Занятие на тему «Иллюстрации Ю. А. Васнецова к русской народной игровой песенке-потешке «Сорока-белобока»
(с детьми 4 лет)
Цель: продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость на иллюстрации; познакомить с рисунками Ю. А. Васнецова к песенке-потешке «Сорока-белобока»; дать представление о работе художника-иллюстратора на примере творчества Ю. А. Васнецова; учить всматриваться в рисунок.
Рис. 12. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Сорока-белобока»
Рис. 13. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Сорока-белобока»
Материал: 2—3 иллюстрации разных художников к потешке «Сорока-белобока»; книга «Сорока-белобока» с иллюстрациями Ю А. Васнецова.
Предварительная работа. Чтение потешек, рассматривание иллюстраций (рис. 5, 12, 13).
Ход занятия
Воспитатель спрашивает детей, любят ли они книги, какие книги им больше нравятся — с картинками или без картинок. Показывает уже знакомые малышам книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова. Дети вспоминают названия нотешек и сказок. Дав детям возможность рассмотреть иллюстрации, воспитатель говорит, что эти интересные красочные картинки в книгах нарисовал для них художник Ю. А. Васнецов.
Педагог рассказывает, что художников, которые рисуют картинки в книгах, называют художниками-иллюстраторами. Открывает в книге страницы с иллюстрациями к русской народной игровой песенке-потешке «Сорока-белобока» и предлагает детям внимательно рассмотреть их. Предлагает вспомнить текст песенки-потешки, к которой художник нарисовал такие яркие и интересные картинки. Если дети забыли песенку, воспитатель читает ее сам.
Во время рассматривания иллюстраций педагог привлекает внимание детей к выразительным средствам, использованным художником. Просит малышей внимательно всмотреться в рисунки и определить, чем занята Сорока.
Показывая детям обложку книги, педагог отмечает, что худож-
ник вначале изобразил Сороку в обычном, естественном обличье, а затем «нарядил» ее в красивую юбку, «надел» фартук, «дал» котомку и палочку (Сорока отправляется в дальний путь). Уходит Сорока из родной лесной избушки днем. Друзья Сороки — уточка, сова, белочка, зайчик и птичка — с грустью прощаются с нею.
На следующем рисунке художник изобразил возвращение Сороки домой. Сравнивая обе иллюстрации, дети называют признаки, по которым можно определить время суток.
Беседуя с детьми по картинке, на которой Сорока готовится встречать гостей, воспитатель спрашивает, почему Сорока такая нарядная, как дети догадались, что на птице праздничная одежда. Уточняет с помощью вопросов, какими средствами художник передал в рисунке, что Сорока стряпает вкусное кушанье (в печи горит яркий огонь, над расписной миской поднимается густой пар, а мышка, почувствовав аппетитный запах каши, торопится с большой ложкой).
Далее рассматривается новый рисунок: обед готов, Сорока вышла на крыльцо созывать гостей. Воспитатель предлагает детям указать признаки, по которым можно судить, что Сорока зовет к себе гостей.
По следующей иллюстрации детям дается задание назвать гостей Сороки и описать их. Педагог обращает внимание детей на то, что художник сумел изобразить на одном рисунке всех персонажей, и даже саму Сороку, фигура которой- виднеется внутри избушки.
Познакомив малышей с последней иллюстрацией, педагог предлагает им самостоятельно рассказать, как Сорока разместила своих гостей за столом и кто остался без вкусной каши.
В конце занятия воспитатель еще раз показывает все иллюстрации по порядку, называет фамилию, имя, отчество художника. Затем предлагает сравнить эти иллюстрации Васнецова с рисунками какого-либо другого художника к той же песенке. Желательно, чтобы дошкольники сами смогли сказать, по каким признакам они отличают иллюстрации Ю. А. Васнецова от работ других художников.