Психолого-педагогические возможности игры. Виды психологических игр
В настоящее время игра является самым популярным видом психологической работы как с детским, так и со взрослым контингентом туристов. Существует множество подходов к пониманию психологической игры, ее назначения и использования. Игрой называют и психотехнический прием, с помощью которого на какое-то время можно настроить туристов на работу и группе, структурированное действие по правилам, а также на Иольшое и сложное ролевое действие.
Большая психологическая игра- это целостное, законченное, совершенно самостоятельное действие, достаточно продолжительное по времени и имеющее внутреннюю систему целей и правил. Эта игра позволяет участникам получить ценный опыт для их реальной жизни. Большая психологическая игра принципиально отличается от других видов игры Ц'м, что для своих участников она выступает как деятельность, захватывает человека целиком, т. е. это единство мыслей, чувств и движений, это гармоничная жизнь в образе, роли, си-i уации, мире.
Игра как уникальное пространство обладает огромным тиорческим потенциалом, который необходимо использовать и целях туристской анимационной деятельности. Она является психологическим экспериментом, который ставит сам на себе каждый участник. Его результаты не всегда предсказуемы, более того - чаще всего неожиданны. Многие факторы создают вокруг психологических игр ауру привлекательности и вместе с тем серьезную проблему - надо знать психологический уровень игрока (туриста), а для этого необходим профессионал, высококвалифицированный ведущий -
аниматор.
Игра как психологический методможет быть использована для того, чтобы научить туристов:
• жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровой мир и игровые отношения;
• быть свободными в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с коллективом;
• осмысливать игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов (табл. 1).
Задачей анимационной деятельности в процессе игры на отдыхе является создание условий для формирования у всех уча-
Таблица Особенности игры как деятельности иее психолого-педагогические возможности
Особенности игры
• Игра - это внутренне мотивированная, самоценная деятельность для участника, который включается в нее целиком: ин-
, теллектуальным, личностным, эмоциональным потенциалом, жизненным опытом и творческими ресурсами
• Игра задает участнику правила ■ поведения, границы дозволенного, временные пределы самореализации в игровом пространстве
• Игра является «экспериментальной площадкой» личности, позволяет участнику чувствовать себя свободным от всех
ограничений (стереотипов, шаблонов мышления и привычных вариантов решения проблемы)
• Игра - это совместная деятельность, предполагающая коллективную взаимозависимость
и расширение личных возможностей за счет привлечения потенциала других участников
Возможности игры
В игре участник чувствует себя естественно, адекватно своей психологической природе. Игра предоставляет участнику широкие возможности для развития и саморазвития
Игра предоставляет значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки
Игра позволяет участнику осмыслить и понять себя, увидеть (почувствовать) перспективы изменения, построить новые модели поведения, научиться по-другому относиться к себе и миру
Игра развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит видеть ситуацию глазами другого
стников субъективной позиции по отношению к другим людям и к своей жизни.
Соотнесение различных аспектов субъектной позиции и возможностей игры как деятельности приведено в табл. 2.
Виды психологических игр.Трудно в одном игровом действии совместить все элементы игры, объять весь ее потенциал. Можно рассматривать игровые пространства пяти видов. В реальном действии они так или иначе переплетаются друг с другом, но все же можно говорить о них как о достаточно самостоя-
Позиции и возможности игры
Таблица 2
Позиция игры
• Внутренняя мотивация поступков, деятельности, оценок
• Система ценностно-смысловых регуляторов действий, поступков и оценок. Способность к совершению поступков - поведенческих проявлений,регулирующихся не внешними обстоятельствами, а своими жизненными целями, смыслами и ценностями
• Умение осознанно планировать свои действия исходя из поставленных целей и системы жизненных ценностей, гибкость в постановке и изменении плана действий, осуществляемых в зависимости от внешних условий и внутреннего отношения
• Способность регулировать достижение целей
• Сформированная самооценка, умение увидеть свои поступки в той или иной ситуации и дать им всестороннюю оценку
• Постоянное соотнесение своей деятельности и жизненных планов с окружающим миром и прежде всего с миром людей;
Возможность игры
Погружение участников в ситуацию, когда все совершаемые действия и оценки оказываются мотивированы целями, задачами и условиями игры
Игра предоставляет возможность совершать игровые выборы, за которыми стоят выборы ценностно-смысловые, и осознать систему своих жизненных ценностей
Игра предоставляет возможность сделать ситуацию планирования явной, очевидной (что далеко не всегда возможно в реальной деятельности). В отличие от учебной ситуации в игре планирование происходит внутри мотивированной и эмоционально окрашенной деятельности человека
Игра, обладая системой правил, игровых условий, дает участникам прекрасную возможность для развития навыков самоконтроля и саморегуляции
Игра в отличие от реальной деятельности предполагает такой этап, как обсуждение, обратная связь, что значительно расширяет возможности личности в самопознании и самооценке
Игра как принципиально коллективная форма деятельности предоставляет участнику широкие возможности по
Окончание табл. 2
Позиция игры | Возможность игры |
существование в контексте истории, культуры, человеческих отношений; способность к равноправному диалогу | формированию субъективной позиции |
тельных видах деятельности со всеми законами построения, развития и управления.
1. «Игровые оболочки» - самый распространенный и простой вид игры. В данном случае игра используется как некоторое обрамление, общий фон психологической, педагогической, воспитательной, художественной или театрализованной работы, которая по своей сути может быть не игровой, а всего лишь тре-нинговой. Например: туристы попадают в волшебный мир, где предстоят испытания. Каждое испытание представляет собой задание на развитие определенных навыков, отношений в группе и т. д. Здесь игра выступает «мифом», защитным слоем тре-нинговой работы, делая ее более привлекательной и интересной для участников.
«Игровые оболочки» могут быть самыми разными: путешествие на поезде от станции к станции, движение внутри от уровня к уровню, международная туристская конференция с проходящими в ее рамках мастер-классами.
2. «Игра-проживание» - это более сложный вид игры как для туристов-участников так и для ведущего менеджера-аниматора. Для него сложность может представлять управление игровым процессом, для участников опасность связана с необходимостью включаться в отношения, выстраивать их, обращаться к своему собственному «Я» с непростыми вопросами. Эта игра позволяет создать условия для совместного и одновременно индивидуального придуманного пространства, построения в его рамках межличностных отношений, создания и осмысления ценностей личного существования в данной ситуации.
Возраст игроков может быть любой. Например, игра в жизнь на «волшебной поляне», на которой каждый обустраивает свой домик, а затем налаживает отношения с соседями, жизнь на поляне в целом.
Для «игры-проживания» можно придумать множество игровых пространств: необитаемый остров, фантастические миры
мужчин и женщин, неосвоенная планета, доисторическое время, в которое группа туристов попала с помощью машины времени. «Игра-проживание» обретает свои настоящие возможности, если организуется в приспособленном для этого помещении с применением театральных и сценических атрибутов.
3. «Игра-драма» - вид игровой деятельности, который можно успешно применять в отелях, на туристских базах, в автокемпингах. За содержанием сюжета и изысками антуража любой «игры-драмы» стоит необходимость самоопределения каждого участника в конкретной игровой ситуации и совершения личного выбора. Важно уметь делать выбор, понимать последствия, строить свою жизнь в контексте сделанного выбора: ставить цели, организовывать деятельность, устанавливать отношения с другими людьми. «Игра-драма» ориентирована на решение психологических задач, ее квинтэссенция - ситуация совершения выбора. Значительная часть игрового времени уходит на то, чтобы «вживить» участников в их роли и ситуацию. Для этого применяются самые разнообразные приемы: внешний антураж, элементы костюмов, оформление помещения, театральные декорации, световые и музыкальные эффекты, присвоение участникам сюжетных статусов, ролей.
4. «Деловые игры» - это игры, направленные на освоение, осмысление инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений участников.
«Деловые игры» с детьми могут носить несложный сюжетный характер или иметь вид организационного семинара. В играх первого вида дети решают сугубо инструментальные задачи -планируют свое ближайшее и отдаленное будущее, но действие в целом имеет игровую структуру и логику. Второй вид - «организационные игры», более сложные, так как в них нет сюжетной линии и заданного извне эмоционального фона отношений.
Перспективное направление - «проектные игры». Их назначение - формировать проектное мышление участников, умение работать с проблемой. Они учат ребят строить свою деятельность, налаживать деловое сотрудничество со сверстниками, вступать в коллегиальные отношения со взрослыми. «Проектные игры» с детьми должны иметь сюжет.
5. «Психологические акции» - это игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве коллектива. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, пра-
вила, намеченный результат. Основная цель таких «акций» -расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений. Жизнь богаче, чем вы ее воспринимаете - такова идея данного действа. «Психологические акции» могут быть эпизодичны, внезапны, невелики по количеству участников или длительности проведения.
Важные особенности «акций» - ненавязчивость и необычность. Они не мешают существовать в обычном режиме тем, кто не хочет их замечать, и окрашивают в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться.
Создание большой психологической игры- совершенно особый, творческий процесс, в котором очень трудно привести к определенному алгоритму и описать его технологию. Так как любая игра это все-таки профессиональный инструмент, ее создание начинается с осознания проблемы и вытекающих из нее психологических задач. Цель и задачи работы, осознанные в процессе анализа некоторой реальной проблемы, определяют всю стратегию создания игры.
Следующий шаг в создании игры - определение ее вида. Кроме задач, необходимо учитывать особенности группы, опыт участия детей в психологических процедурах, степень доверия друг другу и ведущему и многое другое.
Самый волнующий и ответственный этап - создание (нахождение) подходящего сюжета и конструирование сценария.
Волшебный сюжет обладает замечательным свойством: он позволяет конструировать сценарий под собственную логику, которая может идти в разрез или, скажем, параллельно реальной логике. Это открывает широкие возможности для управления ситуацией, подстройкой сюжета под задачи. Скажем, в нужный момент появляется добрая фея с подсказкой или у героев возникают невозможные в реальности качества, с помощью которых они могут справиться со сложной ситуацией, и это ничуть не мешает игре.
Волшебные сюжеты привлекательны для детей 6-10 лет. Они сами по себе мотивируют ребят на активное участие и предъявляют определенные требования к ним, в частности, к уровню развития их воображения. Дети с бедным воображением или чрезмерно увлеченные компьютерными играми часто с большим трудом включаются в волшебную игру.
Метафорические сюжеты погружают участников игры в миры, подобные реальному миру. Между логикой метафори-
ческой игры и реальной логикой есть определенная связь, но она неочевидна и часто плохо объяснима. Она «переживается» участниками. Понимание, расшифровка метафоры является важным фактором развития воображения, интуиции и мышления.
Игры с реальным сюжетом основаны на логике нашего собственного мира. Там может быть только так, как бывает в реальности, нет ни волшебства, ни «чужой» логики, ни парадоксов. И действовать внутри этих событий участникам игры приходится, опираясь на собственный здравый смысл и собственную логику.
Важно помнить, что если для создателя игра задается целями и задачами, то для ее участников самое главное - Его Величество Сюжет. Они проживают пространство, роли и задачи шире и значительнее тех, что поставлены ведущим. Поэтому в рамках сюжета не должно быть тесно тем, кто в него погрузился.
Для передачи сюжета участникам существует множество приемов и способов. Прежде всего - игровая мифология. Она передается им в устной или письменной форме. Мифология описывает основные события, которые играющие должны знать в тот или иной момент игры.
Принимая роль или некоторые правила поведения, логику поступков (или их последствий), игроки погружаются в игру. Кроме того, сюжет передается через антураж, оформление игры, экипировку участников. Наконец, сюжет создается, развивается действиями самих участников и «возвращается» им в виде сообщений, озвучивания ситуации со стороны ведущего.
Народные игры. t
'<•' Их использование в проведении праздников
Народные игры- самая доступная форма развития художественного творчества. В игровых ситуациях формируются песенное, фольклорное, танцевальное творчество и элементы народного театра; ярко проявляется характер, темперамент; демонстрируются костюмы, украшения, фольклорные атрибуты.
Игра имеет глубокий социальный смысл. Различные игры сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В разных жизненных ситуациях (семейных, производственных, политических и др.) он играет различные роли. Таким образом, одним из признаков любой игры является ролевое начало.
Игра рассматривается как развлечение, забава, канал для освобождения от избытка жизненной энергии, снятия эмоционального, психологического, физического напряжения.
Диапазон народных игр довольно широк: от хороводной или свадебной игры до воспроизведения бытовых (семейной жизни) сцен, охоты, войны.
В языческой Руси были распространены игрища, имевшие культовый, магический характер. Они сопровождались веселым гуляньем с песнями, плясками, музыкой, хороводными играми, кулачными боями, лошадиными скачками.
Игры классифицируются по месту проведения (в помещении, на природе, стадионе и др.), времени года (весенние, летние и т. д.), возрастным категориям. Они бывают:
в подвижные (бег, прыжки, физические упражнения);
« с различными предметами (игрушками, мячом, веревкой, обручем, палкой);
• традиционные (связанные со словесными формулами: прибаутками, песнями, поговорками, шутками, присказками);
• драматические - предполагают наличие художественного образа, драматического действия, диалога, движения;
в спортивные - соревнования, состязания, танцевальные движения, йога, тренировка физических способностей;
» орнаментальные - сопровождаются песнями, музыкальными композициями. При этом жест, мимика, движения - символический комментарий к слову. В основном это хороводные игры;
• производственные или деловые - это воспроизведение, изображение разнообразных эпизодов из производственной деятельности (процесс охоты, рыбной ловли, оказание услуг);
• бытовые - отличительной чертой этих игр является хоро-водность, т. е. наличие песенного, музыкального и танцевального сопровождения. Бытовые игры делятся:
а) на общественные - преимущественно воспроизводящие исторические и военные события;
б) семейные - передающие эпизоды семейной жизни, женитьбы, девичьи любовные страдания;
• игры в шахматы и шашки.
Характеристика игр видоизменялась, подвергалась воздействию идеологии различных социальных групп по следующим признакам:
а) содержательному (военные спортивные, экономические, политические);
б) составу и количеству участников (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые);
в) развитию доминирующих способностей (интеллектуальные, состязательные, компьютерные).
Исследования игры показали большое разнообразие проявлений ее в различных сферах жизни и культуры, особенно во время проведения народных праздников.
У праздников существуют определенные способы выражения: торжественность, создание неповторимой атмосферы веселья, радости, возвышенного мироощущения, духовного подъема. К ним относятся Рождество, Крещение, Святки, Масленица, Пасха, Троица и др.
Зимние праздники характеризовались игрой со взятием снежной крепости, катанием на лошадях, а с ледяных горок - на санках, в корзинах. Игра включала элементы спектакля, спортивного состязания, хороводно-игрового комплекса.
Интересной формой досуга молодежи были посиделки. Они тоже включали элементы игры, условия которой диктовали соблюдение игровой этики, культуры общения, воспитанности, открытости.
Театр (т. е. представления), в котором участник пребывает в воображаемом мире, также является специфической формой игры. Особенностью данного вида игры является наличие зрителей, кому представляется игровой материал. В психологической практике общепринята точка зрения, согласно которой игра является эффективным средством адаптации к обстоятельствам жизни, снятию и предупреждению стрессов.
Фольклор - художественное искусство, создаваемое народом: поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, игра. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В фольклоре, сложившемся в ходе общественно-трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Впитавший многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.
Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального
творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций сочетаются с вариативностью, многообразным отображением этих традиций в отдельных произведениях.
К основным чертам фольклора принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчлененность, высокохудожественное единство его видов: в народно-обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, игра, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой своей ритмичностью, музыкальностью и характером исполнения большинства произведений. В свою очередь музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение.
К произведениям устного народного творчестваотносятся сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песни, оды и др. Они связаны с практической деятельностью людей, познанием окружающего мира, психологическим взаимоотношением, отражением духовно-нравственных ценностей.
Пословица - короткая притча, суждение, приговор, поучение. Состоит из двух частей: а) иносказания - общего суждения; б) приложения, толкования, поучения. Например: «День меркнет ночью, а человек печалью»; «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом пал».
Поговорка - окольное выражение, иносказание, способ выражения без суждения, заключения; это - первая половина пословицы. Поговорка не договаривает, не называет вещи, она условно намекает. Например: «На воре и шапка горит»; «Не все коту масленица».
Скороговорка - слагается для упражнения в скором и чистом произношении, служит для развития речи и устранения ее дефектов. Например: «Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап»; «Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали».
Загадка - развивает сообразительность, смекалку, образное мышление, через уподобление, метафорическое описание предмета.
Прибаутка, пустобайка - складно сложенные поговорки, без большого смысла, с чувством юмора; живое, яркое наставление.
Сказка - жанр устного народного творчества, вымышленный рассказ, несбыточное сказание; байка, присказка, небылица.
По происхождению сказка связана с мифологией, в ней одушевляются силы природы, а животные и растения наделяются человеческими свойствами.
Условная классификация сказок - о животных, волшебные, бытовые, анекдотичные.
Народное песенное творчество.Народная песня - это сочетание двух искусств: музыки и поэзии. Песенное творчество отражает черты национального характера народа, отношение людей к окружающей действительности, родной природе, семье, а также к происходящим историческим событиям.
Исконно народную музыку в науке принято называть музыкальным фольклором. Фольклор в переводе с английского означает народная мудрость. В отечественной фольклористике под этим понятием подразумевается искусство устной, бесписьменной традиции, сложившееся в многовековой творческой практике этноса.
Жанровая разновидность русских народных песен. Понятие «жанр» в применении к русскому народному творчеству означает род, вид или разновидность произведений музыкального фольклора, обладающих общими чертами музыкально-стиховой структуры и музыкально-поэтической образности. У каждого жанра своя функция, поэтика, манера исполнения. Исследователи-фольклористы подразделяют народные песни на жанровые разновидности: любовные, семейно-бытовые, трудовые, казацкие, солдатские, рекрутские, темничные, тюремные, арестантские, юмористические, шуточные, песни-забавы, песни-сказки, игровые, обрядовые (календарные и свадебные).
Любовные песни являются старейшими образцами народной лирики. Они проникнуты элегически-трагическим настроением, имеют типичные коллизии из-за неразделенной, позабытой или преданной любви между юношей и девушкой. Внешний облик главных героев рисуется идеализированным, приукрашенным. Для сюжетики любовных песен характерны страдания, сопереживания, тонкие чувства, глубокая печаль, грусть. Используются словосочетания: добрый молодец, красна девица, свет-душа моя и т. д.
Семейные песни построены на неразрешимом конфликте между мужем и женой, мачехой и падчерицей, свекровью и невесткой, братьями и сестрой, часто ведущем ктрагедии, безысходности, вдовой несчастной судьбе, сиротской доле. Сюжетика
песен трагична, оскорбительны эпитеты: злая мачеха, лютая свекровушка, жена-смутьянка, постылый муж и т. д.
Трудовые песни исполняются во время производственных процессов, характеризуют различные виды работ. Известны в фольклористике так называемые работные, охотные, батрацкие, кабацкие песни. В поэтических текстах указаны места и орудия профессионального труда, призывы, кличи. Например: «Эх, дубинушка, ухнем!».
Казацкие, рекрутские, солдатские песни относятся к группе военных песнопений. Жанровые образы основаны на заимствовании исходных словосочетаний: вольный казак, солдат удалой, бедный бродяга. Тематика казацких, солдатских и рекрутских песен многообразна: проводы в армию, прощание с любимой, неверность невесты или измена супруги, описание военных баталий, возвращение солдата после службы или гибель на чужбине.
Темничные, тюремные, арестантские песни объединены общей тематикой неволи. В песнях обрисованы тяжелые условия нахождения в неволи, объясняются причины попадания за решетку. В тюремных и ссыльно-каторжных песнях отображена соответствующая тематика: арестантский дом, острог, каземат, темница, тюрьма, каторжные работы.
Юмористические и шуточные песни отличаются шутливым, насмешливым, ироническим содержанием. Героями такой жанровой разновидности оказываются насекомые, звери, птицы, растения. Сюжеты отдельных песен-забав и песен-сказок носят юмористический характер.
Обрядовые песни представляют собой самое поэтичное явление народного творчества. Среди них как основные жанры выделяются календарные и свадебные песни.
Календарные песни характеризуются их приуроченностью к определенным датам календаря либо временам года. Некоторые виды календарных песен исполняются в период сельских работ: весенней пахоты, покоса, жатвы. Центральная тема в календарном песенном творчестве - земледельческий труд и явления природы, от которых зависит успех труда.
Свадебные песни всегда мелодичные, веселые и праздничные. Вместе со свадебной песней исполняются игры, водятся хороводы - это своеобразное театрализованное действо. Старинная русская свадьба складывалась из большого цикла традиционных драматических и комедийных сцен, игровых действий, обрядов, сопровождаемых песнями.
Игровые песниявляются песнями-действиями. Поэтическая специфика игровых песен обусловлена их игровым характером. Многие хороводные песни сопровождаются игрой. Ученые обращают внимание на древность игровых песен, на их связь с трудовыми процессами. При помощи слова и действия в песне заложено желание получить богатый урожай, удачную охоту, счастливую жизнь.
Композиция песен-действий многочастная: песни строятся из двух, трех и более частей. Благодаря своеобразию исполнения игровые песни активно используют диалоги, монологи-обращения.
В связи с драматургической и заклинательной сущностью для стиля игровых песен характерны повелительно-восклицательные интонации. Большое значение имеет их эмоциональный тон: радостный, оптимистичный, восторженный.
Игровые песни рассчитаны на зрительное восприятие игр, они зрелищны и впечатляют своим размахом.
Со временем песни-действия эволюционировали: стали восприниматься как забава, использоваться для развлечения.