Соединение деталей лесной скульптуры
Часто для того, чтобы осуществить задуманную композицию лесной скульптуры, приходится прибегать к склеиванию деталей и отдельных частей. Делать это надо с особой тщательностью, чтобы не испортить внешний вид изделия.
Соединяемые части необходимо согласовать и подобрать по цвету и текстуре.
После этого следует выбрать скрытые места для склеивания. Это могут быть места, закрытые деталями произведения.
На начальной стадии обработки лесной находки склеиваются и соединяются основные детали. Сначала они закрепляются на изделии без клея, обрабатываются, отшлифовываются и тонируются и только после этого склеиваются. Делать это необходимо именно в такой последовательности, так как большинство синтетических клеев, применяемых в процессе обработки изделия из древесины, водостойки и не принимают водных красителей. Вдоль шва в этих случаях могут образоваться белые полосы, портящие внешний вид изделия.
При изготовлении лесных скульптур бывают случаи, когда необходимо соединить два корня в одной композиции.
Для этого в нижнем корне необходимо сделать сквозное дупло и обработать нижнюю часть верхнего корня в соответствии с ним. После этого верхний корень следует вогнать в нижний. Он будет играть роль подставки для композиции.
Перед тем как приступить к соединению деталей, необходимо подготовить места соединения. Желательно при этом обеспечить наибольшую прочность, а также незаметность мест склеивания.
Для подгонки деталей к местам соединения можно применять несколько способов. Наиболее распространенным из них является прирезка, которая заключается в том, что детали плотно подгоняются друг к другу, а места их соединения прорезываются пилой. Способ прирезки используется чаще всего для подготовки плоскостей, которые расположены вдоль волокон древесины.
В некоторых случаях можно применить такой способ несколько раз, сдвигая детали и закрепляя их струбцинами на подкладке. Таким образом можно улучшить точность прирезки.
Плоскости, соединенные с помощью прирезки, следует зачистить остро заточенным ножом, шлифовальной шкуркой или рубанком.
Более точная подгонка деталей обеспечивается прифуговкой.
Соединения деталей называются вязками, в которых детали скрепляются гвоздями, шурупами или шипами.
С помощью шипа – определенной части одной детали, которая входит в отверстие, предварительно сделанное в другой детали, – можно провести несколько видов вязок. Шип может входить в другую деталь полностью или на определенную глубину, может быть вставным или составлять единое целое с соединяемой деталью.
Соединения, проводимые с помощью шипов, могут быть концевыми (в том случае, если обе детали соединяются концами) и тавровыми, или серединными (если один конец детали присоединяется к середине другой детали).
Угловые соединения
Угловые вязки с помощью шипов делятся на несколько видов: вязка сквозным прямым двойным шипом, вязка сквозным прямым одинарным шипом, вязка накладкой в полдерева, вязка шипом «ласточкин хвост», вязка на ус примыканием, вязка на ус со вставным шипом, вязка на ус внакладку, вязка на ус сквозным шипом, вязка на ус с нагелями, вязка на ус потайным шипом, вязка вставными шипами, вязка прямым глухим одинарным шипом и т. д.
Наиболее распространенным видом угловой вязки является соединение сквозным прямым одинарным шипом, которое применяется чаще всего на 1/3 толщины детали.
Самым простым, но и самым непрочным соединением является вязка накладкой в полдерева, при которой требуется дополнительное соединение деталей нагелями, шурупами, гвоздями или шипами. Проводится вязка после срезания 1/2 толщины бруска.
Если на лицевой стороне изделия необходимо скрыть торцевые стороны шипов, рекомендуется применять вязку прямым глухим одинарным или двойным шипом.
Вязка сквозным прямым двойным шипом достаточно прочна. Для ее проведения используются шипы толщиной, равной 1/5 толщины детали.
В том случае, если соединение работает на разрыв, рекомендуется применить соединение шипом «ласточкин хвост». Шип в узкой части должен быть равен 1/3, а в широкой – 3/5 толщины детали. Для соединения деталей изделия, назначение которого не требует повышенной прочности, можно применить вязку на ус внакладку. Толщина шипа при этом равна 1/2 толщины детали.
Для того чтобы провести соединение на ус со вставными шипами – нагелями, необходима точная приторцовка деталей, а также долбление или сверление гнезд.
Точной приторцовки поверхностей деталей изделия требует соединение на ус сквозным или потайным шипом. Толщина шипов должна быть равна 1/3 или 1/5 толщины деталей.
Соединения на ус со вставным шипом проводятся с помощью одного или нескольких шипов на клею.
Вязка на ус примыканием требует очень тщательной приторцовки деталей, желательно с дополнительным креплением.
Тавровые соединения
Для повышения прочности при тавровых вязках рекомендуется дополнительно применять крепление нагелями.
Серединные вязки делятся на несколько видов: вязка накладкой в полдерева, вязка трапециевидной накладкой, вязка глухим сковороднем, вязка в полдерева «лапой», вязка вставными шипами и вязка прямым одинарным шипом. В том случае, если детали изделия с трудом входят друг в друга, можно нанести несколько ударов молотком или киянкой, предварительно подложив под изделие предохранительную доску или брусок.
Соединения на шурупах
Перед тем как приступить к соединению деталей с помощью шурупов, следует провести некоторые подготовительные работы. Для этого рекомендуется сделать в заготовке отверстие размером в половину длины шурупа и 2/3 его диаметра. После этого в отверстие можно вставить шуруп и завинтить его в нужном направлении. Такой способ поможет сохранить целостность древесины.
Шуруп, предназначенный для использования в соединении, должен иметь хорошо заточенное прямое острие и нестертую прорезь в головке. Для облегчения ввинчивания шурупа в древесину можно смазать его мылом. Заржавевшие шурупы рекомендуется смазать маслом.
Соединения на клею
Чаще всего детали лесных скульптур соединяются на клею. Клей может быть неразогреваемым (холодным) или разогреваемым (теплым).
Наиболее подходящими для соединения деталей лесных скульптур из теплых клеев считаются мездровый и костный, плитки которых рекомендуется разводить в теплой воде в пропорции 1: 3.
Следует разводить клей исключительно перед применением, предварительно замочив в воде на 6 часов. После размягчения плитки клея следует слить излишки воды и нагреть при постоянном помешивании до температуры 55–60 °C. Разогреваемый клей сохнет в течение 5–25 минут.
Неразогреваемый клей изменяет окраску древесины тех пород, которые содержат в своем составе дубильные вещества. Его следует разводить водой с добавлением небольшого количества щелочи при постоянном помешивании.
Достаточно широко используется эпоксидный клей, который относится к разряду клеев на основе синтетических смол. Такой клей высыхает в течение 24 часов.
Сооружение подставки
После обработки лесной находки и скульптуры следует изготовить для них подставки. Они необходимы для того, чтобы композиция находилась в устойчивом положении.
Изделиям, находящимся в вертикальном состоянии, подставки нужны для того, чтобы увеличить массу опорной поверхности. Тем самым достигается устойчивость.
Желательно делать опорные подставки из того же материала, из которого сделана сама композиция. Также для этих целей можно применять куски отшлифованных и обработанных мраморных плит, торцовые срезы пней или стволов деревьев, наросты и корни.
При изготовлении подставки необходимо следить за тем, чтобы ее размеры соответствовали пропорциям изделия, а также обеспечить сочетание или контраст с композицией по цвету и фактуре материала.