За что дети любят рисунки в. в. лебедева
В нашем детском саду дети очень любят книги. Особенно привлекают их те книги, где, помимо интересного содержания, есть яркие, выразительные иллюстрации. Мы постоянно подбираем книги с такими иллюстрациями для книжного уголка, выставок; рассказываем родителям об искусстве книжной графики, советуем, какие издания приобрести для домашней библиотечки. Разъясняем, что для малыша, который не умеет читать, содержание книг заключено\ в рисунках и поэтому очень важно, чтобы иллюстрации были ^понятны детям, имели художественную ценность, помогали им усвоить содержание произведения.
Особое внимание в нашей работе по ознакомлению детей с книжной графикой мы уделяли творчеству В. В. Лебедева. Художественное мастерство Владимира Васильевича Лебедева так высоко, что чем ближе знакомишься с его рисунками, тем больше хочется смотреть на них, угадывать замысел художника, постигать его творческую манеру. Рисунки художника интересны и разнообразны. В них есть экспрессия, выразительность, яркость. Но, пожалуй, самое ценное — сочетание фантазии с реальностью.
Для того чтобы заинтересовать детей и родителей иллюстрациями В. В. Лебедева, мы решили прежде хорошо узнать их сами, понять, чем они привлекательны для ребенка. Мы заметили, что детям нравятся иллюстрации к веселой и поучительной книге С. Маршака «О чем говорили лошади, хомяки и куры». Курица не смогла взлететь выше забора, даже крылья не расправила, но самой ей кажется, что она взмыла высоко в небо. Дети по-разному реагируют на этот эпизод: «Куры не летают! Она просто подпрыгнула. Курица любопытная и глупая!» Художник так выразительно нарисовал курицу, что можно угадать ее «мысли»: «Я самая умная!» Мы заинтересовали детей сравнением этого персонажа с двумя другими курицами, изображенными на предыдущей странице. Детям они не понравились. Маленькие любопытные головки, вытянутые шеи, стремительные движения ног, головы, всей фигурки, взъерошенные гребешки на головах, клювы так приоткрыты, что видны язычки, будто куры кричат или ссорятся, хвостики сбились на бок. Рассмотрев всех персонажей, малыши сказали: «Каждый только о себе думает».
Умение подчеркнуть в рисунке главную мысль автора, раскрыть ее особенно характерно для творчества этого большого художника. В. В. Лебедев хорошо представлял себе маленького читателя с конкретностью его детского мышления и особенностями восприятия.
Знакомясь с биографией художника, мы увидели, каким тесным было его творческое содружество с С. Маршаком. Зародилась эта дружба случайно. Однажды Самуил Яковлевич, принеся в типографию свое стихотворение «Мороженое», увидел рисунок неизвестного художника. Работа молодого иллюстратора очень понравилась Маршаку, и он попросил Лебедева быть художником его
книги. Так началась более чем сорокалетняя дружба художника и
поэта. /
Замысел «Цирка» вначале созрел у Лебедева. Он придумал конструкцию книги с необыкновенно праздничными акварелями, похожими на цирковые афиши (рис. 40). После того как художник выполнил рисунки, Маршак придумал к ним подписи.
Еще больше нас заинтересовало творчество Лебедева, когда мы узнали, что сдержанный, холодноватый, ироничный в жизщ художник оформлял детские книги с большой любовью и старанием, учитывая интересы и потребности ребенка. Рисунки Лебедева просты и лаконичны. В них нет ничего лишнего: ни цветового пятна, ни линии, ни детали, поэтому они доступны ребенку, вызывают у него эмоциональный отклик.
Рис. 40. В. Лебедев. Книга С. Маршака «Цирк» 72 |
В. В. Лебедев любил в одних случаях изображать отдельные предметы, сохраняя белое поле листа. В других, располагая фигуры профильно, соблюдая лаконичность цвета и рисуя акварелью, он заполнял весь лист. Акварель придавала рисункам легкость, воздушность. Можно заметить, как тонко Лебедев учитывал воздействие цвета на зрителя. Так, например, солнечные, яркие, остроумные и темпераментные рисунки к «Цирку» вызывают чувство радости, веселья. А приглушенные тона рисунков к «Тихой сказ-I ке» создают совсем другое настроение — задумчивости, тревоги.
Рис. 41. В. Лебедев. Книга С. Маршака рис. 42. В. Лебедев. Книга С. Маршака
«Багаж» «Мороженое»
Любуясь иллюстрациями Лебедева, мы находили в них все новые и новые интересные детали. В отдельных рисунках мастер добивается выразительности с помощью линии, штриха. Линия может выразить и стремительное движение, и даже характер, темперамент героев, например в иллюстрациях к книгам «Вот какой рассеянный», «Багаж» С. Маршака (рис. 41).
А как умело владеет художник изображением формы предмета! Иногда его рисунки схематичны и просты: голова-шар и туловище-шар — человек, прямоугольник и круг — тележка с колесом. Все детали опущены, но зато основная форма передает главное. А если уж художник прорисовывает детали, следовательно, они важны и значимы. Расстегнулся воротник у толстяка — стало быть, ему жарко; перстень на толстом пальце свидетельствует о том, что этот человек богат («Мороженое») (рис. 42). Когда по сюжету книги с толстяком начинается смешная игра, именно детали, цвет в рисунках помогают детям следить за нею.
Иллюстрации художника «живут» в книгах Маршака по законам текста. Они постоянно перекликаются со стихами, и поэтому текст легко запоминается ребенком.
Художник силой своего таланта и знанием детской психологии будит воображение ребенка, вызывает малыша на игру. Дети сами становятся участниками событий, отображенных в рисунках. Они веселятся, печалятся вместе с персонажами.
Иллюстрации формируют ум, чувства детей. Заканчивая книгу «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака рисунком, где изображе-
ны мышка-мать, пустая постель мышонка, лежащие в беспорядке шерстяной носок, свеча и кусок сыра, художник дает возможность детям поразмышлять, отчего так случилось. Сказка заканчивается, но ребенок остается в раздумье.
Рисунки вызывают детей на разговор, на обмен впечатлениями. Мы наблюдали, как увлеченно спорили дети, рассматривая иллюстрации к «Сказке о глупом мышонке»: «Вот лошадь, она большая! Мышонок ее напугался! У лошади ногу сломали».— «Нет, это просто так нарисовали».— «Мышонок маленький, капризничает».— «А там кошка» (показывает в темноту).— «Нету там кошки. Это просто тень».— «Там включена лампа, вот и тень».— «Нет, это тень от луны» и т. п. Мы дорожим проявлениями переживаний, чувств у детей и всегда предоставляем им возможность высказаться.
Говоря о Лебедеве, нельзя не отметить еще одной стороны его творчества. Рисунки художника с изображениями детей свидетельствуют о том, что Лебедев хорошо знал душу ребенка, его переживания. Иллюстрируя рассказы Л. Толстого, произведения С. Маршака, Лебедев рисовал не сусальных пай-деток. «Его» дети могут быть и некрасивыми, но обязательно обаятельными (рис. 43). При этом художник стремился передать особенности характера каждого маленького героя.
Художнику всегда была присуща острая наблюдательность. Вот мальчик не сумел взять под уздцы коня и тот норовисто вздернул голову, привстал на задние ноги. Как точно передано движение! Мы рассматриваем рисунок и как бы участвуем в происходящем.
Прежде чем начать знакомить дошкольников с творчеством Лебедева, мы приобрели и систематизировали книги с его иллюстрациями, изучили искусствоведческий материал по этой теме. (Книги с иллюстрациями Лебедева мы приобретали, сообразуясь с количеством детей в группе.)
Далее мы организовали в детском саду «Школу передового опыта», чтобы воспитатели могли делиться друг с другом опытом работы по ознакомлению детей с искусством книжной графики.
Знакомить детей с иллюстрациями Лебедева мы начали со второй младшей группы,когда прочитали им «Сказку о глупом мышонке» (рис. 44). Спрашивая у детей, кто приходил укладывать мышонка спать, мы одновременно показывали иллюстрацию, рассматривали ее и несколько раз зачитывали соответствующий отрывок из текста.
В процессе чтения и рассматривания иллюстраций мы спрашивали, понравилось ли малышам пение утки, жабы, можно ли уснуть под такое пение, кто, по их мнению, поет колыбельную песенк) лучше всех (дети отвечали: «Мама»).
Так, на занятиях по развитию речи состоялось первое знакомство дошкольников с иллюстрациями Лебедева. В дальнейшел эту книгу мы поместили в книжный уголок и часто рассматривал!
Рис. 43. В. Лебедев. Рассказ Л, Толстого «У Розки были щенки...»
Рис. 43. В. Лебедев. Рассказ Л, Толстого «У Розки были щенки...»
ее с детьми. Малыши запомнили текст сказки и полюбили повторять его.
Позднее, на занятии рисованием на тему «Следы», мы предложили малышам надеть на кисточки бумажные колпачки с изображениями персонажей сказки и показать на бумаге, как эти животные шли в гости к мышонку (нарисовать их следы).
На музыкальном занятии перед исполнением песни «Кошка» А. Александровой и слушанием песни «Серенькая кошечка» В. Витлиной мы опять показали детям иллюстрацию к «Сказке о глупом мышонке» и предложили промяукать и промурлыкать эти мелодии нежным голоском, негромко, чтобы не испугать мышонка.
Рис. 44. В. Лебедев. «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака
Для занятий рисованием и аппликацией на тему «Колечки» мы придумали интересную игру в цирк. Из предварительной беседы с детьми мы выяснили, что все малыши знают, кто выступает в цирке, и что эта тема интересна для них. Затем показали иллюстрации В. В. Лебедева к книге С. Маршака «Цирк». Вместе рассмотрели рисунки с изображениями «артистов» цирка. Перед занятием рисованием мы раздали детям плоскостные (вырезанные из бумаги) изображения животных и попросили придумать для них цирковой номер. Затем вместе с малышами наклеили эти изображения на листы бумаги для рисования и предложили дорисовать колечки, мячики, палочки, т. е. то, с чем выступают «артисты». Дети увлеченно принялись за работу. Колин слоненок встал на большой мяч,
Машины лисенок и мишка жонглировали колечками, Сашина лошадка стала прыгать в большое кольцо и т. п.
В этой же группе мы играли с детьми в загадки. Воспитатель предлагал найти на книжной полке книгу, в которой есть рисунок с тем или иным персонажем, например с большой пятнистой жабой. Проводились игры на узнавание иллюстраций В. В. Лебедева, Ю. А. Васнецова, на воспроизведении детьми ситуаций, поз персонажей, на звукоподражание. Мы старались в течение всего года сохранить у малышей интерес к знакомым рисункам.
В процессе этой работы мы убедились, что педагог должен сочетать ее с работой по всем остальным разделам программы (изобразительная деятельность, развитие речи, музыкальное воспитание), видеть общее направление, единую цель всестороннего воспитания личности ребенка.
В средней группемы уже первое занятие в сентябре посвятили ознакомлению детей с профессией художника. На вопрос, кого называют художником, дети отвечали: «Рисовальщика»; «Кто на бумаге рисует»; «У бабушки есть картина про медведей — ее рисовал художник»; «Я тоже художник». Мы объяснили, что художник рисует карандашом на бумаге, пишет красками на холсте. Одни художники пишут картины, другие рисуют иллюстрации к книгам. Есть художники, которые красивыми узорами украшают посуду, придумывают рисунок для ткани. Затем мы предложили найти в групповой комнате вещи, предметы, которые созданы художниками. Рассказали, что художник много трудится, прежде чем создаст новое произведение. Чтобы изобразить только один предмет на картине, художник иногда много раз рисует его в альбоме и только потом, выбрав лучший вариант, переносит на картину. На этом занятии детям было предложено рисовать по замыслу.
На последующих возрастных этапах мы расширяли представления детей о работе художника: рассказывали о трудностях этой профессии, об особом видении, наблюдательности, которыми должен обладать художник. Так, для того чтобы нарисовать мышонка к «Сказке о глупом мышонке» С. Маршака, художник Лебедев много наблюдал за семьей мышек, которая жила в зоопарке, и зарисовывал ее в свой альбом. Вот почему образы мышонка и его мамы из сказки С. Маршака получились такими правдивыми.
На одном из занятий перед тем как прочитать детям книгу «Усатый-полосатый» С. Маршака мы предложили им посмотреть на обложку и догадаться, о ком эта книга. «Взрослая это кошка или маленький котенок? — спросили мы детей.— Нравится ли он вам? Веселый котенок или грустный? Почему художник нарисовал буквы полосатыми? Что вам хочется сделать с этим котенком? Как бы вы с ним поиграли? Что бы предложили ему поесть? Хотите узнать, почему художник нарисовал котенка грустным?» После того как у детей было вызвано желание узнать о котенке, мы прочитали им книгу. При повторном чтении мы привлекали детей к совместным проговариваниям отрывков. Была также проведена игра-драматизация, в которой участвовали и воспитатель и дети. В дальнейшем
Рис. 45. В. Лебедев. Книга С. Маршака «Усатый-полосатый»
Рис. 46. В. Лебедев. Книга С. Маршака «Вот какой рассеянный»
к иллюстрациям к «Усатому-полосатому» мы обращались много раз. Детей очень привлекали рисунки Лебедева, на которых так живо переданы движения котенка, поразительно умело схвачены пушистая шерсть мордочки, выразительность глаз (рис. 45).
После рассматривания рисунков в книге мы предложили детям вылепить котенка из глины так, чтобы он был занят каким-то делом. Дети подметили, что котенок из книги был недоволен тем, как с ним играла девочка, рассказали, как они сами играют со своими котятами, как учитывают при этом кошачьи повадки. Кто-то вылепил котенка сидящим у мисочки, кто-то — играющим с клубочком ниток, кто-то — катающим мячик. Игорь вылепил и маму-кошку, объяснив: «Котенок маленький, ему нужна мама».
Знакомя детей с произведением С. Маршака «Вот какой рассеянный», мы показали обложку к книге, выполненную Лебедевым, затем обратились к ним с такими вопросами: «Какой человек здесь нарисован? Он заинтересовал вас? Чем? Почему его не боится даже голубь? Найдите на картинке смешные детали. С помощью какого изобразительного материала художник рисовал эти иллюстрации?» После чтения стихотворения мы предложили детям рассмотреть все иллюстрации, затем попросили: «Помогите этому человеку избавиться от рассеянности. Посоветуйте, как себя вести». Миша сказал, что он бы посоветовал Рассеянному никогда не спешить.
Показывая дошкольникам иллюстрации В. В. Лебедева к этой книге (рис. 46), мы убедились, что они помогают развивать у детей чувство юмора, формировать доброжелательное отношение к окружающим. Дети весело смеются над приключениями незадачливого героя и вместе с тем проникаются к нему искренним сочувствием. На занятии рисованием они охотно придумывали красивый узор для рубашки, чтобы, «надев» ее, Рассеянный «стал красивым».
Рис. 47. В. Лебедев. Сказка С. Маршака «Кто колечко найдет?» |
В этой группе мы также рассматривали с детьми иллюстрации Лебедева к книге С. Маршака «Кто колечко найдет?». Предлагали полюбоваться, как нарисован гусь. Обращали внимание детей на то, как важно гусь идет по двору — он занят серьезным делом и о чем-то размышляет (рис. 47). Показали, как красиво изогнута
Рис. 48. В. Лебедев. «Разноцветная книга» С. Маршака
белоснежная шея птицы, как весь он устремлен вперед. Обратили внимание детей на то, как художник нарисовал курицу: она очень заботливая мама-хлопотунья, вся поглощена стремлением накормить своих цыплят, не растерять их — ведь они маленькие и глупые, не слушаются маму и разбегаются в разные стороны.
В дальнейшем мы провели игру-драматизацию. Дети, обращаясь к воспитателю, хором спрашивали: «Кто с крылечка сойдет? Кто колечко найдет?» А тот, показывая иллюстрацию, отвечал словами текста.
На одном из занятий рисованием мы.познакомили-детей с иллюстрациями Лебедева к другим книгам (конспект занятия см. ниже).
В старшей группепервое занятие рисованием в сентябре мы назвали «Что такое лето?». Показав иллюстрацию Лебедева к «Разноцветной книге» С. Маршака (рис. 48) и дав детям возможность полюбоваться ею, мы спросили: «О чем эта картинка? Какого цвета здесь больше? Кто посчитает, сколько оттенков зеленого цвета использовал художник Лебедев? Нравится ли вам эта полянка? Чем нравится? Хотелось бы вам побывать на такой полянке? Что бы вы стали там делать? Не нарушили ли бы вы этой красоты? Что нам хотел рассказать этим рисунком художник-иллюстратор?» Еще раз подчеркнули, что художник нарисовал очень красивую иллюстрацию о лете. Он хотел рассказать всем о красоте природы и предупредить, чтобы ее берегли. Затем детям было дано задание самим нарисовать красивую картинку о лете.
В дальнейшем во время рисования цветов с натуры мы возвращались к этой иллюстрации, любовались мастерством художника.
При рисовании на тему «Моя любимая подруга» мы рассмотрели с воспитанниками те иллюстрации В. В. Лебедева, на которых изображены дети. Обратили внимание дошкольников на то, как художник изобразил розовощекую, курносую Олю в голубом фартучке («Кто колечко найдет?» С. Маршака), Настю, заботливо ухаживающую за своей куклой («Была у Насти кукла...» Л. Толстого) (рис. 49), маленькую героиню из книги С. Маршака «Усатый-полосатый». Объяснили, что рисунки не просто красивы, но и правдиво рассказывают о каждой девочке. Затем мы предложили всем внимательно посмотреть на девочек нашей группы, отметить особенности их внешности и представить, как бы художник Лебедев рассказал в рисунках о той или иной девочке. После этого дети приступили к работе.
Для того чтобы показать детям, как В. Лебедев «строил» рисунок, мы взяли его иллюстрации к сказке Р. Киплинга «Слоненок» (рис. 50). Вначале мы прочитали детям сказку и попросили мысленно представить, как бы они нарисовали этого героя. Затем предложили подумать, как нарисовал бы слоненка Лебедев. Только после этого мы стали рассматривать с детьми рисунки в книге. Мы обратили внимание детей на то, что слоненок нарисован очень просто. Например, на рисунке, где крокодил тянет слоненка за хобот, малыш изображен так: туловище — круг, голова — круг, только вытянутый к носу, уши — половинки круга,
Рис. 49. В. Лебедев. Рассказ Л. Толстого «Была у Насти кукла...»
хвост — метелка, ноги — «палки» с «дном». Части тела упрощены и соединены так, как в детской игрушке. Это делает зверей игрушечными, а значит—нестрашными ребенку. Даже крокодил со своей зубчатой спиной не вызывает опасений. Кажется, что всем персонажам можно придавать любые позы, так подвижны «шарниры» их суставов. Хочется взять ножницы, бумагу, нарезать детали и составить из них зверюшек, таких, как на рисунках Лебедева. Вот поэтому на занятии по аппликации мы еще раз рассмотрели с детьми рисунки в книге «Слоненок», а затем предложили им вырезать овальные, округлые формы и попробовать составить фигур-
Рис. 50. В. Лебедев. Сказка Р. Киплинга ((Слоненок»
ки зверей. Результаты показали, что детям интересна и доступна эта работа.
При одном из повторных рассматриваний иллюстраций к «Слоненку» мы обратили внимание детей на то, как умело художник передал глянцевитость, пятнистость шкуры питона, жирафа, шершавость кожи бегемота, жесткость волос, покрывающих тело павиана. С помощью черного цвета Лебедев подчеркнул фактуру шкуры зверя.
Мы рассказали дошкольникам и еще об одной особенности рисунков к «Слоненку».Здесь Лебедев отказался от контурной линии. Вместо этого он рисовал черной акварелью, выверяя пятна и штрихи так, чтобы рисунок выглядел законченным.
Позже мы предложили детям подобрать те книги, иллюстрации к которым Лебедев рисовал краской одного цвета, без оттенков. Дети правильно отобрали книги С. Маршака «Мороженое», «Багаж», «Цирк», «Вчера и сегодня», «Сказка о глупом мышонке». Мы еще раз объяснили детям, что художник рисовал здесь не
все, что видел, а отбирал для рисунка самое характерное. Так, на иллюстрациях к «Цирку» он не стал рисовать арену, оркестр, а сосредоточил свое внимание только на артистах.
В этой же группе мы рассматривали с детьми иллюстрации Лебедева к стихотворениям С. Маршака «Багаж», «Пудель», к «Тихой сказке».
На занятии по формированию элементарных математических представлений мы предложили детям шуточную загадку: «Узнай поскорей, сколько дама сдавала вещей». Дети сверяли с текстом стихотворения количество вещей на рисунке. Мы обратили их внимание на то, как искусно художник сумел расположить на одном рисунке все предметы.
Рис. 51. В. Лебедев. «Тихая сказка» С. Маршака |
Очень увлекли детей рисунки к «Тихой сказке». Вот показано, как еж вернулся к своему семейству (рис. 51). Так мало красок использовал художник — серую и коричневую, но какое множество оттенков! Ежи совсем как живые. Очень выразительны их позы. А вот на развороте листа — волки (рис. 52). Весь рисунок выполнен серой прозрачной акварелью. Дети так говорят о своих впечатлениях от этой иллюстрации: «Землю нарисовал, и небо, и деревья. Все грустными красками. Волки вышли на поляну».
Рис. 52. В. Лебедев. «Тихая сказка» С. Маршака |
Мы показали детям также иллюстрации Лебедева к книге «Сказка о глупом мышонке», выполненные в разное время — в 20-х и 50-х гг., и предложили сравнить их. Рассматривание проводилось в форме игры. Тот, кто находил различия в рисунках к одному и тому же тексту, получал фишку. Набравший самое большое количество фишек был признан самым наблюдательным.
В этой игре мы проверили, как дети усвоили представления о средствах выразительности, присущих творческой манере В. Лебедева. В процессе игры мы старались еще раз показать детям мастерство художника в передаче характеров героев, особенности его рисунков.
В этой группе мы организовали для детей выставку работ ху-
дожников-иллюстраторов, среди которых значительное место принадлежало рисункам В. В. Лебедева. Мы радовались, что наши «экскурсоводы» уверенно рассказывали о знакомых всем рисунках, а «посетители» выставки активно задавали вопросы, высказывали свои суждения.
В подготовительной к школе группемы продолжили нашу работу по ознакомлению детей с творчеством художников-иллюстраторов. Первое занятие рисованием в сентябре называлось «Мы рисуем мирную жизнь». Вначале воспитатель обратился к детям со словами: «Как хорошо жить, когда все народы на Земле живут в мире, когда в мирном небе летают птицы. Что такое мир?» Затем он предложил детям спеть песню о мире, поговорил с ними о детстве. Далее попросил мысленно представить, как разные художники изобразили бы мирную жизнь. Затем дети сами рисовали картинку о мире.
В течение года дети рисовали обложки к книгам С. Маршака «Времена года», «Двенадцать месяцев», «Цирк», к русским народным сказкам. Очень часто мы вспоминали с ними манеру оформления обложек книг, присущую художнику В. В. Лебедеву. Предлагали детям самим придумать обложку к любому художественному произведению, которое они знают.
В этой группе мы знакомили детей с иллюстрациями Лебедева к стихам С. Маршака «Мистер Твистер», «Мастер-ломастер», «Как рубанок сделал рубанок». Помогали сравнить рисунки Лебедева с работами других художников. Но наряду с этим мы вновъ и вновь возвращались к самым первым книгам, уже хорошо известным детям.
Большую помощь нам оказывали родители. Получив от нас консультацию, они приносили в группу книги с нужными иллюстрациями, участвовали в организации выставок. Мы рассказывали родителям, как надо рассматривать с детьми иллюстрации. Объясняли, что надо давать ребенку возможность всмотреться в рисунок, осмыслить его и только потом начинать беседу.
Во всех возрастных группах по мере ознакомления детей с книжной графикой мы старались подбирать к одному литературному произведению рисунки разных мастеров-иллюстраторов. Например, к стихотворению С. Маршака «Вот какой рассеянный» — иллюстрации В. Лебедева и В. Конашевича, к «Разноцветной книге» С. Маршака — иллюстрации В. Лебедева и еще неизвестного детям художника Ю. Копейкина, к книге С. Маршака «Детки в клетке» — рисунки Е. Чарушина и В. Лебедева и т. п. Мы учили дошкольников различать творческую манеру художников.
В результате проведенной нами работы дети не только полюбили рисунки Лебедева, но стали вообще более внимательно относиться к тому, как оформлены книги. У них появилась потребность рассматривать рисунки, находить выразительные средства, сложился устойчивый интерес к книжной иллюстрации.
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ