Занятие на тему «Иллюстрации В. М. Конашевича к сказкам А. С. Пушкина»
(с детьми 6 лет)
Цель: продолжать знакомить детей с творчеством В. М. Конашевича; учить выделять средства выразительности, передающие характер героя; воспитывать интерес к творчеству художника.
Материал: книги А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» с иллюстрациями В. Конашевича, И. Бруни, Б. Дехтерева.
Предварительная работа. Чтение сказок А. С. Пушкина; организация выставки в книжном уголке на тему «Сказки А. С. Пушкина».
Ходзанятия
Воспитатель читает отрывки из «Сказки о царе Салтане» и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», дети называют, из какого произведения тот или иной фрагмент.
Затем педагог показывает иллюстрации Конашевича, на которых изображены царевна и царевна Лебедь (рис. 35). Спрашивает, один ли автор у этих рисунков и как это доказать (на всех иллюстрациях изображения людей, складки одежды выполнены тонкой линией).
После того как дети самостоятельно рассмотрят рисунки, воспитатель задает вопрос, знают ли они этого художника и как они догадались, что это иллюстрации Конашевича.
Рис. 35. В. Конашевич. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина
Рис. 36. В. Конашевич. «Сказка о мертвой царевне...» А. Пушкина
Рис. 37. Б. Дехтерев. «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина
Воспитатель предлагает детям назвать героев сказки, изображенных на рисунках. Помогает сравнить царевну и царевну Лебедь. Отмечает внешнее сходство и непохожесть характеров: молодая царевна — кроткая, во всем ее облике видятся нерешительность, застенчивость, а царевна Лебедь уверена в себе, смотрит смело и держится хозяйкой. Подчеркивает общую для обеих царевен черту— доброту. Спрашивает, как она передана художником.
Сравнивая созданные художником образы носителей злых сил, педагог помогает детям понять, как В. М. Конашевич сумел выразить свое отношение к этим героям: у мачехи из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» злое выражение лица. Она не хочет верить в возвращение царевны. Когда царица увидела, что девушка жива и здорова, у нее перекосилось от злобы лицо (рис. 36). У персонажей другой сказки нет такой открытой злобы в глазах. Они боятся расплаты и просят, чтобы их простили. Они готовы валяться в ногах у тех, кому причинили зло, лишь бы их не наказали. Но их состояние объясняется тем, что сестры почувствовали, что сила на стороне добра в лице царевны Лебедь.
Далее педагог читает отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке». Показывает иллюстрации В. Конашевича, Б. Дехтерева, И. Бруни
Рис. 38. В. Конашевич. «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина
Рис. 39. И. Бруни. «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина
(фамилии художников Б. Дехтерева и И. Бруни не называются). Предлагает сравнить рисунки. Подводит детей к выводу, что образы старика у В. Конашевича и Б. Дехтерева внешне чем-то похожи.
Но у Дехтерева одежда у старика получше, борода и волосы в порядке (рис. 37), а у Конашевича старик выглядит более заброшенным и несчастным. Одежонка на нем еле держится (рис. 38).
А что на рисунках Бруни? Хорошо живет дед-рыбак: и одежда у него справная, и лапти на ногах; есть лодка, сети около дома навешаны. Прямо-таки зажиточный дед. Да и по лицу видно — не голодает (рис. 39). Поэтому даже удивительно, что у такого хозяина и избушка старая, и корыто разбитое. Воспитатель дает детям возможность самостоятельно поразмышлять и высказаться по поводу этих рисунков.
Очень важно, чтобы дети поняли, что у каждого художника свое видение, что в своих рисунках он выражает свои чувства, свое отношение к героям произведения. Поэтому и рисунки к одной и той же сказке (рассказу или др.) получаются разными.
Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть иллюстрации и рассказать, как они относятся к старику и старухе. Просит показать иллюстрации, которые им больше всего понравились, а также рисунки, которые, по их мнению, наиболее точно отражают содержание сказки Пушкина.
Заканчивая занятие, педагог спрашивает у детей, что нового они узнали о Конашевиче. Еще раз отмечает высокое мастерство художника. На конкретных примерах показывает, как метко изображал Конашевич добро и зло, какие гуманистические мотивы свойственны его рисункам.
Литература
Панкина Э. 3.Русские художники детской книги.— М., 1963.
Ганкина Э. 3.Художник в современной детской книге.— М., 1977.
Маршак С.Вот какой рассеянный.—М., 1930.
Пушкин А. С.Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.— Л., 1986.
Пушкин А. С.Сказки.—М., 1986.
Пушкин А. С.Сказки.— М., 1977.
Пушкин А. С.Сказка о царе Салтане.—М., 1988.
Пушкин А. С.Сказка о рыбаке и рыбке,— М., 1983. ,
Чуковский К.Сказки.— М., 1971.