Евангелие Годескалька, Евангелие Сен-Медард из Суассона, Аахенское Евангелие, Венское коронационное Евангелие, Евангелие Эббо, Утрехтская Псалтирь, Евангелие Лотаря, Турские библии.
· Искусство книги – на большой высоте. Книги в то время были в подавляющем большинстве религиозного содержания и обычно предназначались для церковной службы
· Замена трудночитаемых шрифтов меровингских рукописей единообразным упрощенным шрифтом – Каролингский Минускул.
· Украшенные миниатюрами рукописи изготовлялись обычно для правившей династии, а иногда подносились от имени императора или одного из его наследников монастырям, с которыми Каролинги поддерживали тесную связь
· Техника: преобладает гуашь с обильным применением золота. Пергамент нередко окрашивался пурпуром + тяготение к яркости красок и декоративной пышности
· Сочетание декоративного принципа с иллюстративным! Завитки + плетения на полях, орнаментированные инициалы – меровингская+англо-саксонская миниатюра НО орнаментальный декор – больше не единственное украшение! – возрождение Иллюстрации
· Образцы для иллюстраций: раннехристианские и византийские рукописи
· Главное отличие от миниатюры 7-8вв: в изображении человеческой фигуры!
· Распространенными декоративными мотивами были архитектурные формы, главным образом колонны с арками, портики, обрамлявшие обычно фигуры сидящих евангелистов или королей. Особенно характерны в этом отношении были таблицы канонов, украшенные аркадами (Евангелие Сен-Медард из Суассона)
· Инициалы: есть много общего с англо-ирландским искусством, но для этих памятников характерно выделение из орнамента повествовательных мотивов, которые постепенно начинали играть значительную роль, а также изображение человека без геометрической деформации, в более или менее естественных пропорциях и положениях
· Композиция: характерно развитие чувства равновесия и гармонического единства архитектурной рамки с центральным человеческим образом или сценой
· Школы: характерные приемы орнаментации и другие особенности позволяют различить в каролингской миниатюре многочисленные школы, существование которых показывает, что это искусство было далеко от неподвижности – несколько крупных центров изготовления рукописей!
1. Придворная школа Карла Великого
· Тяжеловесная роскошь
· Любовь к золоту, пурпурная окраска страниц, широкое использование орнаментов
· Иллюстрации практически ограничиваются изображениями евангелистов
· Господство декоративно украшенной ПЛОСКОСТИ
· 3 произведения: Между этими произведениями существуют значительные различия, но их можно объяснить хронологической последовательностью в развитии одного и того же художественного типа. Стиль Годескалька, работавшего в конце 8 в., еще несет на себе отпечаток геометрически плоской трактовки форм, а в его орнаменте играет большую роль сложное ленточное плетение, известное нам по другим памятникам «варварского» искусства + присутствие античных орнаментальных мотивов.
· Античное влияние в изображении человеческих фигур и лиц, очерченных мягкими округлыми линиями (Евангелисты Годескалька величественны и благообразны)
· В Сен-Медардском Евангелии - ясно наметились характерные черты этой школы - стремление к монументальной значительности образов (насколько возможно в миниатюре), к избытку и великолепию декоративных мотивов, широкому применению пурпура и золота
v Евангелие Годескалька (закончен в 783 г) Париж, Национальная библиотека
- богато украшенная рукопись, золотой и серебряный шрифт на пурпурном пергаменте
- доминирует изобразительная традиция в противовес декоративной
- сдержанная цветовая гамма – нет умения пользоваться цветом
- парадный, придворный оттенок
v Евангелие Сен-Медард из Суассона
= миниатюрные картины с пространственной глубиной и пластической округлостью форм
- богатые архитектурные фоны
- Евангелисты спокойно задумчивы и вдохновенны; их позы отличаются естественностью, и только в резких складках одежды преобладает условная стилизация = гибкая передача эмоционального звучания каждого образа
2. Позднеантичные прототипы. Школа «Евангелия Карла Великого»
· Образы римского искусства
· Наиболее близки к античным прототипам
· 1. Дворцовая школа 2. Ранняя реймская школа
v Аахенское евангелие (ок.810) Сокровищница собора в Аахене
- более беспокойная атмосфера
- вершина – в Реймской школе
v Венское коронационное Евангелие (конец 8в) Вена, Музей ИИ
- свободная живописная манера
- благородная представительность и объемность фигур, пейзажные фоны, отсутствие символов евангелистов – опора на очень ранние образцы
- сочетание пластической выпуклости форм с мягкой живописью фона, строгое чувство композиции, глубина пространства, заключенного в прямоугольную рамку миниатюры
- широкая обобщенная лепка форм; преобладание пятна над контуром; простота декоративного оформления листа
3. Реймская школа
· Важно: наглядность + внешняя бьющая экспрессия
· Особая взволнованная атмосфера
· Свобода интерпретации в рамках сложившегося канона
· Главные выразительные средства: линия, быстрый короткий штрих, внезапно возникающее красочное пятно
· Восприятие мира обострено, драматическое переживание
· Графичная манера
v Евангелие епископа Эбо (810-815) Эперне, Муниципальная библиотека
- евангелисты – состояние экстатического вдохновения
- фигуры стремительно развертываются в пространстве, беспокойные складки одежд
- манера: выплескивающая всю позднеантичную традицию на поверхность с легкой экспрессией
- наивная+упорная стилистика
v Утрехтская псалтирь (ок.830) Университетская библиотека Утрехта
- каждому псалму и нескольким включенным в рукопись молитвам соответствует рисунок, образное пояснение к тексту. Общее число рисунков, расположенных в виде полос – 165. Они состоят из многих самостоятельных сцен, объединенных холмистым пейзажем;
- острое, вибрирующее движение; эскизная манера; экспрессивный очерковый стиль!
- динамично сменяющие друг друга эпизоды; необычайная динамика!
- ранее не встречавшийся чисто графический тип миниатюры, где все выполнено пером и чернилами. Это как бы живые наброски, сделанные рукой переписчика под непосредственным впечатлением текста. Поток мелких фигур, вышедших из-под пера художника, завивается в хитрый. узор, своего рода каллиграфический орнамент
= искусство полное одухотворенности и динамики!
= каролингская рецензия позднеантичного художественного мира!
- полное копирование: Псалтирь Эодвина, Псалтирь Харли
4. Турская школа
· 30-40 е гг 9 века
· обильно иллюстрированные книги, возникновение Больших библей
· повествовательные иллюстрации+изображения каролингских монархов (величественные и торжественные – символы королевской власти)
· изящество орнаментации
· специальность школы: иллюстрирование библей. Иллюстрации часто являются миниатюрными произведениями живописи с подробно разработанным сюжетом, продуманной композицией и попыткой передать портретное сходство, если речь идет об изображении монархов
· Стиль: степенный и торжественный; композиции – ясность построения; каждая сцена полна значительности; фигуры – движение с достоинством, величавое спокойствие
v Библии Карла Лысого (около 850 г.) Париж, Национальная библиотека
- заказчик: аббат Вивиан
- иерархическое понимание пространства
- одна из се страниц (высотой 44 см) целиком занята миниатюрой, изображающей торжественный акт поднесения книги императору Карлу Лысому аббатом Вивьеном во главе процессии монахов
- разномасштабность фигур – идея иерархии!
- своеобразие пространственного решения – фигуры и пространство представлены с разного уровня зрения
- изображения распластаны на плоскости; пространственные планы – не друг за другом, а друг над другом.
v Евангелие Лотаря
- не очерковой пафосности реймское школы
- обилие золота
- нет античного
- более устойчивая традиция на будущее!