Сложившиеся традиции Организации или Группы
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все виды деятельности ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
• явлениям нравственной жизни ребенка
• окружающей природе
• миру искусства и литературы
• традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
• событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.)
• сезонным явлениям
• народной культуре и традициям.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.
Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Такое планирование обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.
Тематические недели на год.
Тема | Развернутое содержание работы | Варианты итоговых мероприятий |
День знаний (1 неделя сентября) | Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к школе, книге. Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка, расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник, повар и др.) | Праздник «День знаний» |
Я в мире человек (2-я – 3-я недели сентября) | Расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Расширение представлений детей о своей семье. Формирование первоначальных представлений о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т.д.). Закрепление знания детьми своих имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомство детей с профессиями родителей. Воспитание уважения к труду близких взрослых. Формирование положительной самооценки, образа Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, формирование уважительного, заботливого отношения к пожилым людям родственникам. | Открытый день здоровья |
Осень (4– неделя сентября, 3 –я неделя | Расширение представлений детей об осени. Развитие умения устанавливать | Праздник «Осень». Выставка детского |
октября) | простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные изменения. Расширение представлений о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширение знаний об овощах и фруктах (местных, экзотических). расширение представлений о правилах безопасного поведения на природе. Воспитание бережного отношения к природе. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование элементарных экологических представлений. | творчества. |
Мой город, моя страна (1-я, 2-я недели ноября) | Знакомство с родным городом (поселком). Формирование начальных представлений о родном крае, его истории и культуре. Воспитание любви к родному краю. расширение представлений видах транспорта и его назначении. Расширение представлений о правилах дорожного движения. расширение представлений о профессиях. Знакомство с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию. | Спортивный праздник |
Новогодний праздник (3-я неделя ноября – 4 неделя декабря) | Организация всех видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника | Праздник «Новый год». Выставка детского творчества |
Зима (1-я неделя января, 1 неделя февраля) | Расширение представлений детей о зиме. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развитие умения вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, отражать ее в рисунках, лепке. Знакомство с зимними видами спорта. Формирование представлений о безопасном поведении людей зимой. Формирование исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой и льдом. Закрепление знаний о свойствах снега и льда. Расширение представлений о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. | Праздник «Зима». Выставка детского творчества. |
День защитника Отечества (2-я -3-я недели февраля) | Знакомство детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России. Воспитание любви к Родине. Осуществление гендерного воспитания. Приобщение к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. | Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. Выставка детского творчества. |
Мамин день (4-я неделя февраля – 1 неделя марта) | Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитание уважения к воспитателям, другим сотрудникам детского сада. расширение гендерных представлений. Привлечение детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям | Праздник 8 марта. Выставка детского творчества. |
Знакомство с народной культурой и традициями (2-я – 3 недели марта) | Расширение представлений о народной игрушке (дымковская игрушка и т.д). Знакомство с народными промыслами. Привлечение детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Продолжение знакомства с устным народным творчеством. Использование фольклора при организации всех видов детской деятельности. | Фольклорный праздник. Выставка детского творчества. |
Весна (4-я неделя марта– 4 неделя апреля) | Расширение представлений о весне. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные изменения наблюдения. Расширение представлений о правилах безопасного поведения на природе. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование представлений о работах, проводимых весной в саду и огороде. Привлечение детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике. | Праздник «Весна». Выставка детского творчества. |
День Победы (1-я – 2 неделя мая) | Осуществление патриотического воспитания. Воспитание любви к Родине. Формирования представлений о празднике, посвященному Дню победы. Воспитание уважения к ветеранам войны. | Праздник, посвященный Дню Победы. Выставка детского творчества. |
Лето. (3-я – 4-я недели мая) | Расширение представлений детей о лете. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. знакомство с летними видами спорта. формирование представлений о безопасном поведении в лесу. | Праздник «Лето». Выставка детского творчества. |
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме (1-я неделя июня – 4-я неделя августа) |
В МБДОУ «Детский сад №105» с годами сложились свои традиции, связанные с жизнедеятельностью детей, а также и традиции коллектива работников дошкольной организации. Ритуалы и традиции способствуют развитию чувства сопричастности сообществу людей, помогают ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события. Поэтому мы считаем необходимым введение традиций в жизнедеятельность детского сада. Каждая традиция должна решать определенные воспитательные задачи, должна стать предметом развития и ценность традиции в том, что она объединяет вокруг себя каждого «жителя» детского сада, и взрослого и ребенка.
В нашем детском саду существуют свои традиции:
-День знаний (1 сентября)
-День дошкольного работника (27 сентября)
-Неделя безопасности
-День матери (27 октября)
- Праздник осени
- Новогодний праздник
-Неделя зимних каникул
-Праздник весны и птиц
- Фольклорные праздники: Масленица
- Выпускной - День защиты детей
III. Организационный раздел
Обязательная часть
3.1.1 Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
В учреждении создана необходимая среда для осуществления образовательного процесса.
Для обеспечения познавательного развития детей в СП оборудованы:
• Центры воды и песка, где есть возможность знакомить детей с различными свойствами веществ;
• Познавательные уголки для экспериментирования;
• Уголки национальной культуры (государственная и республиканская символика, дидактические игры и пособия);
• Уголки экологии (глобус, дидактические игры, комнатные растения и др.);
• комната дорожного движения (светофор, дорожные знаки).
В весенне-летний период сотрудниками ДОУ произведено благоустройство участка: площадки оборудованы малыми формами: качели, качалки, лавочки, столы, горки, песочницы с тентами, клумбы.
Для проведения воспитательно-образовательной работы в детском саду имеются: 5 оборудованных групп, зал для музыкальных и физкультурных занятий, методический кабинет, медицинский кабинет. В ДОУ есть методический кабинет, в котором собраны дидактические игры и пособия, материалы для консультаций, библиотека с учебно-методической и периодической литературой. Имеется достаточное количество материально-технических пособий и оборудования для работы с дошкольниками.
Имеются компьютеры, проектор, экран, музыкальный центр, телевизор. Медиатека ДОУ пополняется новыми ресурсами по разделам программы. Выход в Интернет, сайт ДОУ, электронная почта.
Для обеспечения качественной реализации образовательных программ в ДОУ имеется учебно-методическая литература, а также дидактические пособия и материалы. Это в частности, специально разработанный пакет методических документов (программы, перспективные планы НОД, хрестоматии), позволяющих организовать образовательную работу, четко следуя логике построения программ. ВДОУ имеется достаточное количество картин, иллюстраций, картинок, справочной и методической литературы.
Существенное значение для успешного усвоения воспитанниками ДОУ содержания образовательных программ имеет организация окружающей среды. В ДОУ существует определенная специфика построения окружающей среды, которая наиболее тесным образом связана с целями и содержанием образовательных программ. Функционируют и пополняются материалы для рисования, музыкально-дидактические игры и пособия, строительные материалы, конструкторы, бросовый природный материал. Все игровые зоны, игрушки расположены в доступном для детей месте. Как правило, весь материал находится постоянно в пригодном для использования состоянии.
Организованная таким образом предметная среда обеспечивает оптимальные и максимально комфортные условия для полноценного развития детей.
п/п | Образовательные области (направления развития детей) | Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов физической культуры и спорта с перечнем основного оборудования |
Развитие речи Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие | Групповые комнаты: - сюжетно – ролевые игры - самообслуживание - трудовая деятельность - самостоятельная творческая деятельность - ознакомление с природой, труд в природе | |
Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие | Музыкально-физкультурный зал - Спортивное оборудование - Подборка аудиокассет - Ширма для кукольного театра - Музыкальные инструменты для детей - Различные виды театров - Детские и взрослые костюмы - Детские стульчики - Ростовые куклы |