Билет 4. Книжная миниатюра раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.
Пентатевх Ашбернхема, Кодекс Эгино, Геласьенский Сакраментарий (Ватикан), Геллонский сакраментарий (Париж), Кодекс Ауреус из Кентербери, Евангелие Дарроу, Линдисфарнское Евангелие, Келлская книга, Эхтернахское Евангелие.
Франки: с 7в важнейшим из разделов меровингского искусства стала книжная миниатюра. Центр книгописания в Северной Галлии, крупные мастерские – монастыри Люксёй в Бургундии и Корби, скриптории Флёри. Манускрипты той поры – литургические книги, сочинения отцов церкви, реже – Евангелия. Повествовательные сцены отсутствуют, предпочтение символическим и сакральным знакам (фронтисписы украшает крест в арке, венки и аркады). «Меровингский курсив» - динамичный и декоративный характер букв. Яркая цветовая гамма с преобладанием красных, зеленых, желтых и синих тонов.
«Геллонский Сакраментарий», 780г, Париж. Мария в узорчатом восточном платье, капюшоне, с крестом и кадилом в руках, изображения сливаются с буквами (Распятие = T ; фигура Марии = I).
В поздней античности завершился переход к средневековому типу книги – кодексу – и принципу украшения её страничными миниатюрами.
Наиболее ранние памятники почти не сохранились, но есть более поздние копии (9 век).
Подлинники: Ватиканский (Римский) Вергилий (420/30 гг)
Миниатюры «Кведлинбургской Италы» (после 400 года, Берлин)
В 4в сочинения языческих авторов вытесняются религиозными текстами: списки Евангелия, литургические книги, комментарии и сочинения отцов церкви. Метод иллюстрирования: сначала – графические украшения колофонов (в конце выходные данные автора); затем – украшение таблицы канонов – согласований евангельских текстов (в начале книги, оформлялись как парадный вход: в виде импозантной арки или аркады); в дальнейшем – изображения евангелистов и иллюстрации некоторых евангельских сцен.
· В 4 веке сочинения языческих авторов вытесняются религиозными текстами: списки Евангелия, литургические книги, комментарии и сочинения отцов церкви. Метод иллюстрирования: сначала – графические украшения колофонов; затем – украшение таблицы канонов – согласований евангельских текстов (в начале книги, оформлялись как парадный вход: в виде импозантной арки или аркады); в дальнейшем – изображения евангелистов и иллюстрации некоторых евангельских сцен
«Евангелие Августина Кентерберийского» (конец 4 века, Кембридж): сохранилось 2 миниатюры (Евангелист Лука на троне в глубокой нише), линейно-графический стиль.
Ирландцы и англосаксы: возникли особое каллиграфическое письмо. Слово – магический знак, буква – священная религия, увеличенная буква в начале текста – инициал. Инициалы достигают огромных размеров, заполняя собой всю страницу. Их декорация – разнообразные мотивы, основа которых в кельтском наследии. Преобладает вечно движущийся варварский орнамент. Позднеантичная умирающая культура и кельсткий хтонический мир – два направления после 787 – собор иконопочитателей: изображения не отвергаются, и не почитаются, они нужны для иллюстрации. В 3/3 7в – воздействие Итало-византийского толка. Центр, из Кентербери распространялось влияние Рима. Отсюда обычай создавать пурпурные кодексы, написанные золотом, первенствующая роль – антикизирующие фигуративные изображения. Ирландия и Британия подверглись влиянию римской цивилизации в значительно меньшей степени, чем Испания или Галлия, и в этих областях долго-сохранялись пережитки родового строя. Ирландская церковь долгое время не была связана с римской и сохраняла свои особенности. Ее церковные обряды содержали некоторые черты местных языческих культов. Это, несомненно, отразилось и на художественной культуре монастырских скрипториев. Здесь слагается и получает широкое распространение своеобразный орнаментальный стиль, особенно полно выраженный в книжной миниатюре. Его характерной особенностью являются геометризм и линейно- плоскостная трактовка форм, распространившиеся и на изображение человека. Согласно новейшим изысканиям, стиль этот окончательно сложился во 2п 7в в Западной Англии. В качестве наиболее обычных мотивов можно назвать спирали, чаще всего в сочетании с раструбами (так называемый спирально-трубчатый орнамент), лестничный мотив из ломающихся под прямым углом линий, шахматный узор и особенно характерный зверино-ленточный орнамент: ленты со змеиными или звериными головами на концах, сплетающиеся в сложные, запутанные извивы. В человеческой фигуре обычно сохраняются лишь основные элементы человеческой фигуры, без которых изображение вообще перестает быть понятным. Англо-ирландские миниатюры выполнены с редким каллиграфическим мастерством при помощи пера, без какой бы то ни было моделировки. Золото и серебро не применяются.
«Золотой кентерберийский кодекс» («кодекс Аурес из Кентербери», сер8в, Стокгольм).
«Евангелие из Дарроу», 2п 7в, Дублин. Небольшая, соединение разных орнаментальных форм (точки, завитки, спирали, раструбы, ленты, обращающие сложные плетения, орнаментальные мотивы и головы фантастических животных), в расположения мотивов есть симметрия, страница имеет обрамление и центральное поле. Структурированный хаос, огромное количество плоского орнамента; где есть изображения – человек или птица, там они в орнаментальных рамах на пустом фоне, геральдические и сами плоские. Человек – коврик.
· Ангел в «Книге из Дурроу» уподобляется плоской, покрытой геометрическим орнаментом стеле, к которой приставлена голова в фас и ноги в профиль, в то время как руки вовсе отсутствуют. Условность трактовки переносится и на раскраску. Художник, не смущаясь, расцвечивает тело то красной, то синей краской (например, в сцене распятия Сент- Галленского евангелия). Что касается техники, то англо-ирландские миниатюры выполнены с редким каллиграфическим мастерством при помощи пера, без какой бы то ни было моделировки. Золото и серебро не применяются.
«Евангелие из Келлса», к7в, Дублин. Это библия, мельчайшие орнаменты, феноменальная каллиграфическая культура. Это абсолютна другая цивилизация, кельтский мир. Ощущение структурированного хаоса, они не иллюстрируют, это культура вещей, а не изображений. Густота орнамента – это свидетельство его значимости. Сам шрифт готов превратиться в орнамент. Это все - нечеловеческий мир, который в античности уже давно был вытолкнут. Орнаментальный подход к телесной форме, символы и знаки.
- ощущение структурированного хаоса
- не иллюстрация вещи, а создание предмета
- культура вещей, а не изображений. Шрифт = орнамент
- искусство балансирует на грани смысла и бессмыслицы
- архаично, но не примитивно
· осязаемая связь с ювелирным искусством (орнаментальная страница = драгоценный оклад)
«Евангелие из Эхтернаха», к7в, Париж. Экспрессивные изображения животных – символов евангелистов, высокая каллиграфичность контурной линии, страница заполнена рядами плоских ленточных спиралей.
В ирландских мастерских возникли особое каллиграфическое письмо. Слово – магический знак, буква – священная религия, увеличенная буква в начале текста – инициал. Инициалы достигают огромных размеров, заполняя собой всю страницу. Их декорация – разнообразные мотивы, основа которых в кельтском наследии. Преобладает вечно движущийся варварский орнамент.