Билет 9. Оттоновская книжная миниатюра.

Кодекс Геро, Псалтирь Эгберта, Registrum Gregorii, Евангелие Оттона III, Бамбергский Апокалипсис, Евангелие аббатисы Уты, Евангелие Хитды, Золотой кодекс из Эхтернаха, Золотой кодекс собора в Шпайере.

· Конец 10 – начало 11 вв – золотые века немецкой средневековой миниатюры

· Около середины 10 столетия в живописи, преимущественно в миниатюре, наметился переход к новому стилю, несущему на себе отпечаток простоты и монументальности форм

· Светотень и глубина, столь характерные, например, для некоторых памятников каролингской миниатюры (Аахенское евангелие), постепенно исчезают, уступая место плоскостному, условному изображению с энергичным, сильно выраженным контуром. Пейзажный фон сводится к нескольким символическим знакам, изображающим горы и здания, или заменяется фоном нейтрального характера.

· Моделировка посредством теней сведена к минимуму. Она заменяется системой линий, разделяющих форму на отдельные части. Так, например, обнаженная фигура моделируется посредством дополнительных внутренних контуров, подчеркивающих очертания живота, груди, колен; на одеждах складки материи сочетаются в определенные группы. Постепенно вырабатывается особый условный язык передачи форм посредством линейных знаков, причем разнообразие более раннего времени уступает место ритмической правильности. Сравнительные пропорции фигур и частей пейзажа уже не вполне зависят от естественных масштабов, а вытекают из символического смысла данной сцены

· Опора на традиции раннехристианского и каролингского искусства НО очень быстрый отход от этих традиций (80е гг 10в – старые традиции; 90егг 10в – торжество нового стиля)

· Характерные черты: плоскостность, графичность, локальность цвета

· Византийское влияние: золотой фон, архитектура и пейзаж сводятся до минимума и приобретают условный характер

· Стремление более интенсивно выразить духовное начало – преувеличения (причудливо изогнутые тела, непомерно вытянутые руки, выскакивающие из орбит глаза)

· = византинизирующий колорит + придворная отточенность!

· Ведущая школа – 1) в скрипториях острова Рейхенау (расцвет: 970-1125); 2) Основателем второго художественного центра — школы Трира — Эхтернаха был, по-видимому, Экберт, архиепископ Трирский

· Часто – изображения неподвижно и торжественно восседающих на троне императоров (лишены всякой индивидуальности, не портреты, а олицетворения идеи божественного происхождения императорской власти.

· Стилистически мир еще очень примитивен!!! Очень рваный мир; множество отдельных традиций и волн примитива + традиции аристократического двора Оттона

· Основное направление развития идет в сторону усиления символического содержания образов, углубления религиозного чувства. Аскетические фигуры, напряженные позы, суровые, изнуренные лица, широко раскрытые глаза все чаще встречаются на страницах оттоновских рукописей. Главным средством для передачи внутреннего состояния человека становилась экспрессия линий и красок.

· С точки зрения содержания миниатюра этого времени обнаруживает стремление к обширным циклам, взятым главным образом из Нового завета. Наступает время богословской разработки догматов христианской церкви как общей основы для мировоззрения, охватывающего небо и землю, — время ранней схоластики. На страницах средневековых рукописей изображение вещей в их действительных связях часто вытесняется теперь системой изобразительных символов, непонятных без тщательного изучения деталей и чтения надписей умозрительного содержания.

· Для немецкой миниатюры 10—11 вв. характерно развитие отдельных от текста декоративно-изобразительных страниц, которых в обычном экземпляре евангелия бывало от двух до шести. В отличие от рукописей предшествовавшего времени манускрипты романского типа уже не знали самостоятельной жизни отдельных букв; текст оставался спокойным, вся декоративная сторона воплощалась в инициалах, которые обычно исполнялись в тонах золота и серебра.

· Пространственная глубина, эффекты света и перспективы исчезали, изображения делались более плоскими, возрастала роль линии, контура. Движение развивается в дрожащем, прерывистом ритме. Композиция часто строится на основе пересекающихся извилистых линий - Своей кульминации этот стиль достиг в первой трети 11 в. В середине 11 в. изображения становятся более монументальными, для них характерна величественность осанки и репрезентативность образа. Начинаются поиски закономерной, уравновешенной композиции, рисунок становится более спокойным! (Первая четверть 11 в – утверждение последовательного философско-догматического смысла)

v Кодекс Экберта (конец 10в) Муниципальна библиотека Трира

- художники Керальд и Гериберт

- живописные тенденции восходят к Евангелию Ады = процесс копирования каролингских рукописей

v Registrum Gregorii (Регистра св. Григория

- школа Трира!!!

- монументальный мотив антикизирующей культуры НО не греческая отвлеченность, а очень конкретно; элементы брутального натурализма

- внутренняя сосредоточенность и внимательность (но не Виз)

- изображение Оттона II и четырех фигур, очевидно, также олицетворяющих подвластные императору земли

- Общее понимание художественной формы, репрезентативность образа, композиционная схема и трактовка пространства позволяют говорить о монументальности целого. Для этого произведения, созданного выдающимся художником, характерна не чисто орнаментальная гармония красок, а подлинное живописное единство

!!! В 11 в. центром трирской школы стал близлежащий бенедиктинский монастырь Эхтернах. В рукописях эхтсрнахской школы встречаются многочисленные декоративные страницы, связанные с внутренним подразделением текста, украшенные обычно изображениями, подражающими восточным тканям. Декоративная разработка шрифта, в отличие от более ранних рукописей, сосредоточивается в инициалах, которые обычно исполнялись золотом и серебром. Пергамент, окрашенный пурпуром, и золотой шрифт, часто встречавшиеся в каролингских рукописях, исчезают

v Евангелие Оттона III, Мюнхен, Государственная библиотека

- Евангелист Лука: композиционный замысел – Школа Ады НО: изменилось все остальное!: = охваченный экстазом оракул (а не проповедник/писец)

легкие бесплотные фигуры, золотой фон, холодные, сияющие краски – впечатление неземного видения

- Въезд Христа в Иерусалим: продолжение процесса расслоения пространственных планов (каролинги); композиция совершенно плоскостна, фигуры на золотом фоне в двух ярусах друг над другом; фигуры разделены единой сценой, но связаны действием; деревья = сросшиеся грибы

- Разворот: Идеализированный портрет императора на троне + 4 склоненные женские фигуры (подвластные страны)

- Графическая манера, плоскостность; раскрашены чистыми яркими красками

- Стилистика: раскрасочная, схематическая примитивность

v Евангелие аббатисы Уты (между 1002 и 1025 гг.) Мюнхен, Государственная библиотека

= криптограммы на богословские темы

- несколько уровней текста, автор показывает все, что знает = словесно-образная конструкция+навязчивая геометрия

- богатство мотивов + разнообразие форм

- усложнение системы изображения; человеческие образы – в центре сложной орнаментальной композиции

- Фон разделен на отдельные поля с заключенными в них многочисленными фигурами, находящимися между собой в сложных символических сопоставлениях

- здесь налицо неорганическое соединение изобразительных форм с геометрией декоративных планов. Но все это искупается великолепным чувством целого, общей красотой графического комплекса

v Золотой кодекс из Эхтернаха

- суховатое и жесткое воспроизведение рукописей КВ

!!! Склонность к символизму наиболее ярко выражена и в монастырских школах Регенсбурга

v Золотой кодекс собора в Шпайере

- очень парадно

Наши рекомендации