Работа режиссера с художником-декоратором

В ПОСТАНОВОЧНЫХ ЦЕХАХ

Когда все эскизы сданы и есть полная уверенность, что найдены все необходимые материалы, начинается работа по» выполнению этих эскизов в цехах, причем если в театре имеется макетная, при которой работают художники-выпол-нители и чертежники, то под руководством художника-деко­ратора все рисунки мебели, бутафории, эскизы для гримов, костюмов в той детальной их разработке, которая нужна для технического выполнения каждой из этих вещей, делаются ими; если макетной мастерской нет, все это должен предста­вить художник-декоратор, которому поручено оформление; спектакля.

Стр.146

Но в том и в другом случае режиссер должен следить за тем, как вее выполняется и насколько верно и быстро идет работа в цехах.

В этом разделе работы режиссера над спектаклем необхо­димо добиться наилучшего понимания между ним и художни­ком. Допустим, что в постановочных цехах делается мебель но рисункам и размерам, данным художником. Если режиссер недостаточно вмешивается в работу художника, то может оказаться, что. внешний вид мебели вполне удовлетворителен и она со сцены будет выглядеть великолепно, но для данной постановки будет непригодна, ибо персонажи затянуты в кор­сеты, что требует мебели особой формы.

Режиссер знает, что, исполняя целый ряд сцен в таких костюмах, персонажам необходимо держаться в найденном рисунке мизансцен и так себя чувствовать, чтобы была до­стигнута в данном режиссерском куске нужная атмосфера. Для этого необходимо, чтобы сиденья были жесткие и спин­ки и локотники определенного положения. Режиссер должен проследить за работой над мебелью до подачи ее на сцену, чтобы, соблюдая рисунок, данный художником, эта мебель оказалась удобной для исполнителей.

Или другой пример. В объемно-декорационном цехе изго­товляются рамы, в которых имеются определенного размера подоконники. Форма окон и подоконников удовлетворяет ху­дожника, но по задуманным режиссером планировкам необхо­димо изменить их высоту, ширину или толщину. Если обо всем этом режиссер не сговорится с художником, который следит за выполнением в цехах заказанных вещей, он встре­тит ряд неудобств во время репетиций на сцене, а переделка этих вещей задержит постановку.

Конечно, наиболее интересуют художника декорационный, костюмерный и гримерный цехи. И здесь, следя за изготов­лением париков, окраской волос, выбором волос, режиссер может быть чрезвычайно полезным в тот момент, когда ху­дожник делает свои указания мастерам гримерного цеха, по­тому что он знает, в какой манере играет данный театр, для которого изготовляется парик, и нужно ли, чтобы воло­сы очень торчали, потому что это типично для характера, который полагает довести до полной четкости данный исполнитель, или волосы должны рассыпаться, все время ползти на лоб, потому что это типично для трактовки другого исполнителя.

Еще больше совместной детальной работы у режиссера и художника в костюмерном цехе, в особенности если на мате­риал кладут трафарет или шьют костюмы из окрашенной тка­ни. Так, режиссер, зная, предположим, .что в данном костюме исполнитель находится все время на первом плане, должен следить, чтобы этот костюм был сделан особенно тщательно

Стр. 147

Если же костюмы предназначены для проходящего вдали хора или для массовой сцены, где много движения и все дело в мелькающих пятнах отдельных костюмов, тогда окраска ткани, характер ее, трафарет могут быть сделаны

грубее.

Конечно, лучше всего, если художник-декоратор сам пи­шет свои декорации, но уже совершенно нетерпимо такое положение, когда художник-декоратор передает свои эскизы в декорационную мастерскую и не следит за их выполнением. Можно привести десятки примеров, когда замечательные эс­кизы Головина, Крымова, Бенуа были так написаны художни­ками-исполнителями, что положительно их нельзя 'было узнать на сцене: не попадали в цвет, не в той манере были написаны, не так положена тень, не было учтено освещение, которое да­валось для данной декорации, и т. д.

С большим вниманием художник-декоратор должен отнес­тись и к работе кузнечно-слесарного цеха, если он вводит какую-нибудь механизированную конструкцию, которая дол­жна трансформироваться, или нужно изменять положение этой конструкции во время действия на сцене. Дело не толь­ко в пригонке или правильной работе этой конструкции, что лежит на обязанности машиниста. Задача режиссера — про­следить, как ее сделали, чтобы сохранить найденную линию этой конструкции и четко показать ритмическую расстановку ее частей, о чем думал художник, создавая эту конструкцию применительно к данному спектаклю, вскрывая через эту кон­струкцию режиссерскую интерпретацию подготовляемой

пьесы.

От того, добьется ли декорационный цех в окраске этой конструкции ощущения той или иной фактуры, зависит це­лостность впечатления от данной сцены, а это обязательно будет интересовать режиссера. Поэтому он должен вместе с художником наблюдать за выполнением в указанном цехе данного декоратором материала.

Наши рекомендации