СКАЗКА-ТО С ХИТРИНКОЙ — НА ЛЮДЕЙ НАМЕКАЕТ
Вы видели когда-нибудь такое существо: длинноухий зайчишка, но стоит он как-то по-особенному, вроде бы по-человечьи, и одет как человек — в заплатанный тулупчик. А по характеру — озорник да и только! А вот лиса, разодетая, как на свадьбу, и очень довольная собой. Модница (рис. 53)! А медведь, в красивом кафтане, си-д*ит черпает ложкой мед. Блаженствует (рис. 54)!
Это «рачевские» звери, хорошо известные всем, кто знаком с работами народного художника РСФСР, заслуженного деятеля искусств Евгения Михайловича Рачева.
Что же это за волшебник, под кистью которого сказка оживает до такой степени, что смотришь и смотришь на этих зайцев, лис, медведей и никак не налюбуешься. И ведь сразу узнаешь, что это рисовал Рачев! Есть среди его героев простаки, добряки, а есть и злые. Есть хитрецы и обманщики, есть и такие, что всегда готовы прийти на помощь слабому. Кто они? Люди? Нет. Но и не животные. Это — характеры, заключенные в сказочные образы. В рисунках Рачева эти характеры столь убедительны и выразительны, так легко запоминаются, что нередко нам кажется — мы встречали их в жизни.
Все животные и звери — герои рисунков Рачева — «одеты» как люди. Зачем художник «одевал» своих героев — животных — в че-
Рис. 53. Е. Рачев. Русская народная Рис. 54. Е. Рачев. Русская народная
сказка «Колобок» сказка «Колобок»
Рис. 55. Е. Рачев. Чукотская народная сказка «Как евражка и медведь норами менялись»
ловеческую одежду? Это нужно было Рачеву для того, чтобы передать характеры героев, показать, что за сказочным сюжетом и сказочными образами скрываются реальная жизнь и реальные человеческие отношения.
Цветные рисунки Рачева очень нарядны, красочны. «Цвет брался им локальным красочным пятном без сложных внутренних переходов. Акварельную краску художник любил класть тонким прозрачным слоем. Работал также гуашью, углем. Рисунки Рачева очень декоративны, они красочны, ярки, привлекательны по цвету. Особенно звонкими его рисунки становятся от гибкого и точного черного контура» (Ганкина Э. 3.Русские художники детской книги.—М., 1963.—С. 179).
В иллюстрациях к сказкам народов СССР художник стремился воссоздать национальный колорит, передать особенности народного быта, природы (рис. 55).
Важную роль играет природа в рисунках к русским народным сказкам. Мы видим на этих иллюстрациях березки, ромашки, овраги, перелески, так характерные для среднерусского пейзажа (рис. 56). Есть здесь и еще что-то такое, что пронизывает рисунки «русским духом». Не случайно художник использует различные бытовые подробности: изукрашенный наличник русской избы, крестьянское лукошко, вышитое полотенце.
Художник всегда выбирал для своих иллюстраций наиболее острые, драматические или комические моменты сюжета, чтобы раскрыть перед ребенком самую суть произведения.
Простота и ясность выразительных средств — вот к чему стремился Е. М. Рачев, вот что покоряет сердца маленьких зрителей! Выражение глаз, линии рта создают яркие характеристики каждого персонажа. По выражению морды козы или собаки видно, в каком они настроении. Животные Рачева чувствуют, думают. И глаза у них — то веселые, то грустные. Все можно понять по глазам.
В зоопарке звери сидят печальные. На мордах у них усталость, равнодушие. А на воле звери веселые.
Читает художник сказку «Волк и козлята» и представляет себе, как жила коза со своими детьми в лесной избушке, как они садились за стол, как ложились спать, что делали вечером. И нарисовал он, как коза по вечерам шерсть прядет и детишкам сказки рассказывает. А вот глуповатый медведь, а девочка Маша ставит перед ним на стол тяжелый пузатый горшок с кашей (рис. 57). От рисунка к рисунку создает художник волшебный, сказочный мир.
Как вводить в этот мир ребенка? Как знакомить его с творчеством художника?
Прежде всего мы изучили программные литературные произведения, изданные с иллюстрациями Рачева, определили задачи для своей работы. Во второй младшей группемы познакомили детей с русскими народными сказками «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка» и украинской народной сказкой «Рука-
Рис. 56. Е. Рачев. Русская народная сказка «Колобок»
вичка». При рассматривании иллюстраций имя художника не называлось. Мы старались вызвать у малышей эмоциональный отклик на рисунки. Например, показывая иллюстрацию к сказке «Волк и козлята», мы говорили: «Вот сидит в избушке на лавке одетая в сарафан коза. Крутит коза веретено — нитку прядет, а вокруг нее семеро козлят. Коза рассказывает сказку, а козлята слушают. И каждый слушает по-своему: кто-то улыбается, кто-то серьезен. Глаза у козлят как желтые угольки. Ну совсем как живые козлята! Словно подошел художник к домику, заглянул в окошко, а потом принялся рисовать».
Знакомя малышей с иллюстрациями Е. М. Рачева к сказке «Маша и медведь», мы показали и рисунки, выполненные Ю. А. Васнецовым. Затем предложили детям посмотреть на обоих медведей и подумать, который из них им нравится больше и почему.
Когда мы рассматривали с малышами иллюстрации Рачева к сказке «Лиса и заяц», то постарались помочь детям увидеть, каким несчастным выглядит зайчишка, с каким страхом прячется от лисы за плетень; вызвать сочувствие к нему. При виде гордо вышагивающего петуха у детей светились от радости глаза — помощь идет (рис. 58)!
В средней группеперед нами стояла задача научить детей выделять в рисунке такие художественные средства, как сочетание красок, выразительность формы, детали костюма. Показывая иллюстрации Рачева к русской народной сказке «Гуси-лебеди», мы уже называли детям художника. Возвращались мы и к тем книгам с рисунками Рачева, с которыми знакомили дошкольников во второй младшей группе. Так, например, на занятии аппликацией на тему «Зайчик» мы вновь показывали иллюстрации к сказке «Заюш-кина избушка».
В старшей группезадачи ознакомления детей с книжной графикой усложнились. Мы учили дошкольников выделять в рисунке цвет, композицию, яркость, декоративность. В качестве ведущего приема мы использовали прием сравнения. Детям предлагались для сравнения образы одного и того же сказочного героя, созданные художником к разным сказкам, например волка к сказкам «Волк и козлята» и «Лисичка-сестричка и серый волк». Если на рисунках к первой сказке волк кровожаден и беспощаден, то на иллюстрациях ко второй — жалок и насторожен. Мы показывали детям, какими средствами добивается художник выразительной характеристики (положение головы, туловища, сочетание цветов, интересные детали: сидит возле проруби на соломе, чтобы не примерзнуть, из труб на домах дым столбом, значит, ночь морозная и т. п.).
В этой группе мы также познакомили детей с рисунками Рачева к русским народным сказкам «Заяц-хваста», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка».
После занятий по развитию речи мы возвращались к этим рисункам на занятиях по изобразительной деятельности (лепка на тему «Убегающий заяц», рисование по сказке «Заяц-хваста» и др.).
Рис. 57. Е. Рачев. Русская народная сказка «Маша и медведь»
Интересно «вписываются» иллюстрации Рачева в содержание занятия рисованием на тему «Как под елкой запушенной скачут по снегу вороны, из-за корочки подрались, во все горло раскричались!» (его можно проводить и в подготовительной к школе группе) . При этом можно показать детям рисунки не только к сказке «Заяц-хваста», но и к северным сказкам, где вороны изображены очень живо, динамично.
Рис. 58. Е. Рачев. Русская народная сказка «Лиса и заяц»
Рис. 58. Е. Рачев. Русская народная сказка «Лиса и заяц»
Знакомя детей с творчеством Рачева, мы объясняли, как художник использовал в своих иллюстрациях пейзаж. В этом нам помогали рисунки к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.
В подготовительной к школе группемы продолжили работу по закреплению у детей представлений об иллюстрациях Рачева. Мы сравнивали с дошкольниками рисунки к сказке «Царевна-лягушка»,
выполненные Е. М. Рачевым и Ю. А. Васнецовым. Сравнение дало детям возможность увидеть различия в технике, в манере исполнения рисунков, в использовании средств художественной выразительности.
В рисунках Рачева нет сухости, назидательности. Художник обращается к миру наших чувств, взывает к нашей доброте, справедливости, доверию. И наверное, поэтому их так хорошо понимают дети.
Проведенная нами работа показала, что благодаря знакомству детей с творчеством Е. М. Рачева у них сформировался устойчивый интерес к книжной графике. Дети научились подолгу всматриваться в иллюстрации, находить в них интересные подробности, задумываться над характеристиками образов, созданных художником.
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИИ