Художественно-творческие особенности массовых праздников
Сложный характер массовых праздников требует от режиссера высокого профессионализма, ставит перед ним ряд художественно-творческих задач. Ведь именно режиссеры разрабатывают структуру праздника, его организацию, готовят проведение театрализованных действий, несут полную ответственность за любой срыв или отклонение от поставленных целей.
Точно найденный образ, удачно помещенный в драматургическую основу представления, вызывает энтузиазм зрителей, заставляет их плакать или смеяться, оставляет глубокое и эмоционально яркое впечатление.
Недостаточно тщательный отбор материала, неточность художественного образа, отсутствие требовательности к исполнителям, непродуманность развития логики праздника - каждое из этих обстоятельств снижает эффект воздействия на сотни зрителей, принимающих активное участие в массовом театрализованном представлении.
Драматургия массового праздника- это четкое понимание идеи праздника, осознание темы, основных задач, раскрытие величия происходящего события, стремление мобилизовать зрителей на решение важного вопроса.
Драматургия массового праздника зависит от следующих обстоятельств.
Место действия массового праздника. Праздник по своему масштабу может быть общегородским, общенациональным, туристским, клубным, детским, молодежным, студенческим. Он может проходить в городе, в сельской местности, на стадионе, в Доме культуры, в зоне отдыха, в парке, на туристской площадке, в школе, винституте. От удачно выбранного места проведения массового праздника зависит высокий эмоциональный настрой публики и успех задуманного.
Художественные средства. Это те возможности, с помощью которых будет выражена идея праздника. К ним относятся: декорации, оформление сцены, площади, игровой площадки; атрибуты, которые используются в процессе представления; дополнительные элементы праздника: фейерверки, салют, запуск голубей, воздушных шаров, полет самолетов и т. д.
2—2705
В качестве средств выразительности и воздействия на зрителей используется компоненты: танец, песня, эмоционально-живая картинная композиция, предполагающая мгновенное переключение внимания зрителей с одного объекта на другой без детализации и психологических мотивировок.
Тема массового праздника. Тема определяет позицию проведения праздника, от нее зависит ход событий и развертывание действия. Тему необходимо раскрыть, наполнить содержанием, выстроить в логической последовательности подачу материала, найти внутренний образ, соответствующий идее, ритму, темпу, музыкальному оформлению. Именно тема диктует подбор концертных номеров, песен, танцевальных композиций, театрализованных сюжетов. Примерные темы праздников: «День города», «Праздник цветов», «День всех влюбленных», «Праздник урожая».
Сценарий праздника. Первый этап подготовки массового праздника. Он определяет пути реализации темы, идеи, сверхзадачи массового праздника; решает вопросы индивидуализации, неповторимости каждого праздничного театрализованного действия. Создание сценария является совместной работой драматурга, режиссера, постановщика, художественного руководителя, группы специалистов-аниматоров, художников, композиторов, музыкального оформителя. Важнейшая задача режиссера соблюдать закон коммуникаций действующих сил праздника.
Участники праздника делятсяна две группы:
• непосредственные, активные участники - актеры, работники сферы культуры, специалисты-аниматоры, технические работники;
• пассивные участники - туристы, экскурсанты, зрители. Важная задача специалистов-аниматоров объединить обе
группы, установить тесную связь, контакт между действием и восприятием. Туристы должны сопереживать, активно включаться в действие праздника, эмоционально выражать свое отношение. И тогда, благодаря азарту аниматоров, доходчивой и понятной форме, увлекательному действию, часть пассивных зрителей переходит в разряд активных участников.
Способы повышения заинтересованности зрителя.Важными способами включения зрителя в массовый праздник являются:
• активное включение зрителя в действие;
• максимальное сближение исполнителей и зрителей путем превращения зрителей в участников массового действия;
• эмоциональное воздействие на зрителя (игровое, музыкальное, световое, цветовое, фейерверк);
• привлечение внимания участников к аттракционам, конкурсам, игровым элементам;
• поощрение заинтересованности зрителя сувенирами, подарками, сюрпризами.
Многоцентровость массовых праздников.Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, то в массовом празднике надо искать как можно больше рассредоточенных центров, органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на праздник.
Многоцентровость массовых праздников приобретает особый смысл во время карнавального шествия, маскарадных шоу, фестивалей, которые требуют четкого ритма, площадок для танцев, аттракционов, свободы для движения актеров в театральных костюмах, проезда декорированных машин.
В сценарии массового праздника необходимо предусмотреть порядок движения колонн, продумать организацию митинга, спланировать приход зрителей.
Специфика массового праздника предопределяет в сценарии, а также режиссуре особое значение логики развития действия, логики сцепления образного строя, логики композиции.
В сценарии массового праздника необходимо иметь: начало, развитие, кульминацию, финал. Степень эмоционального накала каждого эпизода, ритмичность, контрастность, концентрация внимания зрителей, их заинтересованность, строгое взаимодействие эпизодов определяются режиссером в рамках сценария.
Большое значение в раскрытии темы, подъеме настроения, эмоциональном воздействии играет художественное и музыкальное оформление территории праздника, ритм, темп, исполнительские и актерские силы, режиссерская фантазия, театральные костюмы, поэтический настрой.
Праздник отличается от всех других форм по следующим параметрам:
1. У праздника есть «предпразднество» - ощущение ожидания, в котором люди живут в преддверии значительного события. Во время этого периода организаторы торжеств проводят дополнительные акции, готовят сознание людей к приближающемуся торжеству и тем самым центральный момент самого празднования уже во многом «авансирован». Праздник нельзя начать без предварительного периода подготовки. Необходимо
повесить афишу, объявление, подготовить программу творческих конкурсов, пригласительные билеты.
2. Сценарист и постановщик праздника должны разработать сценарий, в который войдут викторины, танцы, песни, конкурсы, спортивные соревнования. Программа должна быть разнообразной, содержащей интересные мероприятия и развлечения для всех возрастных категорий участников.
3. Праздник - это масштабное явление, он может длиться не один день (например, День города); проходить не на одной, а сразу на нескольких площадках (в зале идет концерт, в фойе -танцевальный конкурс или бал, в спортивном зале - состязания, в аудиториях - встречи друзей).
4. Праздник гораздо больше по своим форме и содержанию, чем концерт, театрализованное представление, конкурсно-игровые программы или вечера. Каждая из названных форм может входить в программу праздника. Особая масштабность присутствует также в организации, подготовке и проведении праздника.
Массовые праздники занимают значительное место в художественной жизни народа. С каждым годом растет в нашей стране популярность театрализованных праздников, конкурсов песни и танца, фестивалей, шоу-маскарадов, карнавальных шествий, торжественных концертов. Традиционными местами проведения праздников становятся стадионы, Дворцы культуры, клубы, зеленые театры, парки отдыха, туристские площадки, городские площади.
Для успешного развития этого важного жанра массового искусства, действенного средства эстетического, этического, нравственного и культурного воспитания народа, необходимо овладение сложной режиссурой, путь к которой идет через изучение, обобщение и реализацию огромного опыта, накопленного в этой области российским искусством.
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается специальная подготовка режиссеров, постановщиков, профессионалов, специалистов-аниматоров по проведению массовых праздников?
2. Перечислите художественно-творческие проблемы массовых праздников.
3. От каких обстоятельств зависит драматургия массового праздника?
4. В чем состоит специфика многоцентровости массовых праздников?
5. Перечислите основные элементы сценария массового праздника.
5.2. Организация концертов и вечеров отдыха
Подготовку и проведение концертов можно считать одной из важных функций деятельности туристского аниматора, которая направлена на формирование эмоционального состояние туристов, реализацию их творческого потенциала, развитие ценностно ориентированных процессов общения, создание непринужденной обстановки, установление тесных контактов, снятие стрессовых ситуаций.
Концерт(от итал. кончерто) - состязание, соревнование. Конечно же, на сцене не происходит явной борьбы, в которой кто-то должен победить, кто-то проиграть, но глубинный подтекст слова сохраняется. Ведь каждый исполнитель, вышедший на сцену, ждет признания, аплодисментов и не хочет выглядеть хуже других. Обеспечить успех каждому исполнителю - самая главная педагогическая и режиссерская задача организатора концерта.
Концерт можно считать анимационным мероприятием только тогда, когда зрители становятся непосредственными участниками действия. Аниматоры должны приложить максимум усилий, чтобы привлечь туристов, удержать их внимание, стремление присутствовать и участвовать в концертных программах.
По целевому назначениюконцерты принято подразделять на следующие виды:
• отчетные (отчет художественного коллектива за прошедший творческий год);
• конкурсные (участие в смотре художественной самодеятельности);
• праздничные (выступление в честь праздника);
• юбилейные (юбилей коллектива, отдельного исполнителя). Концерты подразделяются также:
• по месту постановки - стационарный (выступление на привычной сцене), выездной или гастрольный;
• по составу участников- в программе могут быть задействованы взрослые, дети, профессиональные исполнители, исполнители-любители;
♦ по числу участников- сольные (выступление одного исполнителя), групповые (выступление одной группы исполнителей), смешанные (выступление в одной концертной программе отдельных солистов, групп, ансамблей);
♦ по составу аудитории,для которой концерты проводятся -взрослая, детская, смешанная. Детская аудитория требует точного расчета концерта во времени, поскольку дети быстро устают; важно тщательно продумывать подбор номеров, их расстановку: дети любят зрелищность, они против монотонности, хотят больше веселых и смешных номеров. Взрослая аудитория более восприимчива к глубинно-содержательным номерам, не устает от продолжительного концерта. Смешанная аудитория представляют собой наибольшую сложность. Трудно учесть интересы всех возрастных категорий зрителя. Разный возраст, уровень социальной зрелости, адаптации к жизни, культуры, возможности осмысления художественного материала, представленного на сцене исполнителями, - все это требует продуманности и соответствующей подачи каждого номера.
По содержаниюконцерты бывают: тематические (посвя-~ щенные одной теме), политемные (с разными тематическими блоками и направлениями), театрализованные (составляются исключительно из музыкальных номеров с театральными элементами).
Тематические концерты в свою очередь, подразделяются на сюжетные и бессюжетные.
В сюжетном концерте все номера подчинены единому сюжетному ходу, в бессюжетном - номера подаются в зависимости от замыслов и мотивов организатора.
В зависимости от числа жанровконцерты подразделяются:
• на одножанровые - литературные, хореографические, музыкальные, поэтические, юмористические, клоунадные и т. д.;
• многожанровые, или сборные - используются разные жанры: песни, стихи, проза, танцы, цирковые номера, отрывки из спектаклей и т. д.
Основные принципы организации сборного концерта:
1) учитывать время всех номеров и концерта в целом. Если концертная программа разрастается, то уместно сделать концерт в двух отделениях, с перерывом для зрителей;
2) при расстановке номеров решать в первую очередь организационные, технические проблемы;
3) не допускать однообразия в расстановке номеров по их жанру, настроению; -: ltl ; j
4) каждый номер концерта ставить в выгодные для исполнителя условия;
5) программу составлять с учетом нарастания зрительского интереса. Самые зрелищные, динамичные, яркие номера распределять по принципу нарастания - ближе к финалу;
6) начинать концерт с эффектного номера, чтобы сразу захватить внимание зрителя;
7) некоторые номера в программе подавать единым концертным блоком;
8) заботиться о целостности впечатления всей концертной программы, помнить о ее развитии, динамике.
Тематический концертстроится по тем же законам, что и сборный, но его номера раскрывают какую-либо одну тему и придерживаются ее.
Театрализованный концерт- это наиболее зрелищный, яркий, масштабный, трудный по замыслу, организации и воплощению вид концертной формы. Театрализованный концерт бывает тематическим, когда посвящается знаменательной дате, празднику, торжеству. В концерте используются технические средства, большая сценическая площадка, участвуют большие исполнительские коллективы. Концерт имеет сюжетную линию, сквозных героев, как в театре. Именно по этим основным признакам театра - сюжету, игре актеров, музыкальному и световому оформлению - такой вид концерта назван театрализованным. Все художественные номера концерта вплетаются в канву сюжета, сюжетная линия придерживается основных законов драматургии: действие должно развиваться по нарастающей - от завязки к кульминации и финалу.
В театрализованном концерте используются разные жанры и виды искусства (академический хор, народные песни и танцы, юмористические сценки, выступление вокально-инструментальных ансамблей, цирковые номера).
Подготовка сценической площадки.Сцена для театрализованного концерта должна быть подготовлена особым образом.
Организаторам театрализованного концерта следует обратить внимание на работу занавеса, микрофонов, слаженности участников концерта в их выходе на сценическую площадку, работу осветителей, музыкальных организаторов, ведущих, конферансье.
Главное в режиссуре концерта - непрерывность программы, незамедлительная смена номеров, мобилизованность закулисной части, продуманность режиссерской композиции.
Композиция(от итал. компонере - составлять, складывать). Различные виды энциклопедий трактуют термин «композиция» по-своему, но общий смысл формулировок примерно таков: композиция - это сложное единство различных компонентов, которое достигается в процессе творчества.
Понятие композиции присутствует в любом виде искусства: в живописи, скульптуре, музыке, романе, фильме, а также в театрально-анимационном представлении.
Композиции бывают одножанровые (литературные, музыкальные, хореографические) ж разножанровые (литературно-музыкальные, музыкально-хореографические и т. д.). По замыслу композиции бывают сюжетные (весь материал выстраивается в рамках заданного сюжета по законам драматургии) и бессюжетные (имеющие свою логику организации материала согласно индивидуальному авторскому замыслу). Бессюжетные композиции создаются по принципу калейдоскопа номеров или различных материалов, составляющих всю композицию, выстраиваются благодаря удачно найденному сквозному драматургическому ходу - сквозному художественному приему, на - - котором держатся все эпизоды сценария, составные части композиции.
Работая над композицией сценария, сценаристу важно набрать достаточно разнородного материала, соответствующего теме. Материалом для композиции могут быть песни, стихи, фотографии, архивные документы, отрывки из спектаклей, хореографические фрагменты, текст ведущих. Материал в композиции распределяется и занимает свое место в развитии действия согласно сюжету или драматургическому ходу.
При работе над композицией, связанной со зрелищными формами, всегда помогает знание основных приемов монтажа:
1. Параллельный прием сопоставления разнородного материала - предусматривает параллельное одновременное развитие и показ двух линий.
2. Контрастный прием монтажа - два отрывка, два материала противопоставляются друг другу.
3. Логический прием монтажа материала - предусматривает логический, естественный переход из одного отрывка в другой соответственно логике событий.
4. Ретроспективный прием - из любого эпизода композиции уводит зрителя в тот или иной эпизод прошлого.
5. Прием рефрена — термин позаимствован из музыки, дословно означает повторение того или иного отрывка мелодии,
служит своеобразным напоминанием какой-нибудь важной мысли, какого-нибудь настроения, чувства.
6. Ассоциативный прием - эпизоды стыкуются друг с другом таким образом, чтобы вызвать у зрителя те или иные ассоциации. Сложность заключается в том, что зрители в зале имеют разный опыт, эмоциональную отзывчивость, культуру восприятия. В то же время этот прием дает большой простор для работы собственного воображения, фантазии зрителя.
Анимационно-театрализованные вечер.Это встреча творческих коллективов со зрителями. Постепенно слово «вечер» приобрело жанровую окраску, развилась разновидность тематического вечера отдыха.
Вечера различают по содержанию, структуре, методике проведения. Исходя из трех основных признаков - содержательного, структурного и жанрового - вечера можно подразделить на следующие виды:
• социально-значимого содержания;
• посвященные юбилею школы, института, университета, предприятия, фирмы, итогам работы организации, конференции ит. д.;
• морально-этического содержания;
• литературные, музыкальные, танцевальные;
• спортивные;
• развлекательные.
В зависимости от внутренней логики и структуры построения анимационно-театрализованные вечера делятся на следую* щиетипы:
• тематической направленности, л
• информационной направленности, >
• вечера отдыха.
В тематическом вечере акцент делается на использовании разнообразных средств и приемов выразительности: поэзия, музыка, кинофрагменты, хореографические номера; посвящение определенной теме. Тематический вечер сравнивают со спектаклем, слово ведущего приобретает особое образное значение и звучание.
Информационные вечера отличаются оперативностью, достоверностью информации, точностью, познавательной направленностью. Подобные вечера организуют при проведении конференций, выставок, деловых встреч.
Вечер отдыхаимеет определенную эмоциональную окраску, взволнованную интонацию ведения, средств выразительности, характеризуется как релаксационный вечер.
Одной из специфических черт вечера, отличающих его от концерта, композиции, конкурсной программы, является использование специально продуманных и включенных в канву действия приемов активизации аудитории.Особенно действенны и часто применяемы приемы новизны и соучастия.С помощью приема новизны аудитория легче воспринимает новые факты, сведения, сообщения. С помощью приема соучастия зрители вовлекаются в беседу, конкурс, пение, игру. Этот прием особенно хорош в детской, подростковой и молодежной аудитории, не терпящей пассивной формы поведения. Они становятся не просто зрителями, а зрителями-участниками. Для достижения этой цели организаторами вечера зачастую используется и множество приемов активизации аудитории: массовое исполнение песни, танца, игры, включение в действие подсадного героя в зале, обращение зрителей к участникам вечера по микрофонам, установленным в зале.
Анимационно-театрализованные вечера выполняют гедонистическую функцию(вызывают у зрителей чувство наслаждения от зрелища) и коммуникативную функцию(создают возможность общения детей, подростков, молодежи, людей пожилого возраста).
Наиболее важная черта анимационно-театрализованного вечера, отличающая его от концерта, представления, митинга -включение в его сценарий деталей, фактов и материалов местного значения: документов, выступлений реальных героев.
Анимационно-театрализованный вечер требует продуманного применения разнообразных приемов воплощения материала содержания.Это своего рода художественно-образный комментарий к действию, происходящему на сцене, и озвученному документальному материалу.
Суть театрализации- в целенаправленной организации действия. Для этого придумывается сквозной художественный ход, сюжетная линия. Часто используются персонифицированные герои в качестве сквозных ведущих вечера: герои сказок, мультипликационных и художественных фильмов, книг, исторические деятели. Природа театрализации - в создании особой зрелищно-игровой ситуации.