Ii глава основные части урока народно-сценического танца
Экзерсис у станка
Экзерсис у станка вырабатывает профессиональные качества, необходимые для выполнения танцевальной техники. Он помогает исправлению природных физических недостатков. Всемерно развивает силу мышц спины, воспитывая правильную постановку корпуса, плеч, шеи, головы, вырабатывая привычку свободно держать голову без напряжения шеи, плеч, что чрезвычайно важно для естественной гармоничности и красоты любых повседневных движений и дает навыки для освоения принципов почти всей танцевальной пластики.
В условиях не специального танцевального образования в задачу которого не входит воспитание профессионального танцовщика, объем освоения танцевального экзерсиса может быть ограничен его основными простейшими элементами. Помимо упражнений, непосредственно развивающих необходимую для танца выворотность ног, вытянутость колен и ступней, мягкость и плавность приседаний, легкость и воздушность прыжков, так же важны и упражнения, в которых сосредоточены принципы необходимых технических приемов.
Основные элементы экзерсиса народно-сценического танца проучиваются в комбинациях. Комбинация – это логическое сочетание одного, двух или трех, но не более элементов, объединенных в определенный музыкальный отрезок и имеющее четко поставленную точку. Комбинации экзерсиса у станка в народно-сценическом танце имеют две степени сложности:
1. Простые комбинации (учебные) – комбинации, в которые включаются основные программные элементы экзерсиса народного танца. Комбинация строится по основным направлениям – вперед, в сторону, назад или только в сторону.
2. Танцевальные комбинации – строятся на основе программных элементов экзерсиса народно-сценического танца и движений национального танца, созвучных данной комбинации. При составлении активно используются ритмические разнообразия, а также работа рук, корпуса и головы.
Порядок движений у станка строится по принципу чередования движений, тренирующих различные группы мышц. Движения на вытянутых ногах чередуются с движениями на вытянутых ногах. Резкое чередуется с плавным, медленное с быстрым. Важно, чтобы не было перенапряжения мышц, это делается для того, чтобы не утомлять и не перегружать суставно-мышечный аппарат.
Упражнения у станка строятся от простого к сложному, некоторые могут объединяться в одно упражнение или комбинацию. Перед каждым упражнением исполняется вступление или preporation. Оно подготавливает учащихся к темпу, ритму, характеру исполняемого движения. Упражнения поочередно исполняются с правой и левой ноги.
Позиции ног. В народно-сценическом танце применяются все выворотные позиции классического танца: I, II, III, IV, V.
Закрытые позиции: I, II позиции. Естественное положение ног: пятки вместе, носки слегка врозь.
Следует отметить, что экзерсис народно-сценического танца включает упражнения, исполняемые по разным позициям. Более того, в рамках одного упражнения встречается сочетание движений, предполагающих как выворотные, так и невыворотные позиции ног, а порой и закрытую их форму.
Позиции и положения рук. В народно-сценическом танце используются все позиции рук классического танца, а также характерные положения, свойственные различным национальным танцам, например:
- руки скрещены перед грудью (в украинском, белорусском, венгерском, польском танцах);
- рука заложена на затылок, как бы поддерживая шапочку или венок (в украинском, венгерском, польском танцах);
- руки подняты в стороны и согнуты в локтях, кисти на уровне глаз, пальцы собраны, как бы придерживая концы платка.
Положения и позиции рук всегда связаны с положением и движением корпуса, придают им законченность, этническую и художественную выразительность. В экзерсисе у станка ряд движений изучается с обязательным движением руки.
Положение кисти рук. Важно с первых уроков обращать внимание на роль кистей рук. Они в свою очередь придают завершенность положениям и движениям рук. В тоже время кисти рук играют функциональную роль: точное расположение кисти опорной руки на палке. Основные положения:
- кисть собирается в кулак (в русском, украинском, белорусском танцах);
- кисть с широко растопыренными пальцами (в цыганском, башкирском);
- кисть с повернутой ладонью «от себя» и «к себе»: округлая или вытянутая (в танцах народа Средней Азии, арагонской хоте, татарском танце);
- заложенная на талию с боку или сзади тыльной стороной (в итальянском и башкирском танцах).
Положение стоп. Положение стоп в народно-сценическом танце связано с разнообразием движений ног и различных в них положением и состоянием стопы. Основные положения:
- натянутая стопа – напряженная стопа с предельно вытянутым подъемом и пальцами;
- сокращенная стопа – напряженная стопа с сокращенным подъемом и сильно поднятыми вверх пальцами;
- свободная стопа – нога расслаблена от голеностопного сустава до пальцев.
Последовательность упражнений у станка:
Demi и grand plies. Они способствуют развитию эластичности связок, укреплению мышц, развитию выворотности, укрепления коленного сустава, подготавливают к исполнению прыжков. Они бывают как плавные, мягкие, так и резкие, отрывистые. Некоторые из них включают перегибы корпуса, различные переводы стоп из позиции в позицию, а также в рамках одного упражнения могут чередоваться по выворотным, невыворотным и закрытым позициям ног.
Battements tendus. Упражнения развивают подвижность в голеностопном и тазобедренном суставах, укрепляют ахиллово сухожилие, икроножную мышцу и мышцы стопы. В экзерсисе народно-сценического танца battements tendus имеет несколько разновидностей:
- battements tendus с переводом стопы с носка на ребро каблука;
- battements tendus с ударом (подъемом) пятки опорной ноги);
- battements tendus в сторону с поворотом рабочей ноги в закрытое положение;
- battements tendus с выносом ноги на каблук (каблучный);
- battements tendus с tombe;
- battements tendus с поворотом бедра;
- battements tendus с мазком полупальцев по полу.
Battements tendus jetes. Развивают мышцы голени и стопы, способствуют развитию коленного и тазобедренного суставов, повышают способность четко выполнять мелкие и сильные движения. Первоначально в экзерсисе урока народно-сценического танца battement tendu jete исполняется аналогично упражнению урока классического танца. Battements tendus jetes имеют различные формы исполнения. Резкие броски могут исполняться на высоту 15, 35, 45 градусов в рамках одного упражнения. В экзерсисе народно-сценического танца battements tendus jetes имеет несколько разновидностей:
- battements tendus jetes с ударом пятки опорной ноги;
- battements tendus jetes с demi plie;
- battements tendus jetes с «сокращением стопы» рабочей ноги;
- battements tendus jetes с одним ударом стопой по V позиции;
- battements tendus jetes с двумя ударами стопой по V позиции;
- battements tendus jetes с tombe;
- battements tendus jetes с короткими ударами по полу носком или ребром каблука;
- battements tendus jetes balansoir;
- battements tendus jetes с проскоком.
Ronds de jambe. Круговые движения ногой – развивают подвижность тазобедренного, коленного, голеностопного суставов как рабочей, так и опорной ноги. Круг ноги может быть, как по полу, так и по воздуху. В экзерсисе народно-сценического танца ronds de jambe имеет несколько разновидностей:
- ronds de jambe par terre;
- ronds de jambe и ronds de pied на demi plie;
- ronds de jambe и ronds de pie den l’air – на 45 градусов;
- ronds de jambe и ronds de pied с подворотом стопы опорной ноги;
- ronds de jambe со скачком;
- ronds de jambe и ronds de pied «восьмеркой»;
- grandes ronds de jambe.
Flic-flac. Упражнения для свободной стопы – развивают подвижность коленного сустава, тренирует способность голеностопного сустава расслабляться и сокращаться. В экзерсисе народно-сценического танца flic-flac имеет несколько разновидностей:
- flic-flac;
- flic-flac со скачком на опорной ноге;
- flic-flac со скачком и переступанием;
- flic-flac с tombe;
- double flic;
- веер.
Упражнения на выстукивания. Эта группа упражнений исполняется с напряженной стопой, развивает силу и подвижность стопы, готовит к дробным движениям. В основе выстукивания лежат удары всей стопой, каблуком, полупальцами. Удары бывают короткие, четкие, сильные, припечатывающие. В экзерсисе народно-сценического танца упражнения на выстукивания имеют несколько разновидностей:
- упражнений на выстукивания с шагом;
- упражнения на выстукивания с переносом стопы;
- упражнения на выстукивания с разворотом стопы;
- чередование ударов полупальцами и каблуками;
- «прямая дробь» и «обратная дробь».
Pas tortille. Данное упражнение представляет одинарные и двойные развороты стопы, развивающие подвижность голеностопного и тазобедренного суставов, эластичность икроножной мышцы, подготавливает к исполнению движений с мелкой техникой стопы. В экзерсисе народно-сценического танца pas tortille имеет несколько разновидностей:
- pas tortille с одинарным разворотом;
- pas tortille с двойным разворотом;
- pas tortille с ударами.Веревочка. Это движение является элементом венгерского, русского, украинского и других танцев. У палки изучается для детального проучивания основных его моментов и перенесения в этюды на середине зала. Можно выделить несколько подготовительных упражнений:
- подготовка к «веревочке»;
- подготовка к «веревочке» с demi plie на опорной ноге;
- подготовка к «веревочке» с подъемом на полупальцы опорной ноги;
- подготовка к «веревочке» с поворотом стопы опорной ноги в невыворотное положение;
- подготовка к «веревочке» со скачком или прыжком на опорной ноге;
- подготовка к «веревочке» с проскоком.
Упражнение для бедра. Упражнение представляет собой поворот рабочей ноги из выворотного положения в невыворотное и из невыворотного в выворотное. Развивает подвижность тазобедренного сустава и активизирует мышцы спины, живота.
Battements fondus. Упражнение представляет из себя полуприседание на опорной ноге с поворотом рабочей из закрытого положения в выворотное. Развивает эластичность ахиллово сухожилия, подвижность коленного и тазобедренного суставов, активизирует работу мышц спины. В экзерсисе народно-сценического танца battements fondus имеет несколько разновидностей:
- battements fondus;
- battements fondus на 90 градусов;
- battements fondus tirbouchon.
Battements developpes. Упражнение развивает шаг, укрепляет мышцы ног и живота, повышает подвижность в тазобедренном и коленном суставах. В экзерсисе народно-сценического танца battements developpes имеет несколько разновидностей:
- battements developpes плавные;
- battements developpes отрывистые;
- battements developpes с одним или двумя ударами пятки опорной ноги;
- battements developpes с проскоком вперед или назад;
- battements developpes с прыжком.
Grands battements jetes. Большие резкие броски – развивают шаг, укрепляют мышцы ног, живота и спины, активизируют работу корпуса. Помимо варианта grands battements jetes на целой стопе, в экзерсисе народно-сценического танца есть ряд других вариантов:
- grands battements jetes с demi plie;
- grands battements jetes с подъемом на полупальцы;
- grands battements jetes с увеличенным размахом;
- grands battements jetes с tombe;
- grands battements jetes с опусканием на колено.
Упражнения на середине зала
Данный раздел включает в себя различные виды танцевальных ходов, дробей, движений, вращений, хлопушек, используемых в народных танцах, причем за основу взяты движения русского народного танца. В каждом классе предлагается изучение основных движений определенных народных танцев. На основе изученных движений, элементов постепенно выстраиваются танцевальные комбинации, которые из года в год усложняются движениями рук, наклонами и поворотами корпуса головы, исполняются с продвижением в разных направлениях, комбинируются с другими элементами танца.
Основной задачей раздела является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся, приобретение навыков и умения передавать характерные особенности того или иного народного танца.
Исполнение как отдельных элементов, так и комбинаций на середине зала дает исполнителю полное раскрепощение, создает большую свободу передвижения, возможность донести характер движения и его манеру, усилить выразительность и усложнить координацию и технику исполнения.