Проверка режиссером на монтировочной репетиции

МЕБЕЛИ, БУТАФОРИИ, РЕКВИЗИТА И РАБОТЫ ДРАПИРОВЩИКА

Проверка на сцене изготовленной для постановки мебели, бутафории, драпировок и др. относится также к работе ре­жиссера с машинистом и с постановочной частью и составля­ет одну из существенных частей монтировочных репетиций.

Я уже говорил, что режиссеру вместе с художником не­обходимо проследить за тем, как выполняются по эскизам в отдельных мастерских вещи, предназначенные для данного спектакля. Однако каждая вещь в отдельности, прекрасно вы­полненная и полностью отвечающая эскизу художника, на сцене в сочетании с другими вещами, с декорациями, да еще соответственно освещенная, рядом с актерами, одетыми в со­ответственные костюмы, может оказаться или нелепой, или просто не той, какой представляли себе художник и режис­сер, принимая ее в мастерских. Вот почему' сначала без исполнителей, а потом на репетициях с исполнителями в кос­тюмах и гримах необходимо проверить мебель, бутафорию и др., чтобы убедиться, нет ли ошибок, а следовательно, какие необходимы исправления, прежде чем довести спектакль до генеральной репетиции.

Мы прекрасно знаем случаи, когда художник, очень ин­тересно задумав эскиз или макет, более того — великолепно ответив всем внешним образом спектакля внутреннему смыс­лу произведения, сделает такую мебель, которая, когда она целиком поставлена в данном акте или картине на сцену,

Стр. 156

будет мешать сценическому действию исполнителей. Либо она так отлакирована что свет от рампы дает яркие блики, из-за которых невозможно с нужным спокойствием следить за ис­полнителями; или излишняя вычурность в резьбе, в обивке, большое количество бахромы или иной отделки так навязчиво лезет в глаза и так пестрит сцену, что мешает исполнителю. Из этого следует, что надлежит убрать эту мебель или внести соответствующие изменения.

Или, например, бутафорские кушанья и блюда, на которых лежат эти кушанья, окажутся очень натуральными, незамет­ными при тех приемах исполнения, которые усвоены дейст­вующими лицами, тогда их надо увеличить, театрализовать, подчеркнуть.

Или возможны обратные случаи, когда, репетируя со слу­чайными предметами, исполнитель обычно полагает, что изго­товляемые бутафорские вещи не обратят на себя такого вни­мания, какое они на самом деле обращают, когда, в нужном количестве и соответственно выполненные, они вынесены на сцену; их окраска, форма, качество' заставляют режиссера заменить их или убрать.

То же надо сказать и относительно драпировок, всякого рода гардин и пр. В репетиционный период у режиссера был расчет на то, что данный исполнитель окажется у тяжелых складок до самого иола свисающей гардины. Когда же на сцене дают окрашенную ткань, соответственно обработанную и подвешенную драпировщиком, то она сразу обнаруживает всю фальшь и бутафорию будто бы великолепной обстановки места действия, изображенного данной сценой. И снова ре­жиссер либо . отказывается от этой драпировки, либо за­ставляет ее увеличить, прибавить полотнище в ширину или в длину, добивается того, чтобы драпировщик сделал иной раскрой и т. п.

Или художник и режиссер задумали на огромном окне спустить.на нескольких шнурах французскую штору, собран­ную в мелкие складки. Когда ее 'повесили на окно и попы­тались просветить сильной лампой для того, чтобы передать солнечные лучи, бьющие сквозь спущенную штору, выбранная ткань оказалась неинтересной, или плохо пропускающей свет, или кладущей ненужные блики. И режиссер, учитывая, как это повлияет на общее (впечатление, будет заменять эту што­ру или отменит ее вообще.

Когда окончательно оформлены все сцены или картины, видно, в какой степени каждая вещь, сделанная в мебельных мастерских или лепщиками, бутафорами и т. д., гармонически сливается в один стиль, задуманный для данной сцены или действия. Становится ясным, допустим, что, например, камин требует того, чтобы решетка его была отделана богаче, и весь он должен быть другой фактуры, так как стоящее не-

Стр. 167

против него кресло оказалось тяжелым, с великолепно выточенными де­талями, с тисненой кожей, отделанной медными гвоздиками,, и т. д., а камин схематичен; стоящие на камине часы не той формы, хотя сами по себе они очень хороши, но сочетание этих трех предметов требует иной формы и стиля часов. До­пустим, стоящий в этой комнате огромный книжный шкаф оказался недостаточно емким, его надлежит чем-нибудь уве­личить, и бутафорские книги, поставленные в него или поло­женные на одну из полок, выступающих перед дверцей, не произведут того впечатления, которое нужно для данной кар­тины; следовательно, нужно переработать этот шкаф и бута­форские книги. Половик, изображающий толстый ковер, на­писан не тем тоном и забивает огромный книжный шкаф и камин.

Предположим, что на заднем плане этой библиотечной комнаты огромное окно в парк, и потому, что очень хороню удалось кресло, оказалось, что рама этого окна проработана схематично и ее надо доработать, сделав тяжелый переплет, стекла, прочные ручки и шпингалеты.

Режиссер должен внимательно просмотреть все вещи, вы­полненные в мастерских, и решить, соответствуют ли они его замыслу, или их нужно перерабатывать « заменять.

Это в равной степени касается и реквизита. Допустим, в пьесе необходимо, чтобы исполнители курили определенного типа папиросы или сигары; или нужно, чтобы они ели опре­деленную пищу. Реквизитор же вместо белого вина, о котором идет речь, наливает клюквенный квас; или вместо сигар, о которых идет речь, приносит папиросы.

Все это должно быть проверено режиссером, и если по­мощники и ассистенты увидят в этом требовательность и пе­дантичность режиссера, они в дальнейшем поведут самый спектакль, сохраняя его всегда на; должной высоте, потому что эти требования будут предъявляться и к реквизиторам, и к бутафорам, и к мебельщикам, и к драпировщикам.

Словом, после внимательного просмотра на монтировоч­ных репетициях всего, что необходимо по ходу действия на сцене, составляется четкая запись в режиссерский экземпляр, и тогда режиссер вправе требовать, чтобы в дальнейшем на каждом спектакле все, утвержденное им на генеральной репе­тиции, строго соблюдалось.

Стр.168

РАБОТА С ОСВЕТИТЕЛЕМ,

(МОНТИРОВКА СПЕКТАКЛЯ)

В оборудовании современной сцены освещение, электротех­ническая часть играют весьма значительную роль. В зависи­мости от технического оборудования сцены режиссер может добиться тех или иных эффектов в освещении соответствен­но постановочному плану и тому или иному стилю спектакля. Работа режиссера зависит от того, пользуется ли он только одной рампой, или рампой, которая опускается и заклады­вается клапанами, и второй рампой, находящейся у края про­сцениума, установлен ли выносной софит, имеются ли в театре постоянные прожекторы, светящие на сцену из освети­тельных будок или из лож с правой и левой сторон из зри­тельного зала; имеются ли прожекторы, которые светят от центра зрительного зала через весь партер или амфитеатр на; сцену; так ли устроено освещение, что приходится пользо­ваться софитами, или имеется подвижной портал, на порталь­ных башнях которого установлены площадки со световой аппаратурой, или имеется в верхней части портала подвижной мостик с двумя галереями, снабженными платформами для установки и укрепления осветительных приборов; имеется ли достаточное количество фонарей — снопосветов, софитов со светофильтрами, рампы с подвижными четырехцветными све­тофильтрами; сколько переменных щитков; достаточно ли оборудовано регуляторное помещение с распределительными-щитами; сколько и какого типа имеется реостатов и т. д.

СВЕТООБОРУДОВАНИБ СЦЕНЫ

Главным рычагом в светооборудовании сцены является сценический регулятор и реостат. В зависимости от четкости работы аппаратуры регуляторяой и реостатной находится сте­пень чувствительности всей системы освещения. Если в регу­ляторной распределительные щиты с рубильниками, выклю­чателями и предохранителями хорошо сделаны, то режиссе­ру можно быть уверенным в тщательности работы освети­тельной части. Если в реостатной имеется достаточное коли­чество последовательных рядов секций, то можно достигать

Стр.169

плавных переходов и очень тонких оттенков, в световых эффектах.

В оборудовании светоаппаратуры чрезвычайно важно, чтобы « одному центру управления и регулирования шла проводка от всех отдельных частей осветительных приборов. Режиссер должен сам проверить, как работает каждая из трех, чрезвычайно существенных при освещении сцены самостоя­тельных осветительских групп: основное освещение сцены, батарейное освещение горизонта, если таковое имеется, и эффектное освещение.

Для режиссера очень существенно, на сколько цветов за­ряжена рампа — четыре цвета или три; в какой мере при дан­ном объеме сцены можно использовать софиты, размещенные в каждом, плане, и сколько цветов имеет электротехническая часть; наконец, сколько имеется точек, от которых можно присоединить переменные щитки, и какое количество этих щитков. В этот же раздел основного освещения .входит и то, как далеко и с какой степенью интенсивности освещают ниж­няя и верхняя рампы и каково их устройство.

Батарейное освещение горизонта состоит из батарей кача­ющихся фонарей, подвешенных в специальных трубчатых ра­мах, размещаемых «а втором и третьем плане у переходных мостиков. Режиссеру необходимо знать, в каком состоянии это освещение и дает ли оно нужный эффект, имеется ли об­лачный аппарат с фильмами облачного и чистого неба, есть ли бережковые аппараты для освещения низа горизонта.

Наконец, в светооборудовании сцены чрезвычайно важно эффектное освещение, т. е. такое освещение, которое уста­навливается или в зрительном зале, или в нишах подвижных башен, или на первом световом мостике для местного осве­щения с коротких расстояний, или в других точках по гори­зонтали и по вертикали сцены, в зависимости от тех задач, которые должно выполнять это освещение, причем аппарату­ра может помещаться или на осветительской лестнице, столе, табуретке или находиться в руках осветителя.

Эффектное освещение состоит из больших прожекторов с дуговыми и полуваттными лампами и разноцветными кассета­ми, серии малых прожекторов с полуваттными лампами и цветными кассетами, серии универсальных прожекторов для проектирования световых декораций различных световых эффектов (снега, пожара, радуги, дождя, северного сияния и пр.), аппаратов фосфорического свечения для изображения призраков и различных превращений, малых ручных прожек­торов, нужных для местного освещения движущихся фигур, большого проекционного фонаря для светопроекционных де­кораций на горизонте и в хорошо оборудованных театрах киноаппарата.

Стр. 170

Даже при наличии очень хорошего светооборудования в театре режиссер окажется бессильным в достижении тех или иных нюансов в освещении, если в театре нет такого осве­тителя, которого можно было бы по праву назвать художни­ком-осветителем, творческим человеком, человеком большого вкуса и со склонностью к изобретательству.

Следует отметить, что электрооборудование на сцене не­обходимо и для того, чтобы добиваться тех или иных эффек­тов в движении отдельных предметов оформления. Машинист работает в тесном контакте с заведующим электрооборудова­нием. Многое в достижении эффектов в этой области зависит от того, в какой мере заведующий электрооборудованием ока­жется изобретательным и театральным человеком, насколько он захочет или сможет помочь в постановочном плане режис­серу по осуществлению его замысла на пути создания спектакля.


Наши рекомендации