Евгения ивановича куропаткина»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 – МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО СТРОИТЕЛЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА КУРОПАТКИНА»
XXI научно-практическая конференция «Таинственнее, чем мир»
Секция. Филология.
Причастные обороты
Как средство художественной выразительности
(по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)
Автор: Валеева Яна Руслановна,
Ученица 7 Г класса
МБОУ «СШ №2 – многопрофильная им. Е.И. Куропаткина»,
Руководитель:Сиванькова Елена Михайловна,
Учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СШ №2 – многопрофильная им. Е.И. Куропаткина».
Нижневартовск
Г
Причастные обороты как средство художественной выразительности
(по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)
Исследовательская работа Валеевой Яны Руслановны
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 – Многопрофильная им. Е.И. Куропаткина», 7 Г класс
Аннотация
Цель работы:
Выявить, является ли причастный оборот средством украшения, обогащения нашей речи (на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»). Показать необходимость использования причастного оборота для богатства и выразительности устной и письменной речи современного человека.
Задачи:
- показать, что причастный оборот является средством художественной выразительности,
- проанализировать письменные творческие работы семиклассников, чтобы выявить, используют ли ученики причастные обороты,
- выявить, какие функции выполняет причастный оборот в художественном произведении (на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»)
- провести эксперимент: в определенном фрагменте текста заменить причастные обороты сложными предложениями; сравнить, какой из двух текстов является более выразительным и емким,
- сделать вывод о необходимости обогащать свою речь причастными оборотами,
- донести результаты исследования до одноклассников для расширения их знаний.
Актуальность проблемы:
Причастный оборот – необходимость или авторская выдумка? В разговорной речи семиклассники прекрасно обходятся без причастных оборотов. А вот можно ли обойтись без них, если пишешь сочинение? Стоит ли тратить время на их изучение причастных оборотов или разговаривать и писать, используя сложные предложения?
Объект исследования
Творческие работы учеников 7 г класса, роман А.С. Пушкина «Дубровский».
Предмет исследования – причастные обороты, их роль в сочинениях школьников и романе А.С. Пушкина «Дубровский».
Методы исследования:
-анализ сочинений семиклассников,
- анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский»,
- эксперимент: в определенном фрагменте текста заменить причастные обороты сложными предложениями; сравнить, какой из двух текстов является более выразительным и емким,
- обобщение сведений, формулирование выводов.
Заключение
В результате проведенной исследовательской работы я пришла к выводу, что причастный оборот является средством художественной выразительности. Использование причастных оборотов в устной и письменной речи, обогащает ее, делает яркой и точной, динамичной и образной. Анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский», а также изучение материалов по истории языкознания показал, что широкое использование Александром Сергеевичем Пушкиным причастных оборотов в романе «Дубровский» стало ступенькой в развитии русского языка. Функции ПО в романе. Проведенный мной эксперимент подтвердил, что предложения, лишенные причастных оборотов, становятся громоздкими, менее выразительными, трудными для понимания.
Таким образом, если современный человек стремиться сделать свою устную и письменную речь яркой и точной, динамичной и образной, то ему просто необходимо использовать причастные обороты.
Причастные обороты как средство художественной выразительности
(по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)
Исследовательская работа Валеевой Яны Руслановны
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 – Многопрофильная им. Е.И. Куропаткина», 7 Г класс
План исследования
Гипотеза
Отношение к причастному обороту у школьников, скорее негативное, ведь использовать его в речи приходится редко, а на письме, если пропустишь, еще и оценку снизят. А в художественном произведении его и не заметишь, читаешь яркий, динамичный текст и не задумываешься, какие средства художественной выразительности использовал автор.
Стоит ли тратить время на их изучение причастных оборотов? Необходимо ли использовать их в речи? Обогатил ли А.С. Пушкин свой роман «Дубровский», используя причастные обороты?
Думаю, что можно ответить по-разному:
1) причастные обороты не нужны, речь с их использованием не меняется, они только усложняют задания школьникам;
2) причастные обороты необходимы, чтобы сделать нашу речь краткой и выразительной, образы яркими, описания динамичными, придать тексту выразительность, торжественность.
I. Подготовительный этап.
- определение источников информации об использовании причастного оборота в русском литературном языке как средства художественной выразительности,
- анализ творческих работ учеников 7 г класса на наличие в них причастных оборотов,
- анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский»,
- эксперимент: в определенном фрагменте текста заменить причастные обороты сложными предложениями; сравнить, какой из двух текстов является более выразительным и емким.
II. Основной этап. Изучение научно-популярной литературы и интернет-ресурсов по данной теме, выявление роли причастных оборотов в работах учеников и романе А.С. Пушкина «Дубровский». Анализ и систематизация полученной информации.
III. Заключительный этап.Обобщение сведений, формулирование выводов.
План работы
1. Знакомство с материалами из истории языкознания о широком применении причастных оборотов в литературных произведениях. Роль причастного оборота как художественного выразительного средства.
2. Выявление роли причастных оборотов в романе А.С. Пушкина «Дубровский».
3. Анализ использования причастных оборотов в творческих работах учеников 7 г класса.
4. Проведение эксперимента: в определенном фрагменте текста заменить причастные обороты сложными предложениями; сравнить, какой из двух текстов является более выразительным и емким
Заключение.
Содержание:
1. Введение………………………………………………………………..………………….....1
2. Основная часть……….………………………………………….............................................3
2.1. Роль причастного оборота как художественного выразительного средства в развитии русского литературного языка………………………………………………………..………...3
2.2. Использование причастных оборотов в романе А.С. Пушкина «Дубровский»……………………………………………………………………..………..........4
2.3. Анализ использования причастных оборотов в творческих работах учеников 7 г класса………………………...………………………………………………….………………. 6
2.4. Эксперимент по замене причастных оборотов сложными предложениями……….......8
Заключение………………………………………………………………………………..……..9
Список литературы……………………………………………………………….…………... 10
Приложение………………………………………………………………………………….…11
Введение
На одном из уроков русского языка я готовила выступление о букве Ъ (ер). Я использовала информацию из рубрики «Лингвистическая кладовая». Меня заинтересовало, до какого времени эта буква использовалась в русском языке. На других уроках мы снова обращались к рубрике «Лингвистическая кладовая», и все больший интерес вызывали правила русского языка, существовавшие когда-то давно. Наш учитель русского языка обратила наше внимание на то, что мы допускаем ошибки, которые много десятилетий назад и ошибками не были. Наше ошибочное написание слов соответствовало нормам орфографии того времени. Я решила узнать побольше о правилах русской орфографии, действовавших в русском языке до 1918 года и понять, откуда берутся современные ошибки.
Актуальность:
Причастный оборот – необходимость или авторская выдумка? В разговорной речи семиклассники прекрасно обходятся без причастных оборотов. А вот можно ли обойтись без них, если пишешь сочинение? Стоит ли тратить время на их изучение причастных оборотов или разговаривать и писать, используя сложные предложения?
Гипотеза:
Отношение к причастному обороту у школьников, скорее негативное, ведь использовать его в речи приходится редко, а на письме, если пропустишь, еще и оценку снизят. А в художественном произведении его и не заметишь, читаешь яркий, динамичный текст и не задумываешься, какие средства художественной выразительности использовал автор.
Стоит ли тратить время на их изучение причастных оборотов? Необходимо ли использовать их в речи? Обогатил ли А.С. Пушкин свой роман «Дубровский», используя причастные обороты?
Думаю, что можно ответить по-разному:
1) причастные обороты не нужны, речь с их использованием не меняется, они только усложняют задания школьникам;
2) причастные обороты необходимы, чтобы сделать нашу речь краткой и выразительной, образы яркими, описания динамичными, придать тексту выразительность, торжественность.
Цель работы:
Выявить, является ли причастный оборот средством украшения, обогащения нашей речи (на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»). Показать необходимость использования причастного оборота для богатства и выразительности устной и письменной речи современного человека.
Задачи:
- показать, что причастный оборот является средством художественной выразительности,
- проанализировать письменные творческие работы семиклассников, чтобы выявить, используют ли ученики причастные обороты,
- выявить, какие функции выполняет причастный оборот в художественном произведении (на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»)
- провести эксперимент: в определенном фрагменте текста заменить причастные обороты сложными предложениями; сравнить, какой из двух текстов является более выразительным и емким,
- сделать вывод о необходимости обогащать свою речь причастными оборотами,
- донести результаты исследования до одноклассников для расширения их знаний.
Методы исследования:
-анализ сочинений семиклассников,
- анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский»,
- эксперимент: в определенном фрагменте текста заменить причастные обороты сложными предложениями; сравнить, какой из двух текстов является более выразительным и емким,
- обобщение сведений, формулирование выводов.
I. Подготовительный этап.
- определение источников информации об использовании причастного оборота в русском литературном языке как средства художественной выразительности,
- анализ творческих работ учеников 7 г класса на наличие в них причастных оборотов,
- анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский»,
- эксперимент: в определенном фрагменте текста заменить причастные обороты сложными предложениями; сравнить, какой из двух текстов является более выразительным и емким.
II. Основной этап. Изучение научно-популярной литературы и интернет-ресурсов по данной теме, выявление роли причастных оборотов в работах учеников и романе А.С. Пушкина «Дубровский». Анализ и систематизация полученной информации.
III. Заключительный этап.Подведение итогов.
Основная часть2.
Заключение
Список литературы
Приложение
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 – МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО СТРОИТЕЛЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА КУРОПАТКИНА»