Замечания и указания режиссера и художник

А-ДЕКОРАТОРА НА МОНТИРОВОЧНЫХ И ГЕНЕРАЛЬНЫХ

РЕПЕТИЦИЯХ

Я пропускаю тот момент в работе режиссера с художни­ком-декоратором, когда оба они просматривают гримы и кос­тюмы исполнителей, ибо их замечания и указания будут непосредственно вытекать из того, о чем я говорил выше, касаясь работы над костюмом, гримом и париком.

На монтировочной репетиции, когда оба они просмат­ривают костюмы и гримы и их замечания записываются по­мощниками для того, чтобы передать в костюмерный и гри­мерный цехи, конечно, присутствуют и заведующие цехами, и

Стр. 148

заведующий постановочной частью, и гримеры, и портные, и портнихи, сапожники, цветочницы и т. д. Они замечают то, что надлежит изменить, и советуются, как можно будет исправить. Важно учесть замечания исполнителей и сделать все исправления, которые будут признаны необходимыми ре­жиссером и художником.

Особое место в период монтировочных репетиций зани­мают репетиции, на которых устанавливается освещение. Длительная работа по установке аппаратуры, по отысканию тех или иных источников света, характера цветового освеще­ния, прибавки или убавки' известной группы цветовых ламп, установление характера затемнения на реостате или мгновен­ной вырубки света — все это чрезвычайно ответственный и длительный период, который может или погубить декорацию, или придать ей максимальную выразительность.

На этих монтировочных репетициях безусловно необходи­мо присутствие не только художника, но и режиссера, пото­му что художник очень часто, добиваясь интересного осве­щения, хорошо показывая оформление сцены, не учитывает самого главного — что пьеса доносится до зрительного зала исполнителями и там, где это нужно по ходу действия, они должны быть освещены.

Но вот наступает второй момент в монтировочных репе­тициях по свету, когда на сцену выходят исполнители, загримированные и одетые в соответствующие по роли кос­тюмы. Тогда выяснится, не убивает ли найденный свет костю­мов, не съедает ли он грима, не нужно ли что называется «подворовывать» свет, т. е. сначала дать одну силу света, а потом ее усилить, т. е. дать возможность зрителю увидеть картину мрака или полутьмы, пока на сцене не началось дей­ствие в той силе, как это известно по ходу действия режис­серу, а потом незаметно для зрителя прибавить свет.

Еще до генеральных репетиций должна быть проведена монтировка каждой картины и каждого акта со всеми деко­рациями, установками, мебелью, бутафорией, драпировками, с переменой света, но без исполнителей, чтобы худож­ник окончательно внес все поправки по внешнему оформле­нию спектакля, договариваясь с постановочной частью. Тогда будет проведена дополнительная подкраска, подпилка,, перемена мебели, изменение фактуры, перемена меток для установок.

Наконец, наступает ряд генеральных репетиций с исполни­телями. Участие в этих репетициях художника также необ­ходимо, так как он вместе с исполнителями, режиссером, ав­тором создавал спектакль на протяжении всей работы над ним я в известной части несет ответственность за идейно-художественную трактовку сценического произведения в. целом.

Стр. 149

На генеральных репетициях режиссер видит, во что вылился его замысел и работа с исполнителем и худож­ником.

Поэтому, внимательно записывая все свои замечания, он советуется с художником не только по вопросам оформле­ния, но и проверяет себя: так ли звучит спектакль, то ли впе­чатление у художника-декоратора, прошедшего с режиссером весь путь по нахождению идеи произведения автора, которое им обоим удалось через актеров перелить в сценическое про­изведение.

Теперь, когда на сцене исполнители, загримированные, одетые в костюмы, действующие в том или ином оформле­нии, так или иначе освещенные, в сопровождении музыкаль­ных или шумовых эффектов или без них, окончательно видно, верно или неверно найден был ритм, темп в соответствии со всеми условиями внешнего оформления, в том ли ключе идет определенная картина или акт, хорошо ли передается атмо­сфера данного куска я самочувствие исполнителей для доне­сения сквозного действия, для окончательного раскрытия смысла того произведения, которое воплощено в спектакле.

ПРИМЕЧАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Наши рекомендации