Глава 5. искусство одина: магия рун

Три школы рунической магии

Руническая магия — одно из древних волшебных искусств, которым посвящена данная книга Необходимо, прежде чем начнётся рассказ о руническом искусстве, определить само это понятие.

Рунической магией вообще автор называет любое магическое искусство, использующее знаки, восходящие к знакам североиталийских алфавитов, от которых в своё время произошли и наиболее известные скандинавские руны. При таком подходе руническая магия Европы оказывается представленной тремя школами, существовавшими в разное время, на разных территориях и использовавших несколько разные наборы рунических (т.е. восходящих к североиталийским) знаков.

Южная школа рунической магии представлена в волшебных искусствах славянских, кельтских и — частично — германских народов (середина I тысячелетия до н.э. — середина I тысячелетия н.э.), заимствовавших рунические знаки непосредственно у северных этрусков и их соседей. Знаковая база их магии — алфавиты ретов, альпийских венетов и др.

Северо-западная школа рунической магии представлена в рунической магии германцев (с начала I тысячелетия н.э.). Знаковой базой служил Футарк и произошедшие от него позднее Младшие Руны. Исходная точка развития — южная школа.

Наконец, восточная школа рунической магии представлена в волшебных искусствах славянских народов (с начала I тысячелетия н.э.). Знаковая база — ряд систем рунических знаков, сложным путём унаследовавших традиции южной школы и некие иные традиции, происхождение которых на данный момент не определяемо. Среди таких систем были как рунические алфавиты, развивавшиеся параллельно германским и почти независимо от последних[113], так и неалфавитные наборы священных символов[114].

Рассказ о руническом искусстве автор не склонен ограничивать рамками той или иной школы. Однако до наших дней в доступном для более или менее глубокого изучения виде руническое искусство сохранилось только в северо-западной Традиции, и именно она легла в основу данной части книги. Посему термином «руны» впредь будут именоваться именно северные рунические знаки, и все обращения к другим традициям будут оговариваться специально.

Итак, мы обращаемся к северо-западной школе рунического искусства.

Руны Северо-Запада

Исходной точкой распространения северо-западных рун стала Скандинавия; первые археологически достоверные факты применения там рунического искусства относятся к самому началу новой эры. Судя по всему, первыми освоили руны жрецы и маги Дании, чуть позже — Норвегии и Швеции, а уже к середине I тысячелетия древнее руническое искусство стало сердцевиной скандинавской магии. Из Скандинавии знание рун распространилось по всему германскому миру — от Британских островов на Западе до славяно-германских границ на востоке и юге, и запечатлелось в материальных памятниках, рассеянных почти по всей Европе.

Огромной ценностью для нас обладают так называемые рунические камни (надгробия, путевые знаки, языческие алтари и др.), несущие выполненную рунами надпись. Только камней с надписями на Футарке — древнейшем руническом алфавите — известно не менее полусотни.

глава 5. искусство одина: магия рун - student2.ru [115]

Иногда надпись на руническом камне представляет собой всего лишь несколько знаков, иногда она может быть именем человека или магическим словом. Встречаются и камни, содержащие целые сочинения. Такова, например, Эггьюмская надпись, перевод которой, хотя и возможен лишь отчасти, чрезвычайно интересен:

Камень не был (освещён) солнцем,

и нож не коснулся его;

(злые) волшебники не должны обнажить (камень),

ни обманутые,

ни ослеплённые колдовством.

Тот сотворил навье море[116] 4

и смазал им уключины

утомлённой от просверливания ладьи.

Кто пришёл сюда, в страну коней...

Рыба плывущая...

Птица поющая...

Он погиб коварной смертью.

Многие камни, помимо надписи, несут ещё и рельефные изображения, представляющие, как правило, богов и героев. Так, на памятном камне с острова Готланд (VIII в. н.э.) изображены Один, въезжающий на прекрасном восьминогом коне Слейпнире в свои владения — Вальхаллу, чертог павших воинов, и встречающая его валькирия, крылатая «дева боя».

Кроме камней с письменами, земля и частные и университетские коллекции сохранили для нас и другие памятники рунической магии. Это, например, надписи на оружии, содержащие имя его владельца или имя самого меча или наконечника копья. Одной из древнейших таких находок считаются наконечники копий из Бреста (бывш. СССР), время изготовления которых определяется как начало I тысячелетия.

Классические алфавитные руны Футарка сочетаются на их поверхности с неалфавитными руническими знаками, такими, как трёх- и четырёхветвевая свастика, круг с точкой в центре и т.д. Любопытен и металлический наконечник ножен меча из Шлезвига, выполненный в виде стилизованного черепа. На каждую из его сторон нанесено по надписи, значение которых до сих пор достоверно не известно. Предполагается лишь, что слова эти являются именами двух людей, так как они близки к двум родовым германским именам. Но почему эти имена нанесены на ножны меча? Что это — свидетельство боевой дружбы, дарственная надпись или что-то иное?

Огромную информацию несут и рунические надписи на древних ювелирных изделиях. Добрая их половина содержит заклинания или магические слова и сочетания рун; некоторые повествуют об авторе или о владельце данного предмета. Классическим примером является, несомненно, золотой рог из Галлехуса. По его краю идут замечательное по исполнению и не до конца ещё понятое мифологическое изображение и руническая надпись: «Я, Хлевагаст из рода Холтиев, рог сотворил». В качестве примера посвятительной рунической надписи можно привести руны, начертанные на одной из древних фибул (фибула — своего рода застёжка, скрепляющая ворот плаща): «Босо резал руны — тебе, Даллина, он дал (фибулу. — А.П.)».

глава 5. искусство одина: магия рун - student2.ru

глава 5. искусство одина: магия рун - student2.ru

глава 5. искусство одина: магия рун - student2.ru

глава 5. искусство одина: магия рун - student2.ru

Любопытно, что среди мастеров рунической магии были не только мужчины. Так, в 1979 году в Германии была обнаружена руническая надпись, перевод которой следующий: «Блитгунд руны начертала». Блиттунд — женское имя, и это означает, что в раннем средневековье были женщины, владевшие руническим искусством.

* * *

Никогда руны не оставались неизменными. С течением времени видоизменялись знаки, менялись их фонетические значения, структура надписей, развивался сам язык, на котором эти надписи делались. (Можно проследить, как неуклонно менялся язык рунических надписей от древнегерманского, родственного древнему балто-славянскому до современных германских языков.)

Первым классическим общегерманским руническим строем стал Футарк. Предостерегу от возможной ошибки: Футарк — не алфавит в обычном понимании этого слова, а именно «рунический строй», т.е. жёстко закреплённый перечень рун, с их фонетическими и магическими значениями и именами. Футарк содержит 24 знака, разбитых на три группы — атта (ætt); каждый атт состоит из восьми рун[117]. По фонетическим соответствиям рун первого атта — f, u, th, а, r, k... — этот строй и получил своё название — Futhark.

глава 5. искусство одина: магия рун - student2.ru

глава 5. искусство одина: магия рун - student2.ru

глава 5. искусство одина: магия рун - student2.ru

Первоначально Футарк появился в Дании. Примерно к III века относится его распространение в остальной Скандинавии, к IV-V векам — на континенте. Древнейшими археологическими находками, содержащими надписи на Футарке, являются золотые скандинавские брактеаты — медалеподобные круглые подвески, на лицевую поверхность которых нанесено изображение, а вокруг него — руническая надпись. Впрочем, существуют брактеаты и несколько иного типа. Всего обнаружено более трёх десятков брактеатов с руническими надписями. В большинстве своём эти надписи состоят из нескольких рун или одного-двух магических слов, хотя известны и брактеаты, содержащие целые рунические тексты. Таков, например, брактеат из Сьелланда, надпись на котором гласит:

Я прозываюсь Хариуха,

мне ведомо опасное,

приношу счастье.

Ранние надписи на Футарке часто сложны для понимания; некоторые из них вообще не поддаются переводу, некоторые трактуются отрывочно и сохраняют свою тайну (как камень из Эггьюма). В то же время многие надписи допускают и полный перевод. Такова надпись на камне Водурида, ставшая классическим примером. Надпись гласит:

Вив резал этот камень для Водурида.

Три дочери поделили наследство

как самая близкая его родня

среди оставшихся в живых.

А я, Вив, резал руны

для моего лорда — Водурида.

На Британские острова руническое письмо и руническая магия пришли к V в. н.э. вместе с германскими племенами англов и саксов. Британские маги и жрецы не удовлетворились Футарком и создали свой собственный рунический строй, являющийся переработкой и дополнением исходного (Футарка). Эти руны (их 28) известны как ранние англосаксонские. Позднее, к IX веку, был создан ещё один англосаксонский рунический строй, содержащий уже 33 знака — поздние англосаксонские руны. Как и с Футарком, с британскими рунами связана фонетическая система, позволяющая использовать их в качестве алфавита, но в отличие от Футарка система эта оказалась несколько менее чёткой и устойчивой. Две разные руны могли нести один и тот же звук и, наоборот, разные звуки могли записываться одной и той же руной.

Как и на Британских островах, в Скандинавии руны тоже постепенно менялись, но скандинавские жрецы пошли по обратному пути. Сохраняя для магических надобностей Футарк, они вырабатывали новые рунические алфавиты, применявшиеся почти исключительно как средство письменности. Так, первые переработанные алфавиты содержали 16 знаков, близких по начертанию к рунам Футарка, последние (XI-XII века) — 15 и меньше знаков, иногда не имеющих с Футарком ничего общего. Всего в Скандинавии было создано около десятка алфавитов: несколько в датском стиле и немного больше в шведско-норвежском. Именно эти скандинавские переработки Футарка называют иногда Младшими Рунами.

Младшими Рунами выполнено огромное количество надписей на памятных камнях в Скандинавии; общее количество таких камней, если добросовестно подсчитать их, перевалит, вероятно, за три-четыре тысячи. В абсолютном большинстве своём эти камни датируются XI веком, не связаны с какой-либо магией и являются чисто мемориальными сооружениями.

глава 5. искусство одина: магия рун - student2.ru

глава 5. искусство одина: магия рун - student2.ru

глава 5. искусство одина: магия рун - student2.ru

Примером может служить рунический камень из Шюсты. Руны высечены на туловище змея, образующем три широкие петли, охватывающие изображение креста (Надо отметить, что это достаточно характерно для младшерунических надписей на стоячих камнях — сочетание христианского креста и языческого символа змея. Впрочем, многие исследователи орнаментов на рунических камнях считают, что и крест здесь — переосмысленный с приходом христианства языческий символ.)

Перевод надписи таков (Е.А.Мельникова):

Руна велела сделать [этот] монумент

по Спьяльбуду и по Свейну, и по Андветту,

и по Рагнару, сыновьям своим и Хельги;

и Сигрид по Спьяльбуду, своему супругу.

Он у мер в Хольмгарде в церкви [св.] Олава.

Эпир резал руны.

Примечание:

Хольмгард — Великий Новгород.

глава 5. искусство одина: магия рун - student2.ru

глава 5. искусство одина: магия рун - student2.ru

глава 5. искусство одина: магия рун - student2.ru

глава 5. искусство одина: магия рун - student2.ru

Другой пример — камень из церкви Маркима (также XI век). Уже в XV веке этот камень был разбит на четыре куска и стал частью каменной ограды. В XIX веке его, наконец, заметили и извлекли из каменной кладки, после чего собрали воедино и поставили вблизи церкви[118]. Надпись на камне гласит:

Тилинивир и Тор... камень по Фроспгену,

его отцу, и Ей... его родичу.

Любопытно, что примерно в том же XI веке появилась традиция окрашивать знаки и изображения, вырезанные на рунических камнях: мы знаем об этом, поскольку на некоторых из них сохранились следы краски. Не так давно окраска одного из подобных камней (Olstastenen) была реставрирована, чтобы показать, как он мог выглядеть в древности.

* * *

С введением христианства и распространением латинского алфавита руническое письмо быстро потеряло своё значение основного средства письменности, хотя просуществовало после этого достаточно долго. Несмотря на откровенно воинствующий антиязыческий настрой набирающего силу христианства, вытеснить использовавшиеся в течение многих веков рунические знаки оказалось непросто.

глава 5. искусство одина: магия рун - student2.ru

глава 5. искусство одина: магия рун - student2.ru

Как уже отмечалось, число памятников рунического письма, датируемых началом I тысячелетия (т.е. созданных уже после крещения Скандинавии), огромно; более того, языческие руны проникли даже в христианский ритуальный обиход. Прекрасный тому пример — высеченная из светлого камня крестильная купель из церкви Бурсерюд в Смоланде, датируемая XIII веком. На чаше этой купели, вытесанной как единое целое из блока песчаника, выбита надпись, выполненная классическими Младшими Рунами: «Аринбьерн сделал меня, Бидкунн Священник написал меня, и здесь я буду стоять некое время».

Одним из важнейших направлений использования рун в позднее время стало, не считая чисто магических целей, создание рунических календарей. Распространены они были почти по всему северу континентальной Европы, а также в областях, соседних северным странам. В Норвегии эти календари называли primstav, в Дании — rimstok (от rim — «календарь» и stok — «палка»). В Скандинавии такие календари использовались до середины XIX века, в Карелии и северных районах России — значительно дольше.

Прорисовка знаков одного из таких календарей, изготовленного в начале XIX века в Карелии и хранящегося в данное время в Петрозаводском историко-архитектурном музее, показана на рис. 5.19. Знаки календаря нанесены на деревянный посох длиной 1,5 метра. Как и большинство рунических календарей, календарь Петрозаводского музея — вечный.

глава 5. искусство одина: магия рун - student2.ru

Другой интересный пример — литовский рунический календарь, хранящийся в Вильнюсском музее истории и этнографии. Этот календарь старше (XVII век); в отличие от большинства ему подобных, выполненных в виде посоха, этот памятник представляет собой книжку из 10 дощечек размером 6´8 см.

Использовать рунические знаки как алфавит перестали к XIV-XV векам. Однако руническая традиция оказалась чрезвычайно устойчивой, и отдельные случаи применения рун зафиксированы в более позднее время. Так, в Скандинавии для мемориальных надписей и построения заклинаний руны использовались вплоть до XVI века, а на острове Готланд — ещё и в XVII веке. Более того, существуют данные, что в отдалённых областях Швеции, таких, как: Даларна и Херьедален, для особо важных записей руны изредка использовались и в середине XX столетия.

Если же говорить о сугубо магическом использовании рунических знаков, то мы можем смело утверждать, что традиция рунической магии в полном своём объёме сохранялась, как минимум, до XI-XII веков, в повреждённом и частично деформированном виде — до позднего средневековья, а в качестве пережитков и останцев древней высокой магии — до последних десятилетий. Так, исландскими фольклористами XIX века записано множество интереснейших примеров применения народной магии, в том числе рунической. В этих записях можно найти, как отдельные вязаные (см. далее) руны, предназначенные для конкретных целей, так и целые рунические картинки, имеющие магическое назначение.

* * *

Необходимо сказать несколько слов об общепринятых знаках, употребляемых при записи фонетики рун. Знак «th» читается так же, как «th» в английском слове thing, а знак «d» — как «th» в слове this. Знаку «b» отвечает весь спектр звуков между «b» и «v», но чаще руна, обозначаемая таким знаком, звучит, как «b» лишь с небольшим сдвигом в сторону «v». Знак «ng» означает звук, обычный для «инговых» окончаний английский слов, например, в слове thing, т.е. произносится не как два звука «п» и «g», а как единый носовой звук. «R» означает вовсе не русский звук «р», а звук, подобный произношению «s» в английском слове is, ближе к русскому «з». Знаки «a» и «A» соответствуют разным рунам, несущим звук; «a», знак «e» — дифтонгу «ej» или «ei» с кратким «i».

Манускрипты и имена

В VIII веке в Британии, а чуть позже и в Скандинавии появились первые рукописи, содержащие списки рунических знаков с их латинскими фонетическими эквивалентами и, что крайне важно, с их именами[119].

Известно, что руны имеют имена, по мере возможностей языка отражающие их внутреннюю сущность.

Сейчас мы владеем именами ранних и поздних англосаксонских и средних скандинавских рун; самые поздние скандинавские руны, ставшие просто алфавитом, имён не имели. Таким образом, мы располагаем различными вариантами имён, но самое главное — имена рун Футарка, истинно магического строя, до нас не дошли. Сейчас публикуется немало работ, посвящённых рунической магии; описывается в них, как правило, именно Футарк, но имена, которые авторы ставят в соответствие рунам Футарка, не подлинные. Это — лишь реконструкция; истинные же имена этих рун нам, к сожалению, неизвестны. Но, как говорится, «лучше синица в руке...» Привожу здесь то, чем мы владеем:

Наши рекомендации