Композиционно-пространственные построения в детских рисунках.
Исследователи уже давно обратили внимание на определенную динамику изменения композиционно-пространственного построения детских рисунков (см. схему 4). Особенно убедительно это подтверждало биогенетическую теорию развития в изобразительной деятельности детей.
Возрастные особенности, проявляющиеся в придании своим изображениям все больше и больше пространственных качеств, здесь очевидны.
Вопросы, связанные с восприятием окружающей действительности, являются основополагающими в ряду проблем изобразительной деятельности детей. Многочисленные исследования этих проблем по-разному связывают механизмы восприятия с развитием изобразительной деятельности.
Восприятие пространства представляет собой чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величина, форма), а также их пространственных отношений, подразумевающих расположение относительно друг друга и воспринимающего субъекта. Рассмотрение этого вопроса осуществляется в неразрывной связи особенностей восприятия отдельных предметов и их взаимного расположения в пространстве.
Развитие ребенка сопровождается формированием различных жизненно необходимых рефлексов. Велика роль безусловных рефлексов. Благодаря им происходит активное освоение социального опыта. Неосознанные действия ребенка в начальный период его жизни направлены на ознакомление с окружающей обстановкой. Все органы чувств здесь играют огромную роль.
Зрительные ощущения вместе с кинестетическими включаются в освоение окружающего пространства.
По мере накопления опыта, связанного с развитием мышечно-суставных ощущений, а также опыта ориентации в пространстве, у ребенка формируется фиксированная установка глаз, на которую оказывают влияние отличительные внешние свойства объектов, такие как наличие светлотного и цветового контраста поверхностей, а также способности объекта перемещаться в пространстве.
В развитии ребенка большую роль играют его предметные действия, которые осуществляются в виде игровой деятельности, а также в расширении практического овладения пространством. Последнее связано с тем, что происходит активное и все возрастающее перемещение человека в пространстве, соответствующее его постоянному вертикальному положению относительно горизонтальной поверхности земли. Такое перемещение осуществляется в различных формах — поступательной, вращательной, колебательной и т. д. (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко, 1964, с. 80), и с разной скоростью. Все это имеет значение в формировании вестибулярного аппарата, что непосредственно сказывается в совершенствовании аппарата пространственной ориентации.
Восприятие пространства младшим дошкольником сопровождается соотнесением вертикального положения собственного тела с теми предметами, которые его окружают. На этот факт указывают выводы, которые сделала в результате наблюдения за изобразительной деятельностью Н.П. Сакулина. Так, дети сравнительно быстро научаются делать пусть примитивные, но достаточно узнаваемые изображения фигур людей. В то же время при изображении фигур животных они испытывают достаточные затруднения, связанные с необходимостью ориентации частей тела по горизонтали. В связи с этим в детских рисунках часто можно видеть стоящих на задних лапах котов, собак и др. («Чебурашка», «Поросенок»). Таким образом, переход из одной системы отсчета — вертикальной, к горизонтальной требует определенной перестройки, которая легко преодолевается путем организации специальных упражнений.
Другим фактором нормального развития ребенка является функционирование наряду с сигнальной системой, которая на первых этапах играет ведущую роль, второй сигнальной системы. В течение почти десяти лет эти системы развиваются как параллельные, но в результате развития и обучения роль слова и понятий в познании пространства приобретает все большее значение (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко, 1964, с. 95).
«Чебурашка». Слава А. 6 лет (см. цвет, вклейку рис. 22)
![]() |
Характерное для дошкольников и первоклассников изображение животных. Образы таких изображений как бы заключают в себе самих авторов. Рисуя, ребенок часто Очень тонко имитирует их движения. Очень выразительно эмоциональное состояние «зверюшки» — полное печали...
«Поросенок». Надя Б. 6 лет. Акварель (см. цвет, вклейку рис. 23)
![]() |
Великолепный образец композиционного решения. Традиционно принято все объекты вертикальной формы изображать на вертикально расположенном листе. Здесь формат листа расположен горизонтально. Центральное место занимает поросенок, стоящий на задних ножках. Слева и справа пустое пространство листа заполнено разводами сероватого цвета и, наконец, лист обрамлен рамкой красного цвета. Работа выполнялась на горизонтальной поверхности стола. Навыки работы с акварельными красками у ребенка еще не сформированы. И он все время старался управиться с большим количеством воды. Но поскольку лист бумаги лежал горизонтально, никаких подтеков не случилось, а сама работа получила характерный «акварельный» вид техники исполнения по-сырому.
Легкое, изящное исполнение в цвете с градациями красного — от темного к светлому — в изображении поросенка, разводами сложного цвета справа и слева. Эти разводы, ничего конкретно не изображающие, но несущие очень важный элемент композиционного заполнения листа, совершенно случайно приобрели сложное цветовое решение, поскольку кисть юного художника не ополаскивалась и несла в себе многие компоненты ученического набора красок.
Завершилась работа обводкой рамки красного цвета. Вся работа выполнялась большой кистью, и рамка зафиксировалась как на листе бумаги, так и на поверхности стола. Особая прелесть этой рамки состоит в ее неровности, придающей всей композиции легкость, изящество, эмоциональность...
Известный советский психолог А.А. Люблинская, специально занимавшаяся вопросами восприятия пространства детьми, в связи с отмеченной возрастающей ролью слова в отражении этого пространства выделила три категории усваиваемых ребенком элементарных знаний о пространстве: «1) отражение удаленности предмета и его местоположения; 2) ориентировка в направлениях пространства; 3) отражение пространственных связей между предметами» (цит. по книге Б.Г. Ананьева, Е.Ф. Рыбалко, 1964, с. 99).
Все эти категории в трактовке пространства мы можем видеть на примере изобразительной деятельности ребенка. Действительно, чем быстрее ребенок освоит такие словесные обозначения расположения объектов в пространстве и между собой, как «над», «под», «сзади», «спереди», «высоко», «низко» и т. д., тем скорее он научается соответствующим образом строить свои изображения.
Любопытную закономерность в определении пространственных отношений детьми дошкольного возраста выявила в своих исследованиях ТА. Мусеибова. Так, «освоение каждой отдельной группы пространственных отношений проходит стадию выработки известного опорного образа, выполняющего функцию точки отсчета в системе координат. После такой выработки опорного образа становится возможным отдифференцировка и противоположного положения объектов. В каждой из пар пространственных обозначений осваиваются первоначально только одно из них, а именно: "под", "справа", "сверху", "сзади", "посередине", "друг над другом". Освоение противоположных значений "над", "слева", "снизу" и т. д. происходит позднее, на основе их сравнения с первыми» (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко, 1964, с. 104-105).
Композиционно-пространственные проявления в изобразительной деятельности детей мы рассматриваем по следующим параметрам.
· «Свободное» изображение на листе.
· Фризовые построения:
- одно «фризовое на кромке» листа;
- одно «фризовое на полосе»;
- «двух-, трехфризовое».
· Развернуто-плановые построения:
- совмещение вида сверху с фронтальным изображением;
- «Египетский вариант».
· Наличие загораживания.
· Элементы пространственного построения:
- передача масштаба;
- передача планов;
- наличие горизонта;
- воздушная перспектива.
· Перспективное построение изображения:
- в системе центральной перспективы;
- в системе угловой перспективы.
«Свободное» изображение на листе. Рисунки, выполненные подобным образом, характерны для детей дошкольного возраста. Они появляются в раннем детстве, после периода так называемых каракуль, и представляют собой единичные изображение предметов окружающей действительности — человек, животное, цветок, дерево и т. д. Такие изображения чаще располагаются в центре листа. Ребенок апеллирует еще единичными понятиями и вполне довольствуется тем, что он нарисовал. Качество изображений может быть весьма различным, что будет рассмотрено ниже, а по композиционным признакам оно может быть решено по следующим признакам: очень крупное, мелкое и соразмерное формату листа.
Совершенно очевидно сокращение подобных композиционных построений уже в дошкольном возрасте и почти полное их отсутствие у младших школьников. Нормальное развитие ребенка подготавливает переход на новые ступени освоения композиционно-пространственных построений («Мама»[см. с. 27]; Саша К., Настя А. «Человек, дерево, дом»;рисунки детей старшей группы дошкольного возраста «Человек, дерево, дом»).В процессе освоения окружающей действительности намечается переход к фризовому или развернуто-плановому построению композиций.
«Человек, дерево, дом». Саша К. 4 года. Цветные мелки (см. цвет, вклейку рис. 5)
Рисунок выполнен по тестовому заданию «Человек, дерево, дом».
В рисунке Саши заданные объекты расположены как бы на земле: центральное место занимает человек неопределенного пола с поднятыми руками; слева красный домик с синей крышей; справа тоненькое дерево; солнышко, чуть смещенное влево; облака. Все объекты, хотя и схематичны, хорошо узнаваемы. Масштабность изображений не соблюдается: величина домика, человека и дерева одинаковые.
«Человек, дерево, дом». Настя А. 4 года. Цветные мелки
Рисунок Насти во многом схож с рисунком Саши — перечисленным объектам придано одинаковое значение, но их основания расположены на разном уровне, однако это еще не есть пространственное построение. Предметы как бы «висят» в пространстве. Можно наблюдать удивительную ритмичность композиции: легкий вертикальный изгиб дерева слева, наклоненный вправо домик и совсем наклоненная фигура человека. Все это стабилизируется с ярким красным пятном солнышка. Равновесие всех направлений и цветовых пятен изображения составляет целостность композиции. Данный рисунок является ярким примером природного чувства композиции.
«Человек, дерево, дом». Рисунки детей старшей группы дошкольного возраста (5-6 лет).
Приведенные рисунки демонстрируют различные варианты построения композиции по тестовому заданию «Человек, дерево, дом».
Рис. 1. Петя М.
В рисунке Пети М. изображенные объекты разбросаны на плоскости листа, как бы парят в пространстве. Сюжет для рисунка он выбрал в виде иллюстрирования сказки. Выразительно нарисованы избушка на курьих ножках с совой на крыше, ель, и совсем необычна женская фигура, повернутая к нам спиной. Акварельные краски придают изображению определенную выразительность и четкость. Смысловые связи не прослеживаются.
Рисунок Ильи К., возможно, более примитивен, чем предыдущий, но в нем есть привязка изображений к нижнему краю листа, выделенному зеленой полосой травы, — фризовая композиция. Фигура человека нарисована в виде синего квадрата (туловище), красных палочек (ноги) и желтого кружка головы. Рук нет. Непонятной формы два дерева, цветок и многоэтажный дом.
![]() |
Подобные фризовые композиции — в рисунках Даниила К., Иры 3. и Оли К. Только у Оли все объекты выстроены на кромке листа, а у Даниила и Иры фигура человека и дерево как бы возвышаются на полосе зелени травы. Фигуры людей очень схематичны, но на рисунке Оли просматриваются признаки женской фигуры.
Рисунок Гришй Б. обладает признаками пространственного построения: человек и деревья (ель и какое-то лиственное дерево) отодвинуты от нижнего края листа, а основание домика расположено чуть выше. Горизонтальная поверхность земли помечена короткими вертикальными линиями зеленого цвета, обозначающими траву.
В рисунках старших дошкольников можно видеть частичное цветовое решение — желтое солнышко, полоска синего неба, домики не всегда закрашены, так же, как и фигуры людей.
Но даже такая подборка рисунков показывает, насколько различны индивидуальные проявления детей.
Фризовые композиции наиболее типичны для старших дошкольников и младших школьников. В них складывается определенная система координат — привязка тех или иных изображений к основанию листа (нижней кромке листа). Дети достаточно логично объясняют подобные построения тем, что нижний край листа — это земля (Алена П. «Человек, дерево, дом»; Андрей П. «Сказка о Золотом петушке» [см. с. 56]; Катя К. «Человек, дерево, дом»).
Человек, дерево, дом». Алена П. 8 лет
Изображение девочки (фрагмент). Рисунок и в цвете — фломастеры
Пример фризовой композиции на кромке листа. Последовательность рисования: дерево — дом — человек. Все объекты изображены плоскостно, каждый в отдельности. Необычно изображена кровля дома — с круглым чердачным окном, с маковкой на крыше и свисающей над стенами дома кровлей. Вполне естественно использован черный цвет для обозначения кровли и прически девочки. Все пространство листа заполнено цветом (небо заштриховано легким нажимом синего карандаша).
Выразительна фигурка девочки — в сапожках, с бантом и распущенными волосами, тонкой талией, в сиреневом платье с ярко контрастирующим изображением сердечка. Рисунок достаточно подробно для этого возраста передает черты лица (глаза, брови), детали одежды (декольте, поясок, рукава, волнистый обрез нижнего края платья) и, конечно, украшение в виде сердечка.
«Человек, дерево, дом». Катя К. 7 лет
(см. цвет, вклейку рис. 12)
Пример фризовой композиции на полосе (едва оторванной от нижнего края листа). Для ребенка этого возраста примечательно изображение трехмерного домика и фигурки девочки на фоне этого домика (прием загораживания) . Движение почти не наблюдается, фигурка девочки статична. Только дым стелется вправо. Воспроизведение ков и провести линию, на которой уже
Поскольку известно, что проведение горизонтальных линий для ребенка представляют определенные сложности (В.И. Киреенко), ему гораздо проще принять за горизонтальное основание изображений нижний край листа.
В старшем дошкольном возрасте педагоги пользуются достаточно простым приемом, предлагая детям отступить от края листа на толщину двух-трех пальчиков и провести линию, на которой уже можно рисовать предметы. Такой подход закрепляется требованием придать отмеченной полосе то или иное цветовое состояние: зеленая трава, коричневая земля, желтый песок («Человек, дерево, дом».Рисунки детей старшей группы дошкольного возраста. См. с. 97).
Таким образом, появляются «фризовые на полосе» композиции, которые знаменуют более высокий уровень композиционно-пространственных построений.
Фризовые композиции могут наблюдаются в работах младших школьников вплоть до 4 класса. Естественно, то, что хорошо для дошкольника, будет недостатком для более старших детей. В процессе изобразительной деятельности наблюдается заметная, положительная динамика — от возраста к возрасту подобные построения все заметнее сокращаются.
Удивительной выразительностью отличаются «двух-, трехфризовые» композиции. Это невольное, спонтанное желание ребенка показать в рисунке пространство. Такие рисунки встречаются не очень часто и характерны для наиболее способных детей. Изображение, выполненное на нижнем фризе — ярусе, — дополняется еще одним ярусом, на котором появляются изображения логично связанные с нижним. Примечательно, что объекты верхнего яруса выдерживаются в более мелком масштабе, чем объекты нижнего. Во многом такие рисунки устраивают детей до тех пор, пока не ставится задача заполнить лист бумаги цветом. И тогда обнаруживается несуразность в цветовом объединении ярусов (Петя Т. «Зима»;Миша К. «Три поросенка», «Царевна-лягушка»;Лена Г. «Лес»;Лена Ш. «Осень»).
«Зима». Петя Т. 8 лет. Акварель
Нижний ярус расположен на кромке листа и включает изображение синего снега и двух берез с опущенными ветвями и характерными черными точками на стволах.
Второй ярус расположен в верней части листа. На полосе синего цвета можно видеть две елочки, березу, два дерева справа непонятной породы и домик. Домик изображен как бы в двух проекциях — торцевая и боковая стены желтого цвета и красного цвета крыша.
Объединяет эти два яруса диагональ голубой полосы (речки или дороги) с растущими по краям кустарниками.
Характерным признаком двух- и более ярусных композиций является соблюдение масштабности в изображении объектов. Березы на нижнем ярусе явно отличаются размером от березки на втором ярусе.
Двух- и более ярусные композиции никогда полностью не заполняются цветом.
Пример сочетания двухъярусной и плановой композиции. Домик сознательно изображен загораживающим второй ярус. На нижнем ярусе пространственно изображены цветы и растения. Хорошо заметны масштабные отличия объектов нижнего и верхнего ярусов. Незаполненное цветом пространство между нижним и верхним ярусом, характерное для подобных композиций, составляет определенную выразительность изображения.
«Царевна-лягушка». Фломастер
Пример сочетания ярусной композиции с развернуто-плановой. Лягушка на болоте изображена как бы сверху. Изображение цветов и деревьев составляют два яруса.
Ярко выраженный пример ритмических построений — цветы, деревья.
«Лес». «Осень»
Развернуто-плановая композиция с наличием в центральной части диагонали дороги. Работа, начатая в цвете с изображения деревьев, в дальнейшем привела к большим трудностям в изображении земли, что закончилось возникновением многочисленных пробелов. Количество художественных образов крайне ограничено. Изображение дерева однообразно повторяется по всей поверхности листа.
«Осень». Лена Ш. 8 лет. Акварель
![]() |
Фризовая композиция. Неполное заполнения листа цветом. Пример, когда ребенок рисует кистью, при этом наблюдается определенная выразительность цветового решения, соответствующего краскам осени.
Многоярусные композиции появляются в изобразительной деятельности наиболее способных детей и совершенно исчезают по мере освоения более сложных композиционных построений.
В зависимости от поставленных перед ребенком задач на выполнение того или иного задания могут появляться как фризовые, так и развернуто-плановые композиции [ЛенаГ. «Лес»;ЛенаШ. «Осень»).Особенно это очевидным становится, когда ребенок пытается показать на рисунке большие пространства или действия, которые еще не укладываются в единую систему перспективных построений. Особенно примечательны задания, связанные с изображением леса или батальной сцены — сражения, когда нужно изобразить воинов так, чтобы они не загораживали друг друга и в то же время производили впечатление многофигурной композиции. Там, где есть необходимость показать множество объектов, например лес, появляются развернуто-плановые композиции, а там, где решается конкретный сюжет, — фризовые композиции.
Развернуто-плановые композиции характерны для рисунков старших дошкольников и младших школьников. Наиболее распространенный тип таких рисунков — это совмещение вида сверху с фронтальным изображением. Ребенок заполняет почти весь лист изображениями — деревьями, цветами, людьми и т. д. Когда дело доходит до раскрашивания, обнаруживается, что нет места для неба и солнышка. И тогда эти изображения «врезаются» в ранее обозначенный рисунок. Отличительной стороной таких композиций является фронтальное изображение объектов на фоне поверхности земли, которая пронизывается диагональю изображений реки или дороги.
Здесь просматривается также спонтанная потребность ребенка отразить в рисунке пространственные построения. Основания нижних изображений представляются более близкими, чем основания верхних. Однако удаленность предметов не поддерживается в изображении изменением их масштаба.
Композиционные изображения подобного рода в условиях отсутствия надлежащего обучения почти повсеместно встречаются у старших дошкольников и постепенно исчезают к 4 — 5 классу.
Так называемый «Египетский вариант» представляет собой как бы изображение-чертеж. Пример подобного композиционно-пространственного построения восходит к Древнему Египту. Этот удивительный прием изображения описывается как в искусствоведческой литературе (М.В. Алпатов, 1940), так и в психологической (Н.Н. Волков, 1950; Р. Арнхейм, 1974).
В таких композициях с определенной очевидностью можно наблюдать изображение плоскости земли — вид сверху, в сочетании с фронтальными изображениями отдельных объектов (дома, люди, деревья), но так, что каждое из этих изображений привязывается к своей системе координат. Такие рисунки, не очень часто, можно видеть у старших дошкольников и младших школьников при отсутствии педагогического руководства. Они по-своему могут говорить о наличии способностей в передаче пространства. Характерным элементом таких композиций обычно бывает дорога (или река), пруд, вдоль (или вокруг) которых ребенок выстраивает свои изображения. Эти изображения, как своеобразный рассыпавшийся карточный домик, своими основаниями привязаны к тому или иному участку дороги (пруда и т. д.).
Здесь наблюдается попытка ребенка дать наибольшую пространственную информацию в своем рисунке. Поскольку у таких детей еще очень слабо развита система зрительных фиксаций объектов окружающей действительности, их восприятие крайне фрагментарно. Они как бы фиксируют свое положение в тот или иной момент действия, не умея еще связать их в определенную систему.
Наиболее примечательным моментом в построении таких композиций является вращение листа бумаги в соответствии с необходимой привязкой того или иного изображения, так, что оно всегда расположено прямо перед взглядом ребенка. Даже в тех случаях, когда лист закреплен на мольберте, ребенок поворотом головы и всего туловища пытается найти соответствие фронтального изображения обозначенному плану местности.
А.В. Бакушинский такие рисунки называл геомет-рально-плановыми. В своей книге «Художественное творчество и воспитание» он приводит целый ряд примеров пространственного построения композиции «Хоровод» у детей разного возраста и у взрослых. Самые ранние рисунки на эту тему действительно представляют геометрально-плановое построение, но с возрастом и в условиях обучения они трансформируются во вполне реалистические. В ранневозрастных рисунках каждая фигура человека изображена фронтально, схематично и занимает свободное место по внешней стороне круга. В дальнейшем появляются профильные изображения фигур людей и элементы загораживания.
Древние египтяне вполне осознанно шли по пути большей пространственной ясности, и внешний схематизм их композиций обладает удивительной художественной выразительностью.
Примеры таких композиций встречаются в детском творчестве достаточно редко, их присутствие именно в этом возрасте показывают очевидные способности детей в поисках пространственных построений. В педагогической работе подобные построения могут быть «спровоцированы» таким заданием, как «Нарисуй улицу» или «Нарисуй хоровод». Незнание перспективных построений и способа загораживания старшими дошкольниками и младшими школьниками приводит к необходимости поворачивать лист бумаги и делать соответствующие изображения то с одной стороны, то с другой.
Эти примеры композиционных построений в свое время дали основания сравнивать развитие пространственных решений так, как это происходило в историческом развитии. Единичные изображения сродни рисункам первобытного человека, фризовые соответствуют искусству Древнего Египта.
В обычной, чаще всего не связанной с педагогической работой изобразительной деятельности такие построения достаточно редко появляются, и то у наиболее способных детей, и совершенно исчезают по мере накопления ими знаний и определенного жизненного опыта (сочетание фронтального и планового изображения).
Изображение производства кирпичей в Древнем Египте (фрагмент)
Традиционные представления древних египтян о передаче пространства можно видеть на этом рисунке. Изображения людей «первого плана» выполнены на основании нижнего края формата композиции, люди, расположенные дальше, изображены выше. Известно, что египтяне не изображали горизонтальных поверхностей в общепринятых перспективных построениях. В данном случае изображен водоем прямоугольной формы с растущими на его берегах деревьями. Два человека, явно выделенные размером, набирают глину. Изображение водоема — своеобразный чертеж, дающий полную информацию о данном объекте.
Искусствоведы конца XIX в. обратили внимание на явное сходство в построении пространства древними египтянами и детьми, что, в частности, явилось основанием для построения так называемой биогенетической концепции развития ребенка в изобразительной деятельности. По этой концепции следовало, что ребенок в изобразительной деятельности как бы проходит те же этапы, которое прошло человечество за время своего существования.
Представленный рисунок (см. в цвет, вклейке рис. 13) — великолепный образец детского творчества. Главные персонажи композиции нарисованы на первом плане, выделены соответствующим размером и ярким цветовым решением одежды. Центральная, фронтально расположенная группа людей, немного смещенная влево, уравновешивается профильной фигурой женщины с коляской, изображенной справа. Все фигуры по-своему динамичны: девочка с приподнятыми руками, шагающая фигура отца, мама, держащая в руках сумочку. В правой фигуре очень тонко передано положение ног — сапожок правой ноги чуть выше левого, а его носок закрывается левым. Одежда людей — пальто, головные уборы, обувь — очень индивидуальна и очень подробно декорирована. По-разному изображены окна домов. Рисунок по-детски повествовательно передает облик зимней городской улицы с сугробами и падающим снегом, горящими фонарями, надписями на зданиях.
Композиция имеет ярусное построение: фигуры расположены как бы на одной линии, чуть приподнятой от основания листа; вторым, четко обозначенным ярусом изображены дома в верхней части листа. Для ярусных композиций типичным является соблюдение определенного масштаба изображений первого и второго ярусов.
Необычным элементом композиции является изображение, расположенное между ярусами: фасад здания с надписью «Ясли № 26» и небольшого прямоугольной формы палисадника с играющими детьми и воспитательницей. Одни детишки играют в снежки, кто-то лепит снежную бабу, кто-то упал, а воспитательница выразительно стоит подбоченившись. Типичный прием, которым пользовались древнеегипетские художники.
Один малозаметный элемент указывает на вполне сознательное использование приема загораживания — голова крайней правой фигуры чуть загораживает изображение здания яслей.
В то же время в рисунке и много наивного, явно упущенного в руководстве учителя. Все здания изображены плоско, одними фасадами. Изображения крыш сливаются с фасадами, а не выступают над ними. Перед зданием на первом плане вообще не оставлено никакого пространства. Изображение коляски также решено плоскостно. Цветовое решение композиции частично — изображения зданий, неба остались без цвета. Отчасти это связано с использованием фломастеров, которыми достаточно трудно заполнить весь лист бумаги цветом.
Важным фактором, способствующим построению данной композиции, является образная установка учителя на выполнение задания. «Шум улицы» — тема непривычная, никогда не звучавшая для детей. Ее образное звучание вызывает множество ассоциаций, активизирующих творческую деятельность учащихся. Стоит заметить, что в классе совершенно не было похожих рисунков.
Загораживание в пространственных построениях рисунков — очень важный элемент целостной организации композиции. В рисунках дошкольников этот прием в силу их психологического развития почти не встречается. В рисунках младших школьников он сначала появляется как случайный элемент. Рисунки этих детей все больше и больше наполняются содержанием и, соответственно, различными изображениями, которые часто не планировались заранее. Развитие сюжета в процессе рисования часто приводит детей к изображениям, которые как бы накладываются одно на другое. От этих первоначально случайных построений и в силу накопления жизненных наблюдений осуществляется переход к сознательным изображениям, где одни предметы загораживают другие. Например, дерево, растущее перед домом, или человек стоящий перед машиной и т. д. (Катя К. «Человек, дерево, дом»[см. с. 100]).
Опытные учителя придают этому приему важное значение и целенаправленными действиями помогают детям сформировать такие понятия, как впереди — позади, ближе — дальше. Сформировать эти понятия возможно уже у дошкольников, когда в игровой форме им предлагают нарисовать сюжетные композиции, требующие размещения одних предметов позади и впереди других.