Композиционно-пространственные построения в детских рисунках.
Исследователи уже давно обратили внимание на определенную динамику изменения композиционно-пространственного построения детских рисунков (см. схему 4). Особенно убедительно это подтверждало биогенетическую теорию развития в изобразительной деятельности детей.
Возрастные особенности, проявляющиеся в придании своим изображениям все больше и больше пространственных качеств, здесь очевидны.
Вопросы, связанные с восприятием окружающей действительности, являются основополагающими в ряду проблем изобразительной деятельности детей. Многочисленные исследования этих проблем по-разному связывают механизмы восприятия с развитием изобразительной деятельности.
Восприятие пространства представляет собой чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величина, форма), а также их пространственных отношений, подразумевающих расположение относительно друг друга и воспринимающего субъекта. Рассмотрение этого вопроса осуществляется в неразрывной связи особенностей восприятия отдельных предметов и их взаимного расположения в пространстве.
Развитие ребенка сопровождается формированием различных жизненно необходимых рефлексов. Велика роль безусловных рефлексов. Благодаря им происходит активное освоение социального опыта. Неосознанные действия ребенка в начальный период его жизни направлены на ознакомление с окружающей обстановкой. Все органы чувств здесь играют огромную роль.
Зрительные ощущения вместе с кинестетическими включаются в освоение окружающего пространства.
По мере накопления опыта, связанного с развитием мышечно-суставных ощущений, а также опыта ориентации в пространстве, у ребенка формируется фиксированная установка глаз, на которую оказывают влияние отличительные внешние свойства объектов, такие как наличие светлотного и цветового контраста поверхностей, а также способности объекта перемещаться в пространстве.
В развитии ребенка большую роль играют его предметные действия, которые осуществляются в виде игровой деятельности, а также в расширении практического овладения пространством. Последнее связано с тем, что происходит активное и все возрастающее перемещение человека в пространстве, соответствующее его постоянному вертикальному положению относительно горизонтальной поверхности земли. Такое перемещение осуществляется в различных формах — поступательной, вращательной, колебательной и т. д. (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко, 1964, с. 80), и с разной скоростью. Все это имеет значение в формировании вестибулярного аппарата, что непосредственно сказывается в совершенствовании аппарата пространственной ориентации.
Восприятие пространства младшим дошкольником сопровождается соотнесением вертикального положения собственного тела с теми предметами, которые его окружают. На этот факт указывают выводы, которые сделала в результате наблюдения за изобразительной деятельностью Н.П. Сакулина. Так, дети сравнительно быстро научаются делать пусть примитивные, но достаточно узнаваемые изображения фигур людей. В то же время при изображении фигур животных они испытывают достаточные затруднения, связанные с необходимостью ориентации частей тела по горизонтали. В связи с этим в детских рисунках часто можно видеть стоящих на задних лапах котов, собак и др. («Чебурашка», «Поросенок»). Таким образом, переход из одной системы отсчета — вертикальной, к горизонтальной требует определенной перестройки, которая легко преодолевается путем организации специальных упражнений.
Другим фактором нормального развития ребенка является функционирование наряду с сигнальной системой, которая на первых этапах играет ведущую роль, второй сигнальной системы. В течение почти десяти лет эти системы развиваются как параллельные, но в результате развития и обучения роль слова и понятий в познании пространства приобретает все большее значение (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко, 1964, с. 95).
«Чебурашка». Слава А. 6 лет (см. цвет, вклейку рис. 22)
Характерное для дошкольников и первоклассников изображение животных. Образы таких изображений как бы заключают в себе самих авторов. Рисуя, ребенок часто Очень тонко имитирует их движения. Очень выразительно эмоциональное состояние «зверюшки» — полное печали...
«Поросенок». Надя Б. 6 лет. Акварель (см. цвет, вклейку рис. 23)
Великолепный образец композиционного решения. Традиционно принято все объекты вертикальной формы изображать на вертикально расположенном листе. Здесь формат листа расположен горизонтально. Центральное место занимает поросенок, стоящий на задних ножках. Слева и справа пустое пространство листа заполнено разводами сероватого цвета и, наконец, лист обрамлен рамкой красного цвета. Работа выполнялась на горизонтальной поверхности стола. Навыки работы с акварельными красками у ребенка еще не сформированы. И он все время старался управиться с большим количеством воды. Но поскольку лист бумаги лежал горизонтально, никаких подтеков не случилось, а сама работа получила характерный «акварельный» вид техники исполнения по-сырому.
Легкое, изящное исполнение в цвете с градациями красного — от темного к светлому — в изображении поросенка, разводами сложного цвета справа и слева. Эти разводы, ничего конкретно не изображающие, но несущие очень важный элемент композиционного заполнения листа, совершенно случайно приобрели сложное цветовое решение, поскольку кисть юного художника не ополаскивалась и несла в себе многие компоненты ученического набора красок.
Завершилась работа обводкой рамки красного цвета. Вся работа выполнялась большой кистью, и рамка зафиксировалась как на листе бумаги, так и на поверхности стола. Особая прелесть этой рамки состоит в ее неровности, придающей всей композиции легкость, изящество, эмоциональность...
Известный советский психолог А.А. Люблинская, специально занимавшаяся вопросами восприятия пространства детьми, в связи с отмеченной возрастающей ролью слова в отражении этого пространства выделила три категории усваиваемых ребенком элементарных знаний о пространстве: «1) отражение удаленности предмета и его местоположения; 2) ориентировка в направлениях пространства; 3) отражение пространственных связей между предметами» (цит. по книге Б.Г. Ананьева, Е.Ф. Рыбалко, 1964, с. 99).
Все эти категории в трактовке пространства мы можем видеть на примере изобразительной деятельности ребенка. Действительно, чем быстрее ребенок освоит такие словесные обозначения расположения объектов в пространстве и между собой, как «над», «под», «сзади», «спереди», «высоко», «низко» и т. д., тем скорее он научается соответствующим образом строить свои изображения.
Любопытную закономерность в определении пространственных отношений детьми дошкольного возраста выявила в своих исследованиях ТА. Мусеибова. Так, «освоение каждой отдельной группы пространственных отношений проходит стадию выработки известного опорного образа, выполняющего функцию точки отсчета в системе координат. После такой выработки опорного образа становится возможным отдифференцировка и противоположного положения объектов. В каждой из пар пространственных обозначений осваиваются первоначально только одно из них, а именно: "под", "справа", "сверху", "сзади", "посередине", "друг над другом". Освоение противоположных значений "над", "слева", "снизу" и т. д. происходит позднее, на основе их сравнения с первыми» (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко, 1964, с. 104-105).
Композиционно-пространственные проявления в изобразительной деятельности детей мы рассматриваем по следующим параметрам.
· «Свободное» изображение на листе.
· Фризовые построения:
- одно «фризовое на кромке» листа;
- одно «фризовое на полосе»;
- «двух-, трехфризовое».
· Развернуто-плановые построения:
- совмещение вида сверху с фронтальным изображением;
- «Египетский вариант».
· Наличие загораживания.
· Элементы пространственного построения:
- передача масштаба;
- передача планов;
- наличие горизонта;
- воздушная перспектива.
· Перспективное построение изображения:
- в системе центральной перспективы;
- в системе угловой перспективы.
«Свободное» изображение на листе. Рисунки, выполненные подобным образом, характерны для детей дошкольного возраста. Они появляются в раннем детстве, после периода так называемых каракуль, и представляют собой единичные изображение предметов окружающей действительности — человек, животное, цветок, дерево и т. д. Такие изображения чаще располагаются в центре листа. Ребенок апеллирует еще единичными понятиями и вполне довольствуется тем, что он нарисовал. Качество изображений может быть весьма различным, что будет рассмотрено ниже, а по композиционным признакам оно может быть решено по следующим признакам: очень крупное, мелкое и соразмерное формату листа.
Совершенно очевидно сокращение подобных композиционных построений уже в дошкольном возрасте и почти полное их отсутствие у младших школьников. Нормальное развитие ребенка подготавливает переход на новые ступени освоения композиционно-пространственных построений («Мама»[см. с. 27]; Саша К., Настя А. «Человек, дерево, дом»;рисунки детей старшей группы дошкольного возраста «Человек, дерево, дом»).В процессе освоения окружающей действительности намечается переход к фризовому или развернуто-плановому построению композиций.
«Человек, дерево, дом». Саша К. 4 года. Цветные мелки (см. цвет, вклейку рис. 5)
Рисунок выполнен по тестовому заданию «Человек, дерево, дом».
В рисунке Саши заданные объекты расположены как бы на земле: центральное место занимает человек неопределенного пола с поднятыми руками; слева красный домик с синей крышей; справа тоненькое дерево; солнышко, чуть смещенное влево; облака. Все объекты, хотя и схематичны, хорошо узнаваемы. Масштабность изображений не соблюдается: величина домика, человека и дерева одинаковые.
«Человек, дерево, дом». Настя А. 4 года. Цветные мелки
Рисунок Насти во многом схож с рисунком Саши — перечисленным объектам придано одинаковое значение, но их основания расположены на разном уровне, однако это еще не есть пространственное построение. Предметы как бы «висят» в пространстве. Можно наблюдать удивительную ритмичность композиции: легкий вертикальный изгиб дерева слева, наклоненный вправо домик и совсем наклоненная фигура человека. Все это стабилизируется с ярким красным пятном солнышка. Равновесие всех направлений и цветовых пятен изображения составляет целостность композиции. Данный рисунок является ярким примером природного чувства композиции.
«Человек, дерево, дом». Рисунки детей старшей группы дошкольного возраста (5-6 лет).
Приведенные рисунки демонстрируют различные варианты построения композиции по тестовому заданию «Человек, дерево, дом».
Рис. 1. Петя М.
В рисунке Пети М. изображенные объекты разбросаны на плоскости листа, как бы парят в пространстве. Сюжет для рисунка он выбрал в виде иллюстрирования сказки. Выразительно нарисованы избушка на курьих ножках с совой на крыше, ель, и совсем необычна женская фигура, повернутая к нам спиной. Акварельные краски придают изображению определенную выразительность и четкость. Смысловые связи не прослеживаются.
Рисунок Ильи К., возможно, более примитивен, чем предыдущий, но в нем есть привязка изображений к нижнему краю листа, выделенному зеленой полосой травы, — фризовая композиция. Фигура человека нарисована в виде синего квадрата (туловище), красных палочек (ноги) и желтого кружка головы. Рук нет. Непонятной формы два дерева, цветок и многоэтажный дом.
Подобные фризовые композиции — в рисунках Даниила К., Иры 3. и Оли К. Только у Оли все объекты выстроены на кромке листа, а у Даниила и Иры фигура человека и дерево как бы возвышаются на полосе зелени травы. Фигуры людей очень схематичны, но на рисунке Оли просматриваются признаки женской фигуры.
Рисунок Гришй Б. обладает признаками пространственного построения: человек и деревья (ель и какое-то лиственное дерево) отодвинуты от нижнего края листа, а основание домика расположено чуть выше. Горизонтальная поверхность земли помечена короткими вертикальными линиями зеленого цвета, обозначающими траву.
В рисунках старших дошкольников можно видеть частичное цветовое решение — желтое солнышко, полоска синего неба, домики не всегда закрашены, так же, как и фигуры людей.
Но даже такая подборка рисунков показывает, насколько различны индивидуальные проявления детей.
Фризовые композиции наиболее типичны для старших дошкольников и младших школьников. В них складывается определенная система координат — привязка тех или иных изображений к основанию листа (нижней кромке листа). Дети достаточно логично объясняют подобные построения тем, что нижний край листа — это земля (Алена П. «Человек, дерево, дом»; Андрей П. «Сказка о Золотом петушке» [см. с. 56]; Катя К. «Человек, дерево, дом»).
Человек, дерево, дом». Алена П. 8 лет
Изображение девочки (фрагмент). Рисунок и в цвете — фломастеры
Пример фризовой композиции на кромке листа. Последовательность рисования: дерево — дом — человек. Все объекты изображены плоскостно, каждый в отдельности. Необычно изображена кровля дома — с круглым чердачным окном, с маковкой на крыше и свисающей над стенами дома кровлей. Вполне естественно использован черный цвет для обозначения кровли и прически девочки. Все пространство листа заполнено цветом (небо заштриховано легким нажимом синего карандаша).
Выразительна фигурка девочки — в сапожках, с бантом и распущенными волосами, тонкой талией, в сиреневом платье с ярко контрастирующим изображением сердечка. Рисунок достаточно подробно для этого возраста передает черты лица (глаза, брови), детали одежды (декольте, поясок, рукава, волнистый обрез нижнего края платья) и, конечно, украшение в виде сердечка.
«Человек, дерево, дом». Катя К. 7 лет
(см. цвет, вклейку рис. 12)
Пример фризовой композиции на полосе (едва оторванной от нижнего края листа). Для ребенка этого возраста примечательно изображение трехмерного домика и фигурки девочки на фоне этого домика (прием загораживания) . Движение почти не наблюдается, фигурка девочки статична. Только дым стелется вправо. Воспроизведение ков и провести линию, на которой уже
Поскольку известно, что проведение горизонтальных линий для ребенка представляют определенные сложности (В.И. Киреенко), ему гораздо проще принять за горизонтальное основание изображений нижний край листа.
В старшем дошкольном возрасте педагоги пользуются достаточно простым приемом, предлагая детям отступить от края листа на толщину двух-трех пальчиков и провести линию, на которой уже можно рисовать предметы. Такой подход закрепляется требованием придать отмеченной полосе то или иное цветовое состояние: зеленая трава, коричневая земля, желтый песок («Человек, дерево, дом».Рисунки детей старшей группы дошкольного возраста. См. с. 97).
Таким образом, появляются «фризовые на полосе» композиции, которые знаменуют более высокий уровень композиционно-пространственных построений.
Фризовые композиции могут наблюдаются в работах младших школьников вплоть до 4 класса. Естественно, то, что хорошо для дошкольника, будет недостатком для более старших детей. В процессе изобразительной деятельности наблюдается заметная, положительная динамика — от возраста к возрасту подобные построения все заметнее сокращаются.
Удивительной выразительностью отличаются «двух-, трехфризовые» композиции. Это невольное, спонтанное желание ребенка показать в рисунке пространство. Такие рисунки встречаются не очень часто и характерны для наиболее способных детей. Изображение, выполненное на нижнем фризе — ярусе, — дополняется еще одним ярусом, на котором появляются изображения логично связанные с нижним. Примечательно, что объекты верхнего яруса выдерживаются в более мелком масштабе, чем объекты нижнего. Во многом такие рисунки устраивают детей до тех пор, пока не ставится задача заполнить лист бумаги цветом. И тогда обнаруживается несуразность в цветовом объединении ярусов (Петя Т. «Зима»;Миша К. «Три поросенка», «Царевна-лягушка»;Лена Г. «Лес»;Лена Ш. «Осень»).
«Зима». Петя Т. 8 лет. Акварель
Нижний ярус расположен на кромке листа и включает изображение синего снега и двух берез с опущенными ветвями и характерными черными точками на стволах.
Второй ярус расположен в верней части листа. На полосе синего цвета можно видеть две елочки, березу, два дерева справа непонятной породы и домик. Домик изображен как бы в двух проекциях — торцевая и боковая стены желтого цвета и красного цвета крыша.
Объединяет эти два яруса диагональ голубой полосы (речки или дороги) с растущими по краям кустарниками.
Характерным признаком двух- и более ярусных композиций является соблюдение масштабности в изображении объектов. Березы на нижнем ярусе явно отличаются размером от березки на втором ярусе.
Двух- и более ярусные композиции никогда полностью не заполняются цветом.
Пример сочетания двухъярусной и плановой композиции. Домик сознательно изображен загораживающим второй ярус. На нижнем ярусе пространственно изображены цветы и растения. Хорошо заметны масштабные отличия объектов нижнего и верхнего ярусов. Незаполненное цветом пространство между нижним и верхним ярусом, характерное для подобных композиций, составляет определенную выразительность изображения.
«Царевна-лягушка». Фломастер
Пример сочетания ярусной композиции с развернуто-плановой. Лягушка на болоте изображена как бы сверху. Изображение цветов и деревьев составляют два яруса.
Ярко выраженный пример ритмических построений — цветы, деревья.
«Лес». «Осень»
Развернуто-плановая композиция с наличием в центральной части диагонали дороги. Работа, начатая в цвете с изображения деревьев, в дальнейшем привела к большим трудностям в изображении земли, что закончилось возникновением многочисленных пробелов. Количество художественных образов крайне ограничено. Изображение дерева однообразно повторяется по всей поверхности листа.
«Осень». Лена Ш. 8 лет. Акварель
Фризовая композиция. Неполное заполнения листа цветом. Пример, когда ребенок рисует кистью, при этом наблюдается определенная выразительность цветового решения, соответствующего краскам осени.
Многоярусные композиции появляются в изобразительной деятельности наиболее способных детей и совершенно исчезают по мере освоения более сложных композиционных построений.
В зависимости от поставленных перед ребенком задач на выполнение того или иного задания могут появляться как фризовые, так и развернуто-плановые композиции [ЛенаГ. «Лес»;ЛенаШ. «Осень»).Особенно это очевидным становится, когда ребенок пытается показать на рисунке большие пространства или действия, которые еще не укладываются в единую систему перспективных построений. Особенно примечательны задания, связанные с изображением леса или батальной сцены — сражения, когда нужно изобразить воинов так, чтобы они не загораживали друг друга и в то же время производили впечатление многофигурной композиции. Там, где есть необходимость показать множество объектов, например лес, появляются развернуто-плановые композиции, а там, где решается конкретный сюжет, — фризовые композиции.
Развернуто-плановые композиции характерны для рисунков старших дошкольников и младших школьников. Наиболее распространенный тип таких рисунков — это совмещение вида сверху с фронтальным изображением. Ребенок заполняет почти весь лист изображениями — деревьями, цветами, людьми и т. д. Когда дело доходит до раскрашивания, обнаруживается, что нет места для неба и солнышка. И тогда эти изображения «врезаются» в ранее обозначенный рисунок. Отличительной стороной таких композиций является фронтальное изображение объектов на фоне поверхности земли, которая пронизывается диагональю изображений реки или дороги.
Здесь просматривается также спонтанная потребность ребенка отразить в рисунке пространственные построения. Основания нижних изображений представляются более близкими, чем основания верхних. Однако удаленность предметов не поддерживается в изображении изменением их масштаба.
Композиционные изображения подобного рода в условиях отсутствия надлежащего обучения почти повсеместно встречаются у старших дошкольников и постепенно исчезают к 4 — 5 классу.
Так называемый «Египетский вариант» представляет собой как бы изображение-чертеж. Пример подобного композиционно-пространственного построения восходит к Древнему Египту. Этот удивительный прием изображения описывается как в искусствоведческой литературе (М.В. Алпатов, 1940), так и в психологической (Н.Н. Волков, 1950; Р. Арнхейм, 1974).
В таких композициях с определенной очевидностью можно наблюдать изображение плоскости земли — вид сверху, в сочетании с фронтальными изображениями отдельных объектов (дома, люди, деревья), но так, что каждое из этих изображений привязывается к своей системе координат. Такие рисунки, не очень часто, можно видеть у старших дошкольников и младших школьников при отсутствии педагогического руководства. Они по-своему могут говорить о наличии способностей в передаче пространства. Характерным элементом таких композиций обычно бывает дорога (или река), пруд, вдоль (или вокруг) которых ребенок выстраивает свои изображения. Эти изображения, как своеобразный рассыпавшийся карточный домик, своими основаниями привязаны к тому или иному участку дороги (пруда и т. д.).
Здесь наблюдается попытка ребенка дать наибольшую пространственную информацию в своем рисунке. Поскольку у таких детей еще очень слабо развита система зрительных фиксаций объектов окружающей действительности, их восприятие крайне фрагментарно. Они как бы фиксируют свое положение в тот или иной момент действия, не умея еще связать их в определенную систему.
Наиболее примечательным моментом в построении таких композиций является вращение листа бумаги в соответствии с необходимой привязкой того или иного изображения, так, что оно всегда расположено прямо перед взглядом ребенка. Даже в тех случаях, когда лист закреплен на мольберте, ребенок поворотом головы и всего туловища пытается найти соответствие фронтального изображения обозначенному плану местности.
А.В. Бакушинский такие рисунки называл геомет-рально-плановыми. В своей книге «Художественное творчество и воспитание» он приводит целый ряд примеров пространственного построения композиции «Хоровод» у детей разного возраста и у взрослых. Самые ранние рисунки на эту тему действительно представляют геометрально-плановое построение, но с возрастом и в условиях обучения они трансформируются во вполне реалистические. В ранневозрастных рисунках каждая фигура человека изображена фронтально, схематично и занимает свободное место по внешней стороне круга. В дальнейшем появляются профильные изображения фигур людей и элементы загораживания.
Древние египтяне вполне осознанно шли по пути большей пространственной ясности, и внешний схематизм их композиций обладает удивительной художественной выразительностью.
Примеры таких композиций встречаются в детском творчестве достаточно редко, их присутствие именно в этом возрасте показывают очевидные способности детей в поисках пространственных построений. В педагогической работе подобные построения могут быть «спровоцированы» таким заданием, как «Нарисуй улицу» или «Нарисуй хоровод». Незнание перспективных построений и способа загораживания старшими дошкольниками и младшими школьниками приводит к необходимости поворачивать лист бумаги и делать соответствующие изображения то с одной стороны, то с другой.
Эти примеры композиционных построений в свое время дали основания сравнивать развитие пространственных решений так, как это происходило в историческом развитии. Единичные изображения сродни рисункам первобытного человека, фризовые соответствуют искусству Древнего Египта.
В обычной, чаще всего не связанной с педагогической работой изобразительной деятельности такие построения достаточно редко появляются, и то у наиболее способных детей, и совершенно исчезают по мере накопления ими знаний и определенного жизненного опыта (сочетание фронтального и планового изображения).
Изображение производства кирпичей в Древнем Египте (фрагмент)
Традиционные представления древних египтян о передаче пространства можно видеть на этом рисунке. Изображения людей «первого плана» выполнены на основании нижнего края формата композиции, люди, расположенные дальше, изображены выше. Известно, что египтяне не изображали горизонтальных поверхностей в общепринятых перспективных построениях. В данном случае изображен водоем прямоугольной формы с растущими на его берегах деревьями. Два человека, явно выделенные размером, набирают глину. Изображение водоема — своеобразный чертеж, дающий полную информацию о данном объекте.
Искусствоведы конца XIX в. обратили внимание на явное сходство в построении пространства древними египтянами и детьми, что, в частности, явилось основанием для построения так называемой биогенетической концепции развития ребенка в изобразительной деятельности. По этой концепции следовало, что ребенок в изобразительной деятельности как бы проходит те же этапы, которое прошло человечество за время своего существования.
Представленный рисунок (см. в цвет, вклейке рис. 13) — великолепный образец детского творчества. Главные персонажи композиции нарисованы на первом плане, выделены соответствующим размером и ярким цветовым решением одежды. Центральная, фронтально расположенная группа людей, немного смещенная влево, уравновешивается профильной фигурой женщины с коляской, изображенной справа. Все фигуры по-своему динамичны: девочка с приподнятыми руками, шагающая фигура отца, мама, держащая в руках сумочку. В правой фигуре очень тонко передано положение ног — сапожок правой ноги чуть выше левого, а его носок закрывается левым. Одежда людей — пальто, головные уборы, обувь — очень индивидуальна и очень подробно декорирована. По-разному изображены окна домов. Рисунок по-детски повествовательно передает облик зимней городской улицы с сугробами и падающим снегом, горящими фонарями, надписями на зданиях.
Композиция имеет ярусное построение: фигуры расположены как бы на одной линии, чуть приподнятой от основания листа; вторым, четко обозначенным ярусом изображены дома в верхней части листа. Для ярусных композиций типичным является соблюдение определенного масштаба изображений первого и второго ярусов.
Необычным элементом композиции является изображение, расположенное между ярусами: фасад здания с надписью «Ясли № 26» и небольшого прямоугольной формы палисадника с играющими детьми и воспитательницей. Одни детишки играют в снежки, кто-то лепит снежную бабу, кто-то упал, а воспитательница выразительно стоит подбоченившись. Типичный прием, которым пользовались древнеегипетские художники.
Один малозаметный элемент указывает на вполне сознательное использование приема загораживания — голова крайней правой фигуры чуть загораживает изображение здания яслей.
В то же время в рисунке и много наивного, явно упущенного в руководстве учителя. Все здания изображены плоско, одними фасадами. Изображения крыш сливаются с фасадами, а не выступают над ними. Перед зданием на первом плане вообще не оставлено никакого пространства. Изображение коляски также решено плоскостно. Цветовое решение композиции частично — изображения зданий, неба остались без цвета. Отчасти это связано с использованием фломастеров, которыми достаточно трудно заполнить весь лист бумаги цветом.
Важным фактором, способствующим построению данной композиции, является образная установка учителя на выполнение задания. «Шум улицы» — тема непривычная, никогда не звучавшая для детей. Ее образное звучание вызывает множество ассоциаций, активизирующих творческую деятельность учащихся. Стоит заметить, что в классе совершенно не было похожих рисунков.
Загораживание в пространственных построениях рисунков — очень важный элемент целостной организации композиции. В рисунках дошкольников этот прием в силу их психологического развития почти не встречается. В рисунках младших школьников он сначала появляется как случайный элемент. Рисунки этих детей все больше и больше наполняются содержанием и, соответственно, различными изображениями, которые часто не планировались заранее. Развитие сюжета в процессе рисования часто приводит детей к изображениям, которые как бы накладываются одно на другое. От этих первоначально случайных построений и в силу накопления жизненных наблюдений осуществляется переход к сознательным изображениям, где одни предметы загораживают другие. Например, дерево, растущее перед домом, или человек стоящий перед машиной и т. д. (Катя К. «Человек, дерево, дом»[см. с. 100]).
Опытные учителя придают этому приему важное значение и целенаправленными действиями помогают детям сформировать такие понятия, как впереди — позади, ближе — дальше. Сформировать эти понятия возможно уже у дошкольников, когда в игровой форме им предлагают нарисовать сюжетные композиции, требующие размещения одних предметов позади и впереди других.