Дворцовый комплекс и его капелла в Аахене, надвратная зала в Лорше, ораторий в Жерминьи де Пре, базилика монастыря Сен-Рикье, базилика монастыря Фульда, базилика монастырей Сен-Галлен и Корвей.
· влияние древнеримского и раннехристианского зодчества – подражание древним памятникам в архитектуре
· господствовавшей стала базиликальная форма. Правда, в первой половине 9 в. это еще не определилось с достаточной ясностью; тогда продолжали возводить храмы самых разнообразных форм
· базилики каролингских времен в первоначальном виде не сохранились, но мы можем о них судить по дошедшим до нас остаткам и по различным документам; подражают раннехристианским
· через церковную традициию проходят тенденции, которые будут иметь более устойчивый характер
· большой размах монастырского строительства (рост могущества монастырей и их влияния в империи); монастырские комплексы IX в = целые поселки с множеством строений
· сооружение крипт! = вторая церковь в храме. Увеличение числа реликвий и погребений – появление плана крипты с радиально расположенными капеллами вдоль кольцевого обхода
v Аахенская капелла (795 – 805)
- архитектор: Одо из Меца
- входила в комплекс дворца КВ; было два центра – тронный зал+дворцовая капелла
- служила местом хранения важнейших государственных и церковных реликвий
- центрический план: концепция единства и централизации
= шестнадцатигранник внутри которого расположено восьмиугольное подкуопльное пространство
- не первое центрическое сооружение каролингской эпохи: капелла в Неймегене, церковь в Георгенберге НО: непосредственный образец – в Италии – Сан-Витале в Равенне:
1) Как и церковь Сан Витале, Аахенская капелла представляет собой высокий центральный восьмиугольный зал (диаметром 15 м), окруженный более низким (диаметром 29 м) шестнадцатиугольником, а не восьмиугольником, как в Сан Витале.
2) Отличия:
- упразднены экседры
- не существует отдельного объема нартекса
- нартекс сжался до двухбашенного фасада
- совсем не архитектура Юстиниана: все разделения массивные и обстоятельные!
3) Иное образное содержание: на первом плане – статичность пространства, доминирует масса стены и опоры в нижнем ярусе! + тенденция пространства подразделяться на отдельные зоны и ячейки
- Центральное пространство перекрыто куполообразным сводом на барабане с окнами. Обход был двухэтажный; нижний этаж открыт в центральное пространство простыми арками между опорными столбами восьмиугольника, а второй этаж имеет двухъярусную аркаду на колоннах, доставленных из Равенны. Таким декоративным приемом создавалась иллюзия трех этажей. Внутреннее пространство восьмиугольника весьма искусно соединено с внешним шестнадцатиугольником. В нижней галлерее применены сложные крестовые своды, в верхней - наклонные цилиндрические своды, передающие распор купола на массивные внешние стены.
- Структура подчеркнута, а не скрыта; Колонны опираются в кривизну арки – в Византии быть не могло; Видно грубую структуру – Этот памятник может помочь только сам себе! Традиции нет и быть не может!
v Надвратная зала в Лорше
- состоят из двух этажей. В нижнем - три большие арки на импостах, разделенные колоннами, несущими небольшой карниз. В верхнем этаже - каннелированные пилястры, но над ними - не арки, а треугольники фронтонов, вершинами своими упирающиеся непосредственно в верхний карниз. Колонны и пилястры выдержаны в античных пропорциях. Особое своеобразие придает воротам узор, выложенный из светлых и темных плит
- напоминает триумфальные арки императорского Рима
v Церковь Сен-Рикье
- трехнефная базилика с двумя трансептами. Восточный трансепт завершался полукруглой абсидой и хором; западный имел над проходом высоко расположенный хор. Над двумя средокрестиями, в местах пересечения трансептов и продольного помещения, находились башни. Это была уже сложная базилика с четко расчлененным внутренним пространством
- деревянные перекрытия
- Новое:
1) удлинение восточной части
2) пространство дробится на части: увеличение количества алтарей
3) двубашенный западный фасад – памятники Сирии-МА
v Церковь + Капелла св. Михаила в Фульде (820—882 гг. Перестроена в 11—12 вв.)
- самые верхние и нижние части никогда не пересекаются – возникают и глохнут на ходу
- церковь при перестройке 791-819 гг получила второй трансепт и хор; контрапсиды
v Монастырь Сен-Галлен
- сохранился набросок плана – регулярность+функциональная обоснованность!
- постройки расположены в строгом порядке и разделены пересекающимися под прямым углом улочками
- своими размерами выделяется церковь – базилика: 2 контрапсиды+2 башни на фасаде – многобашенность+сложные восточные обходы; один трансепт; главные входы – на западном фасаде по сторонам апсиды; к трансепту пристроена ризница и библиотека со скрипторием
v Церковь аббатства Корвей (873-885)
- дошел вестверк: двухъярусный зал с эмпорами, увенчанный шатром
- со стороны фасада фланкируют две прямоугольные башни