Дело жизни: работа как любовь, работа как посвящение
Бесполезно вести проповеди, если ваше поведение не проповедь.
(Святой Франциск Ассизский)
Работа — один из способов, которым зрелая личность заботится о себе и других. Посредством работы и деловых связей, человек находит свое место в мире, ощущает свою принадлежность к происходящему вокруг, берет ответственность за себя и за других. Работа (или более точно призвание) становится способом его самовыражения. С помощью работы (или хобби, если человек не работает в формальном смысле) он развивает свои таланты, помогает другим, проявляет свое участие и связь с миром. В работе зрелый человек одновременно и растворяется, и выделяется.
Только такое радикальное превращение обязанности в любовь, увлечение или удовольствие позволяет человеку воспринимать работу как игру. Он полностью присутствует как личность именно здесь и сейчас. Он отдает свое сердце, внимание и стремление работе, полностью концентрируясь на ней. Он поглощен своим делом настолько глубоко, что его сознание обретает некую иную форму. И поэтому такой человек пополняет свою энергию, развивает свой интеллект и способен посвятить всего себя любимой работе. Такой тип личности уже достаточно развит, чтобы иметь основания заявлять, как это сделал мой знакомый:
«Да, можно сказать, я люблю свою работу. Я всегда говорю что, когда вы не замечаете разницы между работой и забавой, тогда вы просто-напросто счастливы».
Во всех случаях побочным продуктом полностью присутствующего, увлеченного, сконцентрированного и преданного ума является особый тип побуждения к деятельности. Эта внутренняя необходимость, ощущаемая особенно остро, когда человек увлечен чем-либо жизненно интересным для него, есть результат «внутреннего толчка» к самовыражению, пониманию работы, осуществлению желаемого, созиданию. Она включает подчинение внутреннего «Я» интересам дела, когда человек становится единым целым с работой, живет ею. В этом смысле, через погружение в работу и олицетворение себя с ней, человек исчезает.
Шунри Судзуки, глубоко уважаемый мастер Дзен, описал этот феномен в классическом для Дзен понимании вопроса. Он описывает Будду более озабоченным изготовлением хлеба, а не метафизическими вопросами. Будда открыл, что насущный труд изготовления хлеба, повторение этого процесса снова, снова и снова — это способ открыть, как «стать» хлебом, способ слиться с действием и этим превзойти себя. Будда стал хлебом, когда изготавливал его. До такой степени он вкладывал себя в работу. Судзуки далее сравнивает это состояние с процессом рисования.
«Чудесная картина есть результат ощущения в ваших пальцах. Если вы чувствуете плотность краски на вашей кисти, картина уже перед вами, еще до начала рисования. Когда вы опускаете кисть в краску, вы уже знаете результат, иначе вы не сумеете рисовать. Поэтому, прежде чем вы сумеете сделать что-то, оно уже существует... Результаты работы содержатся в вас. Это ваше существование».
Подобное восторженное состояние недоступно для закрытой или ограниченной личности. Оно, независимо от физических или окружающих условий, в которых находится личность, создает ощущение чуда, благоговения и очарования. В реализующейся личности это состояние взращивает любовь, в том смысле, что работа некоторым образом священна — хотя ине обязательно напрямую связана с религиозными концепциями или догмой. Человек ощущает, что работа является частью чего-то вселенского, особого, священного. Он ощущает себя так потому, что часть его растворяется в работе, как об этом прекрасно рассказал Судзуки. Он ощущает священность момента, так как живет полным сознанием, посвящая все свое внимание данному моменту. Даже если он занимается самым обыкновенным делом, одно понимание, что работа для него значима, может привести его в состояние приподнятого настроения. И он сливается со своей работой. Или же он так поглощен своей деятельностью, что чувствует себя частью чего-то большего. Как бы это ни происходило, его полная сосредоточенность и преданность поднимают его из состояния обычного самосознания, позволяя полностью функционировать в данный момент. Это не столько ощущение, сколько уровень существования. Я бы пошла еще дальше, сказав, что само это состояние вызывает чувство любви. И возможно, это и есть первичный лик любви.
Любовь проявляет многие свои лики через нас во время работы. Беседы с преуспевающими людьми показывают, что они понимают это по-разному. Одним из таких проявлений может быть продолжительное, страстное желание человека создать что-нибудь уникальное и красивое. Молодой архитектор признавал, что деньги не являются его главной целью, основное честолюбивое стремление его — создание хорошей архитектуры. Это и есть иллюстрация подобной стороны любви. Его творческая энергия, влечение сердца обретают силу и жизнь путем его работы с формами, его служения на благо другим, способности переводить в строительные чертежи скрытые образы красоты, которые приносят в уме клиенты.
Другая важная сторона любви проявляется, если мы концентрируемся на том, что делаем. Бытие есть любовь. Когда кто-то позитивно и осознанно присутствует здесь и сейчас, он существует полностью, как Бытие, на том уровне и благодаря той «игре», которые рождаются из его специфических занятий.
Многие пытались описать это мгновение экстаза, потому что оно действительно похоже на эйфорию. Высокая устойчивая сосредоточенность на любимой работе приводят к таким ощущениям, как озарению и творческим результатам, которые находятся вне всяких слов, времени и логического объяснения. Такие моменты волшебства дарят нам чувство личной уникальности и, в то же самое время, связывают с нас со всем окружающим миром. Это всепоглощающее, всемогущее состояние, в котором чудеса и возможны, и происходят; состояние существования «вне разума», которое Лао-Цзы называет состоянием Истинного человека,превзошедшего и радость, и сопротивление смерти. В истории имеется бессчетное количество попыток описать словами этот опыт.
Хагакура: «Книга Самурая», например, учит, что такое состояние концентрации предшествует победе и является причиной победы. Три подобных урока среди множества других очерчивают ценность полного погружения в настоящий момент:
«Как следует ответить на вопрос: «Что требуется человеческому существу с точки зрения выбора цели и достижения ее?» Во-первых, давайте скажем: «Необходимо достичь определенного состояния разума, которое прямо сейчас незамутненное и отстраненное... Этого очень трудно достичь. И, достигнув, трудно удержать. Не существует ничего вне мысли текущего мгновения».
Как выразился один из старейшин, победа на поле брани подобна броску ястреба на птицу. Даже если он среди тысячи птиц, он обращает внимание только на ту, которую выбрал.
«Когда я встречаю врага лицом к лицу, я ощущаю себя в полном мраке. Но если в это время я успокаиваю ум, то ночь вокруг меня освещается бледной луной. И если я начинаю атаку в этот момент, я чувствую, что не буду поражен». Таково состояние человека в момент истины.
В подобном духе написана изящная статья, озаглавленная «Охота на снежного барса». Профессор теологии Бэлден Лэйн пишет, что сосредоточенность на работе даже в моменты ее монотонности приводит «я полному осознанию ничем не примечательного, но текущего мгновения,— величайшего и труднейшего из всех духовных испытаний...» Он цитирует слова Питера Маттиессена, автора книги «Снежный барс», для дальнейшего развития своей мысли:
«В горах Непала Питер Маттиессен узнал, что целью медитационной практики является не просветление; ее цель — привлечь внимание даже в обычное время, жить настоящим, ничем, кроме настоящего, вносить понимание настоящего мгновения в каждое событие повседневной жизни».
Возможно, это состояние ума является тем, что подразумевается библейским выражением «иметь разум Христа», или ободряющие слова, которые учат, что «истинная любовь побеждает страх». Когда мы сосредоточены, полностью увлечены тем, что делаем, холодное прикосновение страха не может достичь нас. Здесь и сейчас мы в абсолютной безопасности.
Профессиональные спортсмены и солдаты (и даже многие потенциальные жертвы преступлений, сумевшие выжить) признают, что они действовали спонтанно и побеждали несмотря на страх и боль. Их внимание было твердо сосредоточено в текущем мгновении, и это принесло успех. Точно также люди, умеющие забыть о себе во время публичных выступлений (иначе они бы страшно боялись) говорят, что побеждают через действие, и это приносит им радость. Также и те, кто, не думая о себе, спасают жизнь людей, говорят, что лишь полная концентрация на необходимых действиях позволила им выбраться из беды. Подобные рассказы добавляют веса утверждениям, что при полной концентрации внимания в какой-то момент, мы переходим в другое состояние — высшее, освобожденное и могущественное. Сосредоточенность такого рода может помочь выдержать даже горе.
Отрывок из книги Джона Кэнтвелла Кайли напоминает, что и в глубочайшем горе мы можем спасти себя, сосредоточившись на текущем моменте:
«Как жить дальше — нужно искать в деятельности, но не в наших мыслях, потому что мысли могут предложить только опустошение иотчаяние. Вы должны окружить себя реальными вещами, и если вы попробуете это сделать, вы откроете для себя, что это не трудно...; деятельность будет держать вас в настоящем моменте и защитит от мыслей, которые постоянно продолжали бы вас информировать о вашей трагедии...».
Рассматривая повседневную работу людей, добившихся успеха, мы видим, что они работают именно так. Они концентрируют свое внимание на выполнении работы в данный момент, а не отвлекают свое внимание на пустяки, волнующие других. Они любят свою работу и заинтригованы ее секретами и препятствиями на пути ее выполнения. Поэтому они погружены в настоящее и не думают о наградах, или потерях, или тривиальных деталях, мешающих другим добиться полного и удовлетворяющего личного успеха. Они просто работают именно сейчас.
Об этом говорит классическая поэма китайского философа Чуанг Цзу в переводе Томаса Мертона:
Когда стреляешь ради мастерства, Не за наградой из монетной меди,
То думаешь о выстреле, и сам
Не иссушаешь силы жаждою победы.
Интересно, что научная статья в недавнем номере «Нью-Йорк Таймс» сравнивает это состояние с эйфорией. Автор Дэниэль Голман пишет:
«Новые исследования приводят к заключению, что такие примеры поглощенности являются... измененными состояниями, в которых разум функционирует на своем максимуме, время часто искажается и ощущение счастья заполняет такие моменты. Это состояние, по свидетельству последних исследований, сопровождается умственной эффективностью и ощущением легкости. Команда исследователей называет подобные моменты поглощенности «состоянием изобилия». Один психолог из университета в Чикаго считает, что «изобилие, поток», относится к тем моментам, когда все идет как надо, когда вы чувствуете себя живым и полностью внимательны к тому, что делаете».
Но, конечно, при всем уважении к Дэниэлю Голману и к журналистской традиции «Таймс», нужно сказать, что это не «новое исследование», новым является упаковка и описание. Например, поэту Вильяму Блейку давно было известно состояние изобилия. Именно в этом состоянии рождаются шедевры, и поэты, к счастью, могут описать такие моменты более точно, чем исследователи. Бессмертные слова Блейка «Если дверь ощущений открыта, все придет к человеку очищенным, безграничным» позволяет взглянуть еще на одно измерение «состояния изобилия». А именно, на его отношение с той неописуемой, глубокой реальностью, в которой физическое и духовное сливаются и становятся единым.
Произведения легендарного мистика Мейстера Экхарта свидетельствуют, что он сам погружался в такое состояние:
«Кто почитает Бога? Те, кто полностью ушли от себя и кто не ищет своего ни в чем, большом или малом. Кто не смотрит под собой, или над собой, или рядом с собой, или у себя. Кто не желает имущества, или почестей, или беззаботности, удовольствия или выгоды, награды или святости, или царства небесного и кто ушел от всего этого, от всего своего. Именно эти люди воздают почести Богу, и почитают Бога должным образом, и отдают ему принадлежащее».
Конечно, Экхарт описывает то самое состояние разума, которое теперь ученые и специалисты пытаются классифицировать и присвоить себе. Но это наследство принадлежит тем, кто примет его. И, на самом деле, оно по праву рождения принадлежит тому, кто поднимет себя из заурядного состояния бессознательного существования и приучит себя к жизни в любви, концентрированного и осознанного поведения.
Какими бы ни были особенности проявления любви, они,я подчеркиваю, всегда за пределами простых форм, формул или предсказуемого, общепонятного поведения.Любовь проявляется через подходящие и ответственные действия личности, через ее внимание к данному моменту, через ее постоянное самоутверждение. В свои высшие и наиболее приподнятые моменты любовь приходит к тому и проявляется через того, кто потерял всякое собственное сознание, все эгоистичные желания, как помогли нам понять цитаты, приведенные выше. Но я утверждаю, что любовь проявляет себя в вечности бессчетными другими способами. Она проявляется даже через неуверенного в себе, слабо осознающего цель человека, который робко, на «цыпочках» пробует другую манеру поведения, необходимую для процветания его и других. Неважно, насколько робким или неловким является движение, неважно, насколько хрупким или слабым является его влияние, любовь всегда излечивает человека, посвящающего себя действиям по ее указанию.
В этой связи я снова цитирую Томаса Мертона, который, говоря о «познании любви», пояснял, что имеет в виду полное пробуждение человека, его самоотречение от себя, которые требуются для гармоничной жизни с окружающими людьми и всем миром:
«Такая любовь находится за пределами собственного эгоизма. Такая любовь начинается, только если эго отказывается от собственных требований на абсолютную изоляцию и прекращает жить в маленьком королевстве желаний, в котором оно является и собственной целью, и причиной существования».
Я соглашаюсь с Мертоном и Судзуки и определяю любовь как состояние освобожденного, раскрепощенного Я. Того Я, которое настолько полно вошло в данное мгновение, что растворилось в нем и исчезло. Может быть, именно это имел в виду Христос, когда говорил, что тот, кто захочет спаси свою жизнь, потеряет ее, а тот, кто потеряет, приобретет. Другими словами, спасение каждого приходит от потери своего эгоцентричного Я и полного посвящения себя жизни в данный момент.
Когда такая любовь проявляется в работе, человек чувствует себя призванным, преданным и даже посвященным. Это посвящение работе существует независимо от понятия «религиозности». Верность, усердие и горячая заинтересованность человека позволяет называть его «посвященным». Иногда эти качества проявляются в раннем детстве.
Молодая учительница рассказала, что прочла «Хейди», учась еще в третьем классе, и захотела быть похожей на нее и никогда не изменила своему желанию:
— Я бы все равно выполняла эту работу в той или иной форме, чем бы я ни занималась... Мой муж и я на общественных началах работали с семьями эмигрантов из Азии и преданы этому делу. Существует буддийская пословица, говорящая, что невозможно войти в царствие небесное, если не приведешь с собой еще одного человека. Я, пожалуй, просто помогаю другому человеку отправиться в это путешествие. Моя работа есть моя жизнь, а моя жизнь есть моя работа.
Сотрудник Организации Объединенных Наций рассказывает, как он устроился на работу. Он тоже утверждает, что его теперешняя работа была мечтой с самого детства, хотя во время взросления он забыл свое детское очарование такого рода деятельностью:
— По семейным обстоятельствам мне нужна была работа в Нью-Йорке, и хотя я выбрал ООН по идеалистическим соображениям, работу я получил совершенно случайно — единственная вакансия открылась именно в тот день, когда я пришел... Моя жена, однако, всегда напоминает о школьном эссе, написанном в пятнадцатилетнем возрасте, и в нем я говорю о желании работать в Лиге Наций. Я был на войне и пришел оттуда с клятвой «Никогда больше!» Поэтому я видел ООН передним краем следующей главы истории человечества, а себя — участником этой истории. Полагаю, что вторая Мировая война просто укрепила цель, которая уже существовала за пять лет до формального учреждения ООН.
Семидесятипятилетний поэт рассказал, что хоть и прожил свои первые тридцать восемь лет на семейной ферме, а позднее перепробовал и много других профессий, он просто зарабатывал деньги в то время. Но всегда любил читать, увлекался словесностью и хотел разработать новый алфавит (а также и более удобную цифровую систему). Он считал это своим хобби. В конце концов, после выхода нескольких поэтических сборников, он понял, что свое хобби — публикации, поэзию, игру в слова, цифровую систему — можно использовать, чтобы «помочь цивилизации стать более мирной и полезной».
Одна библиотекарша прислала мне письмо с рассказом, как она пришла к своей профессии.
«На самом деле ничто не «призывало» меня стать библиотекарем. Еще до того, как я получила свою ученую степень по библиотечному и информационному делу, я работала помощником профессора по образованию. И быстро поняла, что не принадлежу к людям академического типа. А библиотечная работа предоставляет шанс оставаться в контакте со студентами, по-прежнему учить и вечером чувствовать, что день проведен конструктивно и полезно. Лично со мной Бог не беседовал о выборе данной профессии, если вы это подразумеваете под призванием. И я никогда не мечтала стоять перед полками томов в переплетах. Но, придя работать в библиотеку, почувствовала, будто «пришла домой».
Деятельность человека неизбежно перерастает в доброжелательную, широкую дорогу воздаяния себе и другим в той степени, в какой он становится деятельным и постоянным в своих попытках, зрелым в личном развитии. Это достигается любым возможным способом, любым путем, значимым лично для него: через оплачиваемую или общественную работу, через взаимоотношения, а может быть через хобби.
Пока человек приносит дар своей любви к труду, пока он чтит самое лучшее и щедрое в себе и «забывает» себя до такой степени, что мотивы раскрываются естественно, творчески, искренне (к себе, к задаче, к требованиям работы, к другим людям), он ощущает свою трудовую деятельность, как священный, величественный, праведный опыт.
Мы обычно используем термин «посвящение» в смысле религиозного поклонения. Повторяю, что, говоря о работе-посвящении, я описываю состояние личности или качество жизни, а не тип личности — не говорю о формально религиозном человеке или о ком-то, кто каждое воскресение ходит в церковь и считает, что отдал должное Богу. И я не говорю о людях, настроенных догматически. Я говорю о состоянии, которое чаще всего обнаруживается у самореализующейся личности.
Это — самоотречение, полное посвящение внимания и всего себя какой-то деятельности, взаимоотношениям, удовлетворение текущих требований — какими бы они не были. Это качество существования, абсолютно необходимое для развития полной и здоровой личности, настолько чистое, бесхитростное и непосредственное, что свободно от эгоистичных забот и ощущения себя, и является тем, что я определяю посвящением. В подобном состоянии человек освобождается от ограничений личного, общественного или родительского программирования. Он выходит за их пределы особенным, новым, неординарным способом и получает свободу для своих занятий. В этом состоянии он морально растет и чувствует свою связь с другими, с работой, с космосом.
И только теперь он может отдаться полностью своей работе, которая становится для него священной. Только теперь он обладает твердым ощущением себя и может подарить другим нечто уникальное и реальное. Конечно, для религиозного, посвященного человека такой опыт расширяет возможности применить свою веру, трудовые и религиозные навыки и наклонности. Человек с религиозным характером найдет любую задачу достойной посвящения Богу. И вряд ли будет сопротивляться термину «посвященный» для описания себя. Одна женщина, повар и домохозяйка, рассказывает о своей работе:
«Для меня приготовление пищи — священнодействие. Понимание, каким трудом выращивается хлеб, сколько людей участвует в том, чтобы я могла пойти в магазин и купить его, для меня является фоном, на котором я работаю, а за этим всем находится любящий Бог, давший возможность росту, и жизни, и моему участию в этом.
Люди, не особенно религиозные (по определению их самих или других людей), могут испытать чувство священнодействия во время творчества, как человек, создавший энергосистему для деревенских домов, используя генераторы солнечной энергии. Он рассказывает о себе и о своей работе:
— Трудиться в этой сфере я начал вынужденно, а также потому, что интересовался электроникой с шести лет. Мое второе увлечение — философия. И еще консервирование продуктов, экология, вегетарианство, религия, психология и т.д. В своей работе я нашел соединение всех своих интересов, кроме тех случаев, когда работы слишком много. Тогда я чувствую себя в ловушке повторений, что мешает творчеству.
И люди религиозные, и атеисты узнают о своей посвященности благодаря работе. Реализующиеся личности говорят о своей деятельности в благоговейных тонах. Они проявляют стремление продвинуться как можно дальше в своей деятельности и выражают желание посвятить себя чему-то большему, чем сами — будь то Бог, космические ценности, нужды других людей, будущее.
Если они почувствовали высшие моменты своего посвящения, то, вероятно, их работа будет продолжать изменяться. Так случилось с терапевтом из Иллинойса, который после некоторого мистического опыта увидел проявления божественности у своих пациентов:
— Прошлой осенью я пережил духовное пробуждение. Оно было вызвано медитационной практикой в соответствии с «Вечной Философией» Олдоса Хаксли. Теперь я хочу приблизиться к Внутреннему Свету к Божественной искре моих клиентов, хочу использовать эту энергию в лечении. Это вдохновляет меня на то, чтобы помочь другим клиентам прикоснуться к их внутренней божественности...
Человек, работающий в Организации Объединенных Наций, например, говорит в классическом, но не «религиозном стиле» об аспектах посвящения в своей работе. Главный секрет его успеха в страстном, щедром и альтруистическом отношении к делу, которое сочетается с весьма практичным использованием результатов деятельности на благо других и превосходит общепринятые «формы» техники, построения:
— Посвящение работе пришло и никогда меня больше не покидало. Цели, заявленные Организацией Объединенных Наций, соответствуют самым важнейшим правам, необходимым для самореализации людей. Чтобы эти цели были достигнуты, нужны мужчины и женщины, умеющие ломать свои расовые, сектантские, националистические рамки и работать вместе на благо мирового сообщества. Этим они помогают создать общеинтернациональную гражданскую службу, которая может стать тропой спасения в этом (и в следующем) столетии, сравнимую с копированием манускриптов, осушением болот и строительством кафедральных соборов в прошлых веках. Эта тропа поможет человечеству жить и жить достойно.
Конечно, большую часть времени из моих тридцати трех лет, проведенных в бюрократических коридорах ООН, такие мысли не всплывают на поверхность. Но, когда удается перейти от усталости, косности и циничных привычек к открытости, воображению и любви, или, если вдруг видишь, что маленькие действия, объединяют людей,— это компенсирует все остальное.
Он продолжает рассказывать, что верит в близкую связь между образом жизни и целостностью, и что если образ жизни не является показной, «эгоцентричной рекламой», он творит чудеса для достижения целостности человека. То есть только момент самопожертвования и отсутствия эгоизма позволяет личности полностью самореализоваться, и только истинная, реализующаяся личность, познав такие моменты, может исполнять свою работу в самоотверженной, функциональной и посвященной манере. Более того, жизнь такого человека отмечена яркой печатью истинности, которая пронизывает работу, которую человек выбирает.
Эта печать истинности, экстаз противоборства с различными препятствиями на пути существует только в человеке, который достиг единения с работой. Использую этот термин потому, что он обозначает человека, посвятившего себя работе всей душой, слившись с ней всем своим существом. Такому человеку уже не нужно вопрошать себя на каждом повороте его пути, готов ли он снова отдавать свою энергию и деятельность дальнейшей дороге.
Я выбираю этот термин еще и потому, что он прекрасно сочетается с тем, что Мертон (хотя и через работу психоаналитика Араста) назвал «окончательным единением».
В беседах с реализующимися людьми я слышала много раз их ссылки на некое единство с их работой. Люди подразумевали разное под этим словом. Одни ссылались на взаимоединство потому, что видели себя, выражающими лучшее в себе через работу. Они ощущали себя честными, заслуживающими доверие, надежными или храбрыми потому, что им повезло, или они проявили настойчивость, либо рискнули многим для занятия любимым делом. Другие имели в виду ценности, которые нашли непосредственно в работе. Они увидели, может быть, сложность или красоту, или правду в работе. Возможно, они почувствовали, что их работа значение в связи со всем человечеством и помогает понять весь мир и даже вселенную лучше. Для третьих, взаимоединение означало выполнение работы, которая их полностью устраивала и, таким образом, которая подходила им в наибольшей степени.
Томас Мертон, обсуждая феномен «окончательного единения», рассказывая о монахе, прошедшем через разнообразные конфликты и проблемы служения и преодолевшем основной для своей жизни кризис существования, более полно исследует процесс «окончательного единения».
Это единение — выбор работы своей жизни, принятие ответственности за нее — является и психологическим и духовным достижением, с которым человек приходит к себе уже индивидуальностью. Единение приносит то, что можно назвать духовным здоровьем и целостностью. Это прямой результат искренности, храбрости и сознательного выбора. Прежде всего, достижение, если можно так сказать, является психологическим, потому что, выбирая работу, человек вступает на сознательный, ответственный жизненный путь. Он поступает, таким образом, чтобы быть здесь и сейчас, составляя уникальную объединенную личность. Он знает, как говорится, «кем хочет быть, когда вырастет». Зная, он растет.
Во-вторых, единение с делом своей жизни является духовным достижением человека. Ведь деятельность его посвящена осознанному, целенаправленному образу жизни. Он не бежит и не противостоит жизни. Его «жизнеспособность» или устойчивая эмоциональная эффективность, как я уже сказала, является актом служения и освящает все, к чему он прикасается. Это результат его присутствия в настоящем, в данном моменте самой жизни.
Прежде чем детально анализировать слова Мертона об окончательном единении и до возвращения к вопросу о работе как посвящении, хочу проиллюстрировать то, что я называю «психодуховным достижением», чтобы связать выражение «стать самим собой» с более впечатляющим надличностным понятием Мертона «окончательное единение».
Мы с моим соседом часто встречаемся за ланчем. Встречаемся — будто бы случайно — почти каждый день в ближайшей закусочной, расположенной в прекрасном деревенском местечке. Ведем необязательный разговор, греясь на солнышке за столиком на улице. Ланч для меня — это время отдыха от моей работы, и я люблю, покинув дом, провести свободное время с друзьями. Я редко говорю о своей работе и жду этих ланчей, чтобы перевести дух. Мой друг тоже избегает подобных разговоров, поэтому мы обычно беседуем о погоде, местных событиях или о еде.
Но однажды он спросил меня, над чем я тружусь. И я сказала, что пишу последнюю главу книги о людях, которые любят свою работу. Услышав это, он оживился и пустился в эмоциональный рассказ, как последние несколько месяцев борется с желанием оставить работу, которую не любит.
«Я всегда был человеком, оставлявшим работу, если она не удовлетворяет. И поэтому никогда не попадал в ситуацию, подобную теперешней. Я взялся за дело, которое не нравится, и где у меня много обязательств перед другими. Сейчас по работе я связан со многими людьми и дал некоторые обещания, поэтому я могу оставить эту работу не сразу. У меня всегда было дело, которое мне нравилось, несмотря на взлеты и падения. Но сейчас я не получаю никакого удовольствия. Располнел. Со мной стало невозможно разговаривать дома. Я знаю, что нужно сделать, но пока еще не сделал этого. Когда будете писать свою главу, не забудьте рассказать людям, что если им не нравятся их занятия, им следует рискнуть и уйти. Лучше быть искренним с самим собой, чем беспокоится о том, должен ли ты уйти или нет. Жизнь слишком коротка».
Я использую эти слова, чтобы показать часть психологического процесса трудового единения. Несомненно, для большинства людей это включает борьбу за верность самим себе. Часто желание остаться и побуждение уйти равны по своей интенсивности. Борьба между «Уходить?/Не уходить?» может быть долгой, эмоциональной и мучительной. Одна писательница, оставившая благополучную должность в издательской области, чтобы продолжить свою карьеру в качестве свободного писателя, сказала о своем всплеске решимости, что его можно обозначить как трудовой кризис.
— Для меня это время и пугающее, и чудесное, и волнующее одновременно. Я давно задумала книгу, хочу написать обо всем, что меня волнует. Более того, мне совсем не нравится позиция моего журнала. Я уверена, что смогу вернуться на ту же самую должность, если захочу. Но честно, я не знаю, захочу ли.
Я спрашиваю себя, действительно ли я хочу потратить остаток своей жизни, публикуя советы, как обращаться с электронным оборудованием. Если честно, я бы признала, что для моей жизни это имеет мало значения. Я хочу и нуждаюсь в чем-то большем. Однако должна сказать, я не знаю, на что буду жить, и что ожидает меня в будущем.
Это тот самый тип трудового кризиса, который побудил моего приятеля за ланчем так горячо настаивать, чтобы я включила его опыт в главу. Он также хотел найти смысл своей жизни, но не знал, как освободить себя от обязательств. И тоже не знал, что будущее готовит ему, если он оставит нынешнюю работу. Этот вид кризиса предшествует полному, искреннему посвящению себя любимому делу, зрелому выбору, который делает реализующаяся личность.
Окончательный выбор исцеляет человека психологически и духовно, завершаясь тем, что Мертон называет «окончательным единением», именно потому, что было принято сознательное решение заняться любимым делом.
Такой поступок влечет за собой отказ от эгоцентричной, часто незрелой жадности и «безопасного» способа существования. Этот сознательный отказ, или жертва, является началом способности любить, служить, жить настоящим и стать ответственной личностью. Сделанному выбору предшествует кризис, наполненный страхом, потому что ограниченные представления человека о себе, его Эго, чувствуют якобы приближающуюся смерть. Конечно, Эго в определенной степени умрет, но только по отношению к большей части самого себя. На самом деле, не существует никакого «Эго», хотя часто бывает полезным использовать такой термин при обсуждении некоторых психологических подходов и явлений. Знаменитый духовный учитель Шри Рама-на Махариши учил, что вернейшим способом усилить «Эго» является постановка вопроса: «Как должно быть разрушено Эго?» Он подразумевал, что только Эго купается в подобных вопросах в поисках формул и логических построений. В действительности же такого явления не существует. Оно — выдумка человеческого разума для объяснения собственного функционирования.
Как только человек отказывается от ограничивающих представлений о себе, расстается с некоторыми страхами, он постепенно открывает, что может делать то, что прежде было для него невозможным. Такое открытие медленно приходит к одним и взрывается освобождающим озарением у других. В любом случае такое открытие равносильно пробуждению.
Томас Мертон, описал этот процесс, опираясь на работу персидского психоаналитика доктора Реза Араста о «полном рождении».
«Полностьюрожденный» человек имеет весь внутренний опыт жизни. Он постигает жизнь в целом и полностью через внутренние ощущения, которые сразу более универсальны, чем эмпирическое Эго, и все же являются только его собственными. Он в определенном смысле «космический» и «универсальный человек». Он достиг более глубокого, более полного понимания себя, чем ограниченное понимание Эго, являющееся только частью человеческого существования. В определенном смысле он отождествляется с каждым человеком... Он руководствуется не только волей или рассудком, но «спонтанным поведением вследствие активно действующего озарения».
Человек, растворившийся в работе, способен полностью сфокусироваться на том, чем он является в своей основе. Более того, он способен быть уникальной и ярко выраженной личностью в своей работе и через работу, потому что приобрел особенную, не имеющую ограничений силу, дающую жизнь, энергию, творчество, любовь. Такая дополнительная сила приобретается, когда человек видит, каков он есть, понимает, что им движет, каковы его мотивы действий или отказа от них, когда он знает, для чего хочет жить, а быть может и умереть, и затем сознательно применяет эти знания во всех своих делах. Вполне естественно, что работа становится для него именно тем делом, для которого он создан. (Либо, если он чувствует отсутствие интереса к работе, то тем делом, от которого следует немедленно отказаться).
Полностью включенный в работу человек способен рисковать всем и подчиняться собственной правде, так как внутренне живет по самым священным, сокровенным своим канонам. И этот выбор является началом распада его прежней ограниченной, эгоцентричной жизни. Однако именно этот выбор изначально создает большой риск и порождает связанные со смертью эмоции и видения. К счастью, первые шаги, предпринятые для того, чтобы жить только правдой и реальностью жизни, небольшие победы при принятии меньших решений, ускоряют процесс самореализации.
Начальные шаги, вызванные желанием отпустить прошлое, проявляются во множестве разных решений, не только связанных с призванием. У человека может возникнуть желание покинуть давних друзей или своих любимых, или уехать от знакомых, среди которых вырос. Какими бы ни были причины для перемен, первый шаг обычно самый трудный, и человеку кажется, будто он покидает все самое важное в своей жизни все, что обеспечивает его благополучие. Если он может воспротивиться соблазну избежать трудного выбора, если может справиться с любыми рискованными ситуациями так, чтобы не погубить себя, если может выбрать творческую жизнь вместо смертельного прозябания, он обязательно будет освобожден от препятствий, которые ставит перед ним его худшая мелкая сторона во многих других областях жизни. Именно так и произошло с писательницей, оставившей насиженное местечко в издательстве, ради рискованной попытки выразить себя в книге.
Мертон, при обсуждении состояния «полного единения», указывает, что существует еще и состояние внутреннего озарения: открытость, пустота, нищета. Он тоже, вместе с мастерами Дзен и многими христианскими мистиками, использует подобного типа слова для описания радикально меняющихся