Приемы работы над ритмическими рисунками.
Прохлопать ритмический рисунок, пройти его шагами.
Прохлопать выученный ритмический рисунок в кругу по очереди.
Пройти шагами знакомый ритмический рисунок с частичным или полным выключением музыкального сопровождения (пропеть мелодию про себя)
Использовать доски, плакаты, карточки для изображения ритмических рисунков.
Применять прием «эхо». Например, педагог прохлопывает ритм, все вместе или по одному его повторяют.
Подобрать музыкальные примеры, где ритм двух фраз все время повторяются. Ученики прослушивают первую фразу (она проигрывается громко), а вторую фразу все прохлопывают.
Ученики могут действовать большими или малыми группами, индивидуально, в разнообразных построениях (круг, шеренга, пары)
Эти задания очень полезны для развития чувства ритма, осознания ритмической выразительности музыки. Ученикам интереснее, когда задания проводятся в игровой форме, имеют момент занимательности, соревнования. Упражнения антистрессовой пластической гимнастики. |
АПГ использую как в начале, так и в конце занятия. В начале – с целью
настроить процесс физического движения на плавность, непрерывность, спокойствие, тем самым облегчая усвоение дальнейшего материала на занятии. В конце урока – снять накопившееся перенапряжение, усталость, успокоиться.
Начинаю занятие с подготовительных упражнений АПГ с музыкальным сопровождением – музыка для релаксации (это могут быть различные сюжеты «ручей», «шум моря», «звуки леса» и т.д.). Особенность данной методики – мыслеобразы (воображение и фантазирование). В качестве основных мыслеобразов использую образ воды, солнца и трона.
Мыслеобраз солнца – символизирует психическую устойчивость, дает ощущение радости, уверенности, комфорта, наполненности светом и теплом.
Мыслеобраз водной среды – символизирует устойчивость в движении, дает ощущение спокойствия, легкости, плавности движения.
Мыслеобраз опоры в виде стула с высокой спинкой (трона) – символизирует устойчивость в её статическом варианте, дает ощущение отдыха, удобства и расслабления. (Все упражнения выполняются стоя и упражнения техники перемещений связаны с использованием мыслеобраза).
Для освоения навыков образного мышления использую метод сравнений и аналогий. Например, я предлагаю детям представить солнечный день, спокойную гладь воды, легкий ветерок. Выполняя упражнения вместе со мной, ребята сравнивают свое движение с ровным течением воды или с легким покачиванием на воде и т.д.
Перед началом выполнения упражнений я предлагаю детям:
- Представьте, солнечный день.
- Прозрачная чистая вода, пронизанная солнечными лучами.
- Подул легкий ветерок, волны слегка покачиваю нас.
- Удобно сидим на стуле с высокой спинкой (троне). Легкие, как пушинки, руки всплывают и тонут в воде.
При этом у детей появляются соответствующие этим мыслеобразам ощущения: легкое покачивание, движение рук, туловища. Такое сравнение помогает почувствовать свое движение плавными, слитными, естественными. Кроме того, использование картин воображения приносит в процесс обучения элемент игры. Младшие школьники, проживая различные роли, с большим интересом выполняют движения, создавая благоприятный психоэмоциональный фон занятия.
Не маловажно и то, что в раздел АПГ входят элементы суставного массажа:
подготовительные упражнения к суставному массажу – потягивание в плечевом поясе («утренние потягушки») в сочетании с наклонами (сидя).
Массаж суставов ног – вращение стопы, скрутка стопы, упражнения для коленного сустава и тазобедренного.
Массаж рук – скрутка кистей в запястном суставе, сгибание рук в запястном суставе, сплетение в «замки» рук, упражнение для локтевых суставов и плечевых.
Также использую упражнения суставного массажа в сочетании с упражнениями на растягивание.
Медленные танцевальные шаги, ритмизированные танцевальные шаги, элементы аэробики использую в заключительной части антистрессовой пластической гимнастики.
Упражнения для дыхания полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов, они обучают ребенка правильному дыханию.
Подготовительное упражнение. Исходное положение. Стоя, сидя или лежа.
Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание насколько возможно. Выполняем 5-10 раз.