Технические приемы и навыки в изобразительной деятельности детей
ЛИНИЯ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ.Характер линии во многом определяется сформированностью двигательных навыков ребенка. Проволочная линия, наиболее примитивная, встречается в рисунках дошкольников и младших школьников.
Заканчивается так называемый доизобразительный период развития ребенка, и он начинает рисовать схематические изображения. Ребенок может уже правильно держать карандаш и проводить линии в разных направлениях, но координация движений руки еще очень несовершенна, и кисть руки часто не в полной мере его слушается. Линия почти не отрывается от бумаги.
Наступает момент, когда в рисунках появляется сложная нащупывающая линия.Это связано с накоплением достаточно широкого жизненного опыта и возникновением критического отношения к своим рисункам. Его линия заключает множество отдельных взаимосвязанных штрихов, точнее обозначая контур предмета. Характерной особенностью изобразительной деятельности на этапе освоения сложной нащупывающей линии становится потребность исправления (уточнения) рисунка, для чего в постоянный обиход вводится ластик. массовый переход на использование этой линии при благоприятных условиях обучения возможен к 3 — 4 классу.
Среди разнообразия линий, используемых как детьми, так и художниками, есть штриховая линия. Появление штриховой линий в изобразительной деятельности детей обнаруживается в работе с цветными карандашами, когда дети пытаются раскрасить свой рисунок.Штриховая линия призвана придать изображению большую материальность, силуэтность, а в профессиональной деятельности — объемную моделировку предмета. Школьной программой «Изобразительное искусство» предусмотрены задания на объемное воспроизведение гипсовых предметов — геометрических тел, орнаментов, — где необходимо выразительное использование штриха. Настоящее обучение в этом направлении возможно в условиях руководства художника-педагога.
Наивысшим достижением в изобразительной деятельности считается владение валерной линией. Валерная линия отличается удивительной пластичностью благодаря переменному нажиму графического материала — грифеля карандаша, сангины, угля и т. п. Валерная линия почти не встречается в детских рисунках. Это удел наиболее талантливых детей. Такой была Надя Рушева (1976). Ее рисунки легки и изящны, выразительны
ЦВЕТ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙЦвет в изобразительной деятельности ребенка — наиболее яркая страница его творческих проявлений.
Использование цвета в изобразительной деятельности детей изначально происходит спонтанно, на уровне каракулей, которые воспроизводят младшие дошкольники. В основном это хаотичный набор линий разного цвета, полученных от цветных карандашей, фломастеров, цветных мелков и т. д. Постепенно, переходя к схематическим изображениям конкретных предметов, младшие дошкольники 3 —4-х лет начинают использовать цвет тех или иных художественных материалов для определения характеристики этих предметов. Дети могут использовать кисть, работая акварельными или гуашевыми красками, но ее использование будет аналогично карандашу, которым проводят линии. То есть для использования цвета на начальном этапе изобразительной деятельности характерно, что цвет линий изображения несет в себе цветовую характеристику предмета. Домик коричневый — его контур изображается коричневой линией, красная труба изображается линией красного цвета и т.д. Такие приемы изображения в отдельных случаях могут появляться и в работах первоклассников
Постепенно в условиях естественного развития ребенок к 4 — 5 годам переходит к раскрашиванию отдельных изображений. В этом ему очень хорошо помогают книжки-раскраски. В них по наглядному образцу дети стараются подобрать нужный цвет и аккуратно закрасить контур изображения, не выходя за его пределы
Считается, что использование сложного цвета в работах детей есть определенный шаг вперед. И это действительно так. Использование сложного цвета может быть совершенно спонтанным. В силу того, что ребенок в достаточной мере не владеет техникой работы с красками на водной основе, он забывает сполоснуть кисть и набирает «грязной» кистью новый цвет, невольно его смешивая. Иногда получаются довольно интересные живописные изображения.Дети обращают на это внимание и затем сознательно пробуют искать сложный цвет
Использование цвета в рисунках детей можно проследить в такой последовательности: простой цвет из палитры красок, сочетание простого цвета со сложным и сложный цвет. Уже старшие дошкольники вполне могут заниматься поисками сложного цвета, особенно после того, как педагог покажет им, как можно пользоваться палитрой. Изучение детских работ показывает, что в цветовом решении учащиеся начальных классов отмечают такое качество цвета, как светлота.
В качестве начального упражнения в работе с красками лучше всего сделать несколько набросков с осенних листьев. Плоские и поэтому не обладающие светотеневым построением, осенние листья понятны по своему цветовому состоянию и удобны в изображении начинающих художников. Сопоставляя цвет выбранного листа с цветом красок, имеющихся в ученических наборах, можно продемонстрировать необходимость нахождения «нужного» оттенка цвета.
Из теории цветоведения известно, что когда цвет получается путем смешения двух других цветов, он теряет в насыщенности исходных компонентов. Понятие «насыщенность» не всегда доступно и легко усваивается. На начальных этапах живописного творчества, при смешении красок и поиске цвета, ребенок еще неосознанно будет манипулировать этим свойством цвета. Детям гораздо легче усвоить, что цвета бывают глухие и звонкие, или по-другому — блеклые и яркие.
В живописных работах младшие школьники очень нерешительно используют черную краску, которая ассоциируется у них с чем-то некрасивым, грязным.
Дети очень быстро усваивают такие особенности цвета, как «теплые» и «холодные»: голубой, синий, фиолетовый цвета — холодные; желтый, оранжевый, красный — теплые. Построение изображений в определенной цветовой гамме — теплой или холодной — наиболее яркий показатель проявления способностей в изобразительной деятельности.
Большое значение в изобразительной деятельности ребенка имеет умение пользоваться различными художественными материалами. Особенно это касается красок на водной основе и особенно акварели как наиболее доступного (дешевого и легкого по весу) художественного материала.
Ребенка нужно учить пользоваться красками, показывать, как брать краску на кисточку, как ее споласкивать, как снимать с нее лишнюю воду и т. д. Его само-стоятельное освоение техники работы с красками обычно сводится к тому, что он либо использует много воды, и изображение начинает растекаться, либо, наобо-рот, боясь подтеков, он берет краску полусухой кистью и начинает раскрашивать. Ряд упражнений, которые выполняет ребенок вслед за педагогом, должны приучить его к правильной работе с красками.
В профессиональной работе художника в технике акварельной живописи можно обнаружить технику письма по сырому, а-ля прима и лессировками. В практике работы с детьми наиболее целесообразной является техника работы а-ля прима. Им совершенно непонятно, почему нужно постепенно набирать цвет изображения, как это часто показывается в методических пособиях, от бледного к более насыщенному. Сделав по требованию преподавателя такое бледное изображение, дети отказываются его совершенствовать.
Техника работы лессировками практически недоступна в практике работы с детьми в обычных учебных заведениях. Эта техника требует хорошего знания основ цветоведения, последовательности нанесения слоев цвета, таким образом, чтобы каждый ранее нанесенный цветовой слой выстраивал определенную живописную структуру изображения.Использование цвета в изобразительной деятельности детей, как мы уже отмечали, проходит этапы контурного обозначения цветом, частичного заполнения контуров отдельных предметов и, наконец, полного заполнения пространства листа.
Интересный факт: маленькие создают очень обобщенные и целостные живописные работы в силу недостаточности знаний об окружающем мире. Когда эти знания начинают расти, увеличивается количество элементов изображения, но при этом пропадает известная доля выразительности живописного решения. Те же работы младших школьников, учеников 4 —6 классов, которые мы часто выделяем как лучшие, носят плоскостной, декоративный характер, что и придает им обобщенность, типичную для творчества дошкольников.
Процесс развития живописной композиции ребенка можно условно разбить на три этапа:
1) «декоративный» — определяет творчество детей дошкольного возраста и отличается плоскостным, чистым использованием цвета, взятого из палитры красок. Композиция либо фризовая, либо с очень высоким горизонтом.
2) декоративно-живописный — при соответствующем показе и обучении у детей появляется попытка смешивать краски и добиваться различных живописных оттенков. Но объекты, даже при объемном линейном построении, в цвете решаются плоскостно. Например, если ребенок рисует дом с двумя стенами, при некоторых попытках передачи перспективы, то в цвете они фиксируются одинаково, без выделения света и тени. Композиция усложняется, когда дети при передаче пространства используют элементы загораживания.
«Декоративно-живописный» способ исполнения типичен для учащихся начальных классов, которые при соответствующем обучении могут делать анализ живописной поверхности предметов при выполнении натурных заданий.
3) живописно-пространственный— может наблюдаться у некоторых детей с 11 — 12 лет. Этот этап характеризуется умением передавать трехмерность объектов не только линейным построением, но и выделением светотени живописными средствами. Сначала определяются светлотные данные цвета, Например, найденный сложный цвет предмета берется на свету светлее, а в тени, соответственно, темнее; позднее в тени отмечаются рефлексы, появление которых означает начальное освоение основ реалистической живописи; далее приходит умение применять сочетания теплых и холодных цветов и т. д.