Билет 3. Монументальная живопись Рима 6-9 веков.
Мозаики ц.Козьмы и Дамиана, Cан Лоренцо за стенами Рима, Cв.Агнессы, оратория папы Иоанна VII при базилике св.Петра, оратория Cв.Венанция при Латеранской базилике; фрески ц.Санта Мария Антиква; мозаики капеллы Cан Дзено церкви Санта Прасседе; мозаики ц.Санта Мария ин Домника.
Деконструкция античности, но приверженность к антикизирующей изобразительной традиции. Рим меньше всего подвержен примитивизации, но все равно постепенный переход ко все более плоскостной линейной и схематичной манере. Римская эллинистическая художественная культура, воздействие востока, полы, саркофаги. Сан Лоренцо в Милане – культура умирающая, Сан Лоренцо фуори ле Муро – конструктор из руин. С н9в – новый подъем мозаичного искусства (как-то все связано с иконоборчеством).
· Живописное наследие Рима 6-9 веков представлено мозаиками и фресками. Оно говорит об охранительных тенденциях Рима, приверженности к антикизирующей изобразительной традиции. Рим был менее всего подвержен примитивизации. Однако постепенный переход ко все более плоскостной, линейной и схематической манере в 7 и 8 веках
· Римские мозаики 6-7 веков не в лучшей сохранности. Все они обнаруживают близость к провинциальной струе восточноримского искусства как в техники мозаичной кладки, так и в стиле.
Позднеантичный стиль изображения и раннехристианский тип иконографии, проявившиеся в начале VII века - зеленые и золотые гирлянды аканфа на синем фоне, божественный Агнец в окружении 4 голубей, символизирующих евангелистов.
· В начале 9 века – новый подъем мозаичного искусства в Риме
- папа Пасхалий: хочет возродить честь древнего Рима
- строятся храмы на мощах святых
Мозаика ц. Козьмы и Дамиана в Риме, 526-530г. Очень большая апсида, с 6в дошла она и триумфальная арка. Христос стоит на возвышении, как бы шаг вперед делает и рукой всех обводит, Петр и Павел подводят Косму и Домиана, еще есть папа (правда поздний) и святой Федор (рядом с ним изображена птица-феникс). Внизу к центру сходятся овечки. У образов активная энергетика. Мастер, скорее всего, был римлянином, так как очень плотные складки, римский тип лица, мозаика – почти статуарная пластика. Внизу (где овечки) посередине изображена она овечка с нимбом, стоит на холме, из которого вытекают 4 реки. На триумфальной арке поклонение агнцу (на престоле овечка, по сторонам 4 ангела и символы евангелистов, ниже 24 апокалиптических старца). Композиция не закончена, так как при перестройке что-то меняли в стенах и частично их разрушили, была потеряна часть мозаик. Очень необычный фон вокруг Христа – вообще темно синий, но вокруг его фигуры горизонтальные линии красные, белые, голубые – как будто море на закате. Дважды изображенный Спаситель – новая ступень в иконографии.
Сан Лоренцо за стенами в Риме. Изображение на триумфальной арки, Христос синит на земном шаре-мандорле, золотой фон, угрюмые черты лица, к нему подходят по три человека с каждой стороны.
Мозаики оратория Св. Венеция при Латеранской базилике (ок. 640-649 гг): новое мироощущение, отрешенность образов, изолированность фигур, переливы холодной сине-голубой гаммы.
Базилика Санта Мария Антиква. В Риме сильная византиезирующая струя, из Константинополя бегут иконопочитатели. Первая римская базилика, посвященная Богородице. Здесь все стены, как винегрет. Слои художественной деятельности разных Пап, которые выступали как заказчики (до 8в кучу всего рисовали). Около 8в она стала разрушаться, в 9в она уже не служила, и ее засыпал культурный слой, в 19в ее отрыли. Так как это римское здание, ориентировано на юг. На стенах полипсест – по старым слоям делали новые (фрески). Там есть фреска, ее называют Прекрасный Ангел (из композиции Благовещения 7в, относится к правлению папы Иоанна 7, 705-707г), одухотворенный облик, сияющее выражение, совершенная скульптурная пластика, мягкая сочная живопись. Хотя проглядывается и римская основа (есть некая грузность форм). Там еще есть Благовещение 6в. И еще куча композиций. В западной части беглое, свободное изображение апостола Андрея, живой вдохновенный взор. Архангел Гавриил из Благовещения (на столбе). При папе Иоанне 7 тоже. Многоцветие, переливы, просвечивание тонов. Свечение. Хотя сделан он могучим. Здесь виден и чистый классический стиль, и классический стиль, соединенный с местными традициями.
-Сильная византинизирующая струя
-Околовизантийское искусство
Санта Прасседе в Риме, мозаики капеллы Сан Дзено 817-824г. Образ глорификации императора. Христос с 4 Никами-ангелами. Стилистика контурная, нет цветового пятна. Фон становится все более абстрактным (за Христом опять закат на море). Сестра Пуденцианы, церкви сестер (Пуденцианы и Прасседы) стоят по сторонам от Санта Марии Маджоры. Тоже церковь Пасхалия. Эта базилика менее перестроена, но создана позже. Еще у них был брат, тоже мученик, Федор, для него здесь есть капелла. Оригинальность строения – здесь есть две триумфальные арки перед алтарем. В целом, вся композиция – это поклонение агнцу (он расположен на престоле), под ним в конхе Христос с предстоящими, по сторонам Петр и Павел подводят к Христу двух святых сестер, рядом с Прасседой стоит их брам (справа), рядом с Пуденцианой стоит папа Пасхалий (слева). Завершают композицию две пальмы, на левой птица-феникс. По главной вертикальной оси расположены все самое главное: Христос, агнец, и на верху на самом Христос, там же, со внутренней стороны арок расположены вензели Папы. Агнец, по сторонам от него ангелы и символы евангелистов, под ними изображены 24 апокалиптических старца (по 12 с каждой стороны). На второй арке тема страшного суда, Христос по центру и сидящие (поясные) апостолы, к нему подходят тучи людей. В конхе внизу расположены 12 овец, идущих к Христу, под ними большая надпись про Папу. Линии ликов жесткие, черные, создают настрой, моделировки брошенные и внезапные, четкой конструкции нет, хотя общая симметрия ее создает. Наверху вход в капеллу Феодора. Вокруг арки два пояса, там изображения в медальонах: вверху Христос, под ним Богородица. По сторонам от Христа ученики, по сторонам от Марии некоторые святые и жены, в основании два портрета пап (переделаны в 19в). В ликах усилено все главное. В капелле свод, но вспарушенный, поэтом выглядит как купол. Христос с центре в медальоне, 4 ангела поддерживают обруч медальона. Все стены в мозаиках. Золотой фон. На одной из сторон Петр и Павел готовят престол Господу. Апостолов хотели поставить на землю, поэтому им создали что-то вроде зеленых квадратов по ногами (они касаются ногой части своего квадрата), на нижней линии квадрата растут цветы.
- контуры жесткие черные
- моделировки внезапные
- общей конструкции нет, но конструкции создают
- желание передать нечто о большой духовной перспективе
- просто, набросочно НО очень эффектно
- очень выразительно
- нарастание стилизации
= воспроизводится структура!!! Стилистика нет
Санта Мария ин Домника. Все огрубляется, триумфальная арка и конка.
-Попроще и погрубее
Итог: нарастание стилизации. воспроизводится античная структура, но стилистика и форма совсем не античная.