Тема 2. Понятие «искусство» и «художественная культура». Критерии художественности

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Теория искусства как научная дисциплина

Теория как внутренне дифференцированный, целостный комплекс представлений о природе и сущности явления, его структуре, функциях и перспективах развития. Логико-методологические принципы и правила как основа теории.

Теория искусства как научное знание, дающее целостное представление о сущности художественного, закономерностях его развития и системе определяющих его отношений. Современное научное знание и теория искусства.

Теоретическое знание об искусстве как о реконструкции и воспроизводстве человеческого феномена в непрерывно меняющемся историческом, социокультурном и психологическом контексте; как о синтезе и концентрации духовного опыта человечества и реализации человеческого феномена.

Искусство как функциональная саморазвивающаяся система. Искусство в системе культуры. Искусствоведение в системе гуманитарных и социальных наук. Предмет и задачи искусствоведения. Особенности формирования искусствознания как особой области научной деятельности. Исторически изменяемые представления об искусстве и задачах его исследования. Современная структура искусствоведческого знания: история искусства, теория искусства, художественная критика, музееведение, их методологические и функциональные отличия.

Тема 2. Понятие «искусство» и «художественная культура». Критерии художественности

Художественная культура и искусство. Искусство как подсистема художественной культуры. Художественная культура как совокупный способ, продукт и принцип организации художественной деятельности. Художественная деятельность как как совокупность творческих процессов, связанных с интеллектуально-чувственном отображении бытия в художественных образах и фиксированием последних в художественных произведениях посредством языка искусств. Аспекты художественной культуры. Духовно-содержательный аспект (образное представление о бытие, художественная картина мира). Организационный, институциональный аспект (совокупность социальных институтов, обеспечивающих создание, познание, хранение, распространение художественных ценностей). Морфологический аспект (рода, виды, жанры, виды, стили искусства). Структура художественной культуры на теоретическом уровне: субъекты художественной культуры (художники, аудитория искусства); художественно-культурные смыслы; художественная деятельность; художественное произведение.

Типы изобразительной активности. Проблема искусства и не-искусства. Критерии различения (по характеру использования изображения и по исполняемым им функциям). Эстетический критерий (искусство – изображение, предназначенное для созерцания и переживания). Разновидности не-художественной изобразительной деятельности и ее результатов.

Роль технических навыков в изобразительной деятельности. Вещно-предметный характер художественной деятельности. Искусство и ремесло.

Магическое изображение. Религиозное изображение. Священный образ. Культовый характер религиозного изображения. Иконопочитание и иконоборчество как две религиозно-эстетические парадигмы. Изображение как воздействие и его разновидности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Теория искусства как научная дисциплина

Теория как внутренне дифференцированный, целостный комплекс представлений о природе и сущности явления, его структуре, функциях и перспективах развития. Логико-методологические принципы и правила как основа теории.

Теория искусства как научное знание, дающее целостное представление о сущности художественного, закономерностях его развития и системе определяющих его отношений. Современное научное знание и теория искусства.

Теоретическое знание об искусстве как о реконструкции и воспроизводстве человеческого феномена в непрерывно меняющемся историческом, социокультурном и психологическом контексте; как о синтезе и концентрации духовного опыта человечества и реализации человеческого феномена.

Искусство как функциональная саморазвивающаяся система. Искусство в системе культуры. Искусствоведение в системе гуманитарных и социальных наук. Предмет и задачи искусствоведения. Особенности формирования искусствознания как особой области научной деятельности. Исторически изменяемые представления об искусстве и задачах его исследования. Современная структура искусствоведческого знания: история искусства, теория искусства, художественная критика, музееведение, их методологические и функциональные отличия.

Тема 2. Понятие «искусство» и «художественная культура». Критерии художественности

Художественная культура и искусство. Искусство как подсистема художественной культуры. Художественная культура как совокупный способ, продукт и принцип организации художественной деятельности. Художественная деятельность как как совокупность творческих процессов, связанных с интеллектуально-чувственном отображении бытия в художественных образах и фиксированием последних в художественных произведениях посредством языка искусств. Аспекты художественной культуры. Духовно-содержательный аспект (образное представление о бытие, художественная картина мира). Организационный, институциональный аспект (совокупность социальных институтов, обеспечивающих создание, познание, хранение, распространение художественных ценностей). Морфологический аспект (рода, виды, жанры, виды, стили искусства). Структура художественной культуры на теоретическом уровне: субъекты художественной культуры (художники, аудитория искусства); художественно-культурные смыслы; художественная деятельность; художественное произведение.

Типы изобразительной активности. Проблема искусства и не-искусства. Критерии различения (по характеру использования изображения и по исполняемым им функциям). Эстетический критерий (искусство – изображение, предназначенное для созерцания и переживания). Разновидности не-художественной изобразительной деятельности и ее результатов.

Роль технических навыков в изобразительной деятельности. Вещно-предметный характер художественной деятельности. Искусство и ремесло.

Магическое изображение. Религиозное изображение. Священный образ. Культовый характер религиозного изображения. Иконопочитание и иконоборчество как две религиозно-эстетические парадигмы. Изображение как воздействие и его разновидности.

Наши рекомендации