Искусство России рубежа XIX-XX века.
Седьмой класс.
Тема 1Русское искусство второй половины 19 века.
Закончена эпоха романтизма,в живописи утвердился стиль реализм как основной метод в художественной культуре середины и второй половины века.
В жизни общества начинают преобладать революционные настроения, что в станковом искусстве проявляется стилем критический реализм.
* Искусство-проповедь, искусство-размышление над нравственными проблемами в духе Достоевского и Толстого – так понимали свои задачи чуть ли не все выдающиеся русские живописцы этого времени, люди, как правило, необычайного душевного благородства, искренне радевшие за судьбу Отечества. Но в этой тесной связи с литературой была и своя обратная сторона. Беря чаще всего непосредственно из нее все те остросоциальные проблемы, которыми жило тогда русское общество, художники выступали, по сути, не столько выразителями этих идей, сколько их прямыми иллюстраторами, прямолинейными толкователями. Социальная сторона заслоняла от них задачи чисто живописные, пластические, и формальная культура неизбежно падала. Как верно замечено, «иллюстративность погубила их живопись».
* текст для ознакомления, не обязателен для записи.
Основные представители КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА в живописи.
Павел Андреевич Федотов(1815– 1852)
Всего несколько лет своей короткой трагической жизни посвятил он живописи, но сумел выразить сам дух России 40-х годов. Сын суворовского солдата, принятый в Московский кадетский корпус за заслуги отца, Федотов 10 лет служил в Финляндском гвардейском полку. Выйдя в отставку, он занимается в батальном классе А.И. Зауервейда. Федотов начал с бытовых рисунков и карикатур, с серии сепий в которых заявил о себе как бытописатель сатирического толка.
1. Серии сатирических сепий «Жизнь собачки Фидельки», «Модный магазин», «Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант»
2. Бытовая жанровая живопись: «Игроки», «Свежий кавалер», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Сватовстве майора», «Завтрак аристократа»
Василий Григорьевич Перов (1834–1882), явился идейным продолжателем дела П.Федотова, сумев с обличительным пафосом показать многие стороны простой будничной жизни:
1. неприглядный облик некоторых священнослужителей («Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах»),
2. беспросветную жизнь русских крестьян («Проводы покойника», «Последний кабак у заставы»),
3. быт городской бедноты («Тройка») и интеллигенции, вынужденной искать нелегкий заработок у «денежных мешков» («Приезд гувернантки в купеческий дом»).
Они просты по сюжету, но пронзительны в своей скорби. Как и Федотов, Перов начинает с картин-рассказов, где акцент делается на какой-то одной детали (например, перевернутая лицом вниз икона или упавший в грязь молитвенник в «Сельском крестном ходе на Пасхе»).
ПЕРЕДВИЖНИКИ–
«Товарищество передвижных художественных выставок» - объединение русских художников второй половины 19 века. Высокий социальный дух творчества – «труд художника должен быть дорог и нужен обществу». Основным жанром работ стал БЫТОВОЙ жанр. Членами ТПХВ в разные периоды были разные художники.
Устав новой организации был утвержден в 1870 году. В основе главных идей художников-передвижников были постулаты философского романтизма. Их цель – создание нового искусства, освобожденного от сухих безжизненных рамок. Мир должен был увидеть сам себя через призму истории. В целом передвижники ориентировались на современность, создавая большое количество жанрово-бытовых сюжетов. Искусство должно быть связано с реальностью напрямую, согласно принципам передвижников, поэтому основными стилями их работ оставались реализм и импрессионизм.
Задание с\р: ко всем репродукциям найти название и дату создания
а) Григ.Григ. Мясоедов
б) Василий Максимов
в) Владимир Маковский
г) Николай Ярошенко
д) Василий Перов
* Бытовые, мещанские сцены, трагедия «маленького» человека
е) Иван Крамской– идеолог и вдохновитель товарищества
* Портреты
* Жанровые сцены
* Религиозные сюжеты
ж) Николай Ге
Историческая и мифологическая живопись, но с новым осмыслением.
«Тайная вечеря»
з) Алексей Саврасов – один из основателей русского реалистического пейзажа
и) «Иван Иванович Шишкин – титан русского пейзажа
* «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»
* «Утро в сосновом лесу» (вместе с К.А. Савицким)
* «Рожь»
к) Федор Васильев – «гениальный мальчик»
* «Отттепель»
* «Мокрый луг»
л) Архип Иванович Куинджи – колорист пейзажа
* «Вечер на Украине»
* «Березовая роща»
* «Ночь на Днепре»
м) Василий Дмитриевич Поленов,проникновенные пейзажи, мечта о религиозной тематике
* «Московский дворик»
* «Бабушкин сад»
* «Заросший пруд»
* Библейская тематика «Христос и грешница»
н) Илья Ефимович Репин
«Бурлаки на Волге»
* «Не ждали.»
* «Иван Грозный и сын его Иван 16.11.1581г»
* «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
о) Василий Иванович Суриков –сибирская мощь
*
*
*
*
*
*
*
*
*
* «Утро стрелецкой казни»
* «Боярыня Морозова»
* «Взятие снежного городка»
*
2. Иван Константинович Айвазовский – маринист (6000 картин)
а) «Девятый в
б)
в) ал»
г) «Черное море»
3. Василий Васильевич Верещагин- баталист
а) «Апофеоз войны»
б) «Двери Тамерлана»
4. Виктор Михайлович Васнецов – былинный художник
а) «Алёнушка»
б) «Три богатыря»
в) «Витязь на распутье»
5. Апполинарий Михайлович Васнецов – исторический пейзаж.
6. Исаак Левитан – лирика русского пейзажа
а) «Осенний день»
б) «У омута»
в) «Владимирка»
г) «Над вечным покоем»
д) «Март»
II.
1. Михаил Врубель – тонкий символист. перфекционист.
* Демоны
* «Царевна-лебе дь»
* «Богатырь»
* «Принцесса Грёза»
* «Пан»
2. Виктор Борисов-Мусатов – символизм галантного века
* «Автопортрет с сестрой»
* «Водоем»
* «Изумрудное ожерелье»
3. Объединение«Мир искусства» (С-ПБ)
* Александр Николаевич Бенуа
* Лев Бакст
* Константин Сомов
* Мстислав Добужинский
* Н. К. Рерих
* Е. Е. Лансере
* Д. И. Митрохин
* А. П. Остроумова-Лебедева
* Чемберс, Владимр Яковлевич
* А. Е. Яковлев
* Я.Ф. Ционглинский
* Вильгельм Пурвит
* И.Ф.Билибин
4. Николай Константинович Рерих
* славянский цикл
* Восточный цикл
5. Иван Федорович Билибин
6. «Союз русских художников» (Москва)
* КонстантинЮон
* АбрамАрхипов
* ИгорьГрабарь
* АркадийРылов
7. Борис Кустодиев
* купеческая тематика, народные праздники
8. Зинаида Серебрякова
* «За Туалетом. Автопортрет.»
9.Объединение«Голубая роза»
* Павел Кузнецов
* Сергей Судейкин
* Николай Сапунов
* Мартирос Сарьян
* Петр. Уткин
* Николай П. Крымов
* Анатолий А. Арапов
* Артур В. Фонвизин
* Братья Николай Дмитриевич и Василий Дм. Миллиоти
* Николай Феофилактов
* В. Дриттенпрейс
* Иван Кнабе
* Н. П. Рябушинский
Искусство XX века.
Кузьма Петров-Водкин
«Бубновый валет»
«Ослиный хвост»
Марк Шагал
Василий Кандинский
Павел Филонов
Казимир Малевич
Супрематизм
Владимир Татлин
Вальтер Гропиус и «Баухаус»
Людвиг Мис ван дер Роэ
Ле Корбюзье
Френк Ллойд Райт
Фофизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
Метафизическая живопись
Неопластицизм
Дадаизм
Сюрреализм
Абстрактный экспрессионизм
Поп-арт
Гипперреализм
Концептуализм
Компьютерное искусство
Историческая обстановка: чудовищные мировые войны, тоталитарные режимы, гонка вооружений, абсолютная потеря «истин» эпохи Возрождения и Просвещения. Человек остался наедине с новым грозным непонятным миром как в первобытные времена.
Художественные тенденции: стирание национальных и государственных рамок, огромное разнообразие направлений, особенно авангардных (франц. avant-garde – «передний край»). Переосмысление отношений «действительность-художник-зритель»: от поиска новых форм старых ценностей – до полного отрицания каких либо форм знакомой эстетики.
Искусство России: рацвет стиля модерн (нач ХХв. – 30гг.), «советский период»(30 – 80гг.), сочетания разных стилей в разных формах, заново открыта иконопись, городская, народная культура(лубок, вывеска, афиша). В начале 10гг. – первые проявление абстракционизма (беспредметного искусства), СОЦАРТ(соц.реализм). С 1932 г.- гос. системы творческих союзов: Союз художников, Союз архитекторов,…) . Все, что кроме СОЦАРТА в подполье.
I.Архитектура -
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХХ ВЕКА
1. «Баухауз»- «дом строительства»(Германия) - первая школа дизайна и архитектуры, основ. – Вальтер Гропиус- ассистент Беренса (AEG)
а) Обувная фабрика «Фагус» - принцип функционализма – главенства практических функций и человеческих потребностей.
б) Создание училища «Баухауз» и строительство здания для него. Идея – воссоединение искусства, техники и науки
в) Здание «Баухауз» в Дессау – Гропиус и фон Мейер
г) Одноэтажное здание в Импингтон-Вилледж (Англия)
д) постройки в Америке
2. Людвиг Мис ван дер Роэ – (Германия, США)
а) Появление международного стиля: стальные несущие конструкции, «навесные стены», отсутствие декора.
б) идея «свободного плана» и «непрерывного пространства» (павильон Германии на Межд. выставке в Барселоне, 1929г., вилла Тугендхат)
в) Комплекс зданий Иллинойского технологического института
г) Американские небоскребы (единый «монолит» из стекла), жилые дома на Лейк-Шор-драйв
3. Ле Корбюзье – не получил специального образования, разрабатывал принципы строительства современного города и жилища.
а) «Дом-Ино»
б) «Пять пунктов» архитектуры (Вилла Савой)
в) Здание Центросоюза в Москве.
г) Изменение отношения к ДОМУ, больше лиричности, теплоты, народности форм
* Дом Эррасурис в Чили
д) Литературные труды, исследование возможностей современных пропорций: МОДУЛОР- средние размеры человеческого тела + «золотой ряд»(а, а, а+а, а+а+а, а+а+а + а+а, ….)
* Большой жилой дом в Марселе
* Капелла в Роншане
* Монастырь Ля-Туретт у Лиона
* Национальный музей западного искусства в Токио
* Центр искусств в Кембридже
4. Френк Ллойд Райт (США) начало тв-ва еще в 19 веке
а) «Стиль прерий» - нависающие карнизы, низкие террасы, сады за оградами
«органичная» * собственный дом Райта в Оукпарке
архитектура: *дом Уинслоу в Ривер Форест
включ. в ландшафт, *дом Уиллитса в Хайленд-парке
природн. материал *дом Роби в Чикаго
б) Ларкин-билдинг в Буффало(матер.–бетон, примен. один из перв.)
в) Церковь в Оук-парке
Неприятие на родине, но овации в Европе, активное проектирование с новыми материалами: стекло – «застывший воздух», «город широкого простора» благодаря развитию транспорта – утопия
г) здание компании «Джонсон и сын» - неземной простор
д) Вилла Кауфмана («Дом над водопадом»)
е) Здание музея Гугенхейма (огромная спираль)
ж) Проект небоскреба «Иллинойс» - неосуществлен по финанс. пр.
Вторая половина ХХ века.
Переход права архитектурного авангарда от Центральной Европы к США, Мексике, Бразилии, Японии и к окружным евр странам:Италии, Скандинавии.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО (2мир война – много разрушений). «Афинская хартия»1943г. – регламент городской застройки: разгранич. жилых, промышл., обществ.-культ. районов, равновесие трансп. и жилого сектор.
революция стройит. техники – тонкостенный бетон, аллюминий пластмассы, синтетич. пленка
5. Брутализм
а) Эллисон и Питер Смитсоны
* Здание редакции журнала «Экономист»
6. Новое барокко(выразит., криволинейные формы и конструкции из мира живой природы – биоморфизм)
а) Аэропорт компании TWA – форма огромного ската.
7. Постмодернизм – оппонент функционализма.
а) Малый дворец спорта в Риме (Нерви и Вителоци)
б) Город Бразилиа,1960г . – столица с нуля, план – огромная птица.
8. Метаболисты – преобразование ассоциаций.
а) Центр СМИ в Кофу, Кендзо Тенгэ
б) Оперный театр в Сиднее (Йорн Уотсон)
в) Район Дефанс в Париже.
Архитектура России и СССР – монополия на архит. заказы – у государства, вначале периода – подъем творчества в широком поле вариантов (без существенных ограничений) – «строительство нового мира»
9. «Революционный стиль» - популяризация мотивов Востока
а) Памятник борцам революции на Марсовом поле (С-П)
б) Мавзолей В.И.Ленина – Щусев
в) Шуховская башня (радиобашня, арх. – Шухов) – использование гиперболоидных конструкций
10. АСНОВА(ассоциация новых архитекторов) – ведущий – Ладовский, Мельников
11. ОСА(Объединение современных архитекторов) – братья Веснены, Гинсбург, Леонидов, Голосов – ближе к конструктивизму
Спор УРБАНИСТОВ и ДЕЗУРБАНИСТОВ
12. 1932г. – учреждена Академия Архитектуры СССР, линия: наследие Античности и Возрождения
а) Жилой дом на Моховой ул., 1932г., Жолтовский
Но! в основном - эклектика
б) Главный павильон ВСВ(ныне ВВЦ)
13. Реконструкция Москвы - центра (группа Семенова): транспорт, зоны отдыха, мосты.
а) «Дворец Советов» на месте хр.Христа Спасителя (неосуществлен)
б) Серия высотных зданий – дорогих по материаллам – «Сталинский ампир»
* МГУ на Воробьевых горах
Вторая половина ХХ века.
Указ, осуждавший архитектурные излишества и украшательство. Массовое жилое строительство (расселение коммуналок) – «хрущевки». Озелененные микрорайоны вокруг обществ. и культурн. зданий – массовость, но однотипность жилья
* Искл.: Кинотеатр «Россия» 1961г.
* Дом нового быта в Новых Черемушках 1969 (общежитие МГУ)
Эталон – бетонная призма с лентами окон
* Государственный Кремлевский Дворец
* Новый Арбат
* Новое здание театра драмы и комедии на Таганке
* Останкинская башня
90-е – бум строительства:
* Восстановлен Храм Христа Спасителя
* Подземный Манеж
14. ХАЙ-ТЕК + исторические стили
* Гостинный двор
* МОСКВА-СИТИ
II.Скульптура
1. Экспрессионизм классический традиционный авангард
а) Эрнст Барлах (Германия)
* «Памятник павшим»
* «Мститель»
б) Альберто Джакомети (Швейцария)
* Шагающий человек
2. Виталисты (vitalis-жизненный) символизм и абстрактные образы идеи.
а) Генри Мур (Англия) – «органические формы»
* «Полулежащая»
* «Струнные мать и дитя»
* «Семейная группа»
* «Лежащая фигура» - все меньше узнавания
б) Константин Брынкиуши (Бранкузи) (Румыния)
* «Уснувшая муза»
* «Стол молчания»
3. Кубисты - выходцы из России
а) Александр Порфирьевич Архипенко
* «Женщина, расчесывающая волосы»
б) Осип Цадкин
* «Разрушенный город»
в) Ж.Х.Я. Липшиц
4. Футуристы
а) Умберто Боччони- «взрыв формы»
5. Конструктивизм
а) Певзнер Антон и Наум(Кабо)
* «Феникс», «Линейная конструкция №8»
б) Александр Колдер
* «Мобили», бесполезные машины
в) Шоффер
* «Монохронодинамические композиции»
6. Дадаизм, поп арт, концептуализм «ассамбляжи», случайные конструкции, китч.
7. LANDART – земляное творчество.
а) Смитсон
* «Комплекс-I»
Скульптура России. Советская пропаганда – снятие памятников царям и их слуг замена монументами революционерам.
8. Классика
а) Иван Дмитриевич Шадр (Иванов)
* Булыжник - оружие пролетариата
б) Александр Терентьевич Матвеев
* «Октябрь. Рабочий , крестьянин и красноармеец»
в) Вера Мухина
* «Крестьянка»
* «Рабочий и колхозница»
9. Волна монументализма .
a) Памятники Чапаеву в Кишеневе и Т. Шевченко в Харькове
10. Декоративная скульптура
а) Кардашов и Ефимов
* фонтаны Северного Речного вокзала Москвы
11. Военная скульптура
официальная человечно-чуткая
«Воин освободитель» Вучетич. «Портрет Юсупова» Мухина
12. «Украшательство»
а) Памятник Ю. Долгорукому - Орлов
тяга к ясным образам
б) Памятник Маяковскому - Кибельников
скульптура приравнивается к ландшафту
в) Зеленый пояс славы под Ленинградом
г) Памятник освоению космоса, Москва
13. Проявления авангардизма
а) Эрнст Неизвестный
* Дафна
* Сердце Христа
* Атомный взрыв
14. Новейшее искуство
а) Зураб Церетели
* Яблоко
* Жанровые работы
* Петр 1
б) Бурганов
III. Живопись – множественность форм и проявлений, от нового витка реализма до полного отрицания эстетики.
1. Фовизм –(fauve – «дикие», фр.)- течение во франц.(вначале) живописи нач. ХХ века, характериз. предельно интенсивным звучанием открытых цветов применением контрастов, упрощением локального цвета, отказом от светотени и линейной перспективы.
а) Анри Матисс
* «Мадам Матисс»
* «Радость жизни»
* «Танец»
* «Музыка»
* «Красные рыбки»
* «Натюрморт с раковиной»
* Капелла чёток в Вансе
б) Андре Дерен
* Виды Коллиура
* «Автопортрет»
в) Морис де Вламинк
* «Баржи на Сене»
г) Жорж Руо – трагизм, слабость и беззащитность
* «Святой лик»
д) Кес ван Донген (Т.М.Корнель)
* Портреты «жителей дна»
е) Альбер Марке – поэтическая простота
* пейзажи
2. Экспрессионизм (широкий круг явлений), (expressio – выражение, латин.) – течение в искусстве нач.ХХ в Германии и Австрии, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, и выражение этого мира – единственной целью художника. Объединение «Мост»
а) Эрнст Людвиг Кирхнер
* Улица
* Красная башня в Халле
* Встреча Шлемиля с тенью
б) Эмиль Нольде Ханзен
* религиозная тематика
* пейзажи
* 1500 маленьких акварелей
в) Франтишек Купка
* Этюд к языку вертикалей
* Размещение графических мотивов
г) Оскар Кокошка
* Супруга ветра
д) Эгон Шиле
* Автопортрет
3. Парижская школа- разновременная и разнородная группа художников из разных стран мира, нашедших свой стиль в Париже
а) Пит Мондриан
б) Диего Ривера
в) Хуан Гриз
г) Хаим Сутин
* Портрет
д) Амедео Модильяни
* Портреты
4. Пауль Клее- экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм.
* графическое начало
* открытие цвета после Туниса
* «Полная Луна», «Вращающийся дом», «Вспышка страха», «Смерть и Пламя».
5. Кубизм – приведение всех форм к упрощению фигур и объемов, рассматривание со всех точек одновременно.
а) Жорж Брак
* Дома в Эстане
* натюрморт со скрипкой и кувшином
* композиция с трефовым тузом
б) Хуан Грис
в) Робер и Соше Делоне- переход к чистому абстракционизму
г) Фернан Леже
д) Луи Маркуси
6. Пабло Пикассо- кубизм, экспрессионизм, Художник вне стиля, сюрреализм, абстракция
а) «Голубой период» (1901-04)- выразительность линий
* Девушка на шаре
* Девушка с голубем
* Двое
* Завтрак слепого
б) «Розовый период»
* бродячие артисты, циркачи
* мотивы античной классики(«Водопой»)
в) кубизм
* «Авиньонские девицы» - появление кубизма
* «Девушка с веером» - аналитический кубизм
* «Портрет А. Воллара»
* коллажи – синтетический кубизм
* «Герника» - память о гибели города 1936 г. (8х3,5 м) сознательный ахроматизм
* ансамбль произведений замка Гримальди в Антибе
* графика: офорты «Метаморфозы», «Сюита Воллара», «Мечты и ложь генерала Франко»
* росписи капеллы в Валлорисе
* керамика
7. Футуризм (лат. future- будущее)- основатель поэт Ф.Т. Маринетти (Италия)- больше манифесты , чем произведения, символ будущего- движение.
а) Умберто Боччони
б) Джакомо Балла
в) Кармо Карра
г) Джино Северини
д) Луиджи Руссоло
8. Метафизическая живопись(дословно - сверх физика)
а) Джорджо Де Кирико - вечный покой
* пейзажи
* «Ум ребенка»
б) Альберто Савиньо (Андреа де Кирико)
в) Луиджи Де Писис
г) Джорджо Моранди
* натюрморт
д) Кармо Карра
9. Неоклассицизм: к,с,ж- черные линии, перпендикуляры + белый, черный, серый, плоскость!!!
а) Пит Мондриан(Голландия) художник, промышленный архитектор
* ранние пейзажи
* кубические опыты
* абстрактные композиции: серия «Море», «Композиции»
10. Дадаизм (dada-франц. – лошадка) нет конкретных значений, цветоразрушение какой бы то ни было эстетики, игра, насмешка
а) Тристан Туаре – основатель дадаизма
б) Рихард Хюльденбек
в) Софи Тауберг
г) Марсель Дюшан - редимэйд
* Мона Лиза с усами
* Фонтан
д) Франсис Пикабио
е) Курт Швиттерс
ж) Макс Эрнст
11. Сюрреализм (франц. сверхреальность) 30-е года, последователи дадаизма, психоанализ Фрейда- источник искусства - сфера подсознания (инстинкты, сны, галлюцинации), метод разрыва логических связей, замена субъекта «обманками», ассоциации.
а) Андре Масон – графика авторисование и фроттаж
б) Макс Эрнст
* Обманки
* Дева наказание
в) Ив Танги – тревога
г) Рене Магритт – обескураживающая идея промежуточности
* Черная могила
д) Сальвадор Дали (Испания) художник скандала и эпатажа, испробовал все от реализма до до кубизма и футуризма. Жена-муза, Гала.
* Фильм совместно с Бюньюэлем «Андалузский пес»
* «Постоянство памяти»
* «Мягкая конструкция»
* «Атомная Леда»
* «Пылающий жираф»
* религиозная тема «Мадонна»
* театр-музей в Фигерасе
е) Хоан Миро – поиск себя, автописьмо, сюрреализм
* вспаханное поле
* Каталонский пейзаж. Охотник
* Собака, лающая на луну
* Полет птицы вокруг женщины с 3-мя волосами
12. Абстрактный экспрессионизм – нью-йоркская школа
а) Аршил Горки – автоматизм «гибриды»
* агония
б) Джексон Поллак метод спонтанного автоматизма дриппинг холст на полу набрызг
* без названия
в) Марк Ротко – малярство
г) Барнетт Ньюман
Френк Стелла
Ташизм – (tache- франц. пятно) абстрактный экспрессионизм резкие мазки и брызги красок
Оп-арт (optical art англ. оптическое искусство) 50-60-е гг. 20 в.
а) Виктор Вазарелли(Арктур)
13. Поп - арт (pop art англ. доступность, попса) 50-60-е гг. 20 в. символ американского искусства, простые объекты стали искусством, фактор музеификации
а) Энди Уорхолл
* 200 банок супа «Кэмпбелл»
* Мэрилин
б) Рой Лихтенштейн
14. Новый реализм –мир предметов, но вне утилитарной функции, порой и вне своей изначальной формы.
а) Арман «Венера из кисточек для бритья»
б) Блоки Сезара (из пресованых авто)
15. Процессуальное искусство– ХЕППЕНИНГ (анг. happening – «происходящее»). Действо, разыгрываемое на публике без определенного сценария с участием зрителей и прохожих. Напр. – студенты, облизывающие кузов автомобиля.
а) Аллан Капроу (1959г – первый хеппенинг)
16. Гиперреализм(фотореализм) – картины\скульптуры -подобия очень резких фотографий или объектов большого формата случайной кадрировки, где все планы одинаково четкие и подробные.
а) Ричард Эстес – «Телефонные кабины»
б) Чак Клоуз – «Линда»
17. Постмодернизм и трансавангард (70 - 90-е гг.ХХ века) – направление в общественной и культурной жизни соврем. индустриальных стран, характеризуется эклектикой с широким диапазоном источников.
а) Энцо Кукки
б) Георг Базелитц
в) А.Р. Пэнк……
18. Боди-арт (англ. body art - «искусство тела») – худож. практика, у которой материалом служит тело человека.
а) Ив Кляйн – люди как штампы
б) Пьетро Мандзони. Живая скульптура
19. Кинетическое искусство( греч. «кинетикос» - «приводящий в движение»)
а) Наум Габо
б) Ласло Мохой-Надь
в) Жан Тенгие
20. Концептуализм(лат. conceptus – «мысль», «представление»).Возник в 60-е года. Направление в искусстве авангарда, характеризуется отказом от воплощения идеи в материале(«искусство в голове»)
а) Джозеф Кошут. «Искуссство как идея как идея», «Один и три стула»
21. Перфоманс– современное продолжение хеппенинга, но уже срежиссированное с ожидаемым результатом, где зрители – сами творцы.
Пример: огромный белый шар, наполненный воздухом, плывуший по спокойной излучине реки среди полей.
22. Компьютерная графика – самый современный вид искусства, может совмещать образы других направлений.
Русская живопись ХХ века.
ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН – первые русские школы дизайна.
1. Кузьма Петров-Водкин – стилистика древнерусских икон, итальянского Возрождения, модерна и фовизма.
а) «Сон»
б) «Купание красного коня»
в) «Мать», «Петроградская мадонна»
г) «Смерть комиссара»
2. «Бубновый валет» - название выставки и общества художников, образовавшейся после нее. Балаганный характер экспозиций и произведений. «наследники» Поля Сезана
а) Петр Кончаловский
б) Михаил Ларионов
в) Наталья Гончарова
г) Илья Машков
д) Аристарх Лентулов
е) Роберт Фальк
ж) Александр Куприн
з) Натан Альтман – не входил в группу, но близок ей
3. «