Перемена отношения к предмету
На сцену ставится стул. Мы спрашиваем студента: «Как вы стали бы относиться к этому стулу и что стали бы делать, если бы перед вами был трон Петра I?» Предположим, что студент отвечает: «Мне было бы интересно подробно его рассмотреть». Мы предлагаем ему с тем новым отношением (интересом), которое возникло у него, осмотреть стул, относясь к нему как к трону Петра I. Тут нужно предупредить, чтобы студент не пытался видеть трон вместо стула, не пробовал вызвать галлюцинацию, не вспоминал какой-нибудь виденный им в музее или на картине трон и не старался в своем воображении дорисовывать форму трона (высокую спинку, золотые ручки и т. п.), а рассматривал именно тот стул, который перед ним. Ясно видя все подробности полировки, структуру дерева, винты, царапины, относился бы к ним так, как если бы это была инкрустация, чеканная и резная работа, гербы, украшения и т. п. Затем мы предлагаем ему искать другое отношение к этому же стулу. Например, такое, какое родилось бы у него, если бы он увидел в музее американский электрический стул для казни. Снова, рассматривая и ясно видя стул, студент может найти отношение к изгибам спинки, как к электроприборам, к винтам — как к месту прикрепления осужденного и т. д.
В этих упражнениях предмет не настоящий, а «подставной», но отношение к нему ищется подлинное. Мы стараемся «подставлять» предметы более или менее подходящие по форме к тем, к которым надо найти отношение.
Предлагаемые обстоятельства упражнения должны быть созданы самими студентами.
«Это один из бесчисленных примеров того, как с помощью воображения можно внутренне перерождать для себя мир вещей. Его не надо отталкивать. Напротив, его следует включать в создаваемую воображением жизнь.
Такой процесс постоянно имеет место на наших интимных репетициях. В самом деле, мы составляем из венских стульев все, что может придумать воображение автора и режиссера: дома, площади, корабли, леса. При этом мы не верим в подлинность того, что венские стулья — это дерево или скала, но мы верим в подлинность своего отношения к подставным предметам, если бы они были деревом или скалой».
Одна из учениц взяла такое отношение к стулу, как если бы это было старое, ободранное и разбитое дедовское кресло, принесенное с чердака. Начав упражнение, она осмотрела стул, попробовала его крепость, села на него. Но ее действия были показными, наигранными, и верного отношения у нее не получилось. Когда же она стала по-настоящему решать, можно ли как-то использовать разбитое кресло, верное отношение родилось. Она осторожно принесла стул, тщательно отерла его от пыли, подробно осмотрела повреждения и, определив, что его можно отремонтировать, решила временно поставить в угол комнаты.
В другом случае ученик взял палочку и стал искать отношение к ней, как к подаренной ему авторучке, как раз такой, какую ему хотелось иметь. Затем взял второе отношение — как к ручке, найденной на бульваре. Оба упражнения были так затороплены, что действия были выполнены формально и никакого отношения не родилось. Когда же ученик успокоился, перестал нервничать и торопиться, дал себе время на оценку найденной вещи, поиски владельца и т. п. — верное отношение возникло,
В большинстве случаев студент в начале обучения еще не свободен, нервничает. Поэтому его надо почаще вызывать на сцену, успокоить, дать ему возможность привыкнуть к сцене и освободиться.
Однажды студент взял кольцо и стал искать к нему отношение как к кольцу своей матери. Он держал кольцо на ладони, о чем-то думал, и смотреть на него было интересно. Когда его спросили, о чем он думал, он ответил: «Вот это кольцо моя мать получила в подарок от моего покойного отца, а теперь ей приходится нести его в ломбард». Так верно составленные предлагаемые обстоятельства вызвали логичное течение мысли, и отсюда родилось правдивое отношение к предмету.
Вот еще несколько примеров перемены отношения к предмету.
Взять книгу. Это: а) первое издание стихов Пушкина; б) семейный альбом; в) собрание карикатур.
Поставить стул. Это: а) печатный станок подпольной большевистской типографии; б) формалистическая скульптура; в) образец бракованной продукции.
Взять несколько вещей (шляп, косынок, поясов, часов): а) выбираю вещь для себя; б) выбираю для подарка дорогому человеку; в) выбираю, выполняя поручение неприятного человека.
Читаю: а) неинтересный материал для урока; б) смешной рассказ; в) страшный рассказ.
Спичечная коробка — «птица»; а) только что пойманная; б) больная.
Чемоданчик — «телевизор». Смотрю: а) спортивное состязание; б) веселую комедию; в) последние известия по интересному для меня вопросу.
Пальто на вешалке: а) новое пальто подруги; б) пальто незнакомое — интересно, кто к нам пришел; в) мое нелюбимое пальто.
Объявление: а) об условиях приема в различные вузы; б) о приезде на гастроли театра Французской комедии или известного московского театра; в) об отмене спектакля.
Документ: а) только что полученный комсомольский билет; б) приказ о выговоре; в) лотерейный билет, который выиграл.
Стакан воды: а) вкусное вино; б) горькое лекарство.
Меховая шапка: а) котенок; б) букет цветов от того, кто нравится; в) кукла-медвежонок.
Шляпка: а) только что куплена; б) съедена молью.
Лист бумаги — фотография: а) подруги; б) любимой актрисы; в) матери; г) любимого; д) соперницы.
Коробка: а) флакон духов; б) нашатырный спирт.
Стена: а) зеркало; б) стена Коммунаров.
После того как студенты закончили упражнения, мы просим их рассказать, какие мысли у них возникали по поводу тех предметов, с которыми они действовали. Обычно верно составленные предлагаемые обстоятельства вызывают верное отношение к предмету.
Иногда отношение к предмету возникает мгновенно, рефлекторно и сразу наполняется действиями и чувствами.
Вот что пишет по этому поводу К. С. Станиславский:
«Но бывает, что «если бы» выполняет свою роль одно, сразу, не требуя дополнения и помощи. Вот например...
Аркадий Николаевич одной рукой подал Малолетковой металлическую пепельницу, а другой передал Вельяминовой замшевую перчатку, сказав при этом:
— Вам холодная лягушка, а вам — мягкая мышь. Он не успел договорить, как обе женщины с брезгливостью отшатнулись.
— Дымкова, выпейте воды,— приказал Аркадий Николаевич.
Она поднесла стакан к губам.
— Там яд!— остановил ее Торцов. Дымкова инстинктивно замерла.
— Видите!— торжествовал Аркадий Николаевич,— все это уже не простые, а «магические если
бы», возбуждающие мгновенно, инстинктивно само действие».
Упражнения строятся от простых к более сложным. Если в первоначальных упражнениях мы добивались, чтобы студенты на сцене видели, слышали, осязали, обоняли, думали и действовали так же, как и в реальной жизни, то с включением в работу вымысла воображения мы хотим помочь учащимся во внутренней перестройке, которая позволит им и в воображаемой жизни действовать по законам органической природы. Степень этой перестройки зависит от способностей каждого студента, его темперамента, характера и прочих человеческих свойств.
Например, в одном упражнении, когда стул должен был изображать подворотню, за которой находится злая собака, я вспомнил, как меня однажды укусила злая собака. После этого мне приходилось ходить ежедневно мимо ее подворотни. Собака знала, в какие часы я прохожу, и поджидала меня, горя желанием снова укусить. Недалеко от подворотни я нашел кирпич и, проходя мимо нее, всегда держал этот кирпич в руках. Она выскакивала, я замахивался кирпичом, и ей приходилось позорно бежать. Пройдя подворотню, я прятал кирпич и, когда надо было опять проходить мимо, снова брал его. Другой студент это упражнение сделает совсем иначе. Может быть, будет подкармливать собаку и подружится с ней. Третий пожалуется в домоуправление и потребует, чтобы собаку посадили на цепь, и т. д.