Ирландии, на ко- торую ее обрекали, как он полагал, ревностные защитники ее са- мобытности.
В 1902 году Джойс едет в Париж, где, претерпевая материаль- ные лишения, знакомится с новыми явлениями европейской ли- тературы. Среди множества прочитанных им книг был роман фран- цузского писателя Э. Дюжардена «Лавры сорваны» (1888), в кото- ром применен прием «потока сознания». Здесь вновь продумываются и перечитываются произведения, особенно интересовавшие моло- дого Джойса — французские символисты, философские труды Ниц- ше и Шопенгауэра, средневекового схоласта Фомы Аквинского,
' Letters of James Joyce. - N. Y.: Ed. by S. Gilbert, 1957. - P. 52. 2 Гауптман Г. Пьесы. — М., 1959. — Т. 2. — С. 104.
Модернизм Анпииская и ирландская ']игерат\ра
драмы Метерлинка, произведения английских писателей, связан- ных с эстетизмом.
В 1903 году в связи со смертью матери Джойс возвращается в Дублин. Летом следующего года он знакомится со своей будущей женой — Норой Барнакл, служившей в то время горничной в од- ном из отелей. Их решающая встреча произошла 16 июня 1904 года Именно этот день и будет по часам и минутам расписан в романе «Улисс». Июньским днем 1904 года Леопольд Блум совершает свою одиссею по Дублину. Как «День Блума» 16 июня и до сих пор отме- чается жителями Дублина, а также всеми, кто приезжает сюда на этот праздник, ставший традицией.
В том же 1904 году Джойс начал писать автобиографический роман «Стивен-герой», переработанный впоследствии в «Портрет художника в юности». Тогда же, но уже вместе с Норой, Джойс вновь и теперь уже навсегда покидает Ирландию.