За что дети любят рисунки в. в. лебедева

В нашем детском саду дети очень любят книги. Особенно при­влекают их те книги, где, помимо интересного содержания, есть яркие, выразительные иллюстрации. Мы постоянно подбираем книги с такими иллюстрациями для книжного уголка, выставок; рас­сказываем родителям об искусстве книжной графики, советуем, какие издания приобрести для домашней библиотечки. Разъясня­ем, что для малыша, который не умеет читать, содержание книг заключено\ в рисунках и поэтому очень важно, чтобы иллюстра­ции были ^понятны детям, имели художественную ценность, помо­гали им усвоить содержание произведения.

Особое внимание в нашей работе по ознакомлению детей с книжной графикой мы уделяли творчеству В. В. Лебедева. Худо­жественное мастерство Владимира Васильевича Лебедева так вы­соко, что чем ближе знакомишься с его рисунками, тем больше хочется смотреть на них, угадывать замысел художника, постигать его творческую манеру. Рисунки художника интересны и разно­образны. В них есть экспрессия, выразительность, яркость. Но, пожалуй, самое ценное — сочетание фантазии с реальностью.

Для того чтобы заинтересовать детей и родителей иллюстра­циями В. В. Лебедева, мы решили прежде хорошо узнать их сами, понять, чем они привлекательны для ребенка. Мы заметили, что детям нравятся иллюстрации к веселой и поучительной книге С. Маршака «О чем говорили лошади, хомяки и куры». Курица не смогла взлететь выше забора, даже крылья не расправила, но самой ей кажется, что она взмыла высоко в небо. Дети по-разному реагируют на этот эпизод: «Куры не летают! Она просто подпрыг­нула. Курица любопытная и глупая!» Художник так выразительно нарисовал курицу, что можно угадать ее «мысли»: «Я самая умная!» Мы заинтересовали детей сравнением этого персонажа с двумя другими курицами, изображенными на предыдущей страни­це. Детям они не понравились. Маленькие любопытные головки, вытянутые шеи, стремительные движения ног, головы, всей фигур­ки, взъерошенные гребешки на головах, клювы так приоткрыты, что видны язычки, будто куры кричат или ссорятся, хвостики сби­лись на бок. Рассмотрев всех персонажей, малыши сказали: «Каж­дый только о себе думает».

Умение подчеркнуть в рисунке главную мысль автора, раскрыть ее особенно характерно для творчества этого большого художника. В. В. Лебедев хорошо представлял себе маленького читателя с конкретностью его детского мышления и особенностями восприятия.

Знакомясь с биографией художника, мы увидели, каким тесным было его творческое содружество с С. Маршаком. Зародилась эта дружба случайно. Однажды Самуил Яковлевич, принеся в типографию свое стихотворение «Мороженое», увидел рисунок неиз­вестного художника. Работа молодого иллюстратора очень понрави­лась Маршаку, и он попросил Лебедева быть художником его




книги. Так началась более чем сорокалетняя дружба художника и
поэта. /

Замысел «Цирка» вначале созрел у Лебедева. Он придумал конструкцию книги с необыкновенно праздничными акварелями, по­хожими на цирковые афиши (рис. 40). После того как художник выполнил рисунки, Маршак придумал к ним подписи.

Еще больше нас заинтересовало творчество Лебедева, когда мы узнали, что сдержанный, холодноватый, ироничный в жизщ худож­ник оформлял детские книги с большой любовью и старанием, учи­тывая интересы и потребности ребенка. Рисунки Лебедева просты и лаконичны. В них нет ничего лишнего: ни цветового пятна, ни линии, ни детали, поэтому они доступны ребенку, вызывают у него эмоциональный отклик.

за что дети любят рисунки в. в. лебедева - student2.ru

Рис. 40. В. Лебедев. Книга С. Маршака «Цирк» 72

В. В. Лебедев любил в одних случаях изображать отдельные предметы, сохраняя белое поле листа. В других, располагая фигуры профильно, соблюдая лаконичность цвета и рисуя акварелью, он заполнял весь лист. Акварель придавала рисункам легкость, воздушность. Можно заметить, как тонко Лебедев учитывал воз­действие цвета на зрителя. Так, например, солнечные, яркие, остро­умные и темпераментные рисунки к «Цирку» вызывают чувство радости, веселья. А приглушенные тона рисунков к «Тихой сказ-I ке» создают совсем другое настроение — задумчивости, тревоги.


за что дети любят рисунки в. в. лебедева - student2.ru

за что дети любят рисунки в. в. лебедева - student2.ru


Рис. 41. В. Лебедев. Книга С. Маршака рис. 42. В. Лебедев. Книга С. Маршака
«Багаж» «Мороженое»

Любуясь иллюстрациями Лебедева, мы находили в них все новые и новые интересные детали. В отдельных рисунках мастер добивается выразительности с помощью линии, штриха. Линия мо­жет выразить и стремительное движение, и даже характер, темпе­рамент героев, например в иллюстрациях к книгам «Вот какой рассеянный», «Багаж» С. Маршака (рис. 41).

А как умело владеет художник изображением формы предмета! Иногда его рисунки схематичны и просты: голова-шар и тулови­ще-шар — человек, прямоугольник и круг — тележка с колесом. Все детали опущены, но зато основная форма передает главное. А если уж художник прорисовывает детали, следовательно, они важны и значимы. Расстегнулся воротник у толстяка — стало быть, ему жарко; перстень на толстом пальце свидетельствует о том, что этот человек богат («Мороженое») (рис. 42). Когда по сюжету книги с толстяком начинается смешная игра, именно де­тали, цвет в рисунках помогают детям следить за нею.

Иллюстрации художника «живут» в книгах Маршака по зако­нам текста. Они постоянно перекликаются со стихами, и поэтому текст легко запоминается ребенком.

Художник силой своего таланта и знанием детской психоло­гии будит воображение ребенка, вызывает малыша на игру. Дети сами становятся участниками событий, отображенных в рисунках. Они веселятся, печалятся вместе с персонажами.

Иллюстрации формируют ум, чувства детей. Заканчивая книгу «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака рисунком, где изображе-

ны мышка-мать, пустая постель мышонка, лежащие в беспорядке шерстяной носок, свеча и кусок сыра, художник дает возможность детям поразмышлять, отчего так случилось. Сказка заканчивается, но ребенок остается в раздумье.

Рисунки вызывают детей на разговор, на обмен впечатлениями. Мы наблюдали, как увлеченно спорили дети, рассматривая иллю­страции к «Сказке о глупом мышонке»: «Вот лошадь, она большая! Мышонок ее напугался! У лошади ногу сломали».— «Нет, это прос­то так нарисовали».— «Мышонок маленький, капризничает».— «А там кошка» (показывает в темноту).— «Нету там кошки. Это просто тень».— «Там включена лампа, вот и тень».— «Нет, это тень от луны» и т. п. Мы дорожим проявлениями переживаний, чувств у детей и всегда предоставляем им возможность выска­заться.

Говоря о Лебедеве, нельзя не отметить еще одной стороны его творчества. Рисунки художника с изображениями детей свидетель­ствуют о том, что Лебедев хорошо знал душу ребенка, его пережи­вания. Иллюстрируя рассказы Л. Толстого, произведения С. Мар­шака, Лебедев рисовал не сусальных пай-деток. «Его» дети могут быть и некрасивыми, но обязательно обаятельными (рис. 43). При этом художник стремился передать особенности характера каждого маленького героя.

Художнику всегда была присуща острая наблюдательность. Вот мальчик не сумел взять под уздцы коня и тот норовисто вздернул голову, привстал на задние ноги. Как точно передано движение! Мы рассматриваем рисунок и как бы участвуем в происходя­щем.

Прежде чем начать знакомить дошкольников с творчеством Ле­бедева, мы приобрели и систематизировали книги с его иллюстра­циями, изучили искусствоведческий материал по этой теме. (Книги с иллюстрациями Лебедева мы приобретали, сообразуясь с коли­чеством детей в группе.)

Далее мы организовали в детском саду «Школу передового опыта», чтобы воспитатели могли делиться друг с другом опытом работы по ознакомлению детей с искусством книжной графики.

Знакомить детей с иллюстрациями Лебедева мы начали со вто­рой младшей группы,когда прочитали им «Сказку о глупом мы­шонке» (рис. 44). Спрашивая у детей, кто приходил укладывать мышонка спать, мы одновременно показывали иллюстрацию, рас­сматривали ее и несколько раз зачитывали соответствующий отры­вок из текста.

В процессе чтения и рассматривания иллюстраций мы спраши­вали, понравилось ли малышам пение утки, жабы, можно ли уснуть под такое пение, кто, по их мнению, поет колыбельную песенк) лучше всех (дети отвечали: «Мама»).

Так, на занятиях по развитию речи состоялось первое зна­комство дошкольников с иллюстрациями Лебедева. В дальнейшел эту книгу мы поместили в книжный уголок и часто рассматривал!


за что дети любят рисунки в. в. лебедева - student2.ru


Рис. 43. В. Лебедев. Рассказ Л, Толстого «У Розки были щенки...»

Рис. 43. В. Лебедев. Рассказ Л, Толстого «У Розки были щенки...»

ее с детьми. Малыши запомнили текст сказки и полюбили повто­рять его.

Позднее, на занятии рисованием на тему «Следы», мы предло­жили малышам надеть на кисточки бумажные колпачки с изобра­жениями персонажей сказки и показать на бумаге, как эти живот­ные шли в гости к мышонку (нарисовать их следы).

На музыкальном занятии перед исполнением песни «Кошка» А. Александровой и слушанием песни «Серенькая кошечка» В. Витлиной мы опять показали детям иллюстрацию к «Сказке о глупом мышонке» и предложили промяукать и промурлыкать эти мелодии нежным голоском, негромко, чтобы не испугать мышонка.


за что дети любят рисунки в. в. лебедева - student2.ru


Рис. 44. В. Лебедев. «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака

Для занятий рисованием и аппликацией на тему «Колечки» мы придумали интересную игру в цирк. Из предварительной беседы с детьми мы выяснили, что все малыши знают, кто выступает в цирке, и что эта тема интересна для них. Затем показали иллюстра­ции В. В. Лебедева к книге С. Маршака «Цирк». Вместе рассмотре­ли рисунки с изображениями «артистов» цирка. Перед занятием рисованием мы раздали детям плоскостные (вырезанные из бумаги) изображения животных и попросили придумать для них цирковой номер. Затем вместе с малышами наклеили эти изображения на листы бумаги для рисования и предложили дорисовать колечки, мячики, палочки, т. е. то, с чем выступают «артисты». Дети увле­ченно принялись за работу. Колин слоненок встал на большой мяч,

Машины лисенок и мишка жонглировали колечками, Сашина ло­шадка стала прыгать в большое кольцо и т. п.

В этой же группе мы играли с детьми в загадки. Воспита­тель предлагал найти на книжной полке книгу, в которой есть рисунок с тем или иным персонажем, например с большой пятнис­той жабой. Проводились игры на узнавание иллюстраций В. В. Ле­бедева, Ю. А. Васнецова, на воспроизведении детьми ситуаций, поз персонажей, на звукоподражание. Мы старались в течение всего года сохранить у малышей интерес к знакомым рисункам.

В процессе этой работы мы убедились, что педагог должен сочетать ее с работой по всем остальным разделам программы (изобразительная деятельность, развитие речи, музыкальное воспи­тание), видеть общее направление, единую цель всестороннего вос­питания личности ребенка.

В средней группемы уже первое занятие в сентябре посвятили ознакомлению детей с профессией художника. На вопрос, кого на­зывают художником, дети отвечали: «Рисовальщика»; «Кто на бу­маге рисует»; «У бабушки есть картина про медведей — ее рисовал художник»; «Я тоже художник». Мы объяснили, что художник рисует карандашом на бумаге, пишет красками на холсте. Одни художники пишут картины, другие рисуют иллюстрации к книгам. Есть художники, которые красивыми узорами украшают посуду, придумывают рисунок для ткани. Затем мы предложили найти в групповой комнате вещи, предметы, которые созданы художниками. Рассказали, что художник много трудится, прежде чем создаст но­вое произведение. Чтобы изобразить только один предмет на картине, художник иногда много раз рисует его в альбоме и только потом, выбрав лучший вариант, переносит на картину. На этом занятии детям было предложено рисовать по замыслу.

На последующих возрастных этапах мы расширяли представле­ния детей о работе художника: рассказывали о трудностях этой профессии, об особом видении, наблюдательности, которыми дол­жен обладать художник. Так, для того чтобы нарисовать мышон­ка к «Сказке о глупом мышонке» С. Маршака, художник Лебедев много наблюдал за семьей мышек, которая жила в зоопарке, и зарисовывал ее в свой альбом. Вот почему образы мышонка и его мамы из сказки С. Маршака получились такими правдивыми.

На одном из занятий перед тем как прочитать детям книгу «Усатый-полосатый» С. Маршака мы предложили им посмотреть на обложку и догадаться, о ком эта книга. «Взрослая это кошка или маленький котенок? — спросили мы детей.— Нравится ли он вам? Веселый котенок или грустный? Почему художник нарисовал буквы полосатыми? Что вам хочется сделать с этим котенком? Как бы вы с ним поиграли? Что бы предложили ему поесть? Хотите узнать, почему художник нарисовал котенка грустным?» После того как у детей было вызвано желание узнать о котенке, мы прочитали им книгу. При повторном чтении мы привлекали детей к совместным проговариваниям отрывков. Была также проведена игра-драматиза­ция, в которой участвовали и воспитатель и дети. В дальнейшем

за что дети любят рисунки в. в. лебедева - student2.ru

Рис. 45. В. Лебедев. Книга С. Маршака «Усатый-полосатый»

за что дети любят рисунки в. в. лебедева - student2.ru

Рис. 46. В. Лебедев. Книга С. Маршака «Вот какой рассеянный»

к иллюстрациям к «Усатому-полосатому» мы обращались много раз. Детей очень привлекали рисунки Лебедева, на которых так жи­во переданы движения котенка, поразительно умело схвачены пу­шистая шерсть мордочки, выразительность глаз (рис. 45).

После рассматривания рисунков в книге мы предложили детям вылепить котенка из глины так, чтобы он был занят каким-то делом. Дети подметили, что котенок из книги был недоволен тем, как с ним играла девочка, рассказали, как они сами играют со своими котятами, как учитывают при этом кошачьи повадки. Кто-то вылепил котенка сидящим у мисочки, кто-то — играющим с клубочком ниток, кто-то — катающим мячик. Игорь вылепил и ма­му-кошку, объяснив: «Котенок маленький, ему нужна мама».

Знакомя детей с произведением С. Маршака «Вот какой рас­сеянный», мы показали обложку к книге, выполненную Лебедевым, затем обратились к ним с такими вопросами: «Какой человек здесь нарисован? Он заинтересовал вас? Чем? Почему его не боится даже голубь? Найдите на картинке смешные детали. С помощью какого изобразительного материала художник рисовал эти иллюстрации?» После чтения стихотворения мы предложили детям рассмотреть все иллюстрации, затем попросили: «Помогите этому человеку изба­виться от рассеянности. Посоветуйте, как себя вести». Миша ска­зал, что он бы посоветовал Рассеянному никогда не спешить.

Показывая дошкольникам иллюстрации В. В. Лебедева к этой книге (рис. 46), мы убедились, что они помогают развивать у детей чувство юмора, формировать доброжелательное отношение к окру­жающим. Дети весело смеются над приключениями незадачливого героя и вместе с тем проникаются к нему искренним сочувствием. На занятии рисованием они охотно придумывали красивый узор для рубашки, чтобы, «надев» ее, Рассеянный «стал красивым».

за что дети любят рисунки в. в. лебедева - student2.ru

Рис. 47. В. Лебедев. Сказка С. Марша­ка «Кто колечко найдет?»

В этой группе мы также рассматривали с детьми иллюстрации Лебедева к книге С. Маршака «Кто колечко найдет?». Предлага­ли полюбоваться, как нарисован гусь. Обращали внимание детей на то, как важно гусь идет по двору — он занят серьезным делом и о чем-то размышляет (рис. 47). Показали, как красиво изогнута

за что дети любят рисунки в. в. лебедева - student2.ru

Рис. 48. В. Лебедев. «Разноцветная книга» С. Маршака

белоснежная шея птицы, как весь он устремлен вперед. Обратили внимание детей на то, как художник нарисовал курицу: она очень заботливая мама-хлопотунья, вся поглощена стремлением на­кормить своих цыплят, не растерять их — ведь они маленькие и глупые, не слушаются маму и разбегаются в разные стороны.

В дальнейшем мы провели игру-драматизацию. Дети, обращаясь к воспитателю, хором спрашивали: «Кто с крылечка сойдет? Кто колечко найдет?» А тот, показывая иллюстрацию, отвечал словами текста.

На одном из занятий рисованием мы.познакомили-детей с иллю­страциями Лебедева к другим книгам (конспект занятия см. ниже).

В старшей группепервое занятие рисованием в сентябре мы назвали «Что такое лето?». Показав иллюстрацию Лебедева к «Разноцветной книге» С. Маршака (рис. 48) и дав детям возмож­ность полюбоваться ею, мы спросили: «О чем эта картинка? Какого цвета здесь больше? Кто посчитает, сколько оттенков зеленого цве­та использовал художник Лебедев? Нравится ли вам эта полян­ка? Чем нравится? Хотелось бы вам побывать на такой полянке? Что бы вы стали там делать? Не нарушили ли бы вы этой красоты? Что нам хотел рассказать этим рисунком художник-иллюстратор?» Еще раз подчеркнули, что художник нарисовал очень красивую иллюстрацию о лете. Он хотел рассказать всем о красоте природы и предупредить, чтобы ее берегли. Затем детям было дано задание самим нарисовать красивую картинку о лете.

В дальнейшем во время рисования цветов с натуры мы возвра­щались к этой иллюстрации, любовались мастерством художника.

При рисовании на тему «Моя любимая подруга» мы рассмотре­ли с воспитанниками те иллюстрации В. В. Лебедева, на которых изображены дети. Обратили внимание дошкольников на то, как художник изобразил розовощекую, курносую Олю в голубом фар­тучке («Кто колечко найдет?» С. Маршака), Настю, заботливо ухаживающую за своей куклой («Была у Насти кукла...» Л. Толсто­го) (рис. 49), маленькую героиню из книги С. Маршака «Усатый-полосатый». Объяснили, что рисунки не просто красивы, но и прав­диво рассказывают о каждой девочке. Затем мы предложили всем внимательно посмотреть на девочек нашей группы, отметить особен­ности их внешности и представить, как бы художник Лебедев рас­сказал в рисунках о той или иной девочке. После этого дети при­ступили к работе.

Для того чтобы показать детям, как В. Лебедев «строил» рису­нок, мы взяли его иллюстрации к сказке Р. Киплинга «Слоненок» (рис. 50). Вначале мы прочитали детям сказку и попросили мыс­ленно представить, как бы они нарисовали этого героя. Затем пред­ложили подумать, как нарисовал бы слоненка Лебедев. Только пос­ле этого мы стали рассматривать с детьми рисунки в книге. Мы обратили внимание детей на то, что слоненок нарисован очень просто. Например, на рисунке, где крокодил тянет слоненка за хобот, малыш изображен так: туловище — круг, голова — круг, только вытянутый к носу, уши — половинки круга,

за что дети любят рисунки в. в. лебедева - student2.ru

Рис. 49. В. Лебедев. Рассказ Л. Толстого «Была у Насти кукла...»

хвост — метелка, ноги — «палки» с «дном». Части тела упрощены и соединены так, как в детской игрушке. Это делает зверей игрушеч­ными, а значит—нестрашными ребенку. Даже крокодил со своей зубчатой спиной не вызывает опасений. Кажется, что всем персо­нажам можно придавать любые позы, так подвижны «шарниры» их суставов. Хочется взять ножницы, бумагу, нарезать детали и составить из них зверюшек, таких, как на рисунках Лебедева. Вот поэтому на занятии по аппликации мы еще раз рассмотрели с деть­ми рисунки в книге «Слоненок», а затем предложили им выре­зать овальные, округлые формы и попробовать составить фигур-

за что дети любят рисунки в. в. лебедева - student2.ru

Рис. 50. В. Лебедев. Сказка Р. Киплинга ((Слоненок»

ки зверей. Результаты показали, что детям интересна и доступна эта работа.

При одном из повторных рассматриваний иллюстраций к «Сло­ненку» мы обратили внимание детей на то, как умело художник передал глянцевитость, пятнистость шкуры питона, жирафа, шер­шавость кожи бегемота, жесткость волос, покрывающих тело па­виана. С помощью черного цвета Лебедев подчеркнул фактуру шкуры зверя.

Мы рассказали дошкольникам и еще об одной особенности ри­сунков к «Слоненку».Здесь Лебедев отказался от контурной линии. Вместо этого он рисовал черной акварелью, выверяя пятна и штрихи так, чтобы рисунок выглядел законченным.

Позже мы предложили детям подобрать те книги, иллюстрации к которым Лебедев рисовал краской одного цвета, без оттенков. Дети правильно отобрали книги С. Маршака «Мороженое», «Ба­гаж», «Цирк», «Вчера и сегодня», «Сказка о глупом мышонке». Мы еще раз объяснили детям, что художник рисовал здесь не

все, что видел, а отбирал для рисунка самое характерное. Так, на иллюстрациях к «Цирку» он не стал рисовать арену, оркестр, а сосредоточил свое внимание только на артистах.

В этой же группе мы рассматривали с детьми иллюстрации Лебедева к стихотворениям С. Маршака «Багаж», «Пудель», к «Тихой сказке».

На занятии по формированию элементарных математических представлений мы предложили детям шуточную загадку: «Узнай поскорей, сколько дама сдавала вещей». Дети сверяли с текстом стихотворения количество вещей на рисунке. Мы обратили их внимание на то, как искусно художник сумел расположить на од­ном рисунке все предметы.

за что дети любят рисунки в. в. лебедева - student2.ru

Рис. 51. В. Лебедев. «Тихая сказка» С. Маршака

Очень увлекли детей рисунки к «Тихой сказке». Вот показано, как еж вернулся к своему семейству (рис. 51). Так мало красок использовал художник — серую и коричневую, но какое множество оттенков! Ежи совсем как живые. Очень выразительны их позы. А вот на развороте листа — волки (рис. 52). Весь рисунок выпол­нен серой прозрачной акварелью. Дети так говорят о своих впечат­лениях от этой иллюстрации: «Землю нарисовал, и небо, и деревья. Все грустными красками. Волки вышли на поляну».


за что дети любят рисунки в. в. лебедева - student2.ru

Рис. 52. В. Лебедев. «Тихая сказка» С. Маршака


Мы показали детям также иллюстрации Лебедева к книге «Сказка о глупом мышонке», выполненные в разное время — в 20-х и 50-х гг., и предложили сравнить их. Рассматривание про­водилось в форме игры. Тот, кто находил различия в рисунках к одному и тому же тексту, получал фишку. Набравший самое боль­шое количество фишек был признан самым наблюдательным.

за что дети любят рисунки в. в. лебедева - student2.ru

В этой игре мы проверили, как дети усвоили представления о средствах выразительности, присущих творческой манере В. Лебе­дева. В процессе игры мы старались еще раз показать детям мастерство художника в передаче характеров героев, особенности его рисунков.

В этой группе мы организовали для детей выставку работ ху-

дожников-иллюстраторов, среди которых значительное место при­надлежало рисункам В. В. Лебедева. Мы радовались, что наши «экскурсоводы» уверенно рассказывали о знакомых всем рисунках, а «посетители» выставки активно задавали вопросы, высказывали свои суждения.

В подготовительной к школе группемы продолжили нашу рабо­ту по ознакомлению детей с творчеством художников-иллюстрато­ров. Первое занятие рисованием в сентябре называлось «Мы рису­ем мирную жизнь». Вначале воспитатель обратился к детям со словами: «Как хорошо жить, когда все народы на Земле живут в мире, когда в мирном небе летают птицы. Что такое мир?» Затем он предложил детям спеть песню о мире, поговорил с ними о детстве. Далее попросил мысленно представить, как разные художники изобразили бы мирную жизнь. Затем дети сами рисовали картинку о мире.

В течение года дети рисовали обложки к книгам С. Маршака «Времена года», «Двенадцать месяцев», «Цирк», к русским народ­ным сказкам. Очень часто мы вспоминали с ними манеру оформле­ния обложек книг, присущую художнику В. В. Лебедеву. Предла­гали детям самим придумать обложку к любому художественному произведению, которое они знают.

В этой группе мы знакомили детей с иллюстрациями Лебедева к стихам С. Маршака «Мистер Твистер», «Мастер-ломастер», «Как рубанок сделал рубанок». Помогали сравнить рисунки Лебедева с работами других художников. Но наряду с этим мы вновъ и вновь возвращались к самым первым книгам, уже хорошо извест­ным детям.

Большую помощь нам оказывали родители. Получив от нас кон­сультацию, они приносили в группу книги с нужными иллюстра­циями, участвовали в организации выставок. Мы рассказывали ро­дителям, как надо рассматривать с детьми иллюстрации. Объяс­няли, что надо давать ребенку возможность всмотреться в рисунок, осмыслить его и только потом начинать беседу.

Во всех возрастных группах по мере ознакомления детей с книжной графикой мы старались подбирать к одному литератур­ному произведению рисунки разных мастеров-иллюстраторов. На­пример, к стихотворению С. Маршака «Вот какой рассеянный» — иллюстрации В. Лебедева и В. Конашевича, к «Разноцветной кни­ге» С. Маршака — иллюстрации В. Лебедева и еще неизвестного детям художника Ю. Копейкина, к книге С. Маршака «Детки в клетке» — рисунки Е. Чарушина и В. Лебедева и т. п. Мы учили до­школьников различать творческую манеру художников.

В результате проведенной нами работы дети не только полюбили рисунки Лебедева, но стали вообще более внимательно относиться к тому, как оформлены книги. У них появилась потребность рас­сматривать рисунки, находить выразительные средства, сложился устойчивый интерес к книжной иллюстрации.

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации